На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
ПУБЛИЦИСТИКА

Я. Г. Ромбальская

СВЯЩЕННЫЙ ДАР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И БИОЭТИКА

Жизнь представляет великий дар, о значимости которого никто не должен забывать. Человек не является владыкой жизни и смерти, а потому и решать, жить другому человеку или не жить, он не может. Человеческая жизнь по природе священна и всегда достойна уважения и покровительства. Все человеческие жизни равноценны на любой стадии развития, от зачатия до смерти. Но почему-то люди перестали это осознавать, выбрав более легкий путь - путь быстрых эгоистичных решений, право на принятие которых им никто не давал.

В настоящее время возникло множество проблем, решением которых и занимается биоэтика. Под термином биоэтика понимается систематический, научно-практический анализ действий человека в медицине и биологии через призму нравственных ценностей и принципов. К ним относится проблема отношения человека к жизни и смерти.

В нашем мире человеческая жизнь и в теории, и на практике все чаще рассматривается как продукт, который можно создавать по желанию и уничтожать из соображений целесообразности (что происходит, например, при аборте «по желанию» или эвтаназии без информированного согласия). Но сводить личность к чисто физическому или материальному объекту, значит предавать само призвание медицины, которая существует для исцеления не только тела, но и души. Вопреки продолжающемуся обесцениванию человеческой жизни, биоэтика постоянно должна утверждать священность и высочайшую ценность человеческой жизни. Опасность, подстерегающая всех, кто соприкасается сегодня с биоэтикой, заключается в том, что она может оказаться сферой не столько духовно-этических, сколько социально-экономических интересов.

Мир погибает от нравственного безразличия. Как донести до внешнего мира, что человеческая жизнь образована с момента зачатия и вне зависимости от бесчеловечных расчетов и удобств? Неужели сегодня, казалось бы, в столь развитом обществе можно рассуждать иначе? Какие нравственные и духовные ценности надлежит уважать, помнить и отстаивать сегодня? Как действовать, следуя принципам гуманности и любви к людям? Во всех этих вопросах заинтересована биоэтика. Именно она сегодня рассуждает о подлинных ценностях человеческой жизни. Так давайте прислушаемся к ней, ведь если есть вопросы, значит мы не все делаем правильно.

Альберт Швейцер, выдающийся врач, мыслитель, миссионер сказал: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло - это уничтожать, вредить жизни».

Современную медицину ставят перед выбором: помогать жизни или помогать смерти. Смерть имеет глубочайший мистический, духовно- нравственный смысл. Именно этого смысла пытаются лишить человека сторонники эвтаназии.

Эвтаназия - это когда врач убивает пациента. Самая первая программа эвтаназии была разработана с целью «очистить» немецкую расу. Первую газовую камеру сконструировали профессора психиатрии из 12 крупнейших университетов Германии. Они отбирали пациентов и наблюдали, как те умирают. Потом они постепенно снижали цену человеческой жизни, пока психиатрические больницы не опустели почти полностью. В 1939 г. некоторые педиатры принялись опустошать учреждения для неполноценных детей. К 1945 г. было убито почти 300 тыс. человек.[2, 203] Эти так называемые врачи дошли до того, что отправляли на смерть детей с энурезом, с ушами неправильной формы, с трудностями в учебе.

Сегодня сторонники эвтаназии обвиняют врачей в том, что те не дают больному спокойно умереть. Обычно рассуждают о старике, пристегнутом ремнями к постели, испытывающем боль и явно умирающем. Ему вставлены трубки во все естественные отверстия и в несколько искусственных. Врач не дает ему умереть - то ли стремясь получить гонорар побольше, то ли не желая признать свое поражение в борьбе за жизнь этого человека.

В прошлом было известно мало способов лечения, действительно спасающих жизнь. Потом, с появлением антибиотиков, улучшенных хирургических методик, палат интенсивной и коронарной терапии, новых лекарств, стало возможным не допустить смерти человека. А врачи тем временем учились давать человеку умереть естественной смертью. Сегодня почти все врачи правильно обращаются с умирающими. За редким исключением образ того старика встречается в жизни. У пожилых пациентов, ранее лечившихся в палате интенсивной терапии, спросили, хотели бы они снова пройти там лечение, если бы оно продлило их жизнь на 10 лет. 96% опрошенных ответили: «Да». 74% согласились бы лечиться в такой палате, чтобы прожить всего один лишний месяц! [2, 209-210] Люди после пересадки сердца воспринимают каждый день жизни как величайший дар Всевышнего. В работах сторонников эвтаназии постоянно говорится о боли - неконтролируемой, постоянной, непереносимой, мучительной. Но лишь в исключительных случаях физическую боль нельзя контролировать. Если лечащий врач не умеет бороться с болью, надо найти такого, который умеет. Довод о том, что серьезная физическая боль - уважительная причина для умерщвления пациента, не выдерживает критики.

Существует боль второго типа, которая чаще всего заставляет людей просить о смерти: это эмоциональные страдания, одиночество, отчаяние, безнадежность, отсутствие любви, тревога, унижение, ощущение бессмысленности жизни. Способы борьбы с этой болью не столь очевидны.

Существуют формы морфина продленного действия в виде таблеток, кожных пластырей; их широко используют онкологические больные, страдающие сильными болями. Больные, страдающие от сильных болей менее других раковых больных склонны соглашаться на самоубийство с посторонней помощью. Они реально заинтересованы в том, чтобы избавиться от боли, а не умереть. Большинство ищущих смерти людей страдает от депрессии. Однако депрессия - это не повод лишения себя жизни. Нельзя считать депрессию причиной того, чтобы искать смерти.

Что касается больных в «вегетативном состоянии», - им необходимо дать время, ведь они могут поправиться (!). Доктор Кей Эндрюс, директор Королевского госпиталя для неврологических больных-инвалидов, заявил: «В течение двух лет в сознание пришли 15 из 18 пациентов, которые, как мы полагали, находились в стойком состоянии вегетативного существования». [2, 217] Органы здравоохранения Англии рассматривали вопрос о том, чтобы через суд добиться разрешения прекратить кормление больного, за семь лет до этого впавшего в коматозное состояние из-за ошибки анестезиологов; однако по прошествии семи лет больной проснулся и был «в достаточно здравом уме, для того, чтобы отказать в интервью». [2, 217]

Авторы исследования, выполненного в Англии, установили, что из 40 больных, которым был поставлен диагноз «стойкое состояние вегетативного существования», 17, или 43%, позднее оказались способными контролировать ситуацию и нередко - выражать простейшие пожелания. [2, 218]

Нищенское положение здравоохранения не должно быть причиной эвтаназии. Нельзя забывать о том, что врачи часто ошибаются, решая, что пациент умрет. Клод Бернар говорил, что опасность ошибиться в диагнозе всегда велика. Смысл принципа «святости человеческой души» включает при правильном диагнозе относительность понятия «неизлечимая болезнь». Огромную роль в лечении безнадежных больных играют не только защитные силы больного, но и «защитные силы» системы здравоохранения.

Реальная альтернатива эвтаназии - это заботливый, компетентный уход за умирающими. Такой уход обеспечивают хосписы. Как только пациент чувствует, что ему рады, что он не обуза для окружающих, как только начинают контролировать его боль, а другие симптомы как минимум ослабляют до терпимой степени, крик об эвтаназии стихает. Вопрос не в том, правильна ли эвтаназия: она просто неуместна. Для того чтобы пациент чувствовал себя комфортно, ему необходим нежный и любящий уход. Но даже обеспечение пациента пищей и питьем переводится из сферы создания комфорта в сферу лечебной помощи. При этом, если принимается решение о приостановке «лечения», больного могут перестать поить и кормить. Если врач прекращает лечение, то в некоторых случаях больной может умереть. Лишить больного еды и питья - значит не «дать ему умереть», а «заставить его умереть».

Назначая цену человеческой жизни, мы объявляем ценность жизни относительной и делаем роковой шаг - всякую цену можно снизить. Цену человеческой жизни снижали нацисты. В последнее время цену человеческой жизни снизила Голландия. Ситуацию, которая сложилась в Голландии, описывают Джон и Барбара Уиллке в книге «Мы можем любить их обоих». Голландия стала первой современной страной, узаконившей эвтаназию. Каждый год в Голландии умирает 130 тыс. человек, более чем 20 тысячам прямо или косвенно помогают умереть доктора. [2, 205] Из этих людей каждый второй не просил, чтобы его убивали. Теперь среди них оказываются и новорожденные дети, чье качество жизни признано «слишком низким». Санкционировалось убийство физически здоровых пациентов, в том числе подростков, страдавших депрессией. Пожилых людей, помещенных в больницы, регулярно навещают члены организации, которая выражает готовность следить за ходом их лечения, чтобы врачи их не умертвили (!). Когда пожилых голландцев (здоровых) спрашивали, одобряют ли они эвтаназию, положительно ответили 50%. Когда тот же вопрос задали обитателям домов-интернатов, за эвтаназию высказались лишь 3% опрошенных. [2, 206] Легализация эвтаназии основывается на следующих критериях: прежде чем врач сможет лишить жизни больного, пациент должен неоднократно просить умертвить его, испытывать неукротимую боль; у врача не должно быть другого выбора, должны быть свидетели, и свое согласие должны дать два других врача. На практике большинство этих критериев вообще не учитывается.

Комитет палаты лордов Великобритании собирался узаконить эвтаназию. Ситуация изменилась, после поездки в Голландию. Выяснилось, что уязвимые люди - пожилые, одинокие, находящиеся в тяжелом положении - ощущали на себе давление: их заставляли просить о преждевременной смерти. В этих обстоятельствах интересы лица нельзя отделить от интересов общества. Старые люди неизбежно будут ощущать это давление и, не желая быть в тягость, станут выбирать эвтаназию не вполне по своей воле, а то и вовсе вопреки ей. Очень скоро от добровольности ничего не останется, эвтаназия превратится в неприкрытое убийство и самоубийство, каковыми она всегда и была по существу.

О документированных случаях активной недобровольной эвтаназии сообщали C. I. Dessaur, C. J. C. Rutenfrans и др. K. F. Gunning написал об опыте работы со специалистами, которые, когда их просили принять в больницу пожилого пациента, советовали врачам общей практики просто сделать им смертельный укол. H. W. Hilhorst в своем обширном исследовании (выполненном при содействии Утрехтского университета и Королевской Голландской академии наук) установил, что активная недобровольная эвтаназия практикуется в восьми больницах. [2, 206-207] Пожилые пациенты, опасаясь эвтаназии, отказываются от госпитализации и даже от консультаций с врачами. Как показал опрос пациентов в больницах, многие опасаются, что их родственники могут попросить подвергнуть их эвтаназии, не посоветовавшись с ними. Голландская ассоциация пациентов поместила в прессе предупреждение о том, что во многих больницах пациентов умерщвляют без ведома и согласия их семей и посоветовала больным и их родственникам тщательно контролировать каждый этап в их лечении, а при сомнениях советоваться с надежным экспертом со стороны. По некоторым данным, до 4000 человек в год приезжают из-за границы в эту страну, чтобы отправиться на тот свет. [3, 28]

Эвтаназия узаконена в Австралии, Нидерландах, Бельгии. К странам, допускающим возможность эвтаназии, относятся Китай, Япония. Пассивная эвтаназия разрешена в Израиле, Франции, Швеции, Швейцарии, Колумбии, США (штатах Орегон и Калифорния), России. В Беларуси эвтаназия запрещена, однако, социологические исследования, проведенные среди слушателей БелМАПО, показали, что значительная их часть одобряет применение пассивной и активной эвтаназии. [6]

Более 2000 лет люди потому и доверяли врачам, что основной их заповедью было: «Не навреди!» Но если все же эвтаназия будет узаконена, то это приведет к необратимым последствиям: криминализации медицины и потере социального доверия к институту здравоохранения; к поруганию бесценного дара человеческой жизни; к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга; к снижению темпов развития медицинского знания, в частности разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и др.; к тому, что предоставляется право убивать людей в целях получения органов для трансплантации. Не секрет, что многие пациенты меняют свое решение о добровольном уходе из жизни, но при наличии подписанного, юридически обязательного документа, собственного «пожелания о смерти», может оказаться слишком поздно.

Распространение в обществе принципов нигилизма, цинизма и нравственной деградации в целом неизбежно при отказе от соблюдения заповеди «не убий». Дошло до того, что о детях с врожденными уродствами говорят как об ошибке природы, о том, что никто не пострадает, если такой ребенок умрет сразу после рождения! В пользу эвтаназии по меркантильным мотивам выступают при решении судьбы здорового человеческого плода, пребывающего еще в чреве матери, и немощных стариков.

Проблема абортов является одной из самых острых и трудных проблем. Многие страны сталкиваются с этой проблемой, но еще не осознали полностью ее масштабов, огромную социальную и духовную трагедию, связанную с преднамеренным истреблением миллионов нерожденных детей ежегодно. В юридическом отношении операция искусственного прерывания беременности прошла путь от запрещения под страхом смертной казни до полной легализации в наши дни как права женщины распоряжаться функцией собственного тела.

С точки зрения науки каждая отдельная человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения, и эта человеческая жизнь является непрерывным процессом с этого момента до самой смерти. Тертуллиан еще в III веке сказал: «Тот, кто будет человеком, уже человек». Подход с меркой «более или менее человеческая жизнь» ведет к детоубийству и эвтаназии; подход с меркой экономической и социальной полезности ведет к ужасающим жестокостям гитлеровского массового уничтожения. Аборт - это нарушение заповеди любви, причем в самой ее глубинной сути, - через убийство матерью своего ребенка. Даже животный мир не знает аналогов подобного деяния, что свидетельствует о его противоестественности. Женщина, идущая на аборт, теряет свою свободу, теряет дар стать матерью.

Одна оплодотворенная клетка дает начало многим триллионам клеток новорожденного. Каждая клетка содержит неповторимый набор хромосом. Это значит, что другого такого человека в мире больше не будет. Если раньше дети умирали от разрухи и болезней, то сегодня детей убивают люди за «ненадобностью». В блокадном Ленинграде рождаемость была выше, чем в современном Санкт-Петербурге.

Аборты по медицинским показаниям называются терапевтическими, поскольку их совершают для сохранения жизни матери. Однако, как утверждает Бернард Натансон, врач, известный всем по фильму «Безмолвный крик» уровень медицины сейчас настолько высок, что можно безопасно провести каждую женщину через период беременности. А если она действительно больна, тогда именно аборт может ее убить.

Доктор медицины, хирург, С. Эверетт Кропп из США отмечает, что за 36 лет своей работы в области детской хирургии он не видел ни одного случая, когда аборт был бы необходим для спасения жизни матери. Если к концу периода беременности возникают осложнения, угрожающие здоровью матери, врач либо искусственно вызывает схватки, либо делает кесарево сечение.

Врач стремиться спасти жизнь и матери и ребенка. Жизнь ребенка никогда намеренно не прерывается из-за того, что жизни его матери угрожает опасность. Более того, терапевтические аборты настолько редки, что основывать на них отношение к абортам не имеет смысла. Мать же добровольно отдающая свою жизнь за ребенка, совершает величайший подвиг любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Очень часто причиной абортов служит нежелание ребенка с врожденными пороками развития. Это так называемые евгенические аборты. Но у детей с пренатально диагностированными тяжелыми заболеваниями и уродствами такое же право на рождение и жизнь, как и у здоровых.

Чтобы застраховаться от единичного случая осложнений, дети уничтожаются десятками при малейшем подозрении осложнений. На самом деле при определенных заболеваниях женщины (краснуха) есть только повышенная вероятность того, что это случится. А ошибочное диагностирование ведет к убийству здоровых детей. Что бы посоветовали врачи беременной женщине, у которой четыре предыдущих ребенка рождались с серьезными неизлечимыми заболеваниями? Конечно же, сделать аборт. Но женщина родила пятого. Это был прекрасный композитор и музыкант Л. В. Бетховен.

Практика производства евгенических абортов сейчас получила широкий размах. Совет министров РБ 5 июня 2002 г. утвердил перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, к которым относятся: пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, наличие инвалидности I-II групп у мужа, наличие ребенка-инвалида с детства, смерть мужа во время беременности женщины, расторжение брака во время беременности, наличие решения суда о лишении родительских прав, беременность в результате изнасилования, многодетность (число детей 3 и более), признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными во время беременности женщины, наличие у женщины статуса беженца.

Что касается права ребенка на жизнь - о нем речь вообще не идет. Точно так же не учитывается и моральная сторона проблемы. А государство, в принципе, снимает с себя ответственность об охране материнства. Нельзя творить зло, из которого выходило бы добро. Если аборт делается на «благо» женщине, то почему большинство сделавших аборт всю последующую жизнь лечатся от различных заболеваний, таких как постабортный синдром, сопровождающийся попытками самоубийства; многочисленные женские заболевания, особенно онкологические.

В настоящее время широкое распространение получили противозачаточные средства. Но мало кто знает, что ни один из современных видов контрацептивов не дает 100% гарантии. Большинство всех абортов происходит после использования противозачаточных средств. Поэтому любая контрацепция чревата детоубийством. Кроме того, большинство противозачаточных средств, таких как гормональные контрацептивы и внутриматочная спираль не только вредны для женского здоровья, но и обладают абортивными свойствами. При их применении незаметно для женщины происходит периодическое уничтожение уже зачатого ребенка.

Распространение противозачаточных средств в США привело к тому, что возросло количество заболеваний, передаваемых половым путем, абортов. А возраст первого вступления в половую связь снизился. То, к чему привели аборты, - это экспериментирование на эмбрионе. Аборты по медицинским показаниям, а их сроки не ограничены вплоть до родов, позволяют использовать нерожденных детей в фетальной терапии - использование клеточного материала человеческих зародышей разного возраста для «лечения». В частности, для омоложения. Вызываются искусственные роды. Затем живой, часто жизнеспособный ребенок, умерщвляется, и из него изготавливаются «лекарства», призванные вернуть богатым людям молодость. Лечебный эффект «взвесей не доказан». А если ребеночек - не лекарство, то что? Просто легализация древних форм каннибализма. Фетальная терапия более чем аморальна.

Много аргументов в пользу абортов приводят их сторонники. Но ни один из них не может оправдать убийство ни в чем не повинного, малыша, у которого в 2,5 недели начинает биться сердечко, а на 8 - он уже чувствует боль. Нужно ли говорить о том, что в 11-12 недель, когда совершается наибольшее число абортов, малыш дышит, реагирует на свет, тепло и шум и при всем этом погибает мучительной смертью.

В современной медицинской практике насчитывается несколько видов операций по прерыванию беременности. На малых сроках (до 10 недель) используется трубка вакуум-аспиратора. Врач отсасывает части тела ребенка и плаценту и отправляет их в емкость для отходов. После 12 недель используется инструмент, напоминающий щипцы. Им врач захватывает ручку, ножку или другую часть тела ребенка и скручивающим движением отрывает ее. Это повторяется до тех пор, пока весь ребенок не будет расчленен на части. Позвоночник должен быть сломан, а голова раздавлена, иначе ее невозможно удалить. Далее эти части отправляются в мусорное ведро, либо могут использоваться как сырье в косметической промышленности. Болевые ощущения малыша достигают кульминации, когда используется солевой амниоцентез. В околоплодный пузырь вводят концентрированный раствор поваренной соли, под действием которых ребенок погибает мучительной смертью, в агонии. Через несколько часов начинается родовая деятельность, и ребенок изгоняется. Видно, что кожа на его тельце сожжена растворами. Малое кесарево сечение - при беременности до 27 недель. Дети на таком сроке часто жизнеспособны. Их кладут на окно между рамами или в холодильник живыми, и они быстро погибают от переохлаждения. Страх, позор, обида, безденежье никогда не смогут перевесить комочка несостоявшейся жизни на лотке операционной сестры.

Св. Василий Великий (IV в.) писал: «Преднамеренно убившая плод да подвергнется равному наказанию с убийцей. И мы не различаем, сформирован или не сформирован был плод».

Во время II Мировой войны погибло около 55 млн. человек; по оценкам специалистов ежегодно осуществляется около 60 млн. абортов. За последние годы у белорусских женщин в возрасте 20-40 лет рождаемость снизилась на четверть, а число абортов в 1,5-2 раза превышает число родов. С 1993 года прирост в республике отрицательный, в 1998 году он достиг 44651 человек. Подобная ситуация наблюдается и в других республиках бывшего союза.

«Плодоизгнание нечто хуже убийства, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие», св. Иоанн Златоуст.

«Голосование за аборты есть одновременно голосование за эвтаназию, убийство пожилых людей, калек и больных, за генетические эксперименты - это первый шаг по наклонной, внизу которой находится полная дегуманизация жизни, долина смерти», Бернард Натансон.

Для врача эвтаназия и аборт - это клятвопреступление. Страшно представить, что во время одного визита врач будет бороться за жизнь, а во время другого будет нести смерть. Все это сигналы вселенской трагедии. Сегодня необходимо принимать реальные меры для обеспечения равной законной защиты всем живым людям с момента начала биологической жизни при зачатии до момента естественной смерти. Первым шагом должна стать отмена перечня социальных показаний для прерывания беременности. Надо не просто думать, надо решать. Все «за» и «против» давно известны, известны и последствия. Я надеюсь, что врачи, изучив досконально данные проблемы, не остаются равнодушными, ведь главное решение - за ними. Им выбирать: быть палачами или homo sapiens.

В «Женевской декларации» 1948 г. провозглашается: «Я буду сохранять высочайшее уважение к человеческой жизни с самого момента зачатия». «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» («Международный пакт о гражданских и политических правах»).

В наше кризисное время, время эпидемии смут, беззакония, бездуховности, озлобления и мракобесия предупреждением звучат слова святого праведного отца Иоанна Кронштадского: «Горе нам, если под грузом тягот и лишений тяжелейшей смуты, перед лицом предательства, ненависти и злобы, обрушившейся на нас со всех сторон, дрогнем и отречемся от служения, дарованного Господом нашему народу за веру, самоотверженность и готовность к бескорыстной жертве». У нас есть шанс, если биоэтика воспримет принцип священности жизни и будет отстаивать его в различных сферах человеческой деятельности.

Литература

  1. Орлов А. Н., "Клиническая биоэтика. Избранные лекции", Москва 2003 год.

  2. Джон и Барбара Уиллке, "Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы", Москва 2000 год.

  3. Журнал "Крынiца жыцця", Минск 2003 год.

  4. Протопресвитер Иоанн Брек "Священный дар жизни", Москва 2004 год.

  5. Информационно-просветительский бюллетень "Сергиевский листок", Минск 2005 год.

  6. "Биомедицинская этика" под ред. Мишаткиной, С. Д. Денисова, Я.С. Яскевич, Минск 2003 год.

Источник: Я. Г. Ромбальская. Священный дар человеческой жизни и биоэтика. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову