На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции / VII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2001 г.

Залоско Юрий Иванович
магистр философии, докторант кафедры философии религии и Бога Католического университета г. Люблина (Минск)

РЕЛИГИЯ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ (подходы авторов Lublin School of Phylosophy)

1. История, источники и авторы школы.

Lublin School of Phylosophy возникает в Польше после Второй мировой войны в городе Люблине на базе факультета философии Католического Университета, основанного в 1918 г. после переезда в Польшу профессуры католической Петербургской Духовной Академии. Создатели — о. проф. М. А. Кромпец (Kr№piec), проф. C. Свежавски (Swieїawski), о. проф. С. Каминьски (Kamiсski), проф. Калиновски (Kalinowski). Профессором этики на факультете около 20 лет был митрополит Краковский, кардинал Кароль Войтыла (Wojtyіa) — нынешний глава РКЦ папа Иоанн Павел ІІ. Философскую школу в Люблине (Lublin School of Philosophy) возглавляет ее здравствующий создатель — профессор отец Мечыслав Алберт Кромпец (доминиканин), наставник плеяды профессоров, продолжающих философскую традицию экзистенциального томизма. Источники Люблинской школы — классическая мысль древне-греческого и христианского периода, мысль св. Фомы и его продолжателей, полемика с другими направлениями, общий методологизм и историзм. 2. Место школы среди философских направлений современности.

Неопозитивизм — занимается методами формальных и природоведческих наук; герменевтика — исследует философский язык и истолкование его смыслов; постмодернизм — занят разрушением всевозможных философских направлений; феноменология — исследует структуры сознания; экзистенциализм — внутренние переживания человеком своего существования (в особенности пограничных состояний); аналитическая философия — исследует язык; экзистенциальный томизм, возникший в русле аристотелевско-томистической традиции, занят объективно существующим миром природы и культуры, классически объясняя его (в том числе и человека) через поиск и указание конечных причин в аспектах источника существования, структуры и образа действий.

3. Антропологические тезисы Lublin School of Philosophy1.

Понимание человека как личности (персонализм). Определение личности: Личность — это введенное в существование индивидуальным творческим актом Бога автономное человеческое существо (внутренне переживаемое как «Я»), обладающее духовно-телесной природой и способностью разумного и свободного самоопределения в выборе целей и средств своей деятельности. Анализ определения: «введенное в существование»: означает вторичный статус существования человека как «данного», «полученного» существования-следствия относительно своей причины; «индивидуальным творческим актом Бога»: означает некое специальное действие-активность Абсолюта относительно именно этого конкретного человеческого существования; «человеческое существо»: вот тот конкретный человек — Юрий, Светлана, Наталья и т. д.; «переживаемое как «Я»»: самосознание себя как следствие реального существования «в себе»; «духовно-телесная природа»: соединение души и тела (психосоматическая структура); «способности»: разум и воля, позволяющие познавать добро и самостоятельно совершать выбор главного добра и средств, ведущих к его достижению. Черты человека как личности. Человек как личность — это существо: — Обладающее существованием ограниченным, неполным и непрочным (=неабсолютным, имеющим начало и подверженным болезням и смерти), теряемым и преходящим (=изменчивым, неустойчивым и «ускользающим», не поддающимся остановке или возврату назад), разносторонне зависимым (осознающее свое существование как «подаренное-полученное» и реальную возможность это существование потерять вследствие болезней или смерти, вынужденное разносторонне заботиться о сохранении жизни в природе и обществе, живущее в перманентном опасении за свою жизнь, ищущее укрепления и дополнения своего существования через различные блага, других людей, окончательно — через Бога, обладающего абсолютным существованием и гарантирующим надежное существование человека — т. е. дающего Самим Собой участие в «жизни вечной»); — Разумное (осознающее себя и мир в его причинно-следственных связях, вплоть до понимания связи мира со своей трансцендентной причиной — Богом); — Свободное (самоопределяющееся относительно целей и средств своей деятельности — свобода воли); — Любящее (себя; мир — источник познания, благ и красоты; другие личности с абсолютной Личностью Бога включительно); — Целеустремленное (движущееся к выбранной цели); — Динамичное (движущееся от цели к цели; серия целей); — Открытое миру (ищущее свое предназначение = смысл жизни в мире); — Обращенное к Богу (направленное к Богу самим фактом своего существования, полученным от Него; способное Его с Его же помощью разумно познать, самостоятельно признать за свой Источник и выбрать как конечную Цель); — Незаконченное (развивающее свои способности, данные в потенции; существо в становлении; личность — как задание, а не как данность); — Общественное (зависящее в обеспечении биологического выживания, в культурном воспитании и своем становлении как личности от других людей и разных сообществ людей — семья, школа, государство, нация и др.; направленное к общению с другими и склонное вступать в различные отношения с людьми и их поддерживать); — Природное (зависящее от природы в поддерживании биологического существования — питание и другие средства); — Телесное (обладающее органическим телом, через которое действует и реализует свои высшие способности разума и воли; тело влияет на личностную активность — служит инструментом для выражения высших актов души — по образу музыканта, который играет на фортепиано для выражения мелодии; тело также ограничивает личностную активность (усталость, старение и т. п.), поскольку проходит три стадии развития: — созревания, стабилизации, старения); — Полово дифференцированное (обладает отличительными признаками мужчины или женщины и натуральной психически-телесной направленностью на лица противоположного пола — гетеросексуальность в отличие от ненатуральности гомо- и бисексуальности. Ненатуральность в последнем случае вытекает из противоречия личного выбора в сексуальной сфере объективной природе собственного пола и его объективному телесному измерению). Личностный аспект брака и секса — направлены не на тело само по себе, но на другую личность — объект любви, обладающую телесностью. Отсюда — святость человеческой духовно-телесной любви и брака и понимание брака как взаимного освящения супругов через преданную любовь к самим себе и детям. • Трансценденция человеческой личности относительно природы и общества. Трансценденция означает существенное отличие от других существ, непохожесть и совершенство в сравнении с ними (т. е. имеющее более совершенную структуру и способы действий). Трансценденция человека основана на: 1) личном получении существования вследствие специального (индивидуального) творческого акта Бога; 2) направленности личного существования человека на свой трансцендентный Источник — Бога как Конечную Цель (основание религии); 3) способности человека познать и выбрать Бога как Высшее Благо с Его помощью, т. е. открытость личностной природы в направлении Абсолюта-Бога. Аспекты трансценденции: 1) по отношению к природе; (интеллектуальное осмысленное познание и основанное на нем творчество и культура в целом, волитивные акты духовной любви, свободный выбор, факт религии); 2) по отношению к обществу (личность обладает субстанциональным существованием в себе, в то время как общество возникает вследствие установления межличностных отношений, т. е. обладает существованием относительным; личность — ценностью в себе: цель, общество — ценностью для личностей: средство становления личности; отсюда — аксиологическое достоинство личности по сравнению с семьей, нацией, государством и Церковью). • Концепция жизни как становления личности. Жизнь человека от зачатия до смерти понимается как последовательное становление личности в аспекте тела и духовных способностей разума и воли. Динамизм становления тела подчинен осуществлению высших функций личности с религией включительно. Таким образом, личное существование реально, но не законченно, т. е. обладает потенциальным характером. Личность не появляется сразу «готовой», а медленно и постепенно совершенствуется в актах познания и любви к сущему миру, людям и Богу. Вывод для педагогики — нет совершенных людей, а только совершенствующиеся личности, ограниченные в аспекте тела и культурно-бытовых условий. Путь совершенствования — воспитание и образование ума и воли в познании и выборе добра, забота о совершенстве и здоровье тела. • Становление личности в актах сознательного и свободного выбора добра. Личность в полноте реализует себя, задействует свои духовные способности только в актах самостоятельного познания и выбора добра. Только акт выбора может быть определен как в полноте личностный акт. Все же ограниченные выборы включены в контекст одного, ключевого выбора Наивысшего Добра, т. е. Бога. • Активно-личностная концепция смерти. Смерть понимается как завершающий акт становления личности. Становление личности завершается в акте выбора Высшего Добра, которое Собой исполняет ограниченное существование человека. При существовании в условиях материи (тела) познание Бога неочевидно и «гадательно» (вера), а поэтому проблематичен Его выбор человеком. Философски смерть определяется как возникновение оптимальных условий существования человека как личности, в которых, при разделении души и органического тела, возможно ее сознательное и рациональное самоопределение относительно наивысшего Добра — т. е. очевидно познанного Бога. Таким образом, акт смерти потребует от человека (как верующего, так и неверующего) исключительного и неотменимого усилия разума и воли относительно Бога для совершения фундаментального выбора, замыкающего период приготовления и серию несовершенных, поскольку ограниченных материей, временем и пространством, выборов в земной жизни. • Рациональный характер посмертного существования. Посмертное существование понимается как исполненное очевидного познания Бога — Причины сущего и возможности приобщения к этой Причине в акте любви путем личного выбора. Сообщество святых — сообщество личностей, приобщившихся Божией природе благодаря особой помощи Бога. Также достигнет апогея самопознание человека. Способ же Воскресения полностью находится во власти Творца сущего и перерастает рамки философского объяснения.

4. Личностное понимание религии и культуры.

Христианское понимание мира и человека предполагает синтез религии и культуры, их практическую интеграцию с целью реального совершенствования человека как личности и его спасения с помощью благодати Божией. Социологически данная концепция предполагает интеграцию общества и Церкви, культуры и культа. Однако экзистенциально осуществиться данная интеграция может только в рамках отдельной личности, личностного существования человека, а не коллектива, что обусловлено самой природой религии и ее функциями в культуре. Определение религии в личностном измерении: Религия — это сознательное и добровольное самообращение личности человека к Личности Бога, Который познан и признан ею как Источник и конечная Цель человеческого существования2. Экзистенциальным содержанием религии как личного отношения человек—Бог является финальное исполнение жизни человека в перспективе конечной цели — Бога. Можно указать три важнейшие аспекта личностной функции религии — телеологический (указывает конечную цель человека и помогает к ней двигаться), эсхатологический (способствует внутреннему исполнению человеческой жизни в динамичном отношении к Богу, актуализируемом в разнообразных религиозных актах) и сотериологический (спасает-освобождает от зла через установление отношений с Богом — источником добра). Обобщая, религию можно определить как рациональный способ обоснования человеком своего личностного существования, не обладающего абсолютным статусом, преходящего, несамодостаточного, требующего своего дополнения или укрепления Существованием Абсолютным, которое религия называет Богом. Рациональность религии означает ее разумный характер (вера предполагает участие разума), а также предварительное познание существования Бога при помощи философии или Откровения. Такое понимание религии ясно указывает на основания ее автономии среди других видов человеческой культуры. Во-первых, особенность ее цели-предмета. Им является трансцендентный Бог. Во-вторых, особенность внутренней задачи религии: радикальное дополнение личного существования, возможное только в реляции к Богу. В-третьих, особенность самих человеческих актов относительно Бога, которые, будучи аналогичны нравственным актам любви, осуществляются в особом климате личностного экзистенциального смирения, т. е. признания своей несамодостаточности, зависимости, вторичности и ведомости по отношению к Богу. Кроме того, предполагается участие Бога в человеческой религии (фактор благодати). Определение культуры в личностном измерении: Культура — это реализация человеком самого себя как личности в разумном познании, любви, творчестве и самотрансценденции, т. е. личном отношении к Богу3. Структура культуры в личностном измерении: 1. Сфера познания и науки. Главная способность — разум; реализуемая личностная ценность — истина («умный человек»). 2. Сфера морали и любви. Главная способность — воля; реализуемая ценность — добро («добрый, благородный, добродетельный человек»). 3. Сфера творчества (технического — производство и технологии, художественного — искусство и общественного — политика). Способности разума и воли вместе, ценности — комфорт (для нужд и потребностей человека), красота (красота для радости и наслаждения человека), социальная справедливость (для упорядочения совместного проживания людей — государство и пропорционального распределения материально-цивилизационных общественных благ — правительство). 4. Сфера религии (как личного отношения и как общественной формы). Интегрирует все личностные способности в личном обращении «Я» к Богу. Реализуемая ценность — святость человека с помощью Бога. Религия вносит в культуру и цивилизацию трансцендентную перспективу через самого религиозного человека — творца культуры, цивилизации и религии. Поскольку же религия отвечает на вопросы личного существования, то тем самым культура и цивилизация получают человеческое лицо и статус добра-средства для совершенствования личности, конечный смысл жизни которой перешагивает пределы культуры и цивилизации, а также времени и пространства, уходя в Небо. Исходя из своей личностной функции, религия может придать личностный характер всей культуре и цивилизации, поскольку главная ценность религии (например, христианства), как и культуры, — сам человек. Поэтому культура и религия — в их христианском понимании — вместе служат человеку, но в разных его измерениях. Между христианством как религией и культурой как человеческой активностью в мире нет противоречия, но есть различия в предмете и цели. Предметом культуры является человек сам по себе, как автономное существо в мире природы, а целью — совершенствование потенциальных личностных способностей в контакте с окружающим миром (совершенствование личности в горизонтальном измерении). Предмет же религии — человек в аспекте дополнения его ограниченного существования через отношение к Богу, цель — приобщение ограниченного существования человека к его источнику — Богу, иначе — говоря богословским языком — «спасение», достижение «вечной жизни» (совершенствование личного существования в вертикальном измерении). Таким образом, религия, указывая конечную цель человека, указывает конечную цель культуры: становление совершенной личности в перспективе конечной цели — Бога. Культура, со своей стороны, способствует религии, готовя личность к будущей религиозной активности. Можно указать по крайней мере три функции религии в культуре: познавательно-мировоззренческую (образ мира и человека, инспирация науки, нравственности и искусства), модельную (образ поведения, образцы нравственности), вспомогательную (сверхестественная помощь благодати). Христианство как религия принципиально совместимо с любой человечески ориентированной культурой (синтез культуры и религии, общества и Церкви). Данный синтез является реализацией христианской культуры. Ее можно определить следующим образом: Христианская культура — это общечеловеческая культура, включающая в себя как интегральную и интегрирующую часть религию Богочеловека Иисуса Христа, благодаря Которому и через Которого вся культура подчинена Богу как конечной Цели (достижение вечной жизни, «спасение»), Источнику (благодать таинств) и личному Образцу (идеал совершенствования для каждого человека). Христианская культура направлена на интегральное спасение и совершенствование человека как личности по образу Христа на основании Его искупительной Жертвы и с Его Божественной помощью, подаваемой через Церковь4. Христианскость так понимаемой культуры означает ее подчинение Личности, заповедям и трансцендентной помощи Богочеловека Иисуса Христа — Личности Бога, воплотившегося «нас ради и нашего ради спасения», т. е. ради людей, согласно Никео-Константинопольскому символу веры. Таким образом, в христианской модели культуры предполагается соучастие-синергия человека и Бога; Бог в Личности Иисуса Христа входит в судьбу мира и человека и таким образом является сотворцом человеческой культуры и одновременно ее конечной и трансцендентной целью; внутренней же ее целью является совершенствование человеческой личности по образу Христа в религиозном контексте благодатного спасения на основании Христовой Жертвы. Таким образом, Люблинская философская школа, обоснованно отстаивая трансцендентное измерение человеческой личности, подчеркивает личностную функцию религии и ее интегрирующую роль в культуре в целом, утверждая таким образом гуманистический смысл всей культуры. Религия понимается здесь как естественная интегральная часть культуры вместе с познанием (наукой), моралью и искусством, причем религия обладает личностным характером par excellence, поскольку интегрирует саму личность в перспективе конечной личностной цели — трансцендентного Бога. Вместе с тем религия оказывается гуманизирующим фактором межличностных отношений, делая их прозрачными для перспективы трансцендентной, эсхатологической, аналогичной для всех людей живших, живущих и будущих. Оптимальной персоналистической формой религии представляется религия Христа, основанная на Божественном Откровении для всех людей и направленная именно на становление каждой личности с помощью вочеловечившегося Бога, согласно Его заповедям и с целью конечного спасения в сообществе святых — т. е. в небесной Церкви, личное участие в которой осуществляется на земле через веру во Христа-Спасителя и Христовы таинства и которая есть ни что иное, как виртуальная конечная цель всех нас. «Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Литература: 1 Представлены на основе M. Kr№piec. Ja—czіowiek. Zarys antropologii filozoficznej. Lublin, 1991. 2 Определение религии и его экспликация даны на основе работы Z. Zdybicka. Czіowiek i religia. Zarys filozofii religii. Lublin, 1993. 3 Определение и экспликация на основе работы M. Kr№piec. Czіowiek w kulturze. Warszawa, 1996. 4 Определения христианской культуры и ее экспликация даны на основании работы M. Kr№pcа O chrzeњcijaсsk№ kulturк, Lublin, 2000.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым