На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
ПУБЛИЦИСТИКА

И. А. Рыбин

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОСНОВА
МЕДИЦИНЫ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Изучением себя в рамках биологии, физиологии, анатомии, психологии, педагогики и медицины человек занимается не одну сотню лет. Однако история такого изучения с помощью естествознания не дает целостного представления о человеке. Знания о нем все более и более дробятся и становятся все более похожими на сложную и запутанную мозаику, которую некому собрать в целостную и величественную картину созданную Творцом. И все это потому, что человек как творение Божие в самом себе удивительно соединяет два мира - материальный видимый и нематериальный невидимый. Именно в непонимании этой двухмерности человеческого устроения и заключена недостаточность и искажение научного поиска по всеобъемлющему изучению Homo sapiens (Человека разумного).

Однако обращение исследователя к христианской антропологии (антропос - человек; логос - слово, учение: христианская наука о человеке), в основе которой лежит Священное Писание (Библия) и Священное Предание (Писания Святых Отцов), все исправляет.

В «Беседах на Шестоднев» Святитель Василий Великий - богослов, философ и врач размышляет: «В начале сотворил Бог небо и зем­лю (Быт. 1, 1). Изумительность мысли связывает у меня слово…». Почему библейская мысль о создании Богом «неба» - духовного мира или мира ангельских духов и «земли» - материального мира или мира вещества так поразила Вселенского учителя? Как один из образованнейших людей своего времени, он видел невозможность полноты знания естественнонаучной мудрости «не знавших Бога» и как имевший Божественную Благодать предвидел, что ни одно их учение не может быть твердым и непоколебимым: «потому что последующим учением всегда ниспроверга­лось предшествовавшее».

По замыслу Творца существование мира материального и мира духовного предполагает и различные методы их изучения. Мир вещественный познается научным исследованием, логикой, экспериментом. Для этого и существует наука, научные труды, научные лаборатории и институты.

Мир невидимый познается опытно путем приближения человека к Богу. Это исследование духовного мира называют «невидимой бранью». Оно связано с самопознанием и самоисправлением по заповедям Божиим и каждый исследователь должен пройти его самостоятельно. Для этого и существует христианская аскетика, Библия и творения Святых отцов, монашеские кельи и монастыри. Эти два подхода особенно важны при изучении человека, который имеет и душу, и тело.

Доказательствами наличия души в человеке насыщено все библейское повествование, но особенно яркими являются евангельские примеры возвращения души в тела дочери Иаира, Лазаря Четверодневного, праведной Тавифы. Из жития Святых известны случаи возврата в тела душ семи Эфесских отроков, путешествие в рай и возвращение в тело души Андрея Христа ради юродивого. Подобный внетелесный опыт имел и Первоверховный Апостол Павел.

Многим из сегодняшних ученых-скептиков эти сведения могут показаться выдумкой. Но ведь подобное происходит и сегодня. Ни один честный исследователь не отбросит ниже приведенные факты.

Американский ученый, врач и психолог Раймонд А. Муди в 1975 году опубликовал книгу «Жизнь после жизни», в которой проанализировал сто пятьдесят описаний опыта близости смерти и лично опросил около пятидесяти людей перенесших клиническую смерть в возрасте от 3 до 75 лет. На основе этих данных он выделил характерные с большим постоянством повторяющиеся элементы опыта смерти в виде выхода души из телесной оболочки с последующим возвращением в нее после клинической смерти. Эти состояния Муди назвал «околосмертным» опытом.

Подобный опыт возвращения души в тело после смерти можно найти в книге Юрия Воробьевского «Путь в апокалипсис: Точка омега». В 1982 году жительница Туапсе Валентина Романова в течение нескольких часов после автомобильной аварии телом находилась в реанимации, а душой поднималась по Лестнице Жизни, видела вечные мучения… (статья «Я была в гостях у смерти»).

Но наиболее впечатляющий опыт посмертной жизни описан в сборнике игумена Петра (Бирюкова) «Сущность Христианства». Это случай произошедший в 1964 году с жительницей города Барнаула Клавдией Никитичной Устюжаниной, которая умерла во время операции по поводу рака кишечника в присутствии профессора хирургии, трех ассистентов и семи студентов. Клавдия Устюжанина видела Богородицу, Ангела-Хранителя, разговаривала с Господом. Она была мертвой трое суток, родственникам выдали справку о смерти, малолетний сын был определен в детский дом, профсоюз и администрация уже приготовили все необходимое к погребению. Но через трое суток Клавдия Устюжанина была возвращена в свое тело, которое находилось в морге.

Регистрация смерти в медицинских учреждениях и продолжение жизни личности после нее являются неопровержимым доказательством наличия у человека бессмертной души.

Это полностью согласуется с христианской антропологией, которая между тем описывает трехсоставность человека: дух, душу и тело.

Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт. 2, 7) то есть из материального вещества, которое должно возвратиться в землю. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу. Все движения души принято разделять на три вида: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией». Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Дух стоит над телом и душой, выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Дух в человеке проявляется в трех видах: Голос Божий, Страх Божий и Жажда Бога.

Голос Божий по-другому называют совестью. Совесть - это совместная весть от Бога, данная всем людям независимо от их расы, национальности, возраста и пола. Каждый человек знает, что такое добро и зло; правда и ложь; хорошо и плохо. Совесть это духовный компас в душе человека, который безошибочно показывает, что право и что неправо, и понуждает человека исполнять правое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Нередко человек игнорирует укоры своей совести и таким образом портит, а иногда и вовсе теряет ее.

Страх Божий заключен в том, что каждый нарушитель совести знает о наказании за оскорбление любви Божией. Удаляющий себя от Любящего Отца попадает под власть зла. Духовные люди боятся оскорбить любовь Бога к себе. Люди безбожные не знают такой боязни, но их дух также чувствует ее.

Жажда Бога также свойственна каждому человеку. Но одни ищут Бога в таинственных явлениях природы, в другие - загадках науки, третьи - в непознанных явлениях души. И, как показывает практика, постепенно каждый истинно жаждущий находит Отца Небесного. Кроме того человек был создан для наслаждения, но наслаждения духовного, которое возможно только в Боге. Его не могут заменить наслаждения душевные и материальные. Ни работа, ни богатство, ни супружество, ни путешествия, ни обладание всем миром не дают человеку успокоения. Только душа познавшая Бога утоляет свою жажду и продает все, что имеет ради этой «драгоценной жемчужины» (Мф.13, 46).

Таким образом, гармония трехсоставности человека заключается в том, что дух, стремящийся к счастливой вечной жизни, к Богу, должен руководить душой в этом стремлении, а душа, управляя телом, обеспечивать правильные действия в материальном мире. И человек, как корабль с парусом-духом, ладьей-душой, килем-телом плывет в неспокойном море бытия. Парус такого корабля наполнен Божественным Дуновением, и курс его верен и устойчив.

Но после грехопадения человек потерял гармонию своего устроения. Поэтому сейчас можно видеть душевных людей, которые живут в поисках эмоциональных наслаждений. Встречаются и телесных люди, у которых все подчинено потребностям и удовольствиям тела. У таких «духовное плавание» происходит в перевернутом состоянии: вниз парусом, вверх килем. И уже не дух руководит человеком, а тело командует и душой, и духом, не слушая Божественных Дуновений, а плывя без толку по воле изменчивых и опасных подводных течений.

Лучшие умы и сердца человечества посвящали свои жизни поиску путей для возвращения совершенства и гармонии человека. Не перечесть всех подвижников духа, трудами которых мы пользуемся сегодня. Но лишь немногие из них пытались познавать человека духовным и научным методами. Одним из тех, кто реально занимался христианской антропологией, был талантливый ученый, профессор хирургии, живописец, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Его глубокие научные познания и духовный опыт позволили впервые открыто поставить задачу изучения человека одновременно в рамках двух измерений - материального и нематериального. В своей работе «Дух, душа и тело» святитель и врач дерзновенно призывает ученых к обязательному изучению таинственной духовной составляющей человека.

Трудами академика И. П. Павлова была раскрыта роль центральной нервной системы в жизнедеятельности тела и души человека. Павлов как человек верующий понимал ошибочность представлений исследователей-атеистов о том, что источником психических функций человека является головной мозг, что мысль рождается в процессе электрохимического возбуждения нейронов, что хранилище памяти сосредоточено в височных долях коры головного мозга, что чувства и эмоции рождаются в лимбической системе. Этот обман до сих пор преподносится как высшее достижение научной мысли и в учебной литературе, с помощью которой вводится в заблуждение не одно поколение медиков, психологов, и педагогов.

Свидетельства людей переживших смерть полностью подтверждают христианские представления о том, что источником психических функций является душа человека, что мысли рождаются в душе, что память, чувства и ощущения являются сокровищами души. Ведь после смерти мозга и тела способность мыслить, запоминать, ощущать, переживать, видеть, слышать и обонять сохранялась. Единственными потерями души в этом состоянии являются - отсутствие тактильного чувства и свободной воли.

Таким образом, многочисленные факты свидетельствуют о правоте христианской антропологии, стержнем которой является знание о двойственности человеческой природы, о том, что у человека есть дух, душа и тело. Христианская антропология однозначно утверждает, что психические функции - это функции души, а не тела и, что особенно важно, влияние на эти функции может оказывать мир невидимый, мир духовный.

По учению Православной Церкви болезни души связаны с вредоносным влиянием на душу со стороны духов злобы. Такое духовное насилие становится возможным, если человек не соблюдает заповедей Божиих, то есть живет греховно.

Христианское мировоззрение дает гармоничное и полное представление о соотношении духовного и материального в человеке. Именно поэтому наиболее удивительные открытия о тайнах психических процессов сделаны православными учеными и глубоко верующими людьми, среди которых академики И. П. Павлов и А. А. Ухтомский, святитель и профессор Лука Войно-Ясенецкий, академик В. А. Вейник. Изучение их трудов дает более четкое представление о роли головного мозга в психической деятельности человека.

Академик В. А. Вейник называет головной мозг «биологическим компьютером», на котором душа «работает» всю жизнь. С помощью этого компьютера осуществляется связь души с внешней и внутренней средой.

По И. П. Павлову информацию из внешней среды душа получает при участии корковых центров зрительного, обонятельного, вкусового, слухового и сенсорного анализаторов, расположенных в затылочных, височных и теменных долях коры головного мозга. «Двигательные желания» души осуществляются за счет возбуждения нейронов моторной зоны лобной области и передачи командных сигналов к мышцам для совершения двигательных актов. Автоматические движения душа инициирует за счет подкорковых ганглиев экстрапирамидной системы.

Для связи с внутренней средой (своим телом) душа использует вегетативную нервную систему, которая всю жизнь работает автономно, независимо. Ее задача - сохранение внутреннего постоянства организма и телесного здоровья за счет поддержания питания в соответствии с потребностями. Для того чтобы переживаниями душа не могла нарушать работу сердца, легких, кишечника, сосудов и пр., центры вегетатики расположены в гипоталамусе, стволе мозга, подальше от коры. Устойчивость программного автоматизма этих центров человек испытывает всю свою жизнь.

В биологический компьютер человека Творцом заложено немало и других чудесных возможностей. Например, врожденные программы - «безусловные рефлексы», на базе которых уже сама душа может создавать новые - «условные рефлексы», изучению которых посвятил себя И. П. Павлов. Новые программы душа может стирать, а может сохранять и усложнять. Это достигается за счет принципа доминанты, открытого академиком А. А. Ухтомским. Программы условных рефлексов рождаются, усложняются при позитивной доминанте, и ломаются, исчезают - при негативной. С помощью комплексов «программ-рефлексов» душа формирует различные уникальные для каждого человека стереотипы: двигательный, трофический, эмоциональный, интеллектуальный, которые по своей сути являются человеческими душевно-материальными привычками. Душа влияет на привычку, а привычка на душу. «Привычка управляет душой» - говорят старцы, - «Так берегись плохих привычек, чтобы они не погубили тебя».

Практикующим врачам психиатрам, психологам, педагогам следует учитывать, что психические нарушения при повреждении головного мозга в большей степени носят характер информационно и функционально изолирующих душу от внешнего мира. Например, человек находящийся без сознания, пациент с декортикацией, постинсультный больной с афатическими нарушениями - все слышат, все понимают, но не могут связаться с окружающими. Эти состояния переживаются душой очень трагично. Поэтому так важно правильное с позиций этики и деонтологии поведение медперсонала и родных в присутствии таких пациентов.

Психические заболевания, протекающие без нарушения функций головного мозга, без «материального субстрата» болезни, происходят в результате духовного насилия над душой со стороны духов злобы. Лукавый дух, как духовный вирус всегда пытается получить доступ к человеческой душе, а через нее и к материальному биологическому компьютеру - головному мозгу. Захват компьютера и поражение его физиологических программ ведет к болезням. Для защиты от этого в монашеских духовно-исследовательских лабораториях была разработана уникальная духовная антивирусная программа - «Иисусова молитва». «Не терпит лукавый дух имени Иисусова» - заключают «академики монашества» духоносные старцы.

Духовное целительство возможно только в лоне Матери Церкви. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи духовного исцеления описанные в православной литературе.

О необходимости православной духовной практики в медицине, психологии и педагогике свидетельствует и удивительное открытие сделанное сотрудниками Санкт-Петербургского Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, которые обнаружили четвертое физиологическое состояние мозга. Это состояние функционального покоя коры головного мозга во время погружения в молитву. Именно это состояние христианской молитвы еще раз с убедительной силой доказывает существование души. Ведь если человек молится, а головной мозг «выключен», значит, творит молитву душа.

Академик В. А. Вейник образно называет наше тело биоскафандром, в котором душа как космонавт совершает свое жизненное путешествие в материальном мире, и который придется сбросить с себя, когда мы вернемся из путешествия домой. Началом этого путешествия является слияние двух клеток - синкарион, который обогащается детской душой, данной от Бога. Причем характер и таланты души обычно соответствуют хронотопу (т.е. багажу добрых и злых дел) родителей на момент зачатия. С этого момента начинается формирование тела. Ведь без души внутриутробное развитие невозможно. От того, какие доминанты (духовные, душевные или телесные) станут любимыми после рождения, зависит вся краткая земная и Вечная Небесная жизнь человека.

Православный врач скромно оценивает свои терапевтические силы, но хорошо понимает безграничность исцеляющих возможностей Бога. Поэтому в дореволюционной России врач не начинал лечения больных без предварительной исповеди, причастия, соборования. Это актуально и для современных пациентов, ибо грех - главная помеха на пути выздоровления. Врачи, утратившие эти знания, автоматически обрекают своих больных на прогностический пессимизм. «Это заболевание неизлечимо» - все чаще и чаще слышат наши пациенты и опускают руки, и никнут душой, и не обращаются за помощью к Богу, у которого нет невозможного.

Современная педагогика разрабатывает новые технологии, хорошо оснащается, но порой не может справиться с одним маленьким человеком и в бессилии ставит ему диагноз «патохарактерологическое формирование личности», и передает ребенка врачам. Но никто не думает о том, что душа ребенка испытывает давление нечистой силы, которую не победить педтехнологиями и медпрепаратами. Здесь нужна помощь Церкви.

Работа многих наших психологов похожа на исполнение психологических трюков по «эффективному» уходу от конфликтной ситуации с помощью обмана, безразличия, толерантности, релаксации и т. п. Зачатую это игра в поддавки со страстями человека и его грехом. Результатом такой игры всегда будет победа зла и постепенная гибель личности. Хотелось бы напомнить, что от этого страдает не только пациент, но и сам психолог. Примеров тому предостаточно.

Всякое лечение, всякая педагогика, всякая психология должны начинаться с духовного - с Церкви. Ведь человек живет по законам не только материального, но и духовного мира. Поэтому очень важно вооружить современную медицину, психологию, педагогику полным знанием о том, что происходит с человеком, что у него плохо и что хорошо, почему так происходит, и как ему помочь.

Изучением себя в рамках биологии, физиологии, анатомии, психологии, педагогики и медицины человек занимается не одну сотню лет. Однако история такого изучения с помощью естествознания не дает целостного представления о человеке. Знания о нем все более и более дробятся и становятся все более похожими на сложную и запутанную мозаику, которую некому собрать в целостную и величественную картину созданную Творцом. И все это потому, что человек как творение Божие в самом себе удивительно соединяет два мира - материальный видимый и нематериальный невидимый. Именно в непонимании этой двухмерности человеческого устроения и заключена недостаточность и искажение научного поиска по всеобъемлющему изучению Homo sapiens (Человека разумного).

Однако обращение исследователя к христианской антропологии (антропос - человек; логос - слово, учение: христианская наука о человеке), в основе которой лежит Священное Писание (Библия) и Священное Предание (Писания Святых Отцов), все исправляет.

В «Беседах на Шестоднев» Святитель Василий Великий - богослов, философ и врач размышляет: «В начале сотворил Бог небо и зем­лю (Быт. 1, 1). Изумительность мысли связывает у меня слово…». Почему библейская мысль о создании Богом «неба» - духовного мира или мира ангельских духов и «земли» - материального мира или мира вещества так поразила Вселенского учителя? Как один из образованнейших людей своего времени, он видел невозможность полноты знания естественнонаучной мудрости «не знавших Бога» и как имевший Божественную Благодать предвидел, что ни одно их учение не может быть твердым и непоколебимым: «потому что последующим учением всегда ниспроверга­лось предшествовавшее».

По замыслу Творца существование мира материального и мира духовного предполагает и различные методы их изучения. Мир вещественный познается научным исследованием, логикой, экспериментом. Для этого и существует наука, научные труды, научные лаборатории и институты.

Мир невидимый познается опытно путем приближения человека к Богу. Это исследование духовного мира называют «невидимой бранью». Оно связано с самопознанием и самоисправлением по заповедям Божиим и каждый исследователь должен пройти его самостоятельно. Для этого и существует христианская аскетика, Библия и творения Святых отцов, монашеские кельи и монастыри. Эти два подхода особенно важны при изучении человека, который имеет и душу, и тело.

Доказательствами наличия души в человеке насыщено все библейское повествование, но особенно яркими являются евангельские примеры возвращения души в тела дочери Иаира, Лазаря Четверодневного, праведной Тавифы. Из жития Святых известны случаи возврата в тела душ семи Эфесских отроков, путешествие в рай и возвращение в тело души Андрея Христа ради юродивого. Подобный внетелесный опыт имел и Первоверховный Апостол Павел.

Многим из сегодняшних ученых-скептиков эти сведения могут показаться выдумкой. Но ведь подобное происходит и сегодня. Ни один честный исследователь не отбросит ниже приведенные факты.

Американский ученый, врач и психолог Раймонд А. Муди в 1975 году опубликовал книгу «Жизнь после жизни», в которой проанализировал сто пятьдесят описаний опыта близости смерти и лично опросил около пятидесяти людей перенесших клиническую смерть в возрасте от 3 до 75 лет. На основе этих данных он выделил характерные с большим постоянством повторяющиеся элементы опыта смерти в виде выхода души из телесной оболочки с последующим возвращением в нее после клинической смерти. Эти состояния Муди назвал «околосмертным» опытом.

Подобный опыт возвращения души в тело после смерти можно найти в книге Юрия Воробьевского «Путь в апокалипсис: Точка омега». В 1982 году жительница Туапсе Валентина Романова в течение нескольких часов после автомобильной аварии телом находилась в реанимации, а душой поднималась по Лестнице Жизни, видела вечные мучения… (статья «Я была в гостях у смерти»).

Но наиболее впечатляющий опыт посмертной жизни описан в сборнике игумена Петра (Бирюкова) «Сущность Христианства». Это случай произошедший в 1964 году с жительницей города Барнаула Клавдией Никитичной Устюжаниной, которая умерла во время операции по поводу рака кишечника в присутствии профессора хирургии, трех ассистентов и семи студентов. Клавдия Устюжанина видела Богородицу, Ангела-Хранителя, разговаривала с Господом. Она была мертвой трое суток, родственникам выдали справку о смерти, малолетний сын был определен в детский дом, профсоюз и администрация уже приготовили все необходимое к погребению. Но через трое суток Клавдия Устюжанина была возвращена в свое тело, которое находилось в морге.

Регистрация смерти в медицинских учреждениях и продолжение жизни личности после нее являются неопровержимым доказательством наличия у человека бессмертной души.

Это полностью согласуется с христианской антропологией, которая между тем описывает трехсоставность человека: дух, душу и тело.

Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт. 2, 7) то есть из материального вещества, которое должно возвратиться в землю. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.

Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу. Все движения души принято разделять на три вида: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией». Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Дух стоит над телом и душой, выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Дух в человеке проявляется в трех видах: Голос Божий, Страх Божий и Жажда Бога.

Голос Божий по-другому называют совестью. Совесть - это совместная весть от Бога, данная всем людям независимо от их расы, национальности, возраста и пола. Каждый человек знает, что такое добро и зло; правда и ложь; хорошо и плохо. Совесть это духовный компас в душе человека, который безошибочно показывает, что право и что неправо, и понуждает человека исполнять правое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Нередко человек игнорирует укоры своей совести и таким образом портит, а иногда и вовсе теряет ее.

Страх Божий заключен в том, что каждый нарушитель совести знает о наказании за оскорбление любви Божией. Удаляющий себя от Любящего Отца попадает под власть зла. Духовные люди боятся оскорбить любовь Бога к себе. Люди безбожные не знают такой боязни, но их дух также чувствует ее.

Жажда Бога также свойственна каждому человеку. Но одни ищут Бога в таинственных явлениях природы, в другие - загадках науки, третьи - в непознанных явлениях души. И, как показывает практика, постепенно каждый истинно жаждущий находит Отца Небесного. Кроме того человек был создан для наслаждения, но наслаждения духовного, которое возможно только в Боге. Его не могут заменить наслаждения душевные и материальные. Ни работа, ни богатство, ни супружество, ни путешествия, ни обладание всем миром не дают человеку успокоения. Только душа познавшая Бога утоляет свою жажду и продает все, что имеет ради этой «драгоценной жемчужины» (Мф.13, 46).

Таким образом, гармония трехсоставности человека заключается в том, что дух, стремящийся к счастливой вечной жизни, к Богу, должен руководить душой в этом стремлении, а душа, управляя телом, обеспечивать правильные действия в материальном мире. И человек, как корабль с парусом-духом, ладьей-душой, килем-телом плывет в неспокойном море бытия. Парус такого корабля наполнен Божественным Дуновением, и курс его верен и устойчив.

Но после грехопадения человек потерял гармонию своего устроения. Поэтому сейчас можно видеть душевных людей, которые живут в поисках эмоциональных наслаждений. Встречаются и телесных люди, у которых все подчинено потребностям и удовольствиям тела. У таких «духовное плавание» происходит в перевернутом состоянии: вниз парусом, вверх килем. И уже не дух руководит человеком, а тело командует и душой, и духом, не слушая Божественных Дуновений, а плывя без толку по воле изменчивых и опасных подводных течений.

Лучшие умы и сердца человечества посвящали свои жизни поиску путей для возвращения совершенства и гармонии человека. Не перечесть всех подвижников духа, трудами которых мы пользуемся сегодня. Но лишь немногие из них пытались познавать человека духовным и научным методами. Одним из тех, кто реально занимался христианской антропологией, был талантливый ученый, профессор хирургии, живописец, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Его глубокие научные познания и духовный опыт позволили впервые открыто поставить задачу изучения человека одновременно в рамках двух измерений - материального и нематериального. В своей работе «Дух, душа и тело» святитель и врач дерзновенно призывает ученых к обязательному изучению таинственной духовной составляющей человека.

Трудами академика И. П. Павлова была раскрыта роль центральной нервной системы в жизнедеятельности тела и души человека. Павлов как человек верующий понимал ошибочность представлений исследователей-атеистов о том, что источником психических функций человека является головной мозг, что мысль рождается в процессе электрохимического возбуждения нейронов, что хранилище памяти сосредоточено в височных долях коры головного мозга, что чувства и эмоции рождаются в лимбической системе. Этот обман до сих пор преподносится как высшее достижение научной мысли и в учебной литературе, с помощью которой вводится в заблуждение не одно поколение медиков, психологов, и педагогов.

Свидетельства людей переживших смерть полностью подтверждают христианские представления о том, что источником психических функций является душа человека, что мысли рождаются в душе, что память, чувства и ощущения являются сокровищами души. Ведь после смерти мозга и тела способность мыслить, запоминать, ощущать, переживать, видеть, слышать и обонять сохранялась. Единственными потерями души в этом состоянии являются - отсутствие тактильного чувства и свободной воли.

Таким образом, многочисленные факты свидетельствуют о правоте христианской антропологии, стержнем которой является знание о двойственности человеческой природы, о том, что у человека есть дух, душа и тело. Христианская антропология однозначно утверждает, что психические функции - это функции души, а не тела и, что особенно важно, влияние на эти функции может оказывать мир невидимый, мир духовный.

По учению Православной Церкви болезни души связаны с вредоносным влиянием на душу со стороны духов злобы. Такое духовное насилие становится возможным, если человек не соблюдает заповедей Божиих, то есть живет греховно.

Христианское мировоззрение дает гармоничное и полное представление о соотношении духовного и материального в человеке. Именно поэтому наиболее удивительные открытия о тайнах психических процессов сделаны православными учеными и глубоко верующими людьми, среди которых академики И. П. Павлов и А. А. Ухтомский, святитель и профессор Лука Войно-Ясенецкий, академик В. А. Вейник. Изучение их трудов дает более четкое представление о роли головного мозга в психической деятельности человека.

Академик В. А. Вейник называет головной мозг «биологическим компьютером», на котором душа «работает» всю жизнь. С помощью этого компьютера осуществляется связь души с внешней и внутренней средой.

По И. П. Павлову информацию из внешней среды душа получает при участии корковых центров зрительного, обонятельного, вкусового, слухового и сенсорного анализаторов, расположенных в затылочных, височных и теменных долях коры головного мозга. «Двигательные желания» души осуществляются за счет возбуждения нейронов моторной зоны лобной области и передачи командных сигналов к мышцам для совершения двигательных актов. Автоматические движения душа инициирует за счет подкорковых ганглиев экстрапирамидной системы.

Для связи с внутренней средой (своим телом) душа использует вегетативную нервную систему, которая всю жизнь работает автономно, независимо. Ее задача - сохранение внутреннего постоянства организма и телесного здоровья за счет поддержания питания в соответствии с потребностями. Для того чтобы переживаниями душа не могла нарушать работу сердца, легких, кишечника, сосудов и пр., центры вегетатики расположены в гипоталамусе, стволе мозга, подальше от коры. Устойчивость программного автоматизма этих центров человек испытывает всю свою жизнь.

В биологический компьютер человека Творцом заложено немало и других чудесных возможностей. Например, врожденные программы - «безусловные рефлексы», на базе которых уже сама душа может создавать новые - «условные рефлексы», изучению которых посвятил себя И. П. Павлов. Новые программы душа может стирать, а может сохранять и усложнять. Это достигается за счет принципа доминанты, открытого академиком А. А. Ухтомским. Программы условных рефлексов рождаются, усложняются при позитивной доминанте, и ломаются, исчезают - при негативной. С помощью комплексов «программ-рефлексов» душа формирует различные уникальные для каждого человека стереотипы: двигательный, трофический, эмоциональный, интеллектуальный, которые по своей сути являются человеческими душевно-материальными привычками. Душа влияет на привычку, а привычка на душу. «Привычка управляет душой» - говорят старцы, - «Так берегись плохих привычек, чтобы они не погубили тебя».

Практикующим врачам психиатрам, психологам, педагогам следует учитывать, что психические нарушения при повреждении головного мозга в большей степени носят характер информационно и функционально изолирующих душу от внешнего мира. Например, человек находящийся без сознания, пациент с декортикацией, постинсультный больной с афатическими нарушениями - все слышат, все понимают, но не могут связаться с окружающими. Эти состояния переживаются душой очень трагично. Поэтому так важно правильное с позиций этики и деонтологии поведение медперсонала и родных в присутствии таких пациентов.

Психические заболевания, протекающие без нарушения функций головного мозга, без «материального субстрата» болезни, происходят в результате духовного насилия над душой со стороны духов злобы. Лукавый дух, как духовный вирус всегда пытается получить доступ к человеческой душе, а через нее и к материальному биологическому компьютеру - головному мозгу. Захват компьютера и поражение его физиологических программ ведет к болезням. Для защиты от этого в монашеских духовно-исследовательских лабораториях была разработана уникальная духовная антивирусная программа - «Иисусова молитва». «Не терпит лукавый дух имени Иисусова» - заключают «академики монашества» духоносные старцы.

Духовное целительство возможно только в лоне Матери Церкви. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи духовного исцеления описанные в православной литературе.

О необходимости православной духовной практики в медицине, психологии и педагогике свидетельствует и удивительное открытие сделанное сотрудниками Санкт-Петербургского Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, которые обнаружили четвертое физиологическое состояние мозга. Это состояние функционального покоя коры головного мозга во время погружения в молитву. Именно это состояние христианской молитвы еще раз с убедительной силой доказывает существование души. Ведь если человек молится, а головной мозг «выключен», значит, творит молитву душа.

Академик В. А. Вейник образно называет наше тело биоскафандром, в котором душа как космонавт совершает свое жизненное путешествие в материальном мире, и который придется сбросить с себя, когда мы вернемся из путешествия домой. Началом этого путешествия является слияние двух клеток - синкарион, который обогащается детской душой, данной от Бога. Причем характер и таланты души обычно соответствуют хронотопу (т.е. багажу добрых и злых дел) родителей на момент зачатия. С этого момента начинается формирование тела. Ведь без души внутриутробное развитие невозможно. От того, какие доминанты (духовные, душевные или телесные) станут любимыми после рождения, зависит вся краткая земная и Вечная Небесная жизнь человека.

Православный врач скромно оценивает свои терапевтические силы, но хорошо понимает безграничность исцеляющих возможностей Бога. Поэтому в дореволюционной России врач не начинал лечения больных без предварительной исповеди, причастия, соборования. Это актуально и для современных пациентов, ибо грех - главная помеха на пути выздоровления. Врачи, утратившие эти знания, автоматически обрекают своих больных на прогностический пессимизм. «Это заболевание неизлечимо» - все чаще и чаще слышат наши пациенты и опускают руки, и никнут душой, и не обращаются за помощью к Богу, у которого нет невозможного.

Современная педагогика разрабатывает новые технологии, хорошо оснащается, но порой не может справиться с одним маленьким человеком и в бессилии ставит ему диагноз «патохарактерологическое формирование личности», и передает ребенка врачам. Но никто не думает о том, что душа ребенка испытывает давление нечистой силы, которую не победить педтехнологиями и медпрепаратами. Здесь нужна помощь Церкви.

Работа многих наших психологов похожа на исполнение психологических трюков по «эффективному» уходу от конфликтной ситуации с помощью обмана, безразличия, толерантности, релаксации и т. п. Зачатую это игра в поддавки со страстями человека и его грехом. Результатом такой игры всегда будет победа зла и постепенная гибель личности. Хотелось бы напомнить, что от этого страдает не только пациент, но и сам психолог. Примеров тому предостаточно.

Всякое лечение, всякая педагогика, всякая психология должны начинаться с духовного - с Церкви. Ведь человек живет по законам не только материального, но и духовного мира. Поэтому очень важно вооружить современную медицину, психологию, педагогику полным знанием о том, что происходит с человеком, что у него плохо и что хорошо, почему так происходит, и как ему помочь.

Источник: И. А. Рыбин. Православие и духовные проблемы медицины, психологии и образования. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову