На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

hramvsr.by/просвещение/публицистика/Икона - окно в вечность.

Содержание
раздела иконопись :

Как нужно понимать православное почитание святых икон>>

Иконопись Беларуси XX - XXI века.

Икона - окно в вечность.>>

О православном почитании икон. >>

Иконы мироточат. >>

Иконостас >>

Историческая динамика иконописания в аспекте внутриличностных процессов

ИСКУССТВА. ИКОНОПИСЬ

Историческая динамика
иконописания в аспекте
внутриличностных
процессов

Иконописание и его история - предмет изучения богословия и социальной психологии более, нежели искусствоведения. Богословское определение иконы как слова Священного Писания в образе можно дополнить в психологическом аспекте как проекцию вероисповедания и выражение церковной практики. Эта проекция связана с феноменом религиозного сознания. С нашей точки зрения, было бы ошибочным рассматривать его трансформации всегда как результат прогресса человечества на пути богопознания. Их можно отнести скорее к области объективной динамики духовной жизни и вероисповедания, связанные с бытием человека в онтогенезе и филогенезе. Процессы трансформаций неоднозначны. Их диапазон чрезвычайно широк - от спасительного новозаветного, в котором Логос дает Себя человеку как реальность сознания до секулярных мировоззренческих тенденций. Встает сложный вопрос о критериальных характеристиках изучения данных процессов. При его обсуждении следует придерживаться объективности и воздерживаться от критики филологенеза и онтогенеза в целом как части Промысла Божия о мире и человеке. Но результаты анализа данных процессов дают ключ к интерпретации исторической динамики иконописания. Иконописная традиция является свидетельством духовных процессов во внутриличностном пространстве иконописцев конкретного периода истории соборного церковного единства. Мы анализируем тенденции иконописания без критиканства и отрицания отдельных элементов ее существования, и без принятия их как позитивных просто по факту поступательного появления на ленте истории. При определении критериальных характеристик мы исходили из принятия Промысла Божия о мире и догматического учения Церкви.

а)Икона - богословие в образе. Следовательно, первая критериальная характеристика должна базироваться на интерпретации глубинных состояний человека, когда по словам апостола Павла, "уже не я живу, но живет во мне Господь". Это внутриличностное состояние определяется личной верой и богообщением. В этом - один из многочисленных смысловых аспектов кенозиса вне времени и пространства, а также основание иконописания и иконопочитания. Отсюда явной видится взаимосвязь иконописного канона, а также традиции и стиля с содержанием личности человека в иконописании и иконопочитании. Человек имеет личный опыт богообщения, получив возможность следования за Христом и соединения с ним в Таинствах Церкви. Наличие или отсутствие этого действия в жизни человека определяет его личностную стратегию жизни. Соответственно, человек,- христианин, иконописец,- проецирует в своем творчестве либо непреходящее и несоотносимое с категориями тварных времени и пространства, либо утилитарное и актуальное в конкретный момент в конкретном месте. История иконописания свидетельствует о единстве обоих аспектов в конкретной традиции, но в различных соотношениях. Таким образом, в качестве основного критерия мы выделяем внутриличностное состояние иконописцев. Его основой и практическим ориентиром в использовании мы считаем состояние внутрицерковной жизни, отраженное посредством индивидуальных внутриличностных состояний.
б) Внутриличностное состояние проецируется вовне одинаково в церковном слове и в образе. Соответственно, человек имеет Священное Писание и икону как часть Священного Предания для свидетельства о Христе и научения богообщению. И Библия, и икона имеют общую универсальную характеристику - двуединую природу духовых явлений в материальном мире. Иконоборчество различных видов сводится к одному - разрыву понятия двуединства в системе индивидуального сознания, целостности богообщения в двуединой природе Христа, затем Церкви Христовой и человека в ней. Психофизиологические исследования середины прошлого века по Промыслу Божию рационально объяснили двуединство природы процессов человеческого переживания и деятельности в аспекте теории психомоторной связи внутренних психических процессов и графической деятельности: все внутренние идеи, чувства, эмоции находят внешнее выражение в движениях руки их носителя. Человек рисует не столько то, что он видит, сколько то, что он знает об объекте в контексте всех отношений как объекта, так и самого себя. Слово и образ во внутриличностном пространстве параллельны. Это знание Церковь имела в своем опыте изначально по Откровению. Отсюда, следующий критерий - объективность графического знака, проецирующего внутриличностное состояние человека.
в)В свете православного учения икона - результат сотворчества Бога и человека в творении богослужебного предмета, предназначенного для христианина, который исполняет икону и использует ее в молитве как соответствующую его молитве. Кенозис - величайший способ и форма спасительного богооткровения человеку по мере его вместимости. Икона как духовное явление в материальном мире представляет собой своеобразное отражение кенозиса как ответное движение человека навстречу в божественном сотворчестве. Мера вместимости человека оказывается различной и обусловленной его приближением к Христу или удалением от Него в собственном подобии Божием. Эти особенности определяют способы использования церковного образа в духовной практике. Другими словами, для одного человека в молитве важен канонический образ, говорящий богослужебным языком Церкви, другому ближе живописное отражение повседневной жизни в иконографии. Ответ на вопрос "почему ?" содержит интерпретацию исторической динамики иконописания. Человек может проявлять себя по-разному на разных уровнях бытия: он может быть адаптирован, аддиктивен, девиантен, или делинквентен, но на любом уровне он остается человеком - образом Божиим. Иконы исполняются при помощи материалов разного качества иконописцами различного художественного уровня, но они всегда являются способом, формой свидетельства о богопознании. А способ и форма определяются мерой вместимости. Соответственно, третий критерий - соответствие образа, исполненного в конкретной иконописной традиции, его прямому назначению как богослужебного предмета: помощи человеку на конкретном уровне его духовного развития в молитвенном богообщении. Церковь не абсолютизирует иконописный канон - свою наиболее адекватную форму образного богословского языка как самоцель, понимая икону как часть Промысла. В этом назначении каноническая икона в ходе исторической трансформации уступает место другим формам церковных изображений как соответствующим духовному уровню человека, для которого она предназначена, его личностному состоянию. В народе говорят: какова молитва, такова икона.

Для анализа динамики иконописного образа на основе данных критериальных характеристик можно выделить исторические этапы изменения иконы:
1. 1-е века христианства. Для икон характерно присутствие линейной перспективы и графических форм, присущих античному искусству;
2. У-У1 - Х-Х1 вв. Постепенно и непосредственно устанавливается особая графическая форма иконописного изображения, вошедшая в богословие и искусствоведения как иконописный канон. Символика канонической иконы проецирует новозаветное христианское сознание. Символичен каждый элемент иконы при отсутствии не относящихся к вероисповеданию смысловых значений.
3. ХП - конец ХУ1 в. Имеет место стабильность основных графических форм образного церковного языка с параллельным развитием значительного количества иконописных школ и индивидуальных стилей иконописания в рамках канона, проявившихся в многообразии и вариативности соединения естественных смыслообразующих графических символов.
4. ХУП вв. Развивается тенденция к постепенному возвращению графического знака к классическим формам. Появляется своеобразная зеркальность направления мышления иконописца в образе. Растет внешняя активность графического знака и его свобода от первоначального символического смысла. В области графического знака появляются проекции внутриличностных состояний, содержащих внецерковные элементы личностного смысла.
5. ХУШ - Х1Х вв. Наблюдаются две взаимосвязанные тенденции: а) переход к живописному образу при отсутствии сохранения канонического графического знака в манере изображения при относительной сохранности канонической иконографии;
б) формирование новой рационалистической символики в новых иконографических сюжетах;
6. Начало ХХ в. - до нашего времени. Происходит резкий поворот к 3-му этапу динамики иконописания, соответствующему расцвету канонической иконописи. Иконы исполняются на уровне как имитации стиля так и иконописного творчества в рамках канона.

Mожно провести параллели соответствия графического знака иконописного образа внутриличностному состоянию человека, использующего икону для богослужебного молитвенного общения:
1-й этап: наличие рефлексии античного времени в сознании человека. Динамика содержания всегда опережает изменение формы, которая трансформируется постепенно. Этим объясняются первые проявления "иконоборчества" в среде ортодоксальных христиан, для которых античный образ не соединялся в духовном смысле с новозаветным сознанием. Их протест против несоответствия образа вероисповеданию необходимо принципиально отличать от собственно иконоборчества, имевшего место на следующем этапе исторической динамики иконописания.
2-й этап: постепенный перевод внутреннего состояния иконописца-христианина во внешний план посредством графического знака, что выразилось в формировании иконописного канона как языка Церкви, в графической форме отражающего церковное соборное духовное видение и сознание. Формирование канона идет вместе с оформлением догматического богословия. Психологический аспект иконоборчества этого периода заключается, главным образом, в несоответствии личности его выразителей христианскому ценностному смыслу. Позитивное утверждается в результате разрешения конфликта с негативным отрицаемым. Иконоборчество - отрицаемая форма искаженного христианского (еретического) сознания. За его поражением последовало Торжество Православия и подтверждение Догмата иконопочитания на ХУП Вселенском соборе: это не совпадение, а закономерность. Второстепенные предпосылки иконоборчества заключались в бытовых деформациях иконопочитания.
3-й этап соответствует средневековому периоду аналитического отношения к миру и сосредоточения личностного смысла в индивидуальном сознании на духовной стороне жизни. Характерно, что на Руси до ХУП в. практически отсутствовала светская живопись. На Западе уже в Х-Х1 вв. распространяется религиозная живопись, не предназначенная для церковного использования. Далее, Западная Европа значительно опережает Восточную в начальном этапе и темпах развития капитализма. Для ряда историков это станет основанием идеи о передовой Европе и отсталой Руси. Расцвет русской канонической иконописи сопровождается отсутствием видимой потребности в теоретическом богословии. До ХУП в. соборное церковное единство полагало для себя достаточным наличие книг Священного Писания и Предания, богослужебных книг и икон. Первый крупный богословский труд (кстати, не авторский, а обобщающего характера) появляется в ХУП в.,- это "Послание иконописцу" преподобного Иосифа Волоцкого. Соответственно, в церковном православном соборном единстве наиболее интенсивно проявляется индивидуальность человеческой личности, что выражается в разнообразии форм церковного искусства, в образе свидетельствующего об Истине и индивидуальном пути к Ней.
4-й этап следует за началом развития капиталистических отношений и постепенной секуляризацией внутриличностного пространства человека как их носителя, его практической зависимостью от возрастающего количества внешних обстоятельств. Рассредоточенность человека вовне ведет к оформлению светских философско-социальных идей как актуальных "здесь и сейчас" в системе индивидуальных и общественных ценностей. Преобладающей становится "мудрость мира сего". На общем социально-психологическом уровне забота о вечной жизни вытесняется и замещается идеей всеобщего блага в гуманистическом понимании. Секулярные мировоззренческие тенденции измененяют религиозное сознание, отрывающее в себе самом бытие человека от божественного бытия. Углубляется разрыв целостности духовного и психологического аспектов человеческой жизни, искажаются смысловые духовные значения в индивидуальном и общественном мировоззрении. В иконописании это проецируется в замене главных смысловых графических символов и размывании догматичности образа.
5-й этап свидетельствует о кульминации данных процессов, выразившихся во внутриличностном отходе человека от смысла христианского вероучения. Человек не испытывает потребность в каноническом догматическом образе, который часто заменяется своеобразной проекцией социальных идеалов и иллюзий. Трансформация иконного изображения, несомненно, испытывает влияние интенсивного развития атеистического мировоззрения. Часто в иконах, исполняемых по старым образцам (каноническим), иконописцы интуитивно опускают важнейшие смыслообразующие символы, что свидетельствует о личностной утрате соответствующих аспектов вероисповедания. В этом случае, даже работая "по образцу", художник плохо понимает, что он исполняет, начинает фантазировать и заменяет знание мнением.
6-й этап как период возвращения к каноничности изображения можно рассматривать как подтвержденную практикой очевидность несостоятельности атеизма и попыток решать общечеловеческие проблемы, выбирая точку отсчета внутри самой общечеловеческой системы. Его можно считать филогенетически объективным, а в образном сопоставлении с онтогенезом,- соответствующим переходу от подростковой эмансипации к юношескому возмужанию человека и личностной завершенности взрослого человека. В евангельской притче о блудном сыне мы находим духовное толкование и промыслительный покаянный итог противоречий, происходящих во внутриличностном пространстве человека в истории. Для того, чтобы сделать свободный и осознанный выбор возвращения к духовным истокам ортодоксального (!) христианства, человеку довелось испытать в полной мере губительность заманчивой гуманистическо-атеистической свободы. Духовная трансформация иконописного образа в его исторической динамике свидетельствует об этом.

Cледует заметить, что, независимо от интенсивности и экстенсивности отмеченных процессов, использование канонической иконы в церковной практике сохранялось всегда. Этот факт можно рассматривать как неоспоримое свидетельство объективности догматического вероучения Православной Церкви.

Pусецкая Алла Максимовна канд. педагогических наук, магистр психологии,
доцент ЧУО "Институт современных знаний им. А.М.Широкова"
директор галереи "Мир глазами православного художника"

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову