На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции / Религиоведение на постсоветском пространстве. ИТ БГУ 21-22.02.1009

Пелюх Елена Ивановна
аспирант кафедры религиоведения и ассистент кафедры журналистики Амурского государственного университета, г. Благовещенск, Россия

Религиоведение и теология: диалог или конфронтация?

В 90-е годы XX века религиоведческая наука перешла на новую ступень развития. В различных университетах стран Восточной Европы открываются кафедры религиоведения. труды классиков мирового религиоведения переиздаются большими тиражами. Интерес к религиоведению как науке проявляют не только ученые-исследователи, но и простые граждане, заинтересовавшиеся, после многолетнего периода атеизма, объяснением того, что значит «вера в Бога». В тоже время раскрыть сущность «веры в Бога» со своих позиций может и теология. Однако теология может содействовать пониманию религии только «изнутри», на основе определенного религиозного опыта. Тем самым главным различием между религиоведением и теологией становится объект и предмет исследования.

В процессе взаимодействия субъектов могут складываться различные типы отношений. Мкртчян М.А. определяет их следующим образом: конфронтация, вынужденное подчинение, свободная конкуренция (или мирное сосуществование) и, наконец, сотрудничество [1]. Погасий А.К. убежден, что эти типы приведены в порядке их эволюции, то есть от низшего к высшему. Различные религиозные течения в своих взаимоотношениях, а также в отношениях с государством проходят те же стадии. В настоящее время отношения теологии и религиоведения находятся в стадии мирного сосуществования, но любое событие или действия людей может повернуть эти отношения как в одну, так и в другую сторону.

К сожалению, камнем преткновения в диалоге между религиоведением и теологией, могут выступать псевдорелигиоведческие исследования, где не соблюдается научная объективность, излагаются сомнительные факты. Одним из главных источников являются средства массовой информации. Практически любой человек, говорящий по телевидению о религиозной тематике, a priori становится «религиоведом». Редакторы телепередач, ставящие их порой в самое рейтинговое время, считают просто своим долгом представить выступающего, говорящего «об огромном количестве сект, наводнивших весь мир, разрушающих умы человека», как специалиста в области религиоведения. Это является серьезным препятствием на пути к толерантности, терпимости и диалогу. Именно религиоведческому образованию журналистов, или хотя бы прививанию им основ религиоведческих знаний необходимо уделить внимание Министерству образования, а не введению в школах «Основ православной культуры». За период обучения в ВУЗе, студенты-журналисты слушают курс лекций по предмету «СМИ и религия». Однако зачастую преподают его люди, либо не сведущие в религиоведении, либо будущим журналистам предлагаются для анализа работы, уже представленные в СМИ. Эти работы содержат большое количество не только ошибок, но и произвольных, ничем не подкрепленных высказываний в отношении различных религий, чаще новых религиозных движений и маркируют все религии, не относящиеся к православию, сектами.

Есть еще одна немаловажная проблема – это недостаток самих квалифицированных специалистов в сфере государственно- конфессиональных и межконфессиональных отношений. Несмотря, на возросшее в последнее время число выпускников-религиоведов, лишь единицы остаются работать по специальности и вносят свой вклад не только в развитие отечественного и мирового религиоведения, но и в налаживание контакта между религиоведением и теологией. Другие предпочитают осваивать другие сферы деятельности и получают второе образование. И связано это не сколько с нежеланием работать по профессии, а сколько с неимением вакансий на рынке труда по данной специальности. В государственных структурах работают в лучшем случае историки или юристы, а пополнение штата квалифицированными религиоведами происходит крайне редко. Данная проблема не является абсолютно новой.

Обсуждение этой тематики не раз поднималось на различных конференциях и встречах, но ничего не меняется. Несмотря на разность взглядов на религию как систему, теологов и религиоведов подчас объединяет одна проблема. Как теологи исследуют религиоведческую проблематику, так и областью научных изысканий религиоведов становится теология выбранной религии. К сожалению, не всегда теолог может «заключить в скобки» свои религиозные взгляды и непредвзято оценивать деятельность других религий. Как, например, деятельность кафедры сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института, возглавляемая известным А.Л. Дворкиным.

Продуктивному диалогу способствуют научные публикации, научные встречи, симпозиумы, конференции, летние и зимние школы, где собираются как представители различных конфессий, так и религиоведы из разных стран. Такие мероприятия закладывают основы дальнейшего сотрудничества. С 2001 года издаётся научно-теоретический журнал «Религиоведение», публикующий современные исследования по всему спектру религиоведческих направлений, переводы классических трудов, архивные документы и источники. Специальный религиоведческий журнал играет значительную роль в деле завершения самоопределения отечественного религиоведения как научной дисциплины. Поэтому, оставаясь профессиональным изданием, журнал предоставляет широкий доступ на свои страницы всем исследователям, открывающим новые аспекты в изучении религии. Журнал имеет академическую направленность. Редакционная коллегия журнала при формировании его содержания руководствуется исключительно критериями научности. Журнал является светским изданием.

Таким образом, издание равно дистанцировано и от религиозно- апологетических, и от религиозно-обличительных целей. Журнал не связан с какой-либо из существующих конфессий. При этом, конечно, его авторы по личным убеждениям могут стоять на религиозных или нерелигиозных позициях. Журнал отграничен от оккультных, мистических, псевдоисторических, фантастических сочинений, которые ныне настойчиво стремятся заменить собой и религиоведение, и теологию традиционных конфессий [2].

Еще одним несомненным плюсом журнала является публикация рецензий и обзоров книг, статей и других научных работ. Вниманию читателей предлагаются рецензии, подготовленные специалистами- религиоведами. Это помогает дистанцироваться от околонаучной литературы. Таким образом, отношения между теологий и религиоведением направлены в сторону становления и развития активного сотрудничества. Это является несомненным плюсом. Ведь нельзя забывать, что религия в той или иной степени продолжает оказывать влияние даже на жизнь и вовсе нерелигиозных людей. Религиозные нормы, выработанные столетиями раньше, прочно вошли в повседневную жизнь каждого народа и сформировали так называемые этнокультурные традиции. Таким образом, мир религий заслуживает самого пристального внимания и изучения как со стороны религиоведов, так и теологов. Это будет способствовать лучшему пониманию не только своего, но и мирового исторического наследия.

Литература: 1. Погасий А.К. Религиозное образование и проблемы защиты свободы совести // Российское Объединение Исследователей Религии http://www.rusoir.ru/news.php?action=view&id=99 2. Научно-теоретический журнал «Религиоведение» // http://www.amursu.ru/religio

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым