BEL ENG DEU FRA

        Купалье - ходить или не ходить? Прот. Сергий Лепин

Вопрос о двоеверии, это вопрошание не только о чтойности «двух вер», но и о том, как эти веры связаны между собой. Принято считать, что титульная вера является наложением на некую изначальную, сублимированную - языческую. Что представляет собой титульная (в нашем случае христианская) вера более менее понятно. Но что насчет язычества?

(просмотров 155)   Читать полностью...

        Оправдание абортов и уничтожение "унтерменшей" имеет одну логику. Прот. Сергий Лепин о праве убивать

Изучаю соцсети на предмет реакции на проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия». Комментарии ужасают - не только своей античеловечностью и антихристианством, но и своей антилогикой: люди не могут на шаг вперед просчитать последствия своих слов. Или могут, но эти последствия их устраивают и даже более: если РПЦ против абортов, то, хотя бы, только поэтому они будут за.

(просмотров 158)   Читать полностью...

        Дух потворства ЛГБТ - пошел вот! Прот. Сергий Лепин о "принятии" ЛГБТ в Церкви

Недавно в Литве прошел гей-парад. Лидер БНФ на него сходил, ему там понравилось, и жизнь его теперь не будет прежней. Политик сказал, что, побывав там, он «стал лучше понимать этих людей», его «отношение к ним стало менее категоричным», а «власти должны посодействовать проведению такого мероприятия» в Беларуси.
Это вызвало протесты внутри партии. Некоторые ее члены заявили о выходе из нее: мол подобное поведение - это попрание не только традиционных библейских принципов, но и консервативной идеи, и вообще, при Зеноне такого не было, и все такое.

(просмотров 187)   Читать полностью...

        Выставка икон XVII века «Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы».

Представленные на выставке «Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы», которая проходила в Национальном художественном музее Беларуси, памятники из собрания Музея русской иконы относятся к XVII веку – одному из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре. Чтобы понять как развивалось церковное искусство Московии (Руссии) в XVII веке нам нужно восстановить в памяти исторические события, происходящие до этого времени. Они то и послужили причиной изменения отношения к иконописному мастерству и богословским канонам.

 

Ордынское нашествие, угасание византийской империи, отлучение Москвы от общения с Константинополем за самостоятельное избрание митрополита, жестокое правление царя Иоанна Грозного, голод и смута привели к тому, что уровень культуры в восточной части русских земель упал. Люди стали малообразованны и страшно отстали от Запада. В то же время Киев, Туров, Полоцк, входившие в состав Великого Княжества Литовского, не потеряли связи ни с Константинополем ни с Западом в целом. Молодые люди, желавшие служить в Церкви или просто быть образованными людьми, выезжали учиться на Запад.

 

Но после преодоления смуты, в Москве идея замыкания в себе уже не имела поддержки. Царь начал управлять страной совместно с Земскими соборами. Страна стала походить на европейское государство. Соборы и цари, хотя и стремились раскрыть страну миру, но при этом  старались сохранить свои традиции, святыню Православия. Возникла идея освобождения Костантинополя и всего православного населения Балкан от турецкого завоевания. Царь, возмечтал стать Вселенским православным царем и даже императором. Греки и южные славяне зачастили в Москву, прося помощи в освобождении от мусульман. Но для этого требовалось чтобы Православие стало единым. А со времени Стоглавого собора 1551 года в Московии утвердилось местное православие со многими ошибками в службах и даже в Символе веры. Назрело время перемен.

 

В Великом Княжестве Литовском в это время тоже происходили события, повлиявшие на церковную жизнь православных, и в том числе на церковное искусство. После Люблинской унии (1569), ВКЛ соединилось с Польшей и образовалось новое государство демократического типа - Речь Посполитая. В Киеве православный митрополит Петр Могила создал Киево-Могилянскую академию.  Многие преподаватели академии проходили подготовку в западных университетах. Весь строй новой школы был позаимствован с латино-польских образцов, которые в то время считались самыми передовыми. В 1634 году отделение Могилянской академии создается в Москве, где монахи Киево-Братского монастыря обучали юношей. Это  событие тоже косвенным образом отразилось на церковном искусстве Руссии.

 

В середине XVII века происходит еще одно важное событие, которое повлияло на весь ход дальнейшей истории России и на церковное искусство в частности. Это реформы патриарха Никона (1652–1666). Они послужили причиной раскола не только в церковных кругах, но и во всем обществе. Церковь разделилась на два противоположных лагеря. Хотя реформы патриарха, были направленны на внесение изменений в богослужебные книги  в целях их приведения к единообразию с современными греческими, «старообрядцы» выступили за сохранение обрядов своих предков, против исправления книг, в том числе против живописных нововведений. Они почитали «дораскольные» иконы, старались сохранить, как они утверждали, «тонкость древнего письма».

 

В рядах иконописцев тоже произошло раздвоение. Одни прислушиваясь к новым указам власти, стали следовать т.н. «живоподобному» стилю. Этому направлению придерживались мастера из Оружейной палаты. Другие, сохраняя верность традициям старой школы, подвергались постоянным репрессиям и гонениям. Позже, в XVIII веке это привело к полному непониманию и отрицанию художественного языка древней русской иконы.

 

В этот период можно выделить несколько стилистических вариантов иконописи. Одна из них, так называемая Строгановская школа, сложилась в среде царского двора. Строгановы были меценатами и поддерживали искусство. Мастера этой школы, работающие преимущественно в Сольвычегодске, еще помнили древние технологии, но стали придавать фигурам более благоговейные позы, украшать одежды изящными узорами, пейзажи начали писать фантастическими.

 

В Москве же руководство искусством стало централизованным, изменения в нем регламентировались властью. Лучшие художественные силы сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле, которая позже стала своеобразной иконописной школой для всей Руссии. С середины XVII столетия усиливается влияние европейской художественной культуры, так как Москва стремиться к просвещенной Европе. Для западных государств она становится более привлекательной. В Москву приглашаются мастера и учителя из разных стран Европы. Художники Москвы знакомятся с произведениями искусства Запада.  Это приводит к существенному расширению круга сюжетов и усложнению иконографии. В этот период изобразительный язык русской иконы стремится к более реалистической трактовке личного письма, использованию светотеневой моделировки, передаче объемной пластики формы и завершается период древнерусского искусства.

 

Мне бы хотелось остановиться только на некоторых иконах из этого собрания, которые привлекли мое внимание необычным исполнением знакомых сюжетов или образов.

 

Икона «Рождество Иоанна Предтечи»

Она происходит из вологодских земель. В первую очередь бросается в глаза то, что главные персонажи как бы парят в воздухе. Такое впечатление, что они взяты из других изводов и помещены в пространство придуманного мастером города. В палитре много зеленого цвета. Такой зеленый цвет (я бы сказал: травяной или болотный) войдет в моду именно в это время. Сам город решен весьма необычно. Все пространство стен заполнено окнами. Но фигуры, хоть и нарисованы неловко, но они привлекают наше внимание умиротворенным выражением лиц, а их движения исполнены благородства и плавности.

 

Мне думается не случайно на свитке Захарии отражены слова, произнесенные им в момент пророческого откровения: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему» (Лк. 1, 68), а не традиционный текст – «Иоанн имя ему» (Лк. 1, 63).

 

Дверь за повитухой, купающей младенца, напоминает нам слова: «Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9).

 

Еще небольшая деталь привлекает внимание это две белые птицы в круглом окошке, возможно, два лебедя. Скорее всего это говорит о любви и преданности, а так же символика птиц связана с водой омывающей, очищающей, живительной.

 

«Богоматерь Шуйская, со святыми на полях»

Эта икона – уменьшенный список чудотворного образа Богоматери Одигитрии Смоленской. Согласно «Сказанию…», в городе Шуя Владимирской епархии, который не миновало губительное моровое поветрие, прихожане Воскресенской церкви, «видя свою неминуемую кончину и объятые великим ужасом», решили написать на свои средства обетную икону Богородицы, список со Смоленского образа («во избавление от постигших их бед и несчастий»). Создание новой «общей святыни» поручили местному «доброму иконописцу и гораздому мастеру» Герасиму Тихонову Иконникову. Жители Шуи, как и других городов России, уповали на заступничество Богородицы. «Сказание…», повествует о первом чуде иконы. На следующий день после того, как мастер нанес на доску прорись, иконография оказалась измененной: положение Младенца Христа существенно отличалось от композиции истинной Смоленской («вместо обеих простертых ног правая ступня младенца стоит на колене левой ноги, придерживаемая левой рукой Христа. Правая рука со свитком поставлена локтем на правом колене, против лика младенца»). Исправив изображение, мастер на третий день вновь обнаружил то же изменение, после чего, «уступая» воле Промысла Божьего, стал писать икону новой иконографии «со всяким благоволением и поспешностью».

Интересна композиция иконы. В центре Богородица с Младенцем, над ней, как чаша возвышается небо, а в нем благославляющий Бог Саваоф (не каноничное изображение, но любимое простым народом). По бокам, на полях Святители и князья. Состав предстоящих Богородице святых (вероятнее всего, небесных патронов заказчика), которые  возвышаясь друг над другом не только занимают боковые поля, но частично заходят в пространство средника напоминают о важнейшем храмовом посвящении Шуи, называвшейся в древности Борисоглебской слободой.

 

Отличительной особенностью иконы является положение высоко поднятой и согнутой в колене полуобнаженной правой ноги Младенца, поддерживающего пяту левой кистью. Возможно, страстной смысл таких изображений и композиционный акцент на пяте Младенца объясняется осмысленным в мессианском духе пророчеством Бога Отца, данным змею-искусителю после грехопадения Адама и Евы: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Смысл Эдемского обетования подчеркивается еще и «облачным» образом Саваофа, благословляющего все изображение.

 

Цветовая палитра сдержанна, решена мастером в коричнево-охристых, оранжево-розовых тонах, с киноварью и редким синим пигментом, а также широким применением серебра, тонкая инокопь которого украшает мафорий Богородицы.

 

Святой Власий, архиепископ Севастийский, в житии с шестнадцатью клеймами

Икона относится к числу чрезвычайно редких житийных образов святителя Власия Севастийского. Святой был рукоположен в епископы города Севастии Армянской в Каппадокии (современный Сивас, Турция) и пострадал во времена преследования христиан при императоре Лицинии (†316). Скрываясь во время гонений в пещере на горе Аргеос, святой Власий, пребывавший в безмолвии и постничестве, возложением рук исцелял диких животных, что впоследствии предопределило некоторые грани его почитания – как целителя и покровителя скота.

 

Житийный цикл состоит из шестнадцати сцен и отличается большим своеобразием. Подробный, но совершенно далекий от житийного текста живописный рассказ на полях иконы скорее напоминает фольклорно-эпическое повествование. невероятные по своей декоративной звучности поземы, «проросшие» диковинными травами и белыми всполохами, напоминают приемы народного искусства. Средник иконы окружает богато украшенный орнамент.

 

 

 

 

«Воскресение – Сошествие во ад»

«Сошествие во ад – Воскресение Христово» - икона со сложной развернутой иконографией. Помимо основных сцен в композицию включаются многочисленные сопутствующие эпизоды, в основе которых лежат апокрифические сочинения (в частности, Евангелие Никодима) и святоотеческие пасхальные поучения («Слово на святое Воскресение Христово» Епифания Кипрского и «Слово…» Евсевия Александрийского).

 

Здесь и сцена Воскресения Христа и страстные композиции. Есть и изображение ада на темном фоне и сияние Рая на светлом.

 

Икону венчает декоративное навершие, символика которого неразрывно связана с изображением в среднике. В центре располагается Голгофский крест – знамение победы над смертью, а по сторонам на фоне звездного неба – Солнце и Луна, которые часто встречаются в сценах Распятия. Кроме того такое навершие напоминает нам окно дома. А ведь икону иногда называют окном в иной мир.

 

 

«Спас Вседержитель» (Романово-Борисоглебский)

На иконе изображен оплечный фронтальный образ Спаса Вседержителя. Лик обрамлен с обеих сторон спадающими локонами и очерчен необычно узким серебристым нимбом. В целом композиция иконы своеобразная.

 

Самое интересное в этой иконе не то, что художник написал на лике Спасителя очень крупные глаза, и не то, что рука несоответственно маленькая, как писали народные мастера, а то, что художник по-видимому был знаком с западным романским искусством 10-12 веков. Энергичный рисунок лика Христа, который встречается на некоторых галичских иконах второй половины XVII века, заключен в круг, в так называемую мандорлу (от итальянского mandorla — миндалина) символически обозначает сияние славы Господа. На ней изображены лучи и звезды. Выходящий за пределы средника медальон, в который заключен образ Спасителя может говорить нам о том, что сияние славы Господа безгранично. Красный фон внутри круга заполнен звездами, точь в точь как рисовали средневековые художники в церквях Франции, Испании, Швейцарии. Фон красного цвета может говорить нам о жертве, которую принес за нас Христос.

 

 

Икона Богоматери «Тихвинская»

Икона является уменьшенным списком древнего чудотворного образа из Успенского Тихвинского монастыря – одного из наиболее чтимых на Руси изображений Богоматери.

 

Мастер представленной иконы, в отличии от чудотворного образа, заменяет цветной фон средника золотым, а светло-красный хитон Христа оживляет поверх складок серебряным (а не золотым) ассистом. К редким особенностям иконы относится светло-красная кайма одежд, богато украшенная драгоценными «камнями» и «жемчугом», а также голубой хитон Богородицы, видимый под складками чуть приподнятого мафория.

 

В этой иконе уже явно заметены изобразительные приемы «живоподобного» личнóго письма. Резкое противопоставление темного санкиря и мягкой сглаженной моделировки объемов, с чуть припухшими глазницами и глубокими тенями под ними, напоминает некоторые иконы Федора Зубова, а использование мелких белильных пробелов, дублирующих мягкие высветления и оживки, заставляют вспомнить приемы живописи Симона Ушакова.

 

 

«Евангелист Иоанн»

Суровый взгляд Иоанна , большие трехчастные надбровные дуги, говорят о мудрости представленного персонажа. Богато украшенная нижняя рубаха и дорогой плащ – этим автор хочет придает значимость образу. Перед нами не простой рыболов, а персонаж из обеспеченной семьи,  получивший хорошее образование, как князья во времена иконописца.

 

А как ловко написан символ евангелиста – орёл! Он как бы только что спустился с небес и держит в клюве пузырёк с чернилами, да не с простыми, а с божественными. И книга повёрнута на зрителя, что бы легче было прочесть Богом данные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Богоматерь Одигитрия Тихвинская»

 Образ узнаваемый, основанный на прошлых списках, но автор добавляет свои характерные черты. В отличии от древних образцов у Богородицы на этой иконе заметно большие миндалевидные глаза. У Младенца – высокий лоб. Губы подчеркнуты одной линией, кончики носов округлые, выдающиеся вперед. Напоминают рисунок фресок из Супрасля. Фон светлый, зеленоватый. Поле по краям иконы темное, травянисто-зеленое. Как я уже говорил, такие фоны характерны для этого периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре»

Икона посвящена распространенному в новгородских и северных землях сюжету, связанному с особым почитанием здесь святых «конюхов» Флора и Лавра, которым в народе было принято молиться об «избавлении от падежа конского».

 

Особенность этой иконы заключается в том, что порученный Ангелом Господним покровительству братьев табун лошадей, изображенный на водопое в нижней части иконы, охраняют три другие брата-мученика - Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, почитавшиеся на Русском Севере, подобно Флору и Лавру, как святые конюхи-коневоды. Появление их в композиции определено смыслом их имен (греч. «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем»).

Лихо гарцующие по берегу озера всадники держат в руках поводья и уздечки, загоняя животных в воду. Икона отражает особенности празднования памяти мучеников (18 августа), получившего на Руси название «лошадиный праздник».

На выставке представлены иконы XVII века из разных регионов московского княжества. Изысканность орнаментов, изощренная графика и декоративность письма выделяет работы ярославских мастеров. Разные художественные направления можно заметить в искусстве Твери, Ростова, Пскова, Рязани. Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поволжья.

 

Виктор Довнар. Иконописная мастерская «IKONIQUE»

 

В статье использованы материалы: «Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы (Москва)», статьи о иконах Русского музея.

(просмотров 375)   Читать полностью...

        Чудотворная Логойская икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Логойский образ Богоматери относится к наиболее древнему типу икон Богоматери, существующему в Церкви, именуемому - «Знамение».  Данная иконография раскрывает главную Евангельскую тему Чуда воплощения Христа от Пречистой Богоматери.

(просмотров 481)   Читать полностью...

        Памятные парки в честь святой Софии Слуцкой и сщмч. Владимира Хираско создаются на Минщине
По слову Патриарха Пимена, “История Церкви — это история ее святости”, ее святых, просиявших на землях как Белой, так Великой и Малой Руси. Четыреста лет назад на землях Белой Руси воссияла слава святой праведной Софии, княгини Слуцкой, заступницы и молитвенницы белорусской земли. Святая праведная София все силы отдала сохранению веры своих предков и православных святынь. Княгиня обеспечила юридическую защиту православных своего княжества от принуждения к унии...
(просмотров 1083)   Читать полностью...

        Мы все умираем, не так ли?

Священник Православной церкви в Америке Лоуренс Фэрли – о том, как важно жить полной жизнью здесь и сейчас.

 

«Мы все умираем, не так ли?» Эти слова мог произнести любой вдумчивый философ времён римского императора Марка Аврелия. На самом деле их произнесла Мэрилин Монро в «Неприкаянных». Это был её последний фильм, вышедший на широкие экраны, съёмка которого завершилась в ноябре 1961 года. Если вспомнить, что один из звёздных актёров фильма, Кларк Гейбл, на следующий день после окончания сьёмок пережил сердечный приступ и ещё через 10 дней умер, то, несомненно, слова Мэрилин звучат по-горькому иронично. Сама Мэрилин умерла от случайной передозировки через полтора года.

 

(просмотров 2857)   Читать полностью...

        Насколько были образованы те, кто поверил Христу? 5 неожиданных фактов
Возможно, что люди, ставшие свидетелями чудес Христа, были более образованными и скептически настроенными, чем вы думаете.   Читая в Библии рассказы о чудесах Христа, вполне естественно подумать, что иудеи 1 века, ставшие их свидетелями, да и ранние христиане, верившие в них, могли быть горсткой доверчивых и наивных простаков.   Но были ли они на самом деле такими примитивными? Если мы посмотрим на то, каким был уровень технологического развития в 1 веке, мы сможем разобраться во всём по-настоящему. Тогда мы увидим, что эти люди были намного более «современными», чем мы могли подумать, и, возможно, они встречали служение Христа с тем скептицизмом, которого стоит ожидать от представителей развитых культур...
(просмотров 3722)   Читать полностью...

        Пасхальное послание митрополита Павла. 2018

Пасхальное послание

митрополита Минского и Заславского Павла,

Патриаршего Экзарха всея Беларуси,

 

архипастырям, пастырям, диаконам,

монашествующим и всем верным чадам

Белорусской Православной Церкви

 

Небеса убо достойно да веселятся,

земля же да радуется: да празднует же мир,

видимый же весь и невидимый,

Христос бо воста, веселие вечное.

 

Тропарь 1-й песни Пасхального канона

Дорогие и возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

(просмотров 3500)   Читать полностью...

        "МЫ СТАРООБРЯДЦЫ!". Журнал "Ступени" №3 и №4 2017 год. Протоиерей Игорь Коростелёв
Первый старообрядческий приход в лоне Белорусской Православной Церкви   1999 год. По окончании Божественной литургии в Свято-Евфросиниевской церкви меня ожидают несколько серьёзного вида бородатых мужчин – Мы старообрядцы! Дабы предупредить бесплодные споры и обличения «никониан» я довольно жёстко высказал гостям свою позицию – ни двуперстное, ни троеперстное, ни пятиперстное крестное знамение, ни сугубая, ни трегубая аллилуйя, ни хождение посолонь или противосолонь – не спасут! Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит! На моё удивление гости спокойно выслушали меня и сказали, что пришли познакомиться с настоятелем первого в Минске православного храма, который венчают дорогие сердцу каждого старообрядца восьмиконечные древлеправославные кресты, а внутри храм украшают иконы древнецерковного византийского письма, к тому же оказывается они знают, что я по материнской линии происхожу из старообрядцев. Действительно по материнской линии мои предки были староверами-поморцами брачного согласия Московской Преображенской старообрядческой общины, церковь Успения Пресвятой Богородицы которой, сегодня действует на Преображенском кладбище в Москве. В настоящее время на Преображенском кладбище располагаются центры трёх самых крупных беспоповских старообрядческих согласий – Старопоморского Федосеевского, брачного Поморского и Филипповского согласий...
(просмотров 4063)   Читать полностью...

        "Раскол русской Церкви XVII века". Доклад протоиерея Игоря Коростелева

        17 глава Евангелия от Иоанна рассказывает о молитве, которой Господь молился Своему небесному Отцу после того, как учил Своих учеников о пришествии Утешителя, Духа Святого, и перед тем, как с одиннадцатью ближайшими учениками отправился в Гефсиманский сад, где Его схватили.

        В той молитве Господь молился о Своих взаимоотношениях с Отцом, чтобы Сын мог быть прославлен, Он молился о тех, которых Отец дал Ему – об апостолах. И наконец, Он молился о единстве тех, которые уверуют в Него по словам апостолов (Ин.17:20-26). Господь желает, чтобы Его последователи были едины.

(просмотров 2612)   Читать полностью...

        Ражджэственскае пасланне мітрапаліта Мінскага і Заслаўскага Паўла, Патрыяршага Экзарха ўсяе Беларусі, архіпастырам, пастырам, дыяканам, манахам і ўсім верным дзецям Беларускай Праваслаўнай Царквы

Хваліце Госпада, усе народы,

услаўляйце Яго, усе плямёны:

Бо вялікая міласць Яго да нас,

і ісціна Гасподняя вечная.

(Пс. 116, 1-2)

(просмотров 281)   Читать полностью...

        Рождественское послание митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Белорусской Православной Церкви

Хвалите Господа вси языцы,

похвалите Его вси людие:

Яко утвердися милость Его на нас,

и истина Господня пребывает вовек.

(Пс. 116, 1-2)

(просмотров 1374)   Читать полностью...

        Ребёнок и экран: как избежать интернет-зависимости?
Современные технологии прекрасны, потому что они улучшают жизни людей...
(просмотров 1066)   Читать полностью...

        Как достучаться до ушедшего в секту близкого?
Без сектоведческого сопровождения типичная ситуация развивается так. Сначала вы считаете, что сектантское увлечение вашего близкого пустяк, от которого легко отвадить просто сказав, что всё это глупости и сектантство. В ответ слышите доводы о том, почему это не секта и почему новое учение полезно и истинно, а Православие ошибочно и греховно. Тогда вы сознаёте, что всё серьёзнее, чем казалось...
(просмотров 1269)   Читать полностью...

        Особо почитаемые святыни прихода "Всех скорбящих Радость"
В этом году приход "Всех скорбящих Радость" отмечает свое 25-летие. Sobor.by решил напомнить, какие особо почитаемые святыни находятся в приходе и доступны для поклонения верующих. При клике на фото снимок увеличивается...
(просмотров 2211)   Читать полностью...

        Encaustic technique in modern practice of icon painting

Encaustic is a painting technique in which the binder for dry pigments is beeswax.

 

Early Christian icons and Fayum portraits were created using various techniques of wax painting. The restoration studies evidence that waxy binder of the natural pigments could include not only wax, but also oils, resins and animal glue. The applying of wax colors could be make in hot or cold condition.

 

 

 

(просмотров 1128)   Читать полностью...

        Техника восковой темперы в современной практике иконописания. Андрей Жаров

Восковая живопись или энкаустика (от древнегреч. ἐγκαυστική – выжигаю) – техника живописи, в которой основным связующим для сухих пигментов является пчелиный воск.

Как показывают реставрационные исследования, сохранившиеся энкаустические иконы и фаюмские портреты созданы с использованием различных техник восковой живописи. В состав связующего состава пигментов красочного слоя могли входить не только воск, но также и высыхающие масла, смолы, животный клей. Краски могли наноситься как в горячем, так и в холодном состоянии.

(просмотров 3613)   Читать полностью...

        Никогда не забывайте о том, как легко вам быть христианами
От таких историй не ждёшь, что они будут в центре внимания, но от этого их игнорирование не становится менее возмутительным...
(просмотров 1233)   Читать полностью...

        Документы Второго Ватиканского собора об экуменизме

Второй Ватиканский собор явился важной вехой не только в истории Римско-Католической церкви, но и всего христианства в целом. Именно на этом соборе были приняты важные документы, благодаря которым Католическая церковь сделала шаг навстречу другим христианским конфессиям. Именно тогда были предприняты первые попытки диалога в новейшее время. Ватикан впервые посмотрел на православных не как на «схизматиков» и «еретиков», а как на «церковь-сестру». Конечно, диалог, хотя и начался благоприятно, но, к сожалению, не привёл к объявленным результатам. Две церкви по-прежнему разделены. И упоминаемое в документах понятие «экуменизм» настолько стало часто употребляться в наше время, что потерялся его изначальный смысл. Мы же попробуем проследить, что заключало в себе данное понятие для Святого Престола.

(просмотров 1814)   Читать полностью...

        "Дождь". Рассказ Николая Гаврилова о Донбассе
В пятиэтажном панельном доме на четвертом этаже горела квартира. Из разбитых окон шел густой дым. Иногда внутри квартиры что-то вспыхивало и тогда в клубах дыма мелькало и исчезало красноватое пламя. Там, внутри, горели шкафы с одеждой, горели занавески и телевизор. Пламя змейкой пробегало по стенам, куски горящих обоев падали на ковер. На кухне в стене зияла огромная дыра с повисшими на арматуре кусками бетона, пол в кухне обвалился на нижний этаж. 
(просмотров 2141)   Читать полностью...

        «Дорога к храму». Поиск духовных ориентиров в изобразительном искусстве

Художественно-просветительский проект с таким названием реализовался в рамках сотрудничества Белорусской православной Церкви с различными общественными объединениями и государственными учреждениями с целью укрепления в современном обществе традиционных православных духовно-нравственных ориентиров через популяризацию произведений современного изобразительного искусства духовной тематики. Проект осуществлялся в течение полугода по благословению настоятеля прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Минске протоиерея Игоря Коростелёва. 24 января 2017 года в этом же приходе, в конференц-зале, состоялся круглый стол на тему «Духовно-нравственное просвещение средствами изобразительного искусства», на котором были подведены итоги проделанной работы в рамках названного проекта, а его участники поделились опытом своей работы в духовно-нравственном направлении.

(просмотров 2013)   Читать полностью...

        Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского
        Уникальность личности святителя Николая (Касаткина; 1836–1912) в том, что он один смог основать в далекой от родины стране, среди носителей иного языка и культуры отдельную Поместную Церковь[1], основать там, где за принятие христианства по закону полагалась смертная казнь.                        ...
(просмотров 1407)   Читать полностью...

        Рассказ Николая Гаврилова о Донбассе "Хлеб"
        Шел редкий снег. Прилегающие к домам улицы были совершенно пусты. Стекла во многих окнах домов были разбиты, заколочены фанерой, и от этого панельные пятиэтажки казались нежилыми. Лавочки возле подъездов были покрыты белым нетронутым снегом...
(просмотров 1756)   Читать полностью...

        Отец Роман Артёмов: «Сомнения – ещё один звоночек, чтобы проверить нашу веру»

        Что делать, когда тяжело молиться? Как побороть сомнения и формализм в вере, научиться всегда быть благодарными Богу? Рассуждает клирик минского храма равноапостольной Марии Магдалины иерей Роман Артемов.

(просмотров 2061)   Читать полностью...

        Сотрудник НАН Беларуси: Как западные фонды разрушают институт семьи

        Семья – основа общества и основа государственного устройства: если разрушить семью, прекратится передача традиционных ценностей нашего народа и культуры как таковой. Если народ не найдет в себе сил противостоять этому, то он будет обречен на вымирание. Чиновники, подпадая под влияние извне, начинают проводить политику не в интересах  собственного народа.

(просмотров 1741)   Читать полностью...

        Протоиерей Сергий Лепин: Эмбрион человека — это человек

        Святейший Патриарх Кирилл поставил свою подпись под обращением российских граждан за запрет абортов. В Польше бурно обсуждается законопроект, сокращающий число оснований для аборта и вводящий уголовную ответственность за подпольное прерывание беременности. Председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин объяснил изданию RFRM, чем аборты, по мнению Церкви, похожи на геноцид. 

(просмотров 1656)   Читать полностью...

        Недостатки церковных СМИ и пути их преодоления
        Поводом  для этой статьи стал очередной инцидент, который произошел на полях церковных СМИ. После службы в одном из столичных храмов к нам подошла женщина, возмущенная этим случаем и попросила написать об этом. Считаем, что не следует выносить сор из избы, поэтому мы не будем упоминать материал, который вызвал волну возмущения  среди верующих, не будем клеймить автора и редакторов, которые допустили публикацию на одном из российских православных сайтов, и тех, кто этот материал разместил в белорусских церковных СМИ.  Мы  поговорим о проблемах церковной прессы...
(просмотров 1224)   Читать полностью...

        ООН предлагает учредить «Международный день безопасного аборта»
Пора уже вводить и другие праздники: «демократичный геноцид», «праздник атомной войны», «день самоубийства», «святая чума» и т.д.   Человек, отпав от Бога, стал уничтожать себя и окружающий мир. В первую очередь, это предательство своей жизни...
(просмотров 1233)   Читать полностью...

        Сопутствующий детству товар - средства контрацепции
            Недавно зашла в борисовский торговый дом «Веста» купить дочке маечку, да и к школе посмотреть обновки. Расплачиваясь, вдруг наткнулась взглядом на лежащие рядом с пазлами и воздушными шариками...
(просмотров 1248)   Читать полностью...

        Рождество Пресвятой Богородицы: настоящее начало нашего спасения
        Мы прекрасно понимаем, а если бы не понимали, то могли бы догадаться, что наше спасение началось с рождения Христа в Вифлееме. Как бы там ни было, именно тогда вечный Бог-Слово воспринял плоть и появился на свет среди нас ради нашего спасения. Но то, что мы празднуем двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, показывает – мы действительно хорошо знаем и понимаем также и то, что настоящим началом нашего спасения стало не рождение Иисуса, а рождение Марии. Чтобы произошло такое исключительно важное событие, как рождение Бога воплощенного и союз неба с землей и бесконечного с временным, должна была быть проведена определенная предварительная подготовка...
(просмотров 1156)   Читать полностью...

        Міжнародная сустрэча праваслаўнай моладзі – 2016 адбылася ў Славакіі
        20-26 ліпеня ў славацкім горадзе Прэшаў адбылася Міжнародная сустрэча праваслаўнай моладзі – 2016, арганізаваная Сусветным брацтвам праваслаўнай моладзі “Сіндэсмас” пры ўдзеле Брацтва праваслаўнай моладзі Славакіі. Тэмай сёлетняй сустрэчы было разважанне аб cаборнасці і адзінстве праваслаўных хрысціян. Асаблівую ўвагу форуму атрымалі вынікі Вялікага і Святога Сабора Памесных Праваслаўных Цэркваў, які адбыўся ў чэрвені на в. Крыт...
(просмотров 1416)   Читать полностью...

        Епископ Ворчестерский Иоанн (США): призвания – дар Господа

Как епископ Антиохийского Патриархата, я изумляюсь при самой мысли об этом даре пастырей, которых Бог призывает и посылает заботиться о Своих овцах. Эти пастыри – священники – это те, кого Господь призывает жить среди людей и вдохновлять их во все мгновения их жизни. Это благородное и святое призвание, и когда духовенство и верующие лучше понимают призвания друг друга, как я считаю, мы все получаем возможность извлечь пользу из наших отношений в церковной среде.

(просмотров 1784)   Читать полностью...



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.