На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
 

1 | 2 >>

БЕЛОРУССКОЕ КАЗАЧЕСТВО

Главной целью Республиканского общественного объединения "Белорусское казачество" является возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь. Основой возрождения казачества в нашей стране является православное христианство - вера наших предков.

В 2002 году Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил настоятеля прихода прот .Игоря Коростелёва нести послушание духовника РОО "Белорусское казачество". В обязанности духовника входит ведение постоянно действующего семинара "Православие, возрождение казачества и современность". Цель семинара - воцерковление казаков для активного участия их в жизни церкви, регулярной исповеди и причастия, катехизация.

Каждое мероприятие проводимое казаками начинается с молитвы.

При принятии присяги казак лобызает стяг объединения и крест православного священника. Для кадетского казачьего класса средней общеобразовательной школы №101 один раз в две недели священник Александр Пронин в рамках внеклассной воспитательной работы проводит занятия по Закону Божьему. В приходских помещениях регулярно проводятся собрания казачьих атаманов и другие необходимые для жизни объединения мероприятия.

Казаки несут приходские послушания:

  • Охрана порядка в большие церковные праздники.
  • Участие во встречах высоких гостей.
  • Подготовка храмовой территории к Пасхе и Рождеству Христову.

ИЗ ИСТОРИИ БЕЛОРУССКОГО КАЗАЧЕСТВА

Девятого октября 1995 года Министерство юстиции Республики Беларусь зарегистрировало Республиканское общественное объединение "Белорусское казачество". Что же такое белорусское казачество? Было ли оно когда либо? Почему возникли мысли о возрождении казачества, кто сегодня является казаками у нас в Беларуси? Много вопросов. Попробуем ответить на них. Казак слово тюркское, означающее вольный, свободный, свободолюбивый.
В ХIV-ХV веках в условиях существования раздельных княжеств на землях современной Беларуси, борьбы между Полоцким и Киевским, а также другими князьями, обнищание крестьян и мелкой шляхты вынуждало последних искать свободы и лучшей доли. Не имея возможности бороться с панами - магнатами - шляхтой, владевшими землей и привилегиями, как в Польском королевстве, так и в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ), мужик убегал от них туда, куда не могла дотянуться панская рука - в широкие днепровские степи (в т.ч. его притоки Сож и Припять). Только там он становился вольным человеком, казаком. С течением времени все больше народа искало спасения от преследований, и в ХIV-м веке в степях бассейна Днепра собралось много казацкого люду. Как видно из исторических источников, 25% выходцев из земель современной Беларуси, "будем называть их белорусами, 10% из земель современной России и 65 % из современной Украины составили Днепровское казачество, или Запорожское казачество, т.е. "за порогами Днепра".
Первым историческим документом, свидетельствующим о казачьей службе государству на территории ВКЛ (в т.ч. и на территории современной Беларуси), была грамота Великого князя Витовта, в которой шла речь о казаках на территории нашей Родины еще в 1395 году. Казачество не есть явление, исключительно принадлежащее Речи Посполитой. Казак бывает там, где крестьянин и мелкая шляхта не имеют возможности избавиться от угнетения и опеки панов - богачей. Одновременно с Днепровским (в историческом плане) возникает Волжское и Донское казачество на юге Московского княжества. Но если борьба последних имела причины политико-социальные, днепровские, или запорожские, казаки, включавшие в себя и выходцев из Беларуси, кроме того, со своими угнетателями боролись по причинам религиозным и национальным. Ведь казаки были православными, а поляки несли нам иную, католическую культуру. Размещаясь по окраинам государства, казаки принимали на себя защиту своей Родины от извечного южного врага - турков и татар. Эта функция вначале и возлагалась государством на казаков. В связи с этим казаки принимались на государственную службу как социальный слой служилых людей, живущий по границам государства и охраняющий его.
Наши предки казаки-белорусы несли казачью службу и жили на территории нашей родной земли, о чем свидетельствуют и сохранившиеся названия населенных пунктов: Казакове, Атаманская, Казачья протока и др.
Пропасть между казаками и государством, которому они служили - Речи Посполитой, была необычайно глубока, ибо в основе ее лежали разные религии и культуры. Эти противоречия часто приводили к казачьим восстаниям и беспощадной борьбе с польской шляхтой. Исторические источники сохранили нам имена казаков - белорусов, мужественно сражавшихся за православную веру и независимость Родины. Так, нам известны имена казаков Луженко из Белынич, Ходорченко с Гомельщины казачьих атаманов Ильи Гаркуши и Миколы Гаркуши, руководителей казачьих восстаний, казачьего полковника Федора Гаркуши, командовавшего казачьим загоном. Последним посвятил свои стихи Владимир Кораткевич - "Черная баллада Гаркуши".
Развернувшаяся вооруженная борьба в середине ХVII века между казачеством и Речью Посполитой и последовавшие войны, в которых участвовали против последней Россия и другие европейские монархии, в конце концов привела к ее окончательному разделу в 1795 году между Пруссией, Австрией и Россией. Земли Беларуси, которая стала так называться в 18 веке по указу императрицы Екатерины II, и Украины вошли в состав Российской империи, которой стали служить и запорожские казаки, в том числе и белорусские.
Анализ данных, содержащихся в исторических документах и выполненный в разное время белорусскими, украинскими, польскими и российскими представителями исторической науки, подтверждает факт нахождения на территории современной Беларуси формирований Запорожского казачества. Эти же исторические данные свидетельствуют о казачьих формированиях чисто белорусских. Так, в 1654-1656 г.г. по указу российского царя Алексея Михайловича были сформированы Могилевский казачий полк под руководством полковника Константина Поклонского и Чаусский казачий полк, командовал которым полковник Иван Нечай.
В разное время создавались и иные казачьи формирования в Беларуси. Позже, когда границы Российской империи передвинулись далеко на запад и казаки оказались внутри страны, Запорожское казачество вместе с белорусскими полками было реорганизовано в Черноморское с центром в Анапе, где участвовали в борьбе против турок и присоединении к Российской империи земель Новороссии (ныне входящих в состав Украины). По выполнении этой задачи казаки были направлены русским царем на Северный Кавказ, где они стали основой Кубанского казачьего войска.
Сложившееся в средние века казачество, являясь частью нации, имело свои отличия и в культуре, и в социальном предназначении. Казак с детства воспитывался на православных традициях, христианских ценностях, беззаветной преданности и любви к своей Родине. Казак - человек служивый, всегда готовый с оружием в руках защищать свой народ и свою страну. Казачество, в том числе и белорусское, едино в своем предназначении и готовности к служению Отчизне. "За веру, за царя и за Отечество" - в этом лозунге вся идеология казачьего служения. Наша Родина имеет трудное историческое прошлое. Белорусские земли входили в состав разных государств (Великое Княжество Литовское, Польское королевство, Речь Посполита, Российская империя). Православный белорусский народ подвергался ополячиванию, влиянию чуждой ему католической культуры. Сейчас мы имеем возможность жить в суверенном независимом государстве, равном среди равных в мировом сообществе. Но такое государство могут сохранить и обеспечить его существование мужественные, сильные и преданные люди, несущие в себе на генетическом уровне любовь к Родине и готовность к государственной службе. Такой общественной силой может и должен стать социально-культурный слой белорусского казачества.
В Беларуси немало людей, готовых к служению Родине. В первую очередь, это казаки. Как не пытались за годы советской власти вытравить из памяти людской исторические корни и сделать нас не помнящими родства, казаки никогда не забывали своих предков и их славные подвиги во имя Господа нашего Иисуса Христа, любимой Родины и белорусского народа. Сегодня в Беларуси живут потомки белорусских казаков, знающие своих предков и несущие в душе верность Родине и казачьим традициям. Остались у нас после увольнения с военной службы и казаки, выходцы из казачьих регионов братской России и Украины. На этой базе и произошло объединение белорусских казаков в общественную организацию.

Главной целью Республиканского общественного объединения является возрождение социально-культурного слоя казачества в Республике Беларусь. Основой возрождения казачества в нашей стране является православное христианство, вера наших предков, и христианские ценности. Нашими задачами является создание условий для возрождения белорусского казачества. Белорусское казачество не просто когда-то было. Оно есть. Казаки живут среди нас.

Казачий генерал-майор Сергей Николаенко

1 | 2 >>

 
 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

Брошюра

"Казачьи азы

Православия"

посвящена первым шагам к Церкви молодых казаков. 1-3 выпуски.

Можно приобрести или заказать на церковном складе прихода по тел. 253-15-49, добавочный 106