На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

ТЕОЛОГИЯ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Агеенкова Е. К.,

доц., канд. психолог. наук факультета
философии и социальных наук БГУ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
КУЛЬТОВ «НОВОГО ВРЕМЕНИ»

Одно из тревожных явлений современности — широкое распространение как во всем мире, так и в СНГ, так называемых культов «Нового времени» (КНВ), синонимичными понятиями которых являются следующие: «New Age» (Нью эйдж), «секта», «неокульт», «неомистицизм». Основная направленность этих культов — создание глобальной мировой религии.

В Постановлении о сектах в Европе Европейского парламента, принятого в 1996 г., отмечено, что деятельность сект превратилась в постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру. При этом говорится, что во многих этих организациях постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как-то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность [15].

Необходимо также отметить, что в понятие КНВ часто включается более широкий спектр явлений, не имеющих явно религиозного оттенка. Весьма распространенным в аутентичных источниках КНВ является понятие «новое мышление», подразумевающее как определенную форму ментальности человека «Новой эпохи», так и «новую методологию», якобы, «научных исследований». В понятие КНВ сектоведы часто включают такие явления как «психокульт», «психологические группы» и «многоуровневый маркетинг».

Многие исследователи, объединяя этот широкий круг новых социальных явлений, определяют его одним понятием — манипулирование сознанием [4, 17]. Причем, в современном мире имеет место манипулирование большими массами людей. Не поддается учету то количество денежных средств и недвижимости, которые на добровольных началах были отданы за липовые услуги по «приобщению к посвященным», сближению с «космической иерархией», приобретению «сверхвозможностей», «духовному развитию», «излечению» от недугов, быстрому обогащению и пр. Но материальные потери не могут идти в сравнение с поломанными судьбами людей и потерянным временем, отданным на служение мистификаторам и направленным на борьбу с культурным наследием и цивилизационными и культурными достижениями во имя, якобы, спасения человечества.

Функционирование КНВ в настоящее время не отделимо от применения манипуляционных технологий, явившихся результатом достижений психологической науки. Однако психологические техники, призванные использоваться для блага человека, часто попадают в недостойные руки и, в связи с этим, подвергаются справедливой критике. К сожалению, обучение различным психотерапевтическим подходам в нашей республике осуществляется частным образом, достаточно стихийно и бесконтрольно. Проблемой является и тот факт, что в нашей республике распространена практика прикрытия вывесками «психолог» и «психологическая помощь» деятельности оккультистов, колдунов, экстрасенсов, являющихся частью движения культов «Нового времени». Часто безответственно пользуются психотехниками и лица с медицинским и психологическим образованием, создавая у клиентов психологическую зависимость от психотерапевта или психотерапевтической группы, которая подчас напоминает обычную секту.

Уже давно назрела необходимость выделить основные методологические принципы, лежащие в основе клинической психотерапии, психологического консультирования и псевдоцелительства, характерного для КНВ. С нашей точки зрения, существенные признаки этих направлений кроются в том, как в них понимается личность человека и его взаимоотношения с миром, т. е. в социально-психологических аспектах. При этом, в первую очередь, необходимо определить их в КНВ, как наименее изученном явлении общественной жизни в нашей республике.

Анализ показывает, что, определяя понятие КНВ, специалисты чаще всего выделяют их признаки по следующим направлениям: по особенностям деятельности, по особенностям верования и по теологическим признакам.

Так, например, Л. Н. Митрохин [11], анализируя культы «Нового века» на родине в США, отмечает следующие виды их деятельности: провозглашение отдельными людьми себя «спасителями», ожидание прихода «Спасителя», ритуалы «изгнания дьявола», обличение традиционных церквей, оживление богоискательских настроений, целительство. При этом, как важную особенность, он отметил приход в новые культы не «неудачников», а молодых образованных людей, не испытывающих материальных трудностей.

Этот автор к видам верований религий «Нового времени» относит «новейшие варианты христианства», культы, «ведущие свою родословную с Востока», занятия «духовными упражнениями, психотерапевтическими сеансами и процедурами», под которые подводятся религиозные спекуляции.

А. Л. Дворкин [8] среди верований КНВ называет веру в инопланетян, в реинкарнацию, в истинность «внутренних голосов» и «ченнелинга», в магические свойства камней, пирамид и музыки, в наступление «нового мирового порядка», в монистичность «добра и зла».

Определяя КНВ по теологическим признакам, М. Маршалл [10], например, отмечает их следующие особенности: 1) концепция Бога имеет или буддистский смысл «Бог внутри нас», или пантеистический «Бог существует во всем сущем»); 2) Христос является одним из гуру — учителей человечества; 3) нью-эйджеры отрицают идею искупительной жертвы Христа, они считают, что спасения человек может достичь путем совершенной жизни; 4) человек несет ответственность за те обстоятельства, в которых он живет в настоящее время и в которых он будет жить в будущем; 5) смерти нет, есть лишь вечный цикл перевоплощений, управляемый законом кармы; 6) в КНВ нет понятий греха и суда, они заменены концепцией кармы и перевоплощения; 7) основные идеи мира — это монизм («все сущее едино», в том числе добро и зло) или пантеизм («все сущее есть Бог»); 8) люди, достигшие «высокого уровня эволюционного развития» вместе с внеземными существами в будущем провозгласят «новую эру»;

9) ньюэйджеры снижают значимость сатаны, Богу они приписывают как свойства добра, так и свойства зла; 10) отрицание абсолютной истины.

При этом Д. Маршалл [10], не видя в КНВ единого руководства, но, обнаруживая все возрастающее расширение и объединение всех отдельных его сообществ, приписывает функцию создателя, а также объединяющую и консолидирующую силу этого движения самому Люциферу. Некоторые нерелигиозные сектоведческие источники, явно солидаризируясь с христианскими богословами, усматривают сходство мистической направленности этого движения с оккультной идеологией фашизма [6].

Однако эти характеристики КНВ не позволяют понять феномен массовости данного явления, фанатичности его последователей, добровольности их участия в этом движении, а также явление так называемого «психологического зомбирования». Мы предполагаем, что понимание этих феноменов КНВ возможно посредством рассмотрения их через призму социально-психологических аспектов, под которыми мы понимаем:

императивы «высшей силы» последователю КНВ;

эталонные черты личности, формируемые в КНВ;

особенности положения человека по отношению в «высшей силе» в КНВ;

характер взаимоотношений между последователями внутри организаций КНВ.

Данный подход при проведении анализа аутентичных источников КНВ позволил выделить следующие критерии КНВ как религиозного феномена:

1) современный человек как объект критики КНВ; 2) особенности человека будущей эры; 3) особенности, которыми, с точки зрения идеологии КНВ, должен обладать человек и социальная общность в переходный период; 4) особенности будущей социальной общности.

Кратко эти критерии в КНВ наполняются следующим содержанием:

1. Причина негативного развития мира, по мнению идеологов КНВ, — человек, который, не считаясь, якобы, с «божественным повелением» и в ущерб, якобы, «духовности», развил в себе разумное начало и на его основе создал «деструктивную» цивилизацию с ее наукой и техникой, которая неизбежно должна погибнуть. Сформировавшаяся цивилизация еще более усугубляет это положение, мешая человеку развиваться в нужном направлении.

2. По мнению последователей КНВ, сознание «нового» человека должно быть всеобъемлющим, т. е. «природным», «планетарным» или «космическим». С одной стороны, под таким сознанием понимается забота обо всей Земле и о космическом пространстве, с другой — особая форма трансцендентности (или даже форма жизни человека), в которой будет отсутствовать мышление, привязанность сознания к телу, и присутствовать гипотетичная всеобъемлющая «космическая» или «природная» содержательность. Этот «новый» человек» должен, по мнению идеологов КНВ, обладать сверхвозможностями: ясновидением, телепортацией, левитацией и др.

3. Для того, чтобы стать эволюционной основой будущей «6-й коренной расы», считают идеологи КНВ, современный человек должен стать активным последователем культов, стать на «путь сознательной эволюции», избрать себе «учителя», который, якобы, знает этот «путь». Роль «учителей» в «духовном» совершенствовании человека особо подчеркивается во всех направлениях КНВ. Считается, что они владеют «высшими знаниями», полученными ими от учителей «высшего порядка». Оперативную информацию, необходимую для деятельности конкретной организации и ее членов, конкретный «учитель» или работающий с ним в одной связке «контактер» добывает, якобы, посредством «посланий» от «высших сил».

4. Идеальная, с точки зрения идеологов КНВ, социальная общность будущего мира представляет общеземное «духовное единение» или братство, организованное по принципу иерархии «учителей» или «духовных наставников». Эта система дает возможность контролировать поведение и внутренний мир каждого человека с момента рождения. В современных КНВ разрабатываются и уже проходят «прокатку» различные социальные технологии распространения идеологии КНВ и создания новой социальной общности: 1) распространение идеологии НЭ как обыденного мировоззрения; 2) рост числа членов движения, контролируемых конкретными «учителями»; 3) внедрение новой идеологии через государственные образовательные и воспитательные системы; 4) создание собственных образовательных программ и образовательных учреждений; 5) использование социальных механизмов (например, предлагается повысить роль общественных организаций в управлении государства и ООН [12, 13]).

Предлагаемый нами подход позволил определить также направления КНВ и особенности их вероучения и деятельности.

Вероучение христиански ориентированных новых культов опирается на Евангелие. Отличительной особенностью является обожествление личности создателя культа, а также его версий толкования Священного Писания. Ему же, а также его «ученикам», придаются «целительские» свойства. Христос рассматривается как маг и целитель. Однако, согласно их учению, «исцелиться» может только истинно уверовавший в данное учение и в его создателя.

Важной особенностью восточно-ориентированного направления КНВ является то, что они имитируют, в основном, индуизм или буддизм с их практикой растворения человека в Божестве или иной Высшей силе. Главные особенности данного направления заключаются в следующем: 1) высоко почитается «живой гуру» или «мастер» — лицо, владеющее какой-нибудь религиозной «истиной» или йогической «техникой»; 2) данные «гуру» и их «ашрамы» объединяют не узкий круг учеников, а многотысячные толпы почитателей; 3) организационные функции несет не объект почитания, а организации, зарегистрированные в странах Запада или в России; 4) типичной религиозной практикой является специально ориентированная коллективная и индивидуальная медитация, цель которой задает «мастер»; 6) большое значение придается медитации совместно с «мастером». Согласно классическим восточным представлениям, такой тип «пути» является «йогой почитания учителя» («гуру-йогой», «упрощенной йогой» или «сахадж-йогой»). Согласно данным учениям, «исцелиться», якобы, может тот, кто, строго следуя предписаниям гуру, будет постоянно практиковать предложенные им йогические психотехники.

Неоязыческое направление культовой практики является имитацией древних языческих ритуалов, направленных на получение помощи от сил природы, языческих божеств или предков. В целительской практике этого направления широко используется ритуальная практика, выполняемая лицом, объявившим себя «жрецом» или «колдуном».

Явными предшественниками оккультного направления культовой практики можно считать учения Е. П. Блаватской, Е. И. Рерих, А. Бейли, А. Безант и др., которые, популяризировали масонские вероучения, которые, в свою очередь, заимствовали обряды и атрибуты древних рыцарских и религиозных орденов и братств, каббалы, оккультизма.

В современном оккультизме к настоящему времени обозначились два направления, которые условно можно обозначить как «теософское» и «физикалистское». Различаются эти направления только по описанию строения мира.

В «теософском» высшая сакральная структура мира представляет собой иерархию, предложенную Е. П. Блаватской и названную ею «Космической Иерархией Учителей» или «Великим белым братством». Так называемый «земной уровень» составляет иерархия ныне живущих учителей. Высший «земной» уровень составляют создатели и руководители реально существующих оккультно-мистических организаций, проповедующих КНВ. Наиболее высокое и особое положение в высшей земной иерархии занимают контактеры, непосредственно принимающие от «небесной» иерархии «указания». Они же обычно выполняют и «целительские» функции, которые, якобы, передаются им от представителей этой иерархии.

Физикалистское направление в современном оккультизме не имеет явно выраженной «небесной иерархии». Высшей силой здесь является некий «Высший разум», представляющий собой материальную субстанцию. Миром и людьми он управляет посредством различных внеличностных материальных «сил» и «энергий». Представители этого направления часто называют себя «материалистами», т. к. всем явлениям, даже информационным, духовным, психическим приписываются физические и материальные свойства. Популярной является идея существования некоего, еще не открытого учеными, особого физического поля («биополе», «солитон», «лептонное», «торсионное» и «энергоин-формационное» поля, «универсальная энергия»), пронизывающего всю Вселенную и, благодаря которому происходят все известные «чудеса»: ясновидение, телепортация, материализация вещей и др. Некоторые последователи КНВ идентифицируют это поле с самим Богом. В этом направлении считается, что «целитель» «подсоединят» больного к этому универсальному полю. В связи с наукообразной ориентацией неомистические коллективы обычно представля-ются в общественных кругах как общественные организации научного профи-ля. Данные организации имеют свою «межакадемическую аттестационную ко-миссию» (аналог государственной Высшей аттестационной комиссии — ВАК), присваивающую своим «посвященным» «научные» звания: профессор, член-корреспондент, академик, кандидат и доктор наук. Они же имеют также свой орган, регистрирующий «научные» открытия в сфере КНВ — «Международная регистрационная палата информационно-интеллектуальной новизны» [16]. К этому направлению можно отнести известного шарлатана Г. Грабового.

Участвующие в этом движении представители науки, во-первых, пытаются доказать физическую реальность Бога, «астральных сущностей», «потустороннего мира», возможность перевоплощений, путешествий в пространстве и времени, «эволюционной энергии Вселенной»; во-вторых, занимаются разработкой, теоретическим обоснованием и созданием приборов или предметов, обладающих, якобы, целительным действием на человека. Взаимодействие с данными предметами — своеобразная «новая» культовая практика. Например, широкое распространение получили пластинки с нанесенными на них символами, разработанные фондом «Aires», которые даже используются в медицинской практике. Однако, мало кто знает, что в специальной литературе разработчики предупреждают, что положительное воздействие предложенной технологии возможно только при «правильной» личностной ориентации, когда человек разделяет идеологию КНВ. В противном случае, возможны и негативные результаты [3].

Социально-психологический подход в исследовании феномена КНВ позволил нам также выделить несколько аспектов, связанных с феноменами массовости и «психологического зомбирования»: 1) психологические причины, побуждающие людей следовать идеям КНВ; 2) психологические технологии, используемые в КНВ; 3) личностный тип, формируемый в КНВ [1].

Определяя психологические причины, побуждающие людей следовать идеям КНВ, необходимо отметить, что современные психологические технологии влияния опираются на естественные человеческие тенденции, побуждающие людей искать способы их удовлетворения. Следующие из них обычно становятся основой для манипуляций сознанием человека в религиозных организациях нового типа: тенденция к группированию; стремление к превосходству; стремление к новому; сложные жизненные обстоятельства; ориентация на героя; экзистенциальный аспект или явление «духовной пустоты»; импринтинг.

Наиболее широко используемая психологическая технология в современных КНВ опирается на тенденцию к группированию, ставшую в свое время базой для создания специфических методических приемов вовлечения человека в групповое взаимодействие и объединение отдельных лиц в организацию. Групповые процессы достаточно основательно изучены и подробно изложены во всех учебниках по социальной психологии, а также в литературе по групповой психотерапии [9, 14, 18]. В неокультах основная деятельность вовлеченного обычно происходит в небольших группах. Согласно рекомендациям психологии, а также специфической ориентации неокультовой организации, групповое сплочение в ней осуществляется через: а) усиление неформальных межличностных контактов; б) ориентацию на общую цель; в) взаимную деятельность вначале по изучению предложенных знаний, а затем на укрепление данной организации; г) возникновение мнимой или реальной угрозы извне или «преследования», благодаря которым возникает еще и состояние «великомученичества»; д) деятельность харизматического лидера.

Некоторые психологические технологии опираются на стремление к но-вому и на наличие сложных жизненных обстоятельств. Надежда мгновенно исцелиться, овладеть мистическими силами, быть приобщенным к клану управляющих «планетной эволюцией» или хотя бы просто увидеть чудо движет многими в поиске наиболее легких путей его достижения. Чаще всего чудесами яв-ляются психологические феномены, имеющиеся в арсенале грамотного психолога или психотерапевта. Обычно они являются результатом: 1) группового взаимодействия; 2) специальной психотехники (обычно медитативного и трансового характера, в последнее время стали популярны дыхательные технологии [7]); 3) действия убеждения; 4) прямого или косвенного внушения; 5) прямого личностного воздействия манипулятивного характера; 6) иногда гипноза.

Характерной особенностью неокультовых организаций является то, что в них происходит тиражирование определенного личностного типа. Попавший в них человек становится подобным массе других.

Проведенные нами исследования [2], а также анализ неокультовых пуб-ликаций позволили выделить как личностные черты, формируемые во всех неокультах, так и некоторые специфичные для неокультов западной и восточной ориентации. В данном случае излагаются выявленные личностные особенности, характерные для неокультовых организаций.

1. Для всех последователей неокультов характерно наличие общего ку-мира и (или) носителя эталонных психологических и моральных качеств, что является основой для формирования их общего личностного стереотипа.

2. Они искренне убеждены, что только организация, к которой они при-надлежат, дает «правильные» ориентиры, что только в нее входят лучшие люди («избранники Бога»), что вне организации находятся люди, идущие по «неправильному» пути, что социальный мир, культура, наука и цивилизация также устроены неверно, т. е. у них имеется убеждение, что «они хороши, а весь мир плох».

3. Негативное отношение к окружающему социальному миру формирует страх перед ним, боязнь оказаться под его влиянием. Чаще всего применяются следующие способы защиты от его воздействия: не использование средств массовой информации, использование информационных источников только данной организации; избегание контактов с друзьями, членами семьи, другими людьми, не являющимися членами организации, желание взаимодействовать только со «своими»; в некоторых случаях предпочтение продуктов питания, одежды, распространяемой через организацию, желание получить работу внутри данной организации.

4. Они искренне убеждены, что призваны построить идеальное общество на Земле. Под идеальным обществом понимается мирное существование всех народов и государств (часто это единое общество, не имеющее отдельных государств), имеющее единую духовную идеологию и единого духовного лидера. В некоторых случаях признается существование других религий, но они должны находиться под патронажем их идей унификации и их духовного лидера. В других случаях последователи культа убеждены, что все религии будут заменены тем верованием, которое они исповедуют.

5. Они считают, что в настоящее время они являются первопроходцами и первыми проповедниками и «апостолами» будущей мировой религии, поэтому они считают себя образцом для подражания. Внутренне они убеждены в своем превосходстве над остальными людьми. Реально они демонстрируют образцовое моральное поведение по принципу «любовь к ближнему», милосердие и хорошие манеры.

6. Стремление к проповеднической деятельности часто определяет выбор профессий. «Модными» среди последователей КНВ становятся сферы управления, общественной деятельности, образования, воспитания, медицины, психологии.

7. В организации тоталитарной направленности формируется фанатично преданный ей последователь, направляющий свою жизнь и все свои финансы на служение ей, смиренно переносящий все лишения, готовый безоговорочно подчиниться приказам лидера и пойти на жертвы и даже смерть во имя ее идей и процветания.

Таким образом, анализируя особенности вероучений и деятельности КНВ с социально-психологических позиций, можно сделать вывод о том, что учение, психологические технологии и «целительская» практика КНВ работают непосредственно с человеком в направлении его деиндивидуализации и подчинения культу. Идеальный клиент в КНВ — пассивный недееспособный человек, безоговорочно принимающий идеологию и манипуляционные действия со стороны «целителя» (колдуна, шамана, жреца, экстрасенса, контактера и пр.). Часто при этом предлагается предпринять жаждущему исцеления осуществить и некоторые активные действия, т. е. стать последователем КНВ, избрав себе в нем «учителя».

Классические направления психологического консультирования, как известно, имеют иные цели и задачи [5]. Здесь клиент понимается как дееспособный субъект, у которого в результате внутриличностного или межличностного конфликта нарушилась адаптация к себе или к окружающему миру. При консультировании, которое в психологии является всегда клиент-центрированным, психолог должен выстроить с клиентом партнерские отношения по принципу взаимодействия двух взрослых и зрелых людей. При этом, этическими принципами консультирования психологу запрещено навязывать клиенту свои жизненные и духовные идеалы. Он только может подвести его к инсайту, или осознанию причин своих проблем и принятию ответственности на себя за их разрешение. При этом консультирование, как динамический процесс всегда направлен на устранение зависимости клиента от него в результате повышения его самоэффективности. При этом классические формы консультирования, основываясь на позициях охраны прав клиента, всегда опираются на правовые и этические нормы.

Выявленные характеристики культов «Нового времени» позволяют выделить их явные негативные стороны — направленность на разрушение цивилизации, сложившейся традиционной культуры и науки, деиндивидуализацию человека.

В своем итогом документе «Незаконная деятельность сект» Комитет по юридическим делам и правам человека при Совете Европы отметил, что свобода совести и религии гарантирована Статьей 9 Европейского соглашения по правам человека. Тем не менее, деятельность групп религиозной, эзотерической или спиритической природы должна соответствовать принципам демократических обществ [20].

Однако, рассматривая КНВ через призму законодательных актов, не всегда можно обнаружить их чудовищную направленность против личности, культуры и цивилизации. Мы полагаем, что знание особенностей культов «Нового времени» может позволить успешно работать в направлении предотвращения их негативной деятельности в обществе.

Литература

  1. Агеенкова, Е. К. Социально-психологические аспекты распространения неокультов в современном обществе / Е. К. Агеенкова // Святая Русь. 2000. № 3. С. 56–61.

  2. Агеенкова, Е. К. Личностные особенности членов некоторых неокультовых объединений / Е. К. Агеенкова // Профiлактика психологiчноно насильства i манiпуювання свiдомiстю та розвиток критичного мислення в молодiжному середовищi : Матерiалы мiждународноi науково-практичноi конференцii. Киiв: Украiнський центр полiтичного менедж-менту. 2005. С. 165–170.

  3. Аналитическое программирование информационно-обменных процессов активных биологических форм. СПб.: Фонд развития новых медицинских технологий «Aires». 2000. 24 с.

  4. Волков, Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) / Е. Н. Волков // Жур. практ. психол. 1996. № 5. С. 86–95.

  5. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. СПб.: Питер. 2003. 736 с.

  6. Горяева, Л. Кому на Беларуси нравится свастика? / Л. Горяева // Личность. 1998. № 9. С. 3.

  7. Гроф, С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь / С. Гроф. М.: АСТ. 2002. 287 с.

  8. Дворкин, А. Сектоведение: Тоталитарные секты / А. Дворкин. Нижний Новгород: изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского. 2002. С. 701–770.
  9. Квинн, В. Н. Прикладная психология / В. Н. Квинн. СПб.: Питер. 2000. 560 с.
  10. Маршал, Д. Новый век против Евангелия, или величайший вызов христианству / Д. Маршал. Заоский: Источник жизни. 1995. 230 с.
  11. Митрохин, Л. Н. Религии «Нового века» / Л. Н. Митрохин. М: Советская Россия. 1985. 160 с.
  12. Панчишин, Н. В. Прикосновение к свету: Практика молитвы в эпоху Водолея / Н. В. Панчишин. Минск: Вида-Н. 2001. 272 с.
  13. Поляков, В. А. Манифест новой общественно-экономической формации / В. А. Поляков // Эволюционное содружество. 2002. № 19.
  14. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. М.: Прогресс. 1990. 368 с.
  15. Секты против церкви (процесс Дворкина). М.: изд-во Московской Патриархии. 2000. С. 492.
  16. Судаков, В. Феномен тысячелетия — Григорий Грабовой / В. Судаков. М.: издатель А. В. Калашников. 1999. С. 525.
  17. Хассен, С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи / С. Хассен. СПб.: Прайм-Еврознак. 20021. 400 с.
  18. Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. СПб.: Питер. 2000
  19. Illegal activities of sects // Report Committee on Legal Affairs and Human Rights. Council of Europe. Doc. 8373. 13 April 1999.

Источник: Агеенкова Е.К. Психологические аспекты проблем распространения культов "Нового времени". // Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007. – 242 с.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову