На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0

Елена Наследышева

Аборты: казнить нельзя помиловать?
Общественная организация с теплым названием «Матуля», созданная усилиями православных, почти пять лет занимается вопросами предотвращения абортов, консультирует беременных женщин в кризисной ситуации и поддерживает их на всех этапах становления в качестве мамы. Сотрудники Центра всегда рады бесплатно оказать психологическую, юридическую, социальную и материальную помощь. Работает «Матуля» и с молодежью, всячески стараясь настроить молодых на серьезную, ответственную семейную жизнь и уберечь от совершения абортов. Создала Центр матушка Вероника Сердюк, мать четверых детей, автор книги «Непраздные рассказы». Беседуем с матушкой о сложных, порой неоднозначных вопросах семейной жизни.


ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ БОЯТСЯ РОЖАТЬ. Формула аборта

Во время беременности небольшой отрезок времени женщина находится в состоянии кризиса. Это зависит от ее гормонального фона — до 12 недель у женщины он очень лабильный (подвижный). И это именно тот период, когда у каждой женщины есть возможность сделать аборт. Вакуум делают до 7-й недели, хирургический аборт — до 12 недель. На более позднем сроке должны быть социальные показания к аборту. Это: многодетность, отсутствие работы, потеря работы мужем, инвалидность… Но по сути это обстоятельства, в которых нужно просто оказать помощь женщине, а не аборт делать! Исключение могут составить только медицинские показания, допустим, угроза для жизни матери.

Таким образом, женщина в первом триместре беременности, когда созданы все условия, чтобы она сделала аборт, нуждается в серьезной поддержке. Потому что в обществе, где количество детей в семье больше двух считается ненормальным, искушений много! Многодетная считается асоциальной, не ответственной. И пусть у нее дети сыты, обуты, аккуратно одеты, даже игрушки дорогие держат в руках, все равно, последний аргумент против многодетности — это безответственно, рожать так много детей! А аргументы какие? Думаю, найти их будет трудно. Просто мозги у всех давно «промыты». И делалось это в течение многих десятилетий. К сожалению, в нашем обществе у женщины все «за» за то, чтобы не родить, а не наоборот. Результат: если на Западе количество абортов на одну женщину за всю жизнь 1-2, то у нас 3-4 и больше. Почему так? Есть два фактора. Первый: у славянских женщин хорошая плодность — они чаще зачинают детей. Второй: у нас, в отличие, от европейских стран и Америки, аборты были легализованы в три раза раньше. Советский Союз был первой страной, которая в 1920 году легализовала аборты. А вся Европа пришла к этому после сексуальной революции где-то в 1970-80-х годах. Поэтому у них только одно поколение выросло с мыслью, что аборты — это нормально. А у нас — целых три! У нас сформировано мнение: чтобы решиться на рождение ребенка — нужны очень веские причины. Выходит, люди, которые живут на постсоветском пространстве, это люди, которые выжили в этой «мясорубке». Почти у каждого несколько братьев и сестер погибли во время аборта.

У нас обычно бывает так: сначала девушку склоняют к замужеству. Нередкий упрек: «Почему ты еще не замужем?» Потом говорят: «Ну, когда же вы нам родите внуков?» Их должно быть один или два. А потом вся семья тонко или достаточно агрессивно намекает: достаточно нам «спиногрызов»! Свекровь: «Что ты на моего сыночка понавешала!» Мама: «Пожалей себя!» И так далее… Аргументов очень много.

Да и сама женщина, когда узнает о беременности, обычно в шоке. Вообще, это гремучая смесь ощущений, смешанная со страхом и тревогой. И это совсем не потому, что женщина такая плохая и хочет избавиться от второго ребенка, чтобы первому покупать ананасы… Это связано с тем, что у нее нет защиты извне. Она знает, что единолично отвечает за ребенка, которого зачала. Потому что морально не может опереться ни на мужа, ни на маму, ни на свое ближайшее окружение. И это самый сильный аргумент в пользу аборта. Ведь два года после родов женщина зависима — не может зарабатывать, все силы отданы ребенку, и нужно, чтобы кто-то ее содержал.

Когда «Матуля» начинала свою деятельность, мы думали, что деньги решают все, что женщины боятся материальных проблем. А когда в консультациях стали разговаривать с теми, кто идет на аборт, то поняли, что все здесь гораздо сложнее!

Кроме прочего, есть конфликт между мамой и отцом ребенка. Тоже целая смесь чувств. Во-первых, у нас очень много гражданских браков. И если женщина зачинает в сожительстве, у нее нет никаких гарантий. Если же зачатие происходит в браке, то хочет муж или не хочет ребенка, он будет обязан его содержать. И новорожденного автоматически пропишут в то место, где прописан папа. В таком случае женщина может на что-то рассчитывать. Хотя бы на уважение окружающих — она родила в браке. Окружающие в славянских странах — тоже очень серьезный фактор. Для нас очень важно, что подумают о нас бабушки на лавочках, соседи, с которыми мы, может быть, и не знакомы лично.

Повторюсь, женщина — существо зависимое, особенно в период беременности и кормления грудью. И вот когда наступает беременность, женщина ощущает это всеми фибрами. Ребеночек зависит от нее, она от окружения, а окружению ребенок не нужен — это формула аборта.

Такие организации как «Матуля» создают психологический «буфер» вокруг мамы. Мы говорим: это хорошо, что ты забеременела, это прекрасно, что ты будешь рожать ребенка. Довод, что материнство — счастье, не работает. Мы стремимся вернуть женщине ощущение ценности материнства. Мы стремимся дать ей уважение к самой себе, к тому, что она станет матерью. Потому что у нас женщину не уважают за то, что она — мама. Ее уважают за трудовые качества, за то количество денег, которое она зарабатывает. Собственно, за мужские качества. А за женские могут уважать, только если она привлекательная. А то, что она — мать, играет отрицательную роль для ее имиджа. А что говорить про многодетную? Ни в одной стране для нее нет защиты на уровне трудового права. Действительно, женщина, которая много рожает, — плохой работник. Чтобы стать полноценным сотрудником, ей нужно приложить титанические усилия и в какой-то мере переложить свои материнские обязанности на кого-то.

Казалось бы, у всех нас на слуху, что дети — это цветы жизни, наше будущее и прочее. У государства чудесная политика в отношении многодетных — пособия, бесплатное питание и кружки и так далее. А на самом деле, какое у нас отношение к детям? Вот когда попадаешь в такие страны как Италия, Израиль, то видишь: там дети, действительно, ценность. Их там принято холить, лелеять, никогда при людях не ругать. По принципу: ну, как же мой ребенок может быть плохим! У нас наоборот, когда мама с ребенком заходит в общественное место, а ребенок капризничает, она считает своим долгом показать обществу, что соблюдает интересы этого самого общества. И начинает ребенка корить, увещевать, стыдить… Я сама себя ловлю на этом. А вот если бы мнение окружающих было: какая мама хорошая, как ребенка любит! Тогда бы и мать вела себя по-другому.

Когда я со своими четырьмя детьми иду по улице — в мой адрес всегда, ну, очень пристальное «внимание». А в Израиле я видела, как многодетная мама выходит на прогулку — четверо рядом бегут, в коляске один и в животе — еще один. И там почти каждая такая… А на родине, смотришь: пара ведет за руки единственного 7-8-милетнего ребенка. И думается: «А где же остальные?» Так кто же нормальный?

СТАРЫЙ ЧТО МАЛЫЙ

Очень взаимосвязано отношение общества к детям и старикам, потому что и те, и другие —зависимые члены общества. Отношение к старикам — показатель состояния нации. Ведь уход за стариками — исключительно дар, жертва, которая не принесет в будущем никаких дивидендов.

Поэтому если аборты сегодня, то завтра — эвтаназия. Сейчас мы пускаем в жизнь только желанных детей, а завтра будет желанная бабушка и не желанная. Желанная — это та, у которой еще пенсия есть, огородик. А если старик бедный, или лежачий, или со скверным характером,— то зачем он нам нужен?

Когда мы показываем презентацию по демографической ситуации, то демонстрируем прямую зависимость пенсионного фонда от количества работающих людей. Ведь он обеспечивается налогами. Доля пожилых людей в структуре населения Беларуси к 2015 году достигнет 25%. Возникает серьезная проблема поддержки пенсионного фонда и замещения поколений.

Молодежь говорит: ну, приедут китайцы и будут здесь работать. Им кажется, что миграция решит все проблемы. Но опыт западных стран показал, что мигранты хорошо плодятся и быстро занимают территорию. Лет 10 они работают на поддержание экономики страны, а потом начинают работать на себя — поддерживают свои семьи и кланы.

О КРАЙНОСТЯХ И О ДОВЕРИИ К БОГУ

Здоровая женщина может зачинать каждые 2-3 года. Если у нее хорошая плодность, то она может даже на фоне грудного вскармливая каждый год рожать ребенка. Когда ко мне обращаются мамочки, у которых так происходит, со словами: «Я устала! Я не понимаю, что Бог от меня хочет…» Отвечаю: «Да это благословение Божие. В стране 15% бесплодных. Пользуйся даром!»

В наших семьях такая ситуация: или очень хотят ребенка или очень не хотят. Нейтрального состояния нет. Стопроцентную открытость Богу, доверие Ему очень редко можно встретить. Когда супруги живут по принципу: нет ребенка — ну, и слава Богу, получился — значит воля Божия такая. Именно такое отношение пытаются воспитать в нас наши пастыри. Но супруги могут позволить себе так жить, если у них хорошая, большая семья, если у них много братьев и сестер. Если они могут на всех родственников рассчитывать и друг на друга. Такие семьи — редкость в нашем обществе.

А у верующих бывает так: послушают проповедь в храме, что не должно быть никаких методов контроля рождаемости, и рожают. Но на 3-4 ребенке ломаются и начинают пользоваться контрацепцией. Или начинают очень сильно унывать, впадают в болезни. Мама становится невнимательной к детям.

Не хочу, чтобы подумали, что я против многодетности, но, скажу, что очень много невротичных женщин вижу на приходе. Многодетная мать хочет придти в храм помолиться, но ее супруг не понимает, что, кроме материального обеспечения, должен еще как-то с детьми заниматься, особенно с сыновьями. Не понимает, что маме нужно давать время на душевную, а тем более на духовную жизнь.

В свою очередь, женщины не умеют перекладывать часть своих забот на мужа, не умеют просить помощи, не создавая конфликтов. Интересно, что очень часто мамочкам с ребенком помогают… подружки. Мне очень бы хотелось сделать специальные курсы на тему, как уметь просить помощи. Женщина должна уметь в сложный для нее период до и после родов строить отношения с мужем и родственниками. Прихожане тоже могут помогать многодетным на службе. А у нас на приходах порой не понимают, как им трудно, и не торопятся помочь. Только ворчат — дети ведь шумят в храме. Короче, надо менять отношение к многодетным мамам!

КОНТРАЦЕПЦИЯ КАК ЗОЛОТАЯ ЖИЛА. О правде, которая не всех устраивает

Контрацепция бывает абортивной и неабортивной. Абортивную Церковь отвергает стопроцентно! Использование другой — на усмотрение духовника и супружеской пары.

Но проблема в том, что про абортивный эффект, например, гормональных таблеток иногда не знают даже медики. Фармацевтическим компаниям не выгодно раскрывать всю правду. Если они и оговаривают, что есть абортивный эффект, то пишут об этом очень маленькими буквами, завуалированными фразами. Звучать это может так: действие препарата блокирует внедрение бластоцисты в эндометрий. Это означает, что препарат не дает уже оплодотворенной яйцеклетке — маленькому ребеночку — свить себе гнездышко в матке.

Фармацевтические компании, которые очень много зарабатывают на контрацептивах, особенно последнего поколения (гормональные инъекции и таблетки) заинтересованы, чтобы девочка с подросткового возраста пользовалась ими. И даже не с целью предохранения. Они предлагают: если у девочки нестабильный цикл, подростковые угри, пусть пьет таблетки — и все будет в порядке. То же самое, когда у женщины угасла репродуктивная функция, — они предлагают пить таблетки. Представляете, какой объем доходов стоит за всеми этими компаниями!

Даже для беременных есть гормональные препараты. Если у женщины организм ослаблен из-за приема контрацептивов, то он уже сам не может выносить ребеночка, не может выделять нужное количество прогестерона для нормального течения беременности. Тогда ее подсаживают на таблетки во время беременности. Но, строго говоря, контрацептивы делают женщин бесплодными. А тут уже наготове центры репродуктивных технологий ЭКО. А какие деньги стоят за ними!

ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ. Обсуждать или хранить молчание?

Когда на собраниях церковной молодежи я начала рассказывать о вреде контрацепции, то батюшки потом подходили и говорили: «Что Вы развращаете наших детей? Вы как будто пропагандируете контрацепцию». Сначала я смущалась. А потом мне стали приходить записки от молодежи с далеко не наивными вопросами.

Считается, что на Западе более натуралистическое отношение к жизни, интимные отношения принято обсуждать. А у нас славян — или матерщина, скабрезности или молчание. Почему у нас, славян, не обсуждаются вопросы интимной жизни?

Православные психологи И. Медведева и Т. Шишова говорят, что у нас, кроме медицинских, не было других обозначений для родовых органов. На самом деле все было! Я по образованию культуролог и фольклорист, закончила Институт культуры и очень хорошо знаю, какие были названия и свадебные обряды. Они были разные — все зависело от уровня благочестия жителей села.

Дети в крестьянской среде всегда очень хорошо понимали, откуда и как берутся дети. А еще они очень хорошо понимали, какое всеобщее презрение ожидает их, если они погуляют до свадьбы. Все в селе будут знать, что девушка не соблюла себя до свадьбы. И к ее детям тоже будут относиться с презрением. При открытости информации были очень сильные моменты сдерживания. В наше время детям дают полную информацию без всякого сдерживания. И общество снимает с себя ответственность за ранние половые связи. А разве можно говорить об ответственности детей?!

Мы со священниками и монашествующими обсуждали: говорить детям об интимной сфере или нет? Есть позиция ничего не говорить. Мое мнение иное. Я считаю, что родители не должны с детьми говорить об интимных моментах супружеских отношений. Потому что это однозначно снизит родительский авторитет, и чревато стиранием границ между родителем и ребенком, а они должны быть очень серьезными. Старшие родственники — сестры, тети, крестные — вот кто должен с детьми об этом говорить. Причем, говорить вовремя — на запрос ребенка. Вот у меня в семье старшая дочка идет с вопросами к моей сестре. Мне кажется, это более естественная ситуация. Так это и происходило раньше, у наших предков.

Что касается налаживания душевных отношений в браке, выражения любви — этому специально и не нужно учить, дети все автоматически у родителей перенимают. А вот вопросы созревания, плодности, физиологии пола (но не половых отношений) — родители вполне могут обсуждать со своими детьми и объяснять, если сами в этом что-то понимают. Главное, чтобы сами родители относились к этой сфере с благоговением и благодарностью к Творцу. И не передавали детям своего невежества, страхов и необоснованного презрения. Записала Елена Наследышева

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым