Логойский образ Богоматери относится к наиболее древнему типу икон Богоматери, существующему в Церкви, именуемому - «Знамение». Данная иконография раскрывает главную Евангельскую тему Чуда воплощения Христа от Пречистой Богоматери.
Одним из наиболее древних и характерных примеров этой традиции является фреска VIII века, выполненная византийскими мастерами в римском храме Санта Мария Антиква, где Богоматерь изображена держащей перед собой щит с изображением Богомладенца. Данная иконография получила широкое распространение в Византии и на Руси – чудотворная икона «Знамение» Новгородская, созданная в XII веке, является наиболее древней из сохранившихся русских икон этого сюжета. Почитание этой иконы и основные черты ее иконографии послужили основой для создания многих поздних списков, к которым можно отнести и Логойскую икону «Знамение». Другими прославленными списками иконы «Знамения» являются: образ Матери Божией «Царскосельский», находящаяся ныне в храме Санкт-Петербургской Духовной академии; икона «Знамение» из Дионисиево-Глушицкого монастыря, а также икона «Знамение» Курская-Коренная. Во всех перечисленных иконах есть следование древнему новгородскому образу XII века, как первоисточнику данной иконографии на Руси.
Эпитет иконы «Знамение» связан в первую очередь с темой Божественного Откровения. Она зримо свидетельствует о ветхозаветном пророчестве о Воплощении Мессии: «…се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14.). Нужно отметить, что другие чудотворные иконы «Знамение», следуя в целом иконографии новгородского образа, имеют и некоторые отличия.
Чудотворная Логойская икона «Знамение» была утрачена в середине ХХ века и позже образ был воссоздан заново при восстановлении Свято-Никольского храма в Логойске. По инициативе иерея Андрея Льянова, принимавшего активное участие в создании настенных росписей храма, были собраны исторические сведения о Логойской иконе, он обнаружил и фотографию утраченного образа. В минской иконописной мастерской иконописцем Павлом Жаровым был создан список с иконы Логойской. В этой работе принял также участие отец Андрей Льянов. Он изготовил доску и исполнил резную часть иконы. Торжественное освящение воссозданной иконы состоялось 2 сентября 2000 г.
Важно отметить, что образ воссоздавался в древней традиции, когда список с известной чудотворной иконы делается не в виде буквальной факсимильной копии, а передает духовную суть почитаемой иконы. При этом максимально сохранялись характерные особенности фотографической копии Логойской иконы – ее колорит, фон, стилистика декоративных резных элементов, в которых переплелись мотивы как византийской, так и древнерусской традиций иконописи. Именно такой синтез стилей, основанный на выявлении лучших традиций церковного искусства, а не на формальном внешнем сходстве с найденной фотографией, и стал основой для воссоздания Логойской иконы Богоматери.
Оригинальными особенностями Логойской иконы, отличающими ее от других икон «Знамение», являются:
- Изображение золотых лучей, имеющих форму языков пламени, в нимбах Богоматери и Младенца Христа. Их форма напоминает огненные языки Духа Святого, изображение которых известно по иконографии Сошествия Святого Духа на апостолов.
- Благословение обеими руками Богомладенца Христа. Это отличает Логойскую икону от Новгородской, Царскосельской, Алабацкой икон «Знамение», где Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит белый свиток – символ Благой вести.
Можно предположить, что смысл такого изображения Христа заключается в раскрытии темы Христа как первосвященника. Данный жест напоминает, что Христос – это Великий Архиерей, глава Церкви созидаемой Духом Святым, действие Которого символизируют языки пламени изображенные в нимбах Богоматери и Богомладенца на Логойской иконе, раскрывая богословские аспекты Боговоплощения и христианской экклезиологии.
Автор статьи: Иконописец Андрей Жаров (г. Минск), Zharovstudio.com
(просмотров 3065)