BEL ENG DEU FRA

"МЫ СТАРООБРЯДЦЫ!". Журнал "Ступени" №3 и №4 2017 год. Протоиерей Игорь Коростелёв

Первый старообрядческий приход в лоне Белорусской Православной Церкви

 

1999 год. По окончании Божественной литургии в Свято-Евфросиниевской церкви меня ожидают несколько серьёзного вида бородатых мужчин – Мы старообрядцы! Дабы предупредить бесплодные споры и обличения «никониан» я довольно жёстко высказал гостям свою позицию – ни двуперстное, ни троеперстное, ни пятиперстное крестное знамение, ни сугубая, ни трегубая аллилуйя, ни хождение посолонь или противосолонь – не спасут! Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит! На моё удивление гости спокойно выслушали меня и сказали, что пришли познакомиться с настоятелем первого в Минске православного храма, который венчают дорогие сердцу каждого старообрядца восьмиконечные древлеправославные кресты, а внутри храм украшают иконы древнецерковного византийского письма, к тому же оказывается они знают, что я по материнской линии происхожу из старообрядцев. Действительно по материнской линии мои предки были староверами-поморцами брачного согласия Московской Преображенской старообрядческой общины, церковь Успения Пресвятой Богородицы которой, сегодня действует на Преображенском кладбище в Москве. В настоящее время на Преображенском кладбище располагаются центры трёх самых крупных беспоповских старообрядческих согласий – Старопоморского Федосеевского, брачного Поморского и Филипповского согласий.

 

Название Поморского согласия связано с Поморьем, где находилось основанное в 1694 году Выговское общежительство - главный центр старообрядцев-поморцев в XVIII веке. Поморье – историческое название северных земель от Карелии до Северного Урала. В первой половине XVIII века в результате деятельности выговских проповедников поморское согласие широко распространилось на всей территории России. Вероучение поморского согласия формировалось в полемике с другими беспоповцами. Основные пункты учения: воцарение «духовного антихриста» и прекращение истинного священства, признание «никониан» еретиками, присоединение которых должно совершаться первым чином (через перекрещивание), строгое запрещение на совместную молитву и трапезу с инославными. Острые разногласия между староверами-поморцами существовали в вопросе о браке и об отношении к государственной власти. Соглашаясь относительно недопустимости заключения браков в «антихристово время», беспоповские согласия полемизировали о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства.

 

В Выговском общежитии брачный чин был утверждён на соборе 1798 года. Современное официальное название этого поморского согласия - Древлеправославная Поморская Церковь. Не принявшие брачный чин образовали Старопоморское Федосеевское согласие. Современное официальное название - Древлеправославная Кафолическая Церковь Федосеевского согласия. В 1737 году Выговское общежительство покинул старец Филипп, вместе со своими последователями не принявший введенное на Выге моление за императрицу. Таким образом, от поморского согласия отделилось филипповское согласие, последователи которого стали именовать оставшихся на Выге новопоморским согласием или тропарщиками (за то, что те поминали царствующую особу в тропарях, кондаках и стихирах). Их современное название – христиане старопоморского и Соловецкого потомства.

 

Начавшиеся в 17 веке жестокие гонения на приверженцев «старой веры» привели к массовой миграции. Тогда более миллиона человек вынуждены были покинуть Россию. Многие из них уехали и поселились в Речи Посполитой, то есть, в Беларуси, в Украине и в Прибалтийских государствах.

 

В довоенные годы в городе Минске было небольшое число старообрядцев-беспоповцев. Хотя в окрестностях имелись довольно многочисленные общины. Прежде всего, Борисовская. В послевоенные годы в Минске количество старообрядцев начало быстро расти за счет людей, переехавших на постоянное место жительства из разных мест Белоруссии, России, Латвии и Литвы. Активные верующие ездили молиться в Борисов или Вильнюс. В советское время во многих семьях тщательно скрывалось непролетарское происхождение или отношение к религии. Но с начала 90-х годов, когда для многих вдруг открывалось, что их предки были староверами, естественно вставал вопрос – а что это за вера? а кто такие староверы? Многие из этих людей уже много лет посещали православные храмы, многие были крещены в православной церкви. Однако их не покидало чувство внутреннего беспокойства – а не предала ли я своих предков? А не буду ли я наказана за своё предательство Господом? Видимо зная о моём происхождении по материнской линии люди приходили с этими волнующими их вопросами к нам в храм. Приходилось часами рассказывать об истории раскола, о «ревности не по разуму», которое привело беспоповцев к гибельному отказу от установленных Самим Господом Иисусом Христом в Его Церкви спасительных таинств – «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54). Приходилось объяснять второстепенную, а не главную роль обряда в деле спасения человека, о подмене староверия обрядоверием и культом предков.

 

После знакомства с минскими старообрядцами настойчиво ищущие именно старообрядческую общину направлялись к ним.

 

Активные поиски своих единоверцев - людей Старой Веры или тех, кто имел старообрядческие корни начались в Минске с середины 90-х годов. Первыми «собирателями» минской общины староверов-поморцев стали женщины - Прасковья Кочнева и Капитолина Сергеева, на квартире которой проходили первые службы. В организации минской общины принимали активное участие старообрядцы соседних с Минском населённых пунктов, где имелись действующие старообрядческие церкви. Например, Устав общины разрабатывали настоятели Иван Рыбаков из Борисова, Анания Китов из Бобруйска и Вячеслав Клементьев из села Кублищино Витебской области. Речь о возможном создании общины в Минске шла еще во время их совместного обучения в духовном училище Рижской Гребенщиковской общины старообрядцев поморского согласия.

 

Устав «Религиозной общины Древлеправославной Поморской Церкви в г. Минске» был зарегистрирован 4 июня 1998 года Минским городским исполнительным комитетом. Первым исполняющим обязанности наставника общины был Василий Бородкин. С сентября 1999 года эти обязанности стал исполнять Вячеслав Клементьев. Первым председателем Совета общины был Александр Белов, который в марте 2000 года был освобожден от этой должности по собственному желанию и стал исполнять обязанности заместителя председателя. Председателем был избран Вячеслав Клементьев.

 

Особую роль в жизни старообрядцев в Беларуси и в жизни моей семьи сыграла Рижская Гребенщиковская община. Отец мой был православным, и бабушка крестила меня сразу после рождения в минской железнодорожной церкви Казанской иконы Божией Матери. После рождения сына Дионисия в семье встал вопрос о его крещении. В Беларуси крестить боялись, опасаясь преследования властей, поэтому обратились к верующим родственникам в Риге. Дядя Борис и его жена Таисия Киселёвы были прихожанами Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Дядя нёс послушание в свечном ящике храма, а Таисия пела на клиросе. В 1982 году крещение Дионисия совершил старший наставник Гребенщиковской общины Георгий Михайлович Подгурский. Таинство миропомазания сына в 1985 году, также тайно, было совершено в православной Всехсвятской церкви города Клайпеда. В 1984 году семья знакомится со вторым наставником общины Иваном Евфросиновичем Миролюбовым. Сегодня протоиерей Иоанн Миролюбов является настоятелем Покровского храма в Рубцове (Москва), возглавляет Патриарший центр РПЦ МП древнерусской богослужебной традиции, является секретарём Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, консультантом ОВЦС МП.

 

Рижская Гребенщиковская община – самая большая в мире беспоповская старообрядческая община, насчитывающая 25 тысяч прихожан. Соборная моленная общины – крупнейший в мире поморский храм, вмещающий до 5000 человек. Он обладает 6-ярусным иконостасом, почти полностью скрытым под серебряными окладами древних икон.

 

 

https://www.liveriga.com/userfiles/images/ko-darit/apskates-vietas/baznicas/rigas-grebenscikova-vecticibniek/grebensikova.jpg?w=780&mode=3:2|crop

 

Рижская Гребенщиковская старообрядческая община

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Датой основания храма считается 1760 год, когда на берегу Даугавы была возведена деревянная постройка, в которой располагалась моленная старообрядцев. В конце XVIII века община перебралась в каменное здание, а в 1826 году храм был назван в честь купца Алексея Гребенщикова. Нынешний облик церковь обрела в конце XIX века В храме хранится уникальная коллекция икон, книг и рукописей XV-XIX веков.

 

Благодаря родственникам и благосклонного отношения ко мне отца Георгия Подгурского я имел доступ к уникальной книжнице общины, в которой хранились сотни томов древних книг в кожаных переплётах с замками. Там я впервые увидел и сподобился читать «Поморские ответы» братьев Денисовых и иные уникальные книги.

 

«Поморские ответы» (официальное название «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») - выдающееся полемическое произведение, одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий. Поводом к их составлению послужило учреждение в 1722г. Священным Синодом миссий для собеседований со старообрядцами. Для района Выговских скитов назначен был иеромонах Неофит, который написал 106 тезисов в форме кратких вопросов. Через 6 месяцев Выговцы доставили Неофиту свои ответы. Ответы были составлены под руководством братьев Денисовых, основателей Выговской пустыни.

 

https://lh3.googleusercontent.com/4XMVEV_n1fCYRu4PqIWlq41yFlbIFjExXoVEgNwJQ17BvpBhINSOiBBS_SKibEby_9mfRejsHjw3gh6FO3lIokBRPmRL1Jif4Kn7_hoq-YGS0ynlEwc59poVREB10aS4gFn_73s1kauHk0_I7g

 

Клирос Гребенщиковской общины. В центре - о. Георгий Подгурский, справа от него - о. Иоанн Миролюбов, крайняя справа - Таисия Киселёва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещение Гребенщиковской общины дало возможность близко познакомиться с жизнью старообрядцев, узнать эту жизнь изнутри, что помогает успешно работать со входящим во второе Минское городское благочиние старообрядческим приходом святого пророка Илии.

 

Огромную роль сыграла Гребенщиковская община и в трудном процессе сближения с Русской Православной Церковью. В 1999 году был подписан «Меморандум встречи Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с делегацией от Древлеправославной Поморской Церкви Латвии». Впервые за три века, прошедшие со времён раскола, был подписан документ, который создал предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества, для чего была создана двухсторонняя комиссия постоянного состава для решения возникающих проблем и недоразумений. В Меморандуме говорилось о необходимости «впредь категорически избегать по отношению друг к другу и к обычаям и обрядам оскорбительных и неодобрительных выражений... не допускать порицательных выражений по отношению к придерживающимся старого обряда в лоне РПЦ... создать при ОВЦС комиссию по рассмотрению возникающих вопросов и координации действий РПЦ и ДПЦ Латвии с возможностью вхождения в нее представителей от других течений беспоповства».

 

В 2000 году после Юбилейного Архиерейского собора РПЦ МП Международный Координационный Совет Древлеправославной Поморской Церкви стран Балтии, Польши и Беларуси обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с обращением: «Стремление к установлению братских и доверительных отношений между Старообрядчеством и РПЦ МП считаем делом добрым, полезным и соответствующим Евангельской истине…Возникающие в наших взаимоотношениях проблемы следует решать именно так, как определил в своём докладе на Соборе митрополит Кирилл, председатель ОВЦС – «взвешенно, планомерно и совместными усилиями». Создание координационной Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством одобряем и со своей стороны выражаем желание принять в ней посильное участие».

 

В 2000 году произошло ещё несколько значительных событий в процессе сближения старообрядчества с Русской Православной Церковью.

 

В ноябре месяце Митрополит Минский и Слуцкий Филарет благословил меня принять участие в торжествах, посвященных 200-летию возникновения единоверия, которые должны были пройти в Москве.

 

В торжествах принимали участие представители большинства единоверческих приходов Московской патриархии, а также других староверческих согласий из России, США, Литвы и Латвии. Беларусь представляли представители Древлеправославной Поморской церкви Беларуси во главе с Председателем Поморской старообрядческой общины города Минска Клементьевым В.Е.

 

В 1800 году, многие приходы, сохранившие старые обряды, но утратившие преемство священства, возвратились в лоно матери-Церкви.

 

9 ноября 1800 года Императором Павлом I и Священным Синодом были официально учреждены в лоне Русской Православной Церкви единоверческие приходы. С тех пор они находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви, но продолжают вести богослужение по старым книгам и соблюдать древнерусские обряды.

 

 

Успенский собор Московского Кремля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Успенском соборе Московского кремля в этот день единоверческим священником, настоятелем московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах игуменом Петром был отслужен молебен Всемилостивому Спасу по старому обряду. На службе присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, ректор СПбДА епископ Тихвинский Константин.

 

Думаю, что все присутствовавшие за богослужением осознавали значимость происходящего, понимая, что за последние 350 лет это первое древлеправославное богослужение в древнем Успенском Соборе. Незабываемое впечатление произвела красота древнего знаменного распева в исполнении сводного хора единоверческих приходов.

 

Богослужение завершилось проповедью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который отметил, что его радует единение в Соборе старообрядцев разных согласий, что является залогом преодоления церковных разногласий. Владыка подчеркнул ошибочность государственной и церковной политики, приведшей к разделению верующих в середине XVII века. Им было отмечено: «Сегодня, с высоты веков, прошедших с момента разделения, многое выглядит иначе, чем в то время, когда проходило трагическое разделение в недрах нашей церкви. С дальнего расстояния события выглядят яснее и судить о них можно более беспристрастно и верно… Мы знаем, что это явление (единоверие) имеет разное к себе отношение, но, пройдя определённую историческую дистанцию, мы можем с большей вероятностью говорить о большом непреходящем историческом значении этой ветви в жизни Русской Православной Церкви. Я хотел бы от всего сердца приветствовать всех Вас, дорогие братья и сестры, и единоверцев, и старообрядцев, которые не находятся в молитвенном и евхаристическом общении с Русской Православной Церковью, но являются органической частью той великой духовной традиции, опираясь на которую только и выживет наш народ и наше отечество».

 

После службы в конференц-зале гостиницы "Даниловская" прошла конференция, посвященная 200-летию канонического бытия старообрядческих единоверческих приходов в лоне Русской Православной Церкви. С приветственным словом к присутствующим обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он вкратце рассказал присутствующим о возникновении раскола в XVII веке после Соборов 1656 и 1666/67-го годов, а также о попытках его уврачевания в 1800 году и на Соборах 1917-18 и 1971 годов. В заключение он сказал: "чадам Руссой Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви".

    

После приветствия Патриарха с докладом "Философия единоверия: прошлое, настоящее и будущее" выступил председатель ОВЦС митр. Смоленский и Калининградский Кирилл. В докладе он охарактеризовал обрядовую реформу патриарха Никона как "более, чем сомнительную", указав при этом на неслучайность клятв на старые обряды, поскольку патриарх Никон и его последователи видели в них ересь.

 

Говоря об основании 200 лет назад единоверия, митрополит отметил неясность его канонического статуса в прошлом, поскольку 200 лет назад это явление рассматривалось как временное, единоверие понималось как условное воссоединение старообрядцев с РПЦ. Однако постепенно такой взгляд у иерархов РПЦ стал меняться в пользу признания полной православности старообрядцев, находящихся канонически в юрисдикции РПЦ. В настоящее время, когда идет поиск самоидентичности русского народа, вопрос старообрядчества и единоверия является важным не только для Церкви, но и для общества, сказал в заключение митрополит Кирилл.

 

В начале XX века накануне революции 1917 года в Русской Православной Церкви было около 600 единоверческих приходов, но за годы Советской власти их количество сократилось. В итоге к 1991-му году оставался один действующий приход. Сейчас по различным данным на территории Белорусского Экзархата, Украины, России и Православной Церкви заграницей действуют от 20 до 25-ти приходов, которые либо формально являются единоверческими, либо таковыми стремятся стать.

 

В октябре 2000 года на Архиерейском соборе РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ принесла покаяние перед старообрядцами:

 

"Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…".

 

12 июля 2005 года состоялось общее собрание членов Религиозной Древлеправославной старообрядческой поморской общины в г. Минске, которое приняло решение о вхождении в состав Белорусской Православной Церкви.

 

 

Общее собрание членов Религиозной Древлеправославной старообрядческой поморской общины в г. Минске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из протокола заседания СИНОДА БЕЛОРУССКОГО ЭКЗАРХАТА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА от 13 ноября 2006 г.:

 

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси по вопросу старообрядческих общин, действующих на территории Республики Беларусь, согласно запроса Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата по Определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 г.

 

Справка: На территории нынешней Республики Беларусь старообрядцы появились в конце XVII столетия и основали колонию в районе местечка Ветка (1682 г.). Все они были поповцами. В XVIII веке Ветковская община дважды (1735 и 1764 гг.) уничтожалась царским правительством. И хотя полностью уничтожить общину так и не удалось, Ветка перестала быть центром поповского старообрядчества на Беларуси.

 

К 1696 г. относится организация беспоповской Федосеевкой общины близ города Невеля - первой беспоповской общины городского типа. В 1709 году она была разграблена польскими солдатами. До первого раздела Речи Посполитой на ее территории насчитывалось до 100000 старообрядцев, а после раздела часть их переселилась на запад Польши.

 

В конце XIX - начале XX столетия старообрядцы жили во всех белорусских губерниях, кроме Гродненской, причем количество их постоянно увеличивалось. В 80-90-е годы многие старообрядцы поповцы переходили в единоверие.

 

До перерегистрации в декабре 2004 г. количество старообрядческих поморских общин в Республике Беларусь составляло – 31 общину. На сегодняшний день на территории Республики Беларусь всего 36 действующих старообрядческих общин, одна из которых в г. Минске в каноническом общении с Белорусской Православной Церковью, две: в Витебске и Гомеле – в юрисдикции Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкое согласие) и две: в Гомеле и в Новозыбкове принадлежат Русской Древлеправославной Церкви, а остальные - относятся к поморскому (беспоповскому) согласию.

 

По территории Белорусского Экзархата распределение старообрядческих общин следующее: в Витебской епархии – 2 общины, в Гомельской епархии – 4, Гродненской епархии – 1, Минской епархии – 6, Могилевской епархии – 6 и Полоцкой епархии -17 старообрядческих общин.

 

Значительное явление в жизни белорусского старообрядчества — деятельность Древлеправославной старообрядческой поморской общины города Минска, возглавляемой Вячеславом Евгеньевичем Клементьевым. Эта деятельность направлена на обретение полноты церковных Таинств. В своем поиске община ориентируется на Священное Писание, Предание, а также на учение отцов Староверия. Вячеслав Клементьев единомыслен в своих усилиях с Иоанном Миролюбовым, консультантом ОВЦС по вопросам староверия, возглавлявшим Рижскую Гребенщиковскою старообрядческою общину в течение 15 лет.

 

Усилия Минской общины привели к тому, что Центральный совет Древлеправославной Церкви в Беларуси принял решение о выводе В. Клементьева из состава ЦС ДПЦ и направил соответствующее Обращение ко всем Древлеправославным общинам Беларуси. В ответном Обращении членов Минской старообрядческой поморской общины к чадам Древлеправославной Поморской Церкви дается обоснование своих действий.

 

В частности, указывается, что всё совершаемое общиной, находится в прямом преемстве с учением А. Денисова, изложенным в «Поморских ответах», с теми усилиями, которые неоднократно предпринимались старообрядцами для приобретения себе епископа.

 

По результатам консультаций, проводимых Патриархией со старообрядческой иерархией, Минской общиной было принято решение подать на имя Его Высокопреосвященства Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси прошение о принятии в лоно Белорусской Православной Церкви на условиях единоверия.

 

Постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 6 февраля 2006 г., журнал № 95 Древлеправославная старообрядческая Поморская община г. Минска принята в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата) как «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии».

 

https://lh6.googleusercontent.com/z6soU8TV4twhHXlq6Q_J2yd49-81ZTsGx-nnptcXo2moQnWJqQm-ZVSDSlcL78xUyt-rm3HralhVpvjQ75Refgy1rNi1Ed_fnVSg3A1lb8vxSp5YVfFl3iVzhut_DBpTetak2BPmKJvSVidk5A

Богослужение старым обрядом в Старообрядческом приходе в честь святого пророка Илии в городе Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каковы были причины, подвигнувшие старообрядцев беспоповцев города Минска на этот шаг?
 

Согласно учению Православной Церкви, невидимая благодать Божия сообщается верующим в Таинствах, богоучрежденных священных действиях. Если бы не было таинства Святого Причащения, то невозможно было бы получить и Царствие Небесное: «Иисус же сказал им: аминь, аминь говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин. 6:53). Таинства должны быть совершены законно рукоположенным духовным лицом. В противном случае Таинства – недействительны.


Особенностью поморского согласия в Старообрядчестве является то, что оно не имеет духовенства. В службе поморские общины используют «Выговский Устав», который позволяет мирянину, или монаху вести службу, исключая священнические возгласы и действия. Используя исключения из правил при крещении и покаянии, допускающие «нужды смертной ради» совершение этих Таинств мирянином, из семи Таинств поморцы исполняют лишь два, оставляя новокрещённого без миропомазания, а кающегося – без разрешения грехов.

 

Отцы Выговского монастыря братья Денисовы (авторы «Поморских ответов») и иные беспоповцы осознавали всю трагичность состояния придерживающихся старого обряда беспоповских общин. Однако оправдывали это положение тем, что оно долго не продлится: вот-вот наступит второе славное пришествие Христово. Однако Господь Бог, по Своему долготерпению и милосердию, даровал миру ещё существовать. И, лишённые промыслом Божьим полноты церковных Таинств, старообрядцы скорбели, молились, горячо желали Причастия Небесного и надеясь на возвращение утраченного, не раз предпринимали попытки приобрести себе епископа и, таким образом, восстановить в своей среде священство.

 

После неудачных попыток среди поморских старообрядцев возникли теории о пришествии духовного антихриста, отсутствии на земле православной иерархии и, как следствие, невозможности причастия «в приемлемом для истинных христиан виде». Возникли эти утверждения от нужды в обосновании сложившегося положения и, очевидно, по собственному суждению.

 

Но староверие никогда не отделялось от Православной Церкви и всегда было и остаётся её неотъемлемой частью. Мы «…православни бехом, православни есмы и впредь православни бысть у Господа просим» («Поморские ответы», ответ 100). Отцы Староверия не считали себя «последними остальцами благочестия». В «Письме к двум девам» протопоп Аввакум писал: «Как-то так дерзко глаголют…, что будто одни мы, а то все погибли! Миленькие батюшки, добро поревновать по Бозе, да надо знать ей меру». В доктрине поморского Староверия, выраженной в «Поморских ответах», сказано: «Обаче опасаемся и глаголати, и помышляти, яко мы едини есмы.» (Ответы на вопросы 98 и 101).

 

О священстве протопоп Аввакум писал: «А то воззвони во уши твои, супостат, священство упраздняешь, да и таинство, люторски и кальвински …Понеже ни сам диавол упраздните может священства, нежели антихрист с чадию. Рече учеником своим Владыка: «Аз есмь с вами до скончания века. Аминь». В предисловии к своим ответам отцы заявили, что не отвергают иерархическое достоинство Русской Церкви: «Приобщения нынешния российския Церкви опасаемся не церковных собраний гнушающееся, не священныя саны отметающее, не тайнодейств церковных ненавидяще, но новин от никоновских времён нововнесенных опасаемся». «Суда же на ню, или порицания собою наносити опасаемся» (Ответ 48). То есть однозначно дали понять, что они признают полноту древлецерковных Таинств, признают священство, но Таинства эти должны совершаться священником по-старому, дониконовскому чину.

 

Отвечая на вопрос о крещении, протопоп Аввакум пишет: «По старому служебнику и новоставленной кои, аще в нем дух не противен, да крестит ребёнка». (Послание «горемыкам миленьким»). Здесь же о поминовении усопших: «Поминайте покойников, как и по-новому причащены: разберет Христе какая в нем совесть была». Протопоп Аввакум: «…о священстве и о Причастии не по разуму мудрствуйте. Глаголете: упразднение. Не бойтеся, светы, и по антихристу не упразднится Тело Христово, составляемо быти до скончания века… А иже от Причастия себя отлучают…, и я того не похваляю» (Письмо двум девам).

 

Таким образом, анализ трудов отцов Староверия, протопопа Аввакума и авторов «Поморских ответов» братьев Денисовых дают основание утверждать, что теории, возникшие в среде старообрядцев-беспоповцев в XVIII веке и получившие дальнейшее развитие в XIX - XX веках, являются ошибочными и были продиктованы исключительно условиями времени их создания. Более того, они противоречат Священному Писанию и отцам Вселенского Православия. Труды св. Поликарпа и блаж. Иеронима, утверждения которых о невозможности существования Церкви без священства были обобщены в предисловии к Большому Катехизису: «Идеже нет священников, тамо ниже христианству возможно быти».

 

Предки современных старообрядцев беспоповцев вынуждены были последние 300 лет жить без священства, но предыдущие поколения в течение семи столетий имели священство. Поэтому сегодня речь идёт не о введении, а о восстановлении священства и, следовательно, полноты церковных Таинств в среде поморских старообрядцев.

 

Для восстановления священства минские старообрядцы выбрали РПЦ МП, а не Русскую Православную Старообрядческую Церковь (Белокриницкое согласие), или Русскую Древлеправославную Церковь  (Новозыбковское согласие). К сожалению, каждое из этих двух старообрядческих согласий, имеющих священство, считает себя единственным законным преемником дораскольной Русской Церкви, итогом чего является отсутствие любви даже к своим единоверным братьям, придерживающимся иного упования, а, вследствие этого, и единства между старообрядцами (поповцами и беспоповцами разных толков). Поэтому, принятие священства у одной из них содействовало бы дальнейшему углублению раскола, кровоточащая рана которого на теле Русского Православия отдаётся болью в душе каждого верующего православного христианина.

 

В РПЦ МП сегодня сложилась ситуация, когда православные старообрядцы могут уповать на спасение, придерживаясь старых обрядов в лоне Русской Православной Церкви. Осознав бесплодность поиска виновных в глубине веков, вместе с тем осознавая свою личную вину за бездеятельность (а хуже – за усугубление ситуации) в деле уврачевания этой жуткой раны, ибо по слову свт. Иоанна Златоуста, что «Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты, как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви» и было принято это историческое решение.


Пришло время православным старообрядцам, исполнить заповедь Христову: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13:35).

 

Деяния Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1917-1918 годов и 1971 года, Архиерейского Собора 2000 года. в части, касающейся взаимоотношений со Старообрядчеством говорят о том, что при единстве догматов веры и православного исповедания, обрядовые различия не могут и не должны быть препятствием к церковному единству. И, в частности, единству старообрядцев с Русской Православной Церковью.

 

Старообрядческая община в лоне Московского Патриархата является органической частью Белорусской Православной Церкви, по мере возможности участвующей в общецерковной жизни и открытую для всех чад Православной Церкви при уважении и соблюдении принятого в общине богослужебного порядка и древнерусских традиций. При единстве веры и управления, минские старообрядцы сохраняют свою идентичность. Все церковные чинопоследования в общине совершаются по богослужебным книгам, изданным при первых пяти русских Патриархах, и их последующим переизданиям. В приходе строго сохраняется древнецерковное пение и древний чин службы.

 

В 2000 – 2001годах в типографии Минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» набирались и печатались первые на земле Белой Руси Старообрядческие журналы для семейного чтения "Благовестъ".

 

21 апреля 2002 года первое Таинство Миропомазания и Евхаристии было совершено в общине священником Петром Чубаровым, настоятелем Прихода единоверческого Николо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.

 

5 октября 2002 года по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета впервые был отслужен молебен по старому чину у мощей преподобной Евфросинии Полоцкой в Свято-Евфросиниевском монастыре Полоцкой епархии.

 

9 мая 2002 году клирошанами общины была отпета вселенская панихида в парке-усадьбе Лошица у памятника партизанам и советским воинам, погибшим при освобождении Минска, ставшая традиционной.

 

https://lh4.googleusercontent.com/0MwFXYY0g7ACcA4YlJn72vH2OdxCKg2CO7j8Ces-dkDgSOk5Bxgcan-GWdooh3O80K5qRz-917N7dKGnjXzQpTIvbY3tMshbI5XMu2KxhOqNxK1xS0E_onj5JErshPQLNba3hkV-hWI3L-XxLw

Международная конференция «Православные старообрядцы - хранители древнерусских церковных и бытовых традиций». Приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Минска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В октябре 2007 года в Минском приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прошла международная конференция «Православные старообрядцы - хранители древнерусских церковных и бытовых традиций». В конференции приняли участие старообрядцы различных согласий из России и Беларуси.

 

Перед собравшимися выступили председатель Приходского Совета старообрядческого прихода в честь святого пророка Илии Вячеслав Клементьев, профессор Минской духовной академии и семинарии В.А. Теплова, зав. лабораторией богословских и религиозно-философских исследований А.Ю. Бендин, секретарь Комиссии по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством ОВЦС МП священник Иоанн Миролюбов, представитель Русской Древлеправославной Церкви (Новозыбковская иерархия) священник Николай. Старший преподаватель Белорусского государственного университета культуры, кандидат искусствоведения Лариса Густова представила слушателям доклад о традициях древнего православного церковного пения «Знаменный распев».

 

7 октября для участников конференции был отслужен молебен по старому чину у мощей прп. Евфросинии Полоцкой в Полоцком Свято-Евфросиниевском монастыре. Службу провёл настоятель старообрядческого храма свт. Николы в Студенцах, Московской епархии Русской Православной Церкви игумен Петр (Васильев).

 

В октябре 2011 года в Минском приходе иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” прошла Международная конференция «Старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви: вчера, сегодня, завтра». В конференции приняли участие старообрядцы различных согласий из Беларуси, России и Латвии, а также преподаватели духовных школ Белорусской Православной Церкви.

 

Задачей конференции было восстановление доверия к старому обряду как естественной и неотъемлемой части церковного литургического строя, «сугубой драгоценности в литургической сокровищнице Церкви». Реабилитация его как составной части литургического строя не только Русской Церкви, но и вселенского, кафолического Православия.

 

Доклады на конференции свидетельствовали о жизнеспособности принципиально важной для Вселенского Православия мысли, что обрядовые различия не могут и не должны быть препятствием к церковному единству при общности вероучения и церковных догматов. Причем такое единство в вере при разности церковных обрядов и обычаев вполне достижимо в рамках одной Поместной Церкви.

 

Участники выступили за содействие диалогу между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и иными старообрядческими согласиями.

 

Особое внимание на конференции было уделено символике древнерусской певческой культуры, древним духовным песнопениям и стихам. Особый интерес вызвал доклад «Гласы и погласицы в чтении и пении» с практической демонстрацией певчими старообрядческого прихода из Москвы.

 

 

В 2016 году по просьбе Совета Старообрядческого прихода во имя святого пророка Илии в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви приход был включён в состав Второго Минского городского Радосте-Скорбященского благочиния. Благочинный – настоятель прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелёв.

 

https://lh5.googleusercontent.com/-uCotKsWBTpWttjUtUXTZ3Q2DP2EKJTv7K2gGmMW_YKAcCCz0cvpr7tXXiz7dN68uBlq4NRHxjMhCz3zFyG5n2tBYBeRmqAyY83gy1PF8otcXeak2I3LB3JEDCWVzwss5VyuH0fueS6dVgNgww

Митрополит Филарет, благочинный протоиерей Игорь Коростелёв и председатель Приходского Совета старообрядческого прихода в честь святого пророка Илии Вячеслав Клементьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вячеслав Евгеньевич Клементьев родился 23 января 1950 года в селе Кублищино Миорского района Витебской области. С 1961 по 1968 год учился в Минском суворовском училище, в 1972 году закончил Рязанское Высшее командное воздушно-десантное училище. После учёбы служил в армии на различных офицерских должностях. С 1992 по 1994 год учился в Духовном училище при Рижской Гребенщиковской общине. В 1994 – 1998гг. – исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкой старообрядческой общины в селе Кублищино. С 2006 года является председателем Приходского Совета старообрядческого прихода в честь святого пророка Илии Минской епархии Белорусской Православной Церкви.

 

Игумен Пётр (Васильев). Духовник старообрядных приходов в Беларуси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родился 18.11. 1965 года. Настоятель единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах (Москва). Московская городская епархия, Центральное викариатство, Покровское благочиние, Русская Православная Церковь МП.

 

Храм был передан общине в 1994 году. 6 октября 1996 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), отец которого был старообрядцем, освятил храм по древнему (дораскольному) чину, так как хорошо знал богослужебные особенности этого чина.

 

Служил иеродиаконом в единоверческом храме Архангела Михаила в Михайловской слободе (Московская область). После создания единоверческой общины в Москве, которая избрала отца Петра своим председателем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословил его на священническое служение в храме Святителя Николы в Студенцах. По благословению Святейшего Патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в 1994 году рукоположил его в священнический сан. В 2006 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел отца Петра в игуменский сан, отметив труды «по попечению о людях старой веры». По приглашению Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Павла игумен Пётр регулярно участвует в Рождественских и Пасхальных торжествах, проводимых в Белорусской Православной Церкви, а также в ежегодном собрании духовенства Минской епархии.

 

https://lh5.googleusercontent.com/aFdKqugrV-m8T9Ne75tnyGtPuE8i2uwLgNOM5Pl6mItpIINdrwRmNwkVEyBEhNTrInOFxKIOmvy4nmHAsyvgve68ABEmLWIkZ8SR4cKZPZB1u88acom7XX1wJcEVRtUXGn-WI9Zjx1nACgEaUw

Богослужение старым обрядом в Старообрядческом приходе в честь святого пророка Илии в городе Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переступая порог домового храма общины в честь пророка Илии, понимаешь, что места для молитвы не хватает, помещение не вмещает всех желающих. Верующим приходится ютиться в двух комнатах в частном доме. Сегодня община предпринимает все усилия, чтобы из домашней церкви перейти в полноценный каменный храм. Уже готов макет храмового комплекса, который будет включать в себя храм и воскресную школу.

 

https://lh3.googleusercontent.com/7-fmuP2Afmqb6JRcxhhgX41w3D2hB5p-EUInLvR8lLI_judeX91SwUtVWiM1rnmNWYVnNxE7w24n3n4FRmx25xIV9K1xPfPALcT7R3fSFNNas0jGRwpZycvhdrVq12A2XefV60q8BomlHJQayQ

Макет храмового комплекса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комплекс станет центром Православного старообрядчества в Беларуси.

Протоиерей Игорь Коростелёв

(просмотров 661)



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.