На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ГАЗЕТА "ВОСКРЕСЕНИЕ" / № 8 2006

Православие на Беларуси

В стремлении к святыне

(интервью с настоятелем прихода Всех Скорбящих Радость о. Игорем Коростелевым)

Те несколько суток, когда в Минске пребывала десница св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, безусловно, останутся в памяти сотен тысяч людей.
Поток желающих поклониться святыне не редел ни в полуденный зной, ни в ночной темноте. Люди стояли помногу часов: молодые и старые, крепкие и немощные. Откладывали важные дела, отменяли гуляния на празднике города и поездки на дачные участки, приходили после работы. Приезжали из разных уголков Беларуси, России, Прибалтики. Стояли здесь и те, для кого привычны долгие церковные службы, и те, кто почти не заходит в храм, и даже те, кто не готовы себя назвать верующими. В беседах многие откровенно признавались, что пришли искать помощи в житейских бедах, исцеления от болезней. А некоторые вовсе не знали еще — для чего — но ощущали необходимость прикоснуться к святыне.
Глядя на бесконечный людской поток, невозможно было не радоваться духовному порыву соотечественников. И все же невольно рождалось множество вопросов, ответы на которые помог искать настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и пребывала святыня — протоиерей Игорь Коростылев.

- Отец Игорь, что привело сегодня к храму десятки тысяч людей? Ведь многие из них не приходят в церковь даже в великие праздники.

- То, что такое количество людей приходит, радостно. Приезжают целые автобусы паломников. Многие едут с вечера — ночью не так жарко стоять. Люди смиренно становятся в конец очереди, чтобы простоять сколько-то часов. Сознательно идут на подвиг, пусть маленький, а для кого-то и большой, в зависимости от состояния здоровья. Каждый ожидает своего, многие ждут чуда. Ведь десница эта — та самая рука, которая крестила в водах Иордана самого Господа нашего Иисуса Христа, то есть ее присутствие — уже чудо.
Я знаю много случаев, когда люди, у которых была возможность позвонить и договориться, пройти к мощам коротким путем, без очереди, отстаивают по нескольку часов. Этот подвиг подобен паломническому. Ведь когда-то люди сотни километров шли пешком, чтобы поклониться святыням. Необходимо обратить внимание на интересный момент: Иоанн Предтеча призывал всех готовить пути Господу — готовить свои сердца покаянием, очищением от греха, чтобы Господь мог войти в сердце, ибо где Господь — там свет и не должно быть никакой грязи. В этом был смысл крещения через покаяние в водах Иордана. Люди, которые смиренно стали ночью в конец длиннейшей очереди, они выполняют слова Крестителя: готовят «пути Господни» — свои сердца. Человек может обдумать за это время, что привело его сюда. Он слышит колокольный звон, слова молитв, отвлекаясь от мирских дел, настраивается на встречу со святыней.
Само поклонение длится секунды. Что значат эти секунды по сравнению со многими часами? Очень много. Человек уже подготовлен к тому, чтобы, подходя к святыне, ощутить, как через нее изливается благодать.

- Но что заставляет стоять здесь людей, не считающих себя глубоко верующими, не являющихся прихожанами православных храмов?

- Часто в различных публикациях приводятся цифры, что из 85% населения, назвавших себя православными, только 5% являются действительно верующими, а остальные лишь крещены в Православии. Такие события, как принесение мощей великих святых показывают другую картину. Люди, постоянно пребывающие в Церкви — это те, чьих сердец Господь уже коснулся. Ведь никто не станет просто так выстаивать трудные и долгие службы. Они чувствуют, что человеку это нужно. Но самое главное, что требуется от христианина — это исполнение заповедей Божиих. «Неверные в малом неверны и в великом». А многие из тех, кто постоянно ходит в церковь, не выполняя заповедей о любви к Богу и ближним своим, отпадают от Христа, они не выполняют слов Спасителя о том, что необходимо, чтобы пребывать с Ним.
Мы скоропалительно делим людей на верующих и не верующих, считаем проценты. А вдруг придется отвечать за свою веру? А будет ли так, что перед лицом испытаний, если выбор станет между жизнью и смертью, между исповеданием и тихим отходом в сторону, именно эти 5 % «церковных» людей поведут себя как истинные христиане? Возможно, многие из 80% «нецерковных» окажутся более верными.

- Монахи из Черногории, сопровождающие святые мощи, рассказывали, что у них на родине нет такого поклонения святой деснице. Также и многие минчане могут годами ходить мимо Свято-Духова собора и не находить времени, чтобы приложиться к чудотворной Минской иконе Божией Матери, поклониться мощам святой Софии Слуцкой. А вот к святыням, привезенным издалека, всегда почему-то спешат тысячи людей Почему так происходит?

- Это вторая сторона проблемы. Мы постоянно говорим прихожанам, что любая икона источает благодать, и что в любом деревенском храме не меньшее присутствие Господа, чем, например, в Оптиной пустыни. Мы полюбили паломничества, поездки по святым местам. Но, собираясь в паломничество, люди себя настраивают соответственно. Они иначе одеваются, всю дорогу молятся, читают акафисты, и приезжают в святые места уже подготовленными душой. Мы учим прихожан, собираясь в свой храм, так же молиться, так же готовиться ко встрече с Господом.
Во многих храмах есть частицы мощей великих святых, но мы не почитаем это как чудо. А вот когда святыня привозится откуда-то издалека, стекается множество людей. А другие люди со всего мира едут поклониться нашим святыням. Есть некое небрежение к тому, чем обладаем. «Нет пророка в своем отечестве». Вот, например, недавно была прославлена белорусская святая Валентина Минская, — ведь те, кто жил с ней рядом, не понимал, почему к ней едут люди. Также и знаменитый старец Николай — к нему ехали со всего мира тысячи людей, а соседи не понимали — зачем люди к нему стремятся.
Каждая иконка, даже бумажная, даже на фотографии источает благодать, и в свидетельство тому она может мироточить так же, как и древние иконы.

- Для многих в мире — атеистов, христиан-протестантов является непонятным почитание святых мощей, икон, освященных предметов. На чем оно основано?

- Святыня — это то, через что Господь изливает свою благодать. Мы помним пример из Евангелия — кровоточивую женщину. Она прямо к Господу не обратилась с просьбой, а тайно коснулась Его одежды и получила исцеление. Почему в Православии почитаются частицы ризы Господней, Плащаница, чудотворные иконы? Это материально осязаемые вещи, через которые Господь изливает благодать. Нам необходимы эти святыни, ибо стремясь к ним, мы настраиваем себя на встречу с Господом, подготавливаем себя к тому, чтобы ощутить Его присутствие.

- Очень многие люди, ожидающие своей очереди прикоснуться к деснице, надеются получить исцеление в болезни. И случаи исцелений есть, но ведь они единичны, их немного. Почему это так?

- Иногда Господь почему-то, для чего-то на человеке являет чудо исцеления, иногда Господь чудом — чуть ли не силой приводит человека к тому, что он должен исполнить. Почему Господь не исцелил и не воскресил тысячи, будучи еще на земле? Исцелялось множество, но не все, не на всех являлась сила и слава Божия. Важен и промысл Божий, и душа человека. «По вере вашей дано будет вам».
Дай Бог, чтобы люди, готовящиеся сейчас приложиться к святыне, приносили к ней свою веру. И чтобы с подобным чувством они всегда шли в свой храм, — подготавливаясь к встрече с Богом.
Даже становясь на домашнюю молитву, нужно прежде подготовиться, отрешиться от посторонних мыслей. Неслучайно молитвослов начинается советом: стань благоговейно, представь себя пред Богом и Творцом вселенной, настройся на разговор с Богом, и лишь затем молись. Мы же часто просто берем молитвослов и скороговоркой прочитываем молитвы, «исполняем правило». Мы часто тратим много времени, забывая слова Господа: «не в многословии услышу вас». Да, молитесь, но не словами только.

- Многие люди, долгое время пребывающие в Церкви, замечают, что иногда трудно сохранить в себе благоговейное молитвенное чувство, тот трепет, который был в душе, когда ты только пришел к Богу.

- Не надо бояться этого естественного охлаждения. Надо бояться привыкать к исполнению таинства. Трагедия для священника, если он перестает ощущать, насколько страшно, важно и ответственно то, что он предстоит перед престолом Божиим. Нужно не стать профессионалом. Так же важно для каждого христианина — не привыкать к молитве, как к суеверному исполнению некоего обряда, не вычитывать правило «чтобы ничего не случилось». Возьми одну молитву «Отче наш», но произнеси ее по-настоящему — поговори с Богом.
Для чего нужны длинные правила? Иногда, читая утреннее или вечернее правило, мы можем половину, а то и больше времени потратить в борьбе с лишними мыслями, и лишь потом придем в состояние, необходимое для молитвы, но отчаиваться не надо. Святые отцы и составляли это правило, чтобы как бы дать нам время для того, чтобы мы успевали придти в необходимое настроение, сосредоточиться. Молясь искренне, человек и в домашней молитве получает от Господа благодать.

- Отец Игорь, в заключение беседы хочется выразить вам признательность за то, что смогли уделить для нее время. А также и сотрудникам прихода, которые приложили огромные усилия, чтобы достойно организовать встречу святыни, позаботиться о тысячах людей, приходящих на поклонение.

Елена Михаленко,

главный редактор

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову