На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Конференции/ VI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения. 2000 г.

Бригадина О.В.
доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета

ФЕНОМЕН НЕТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

Если судить о состоянии религиозности сегодня по количеству верующих в Бога людей, то картина получается впечатляющая. По данным Института социологии Академии Наук Беларуси доля носителей религиозного сознания в настоящее время приближается к 45 % . Налицо положительная динамика в переоценке роли религии в жизни общества. Однако окончательные выводы о реальном состоянии религиозности населения делать преждевременно. Число верующих – это не единственный и, пожалуй, не главный показатель ее действительного уровня. Нельзя не согласиться с мнением политолога Л. Землякова, что “нынешняя религиозность не является “свидетельством церкви”, но в значительной степени оказывается следствием развития светской культуры и идеологии, результатом спонтанных духовных поисков и устремлений людей” . Следует признать, что зачастую в белорусской религиозности отсутствует глубина знаний основ вероучения. Данные социологических опросов свидетельствуют, что каждый третий верит в Бога не так как учит церковь, а как он понимает сам, т.е. в некое абстрактное начало (добро, разум, Космос и т.п.); лишь 17 % респондентов ежедневно молятся; 18,5 % не реже одного раза в месяц посещают храм, 27 % пользуются непосредственно церковными источниками . Положение религии в современном белорусском обществе достаточно противоречиво. Современные альтернативы организованным конфессиям, включая и православие, идут в двух направлениях: 1) превращение веры в какой-то вариант светского мировоззрения, гуманизма; 2) развитие многообразных суеверий и магических ритуалов, в которых религиозное мироощущение остается, но уходит из-под контроля церкви. Налицо зарождение религиозного феномена, который Д. Спенглер метафорично определил как “блошинный рынок или сельскую ярмарку”. На этой “ярмарке” предлагаются самые разнообразные товары и услуги: женскую духовность, “гипотезу Гайи”, новую физику, экстрасенсорное восприятие, медитацию, коммуны, альтернативные источники энергии, переселение душ, астрологию, шаманизм, восточные единоборства, травничество, иглоукалывание, гомеопатию, йогу, контакты с НЛО, китайскую Книгу перемен и еврейскую каббалу ... Список можно продолжать и дальше. Это духовное явление XX века, получившее название нетрадиционной религиозности (“новые религии века”, неокульты, синкретические или внеконфессиональные религии, тоталитарные или деструктивные секты и т.д.), впервые обнаружило себя в 50 – 60-ые годы в США, затем распространилось по странам Западной Европы, с начала 90-х годов стало активно распространяться в Беларуси. Причины проявления данного феномена многогранны. В западной историографии преобладает точка зрения на новые религии как способе психологической защиты человека от собственных комплексов, одиночества, от нивилирования личности. Новые религии, приспособленные к современным условиям, стали альтернативой технократической цивилизации. Причины феноменальной популярности следует искать также в “десакрализации “ (М.Вебер) общества. В эпоху постсовременности и постмодернизма традиционные религии вынуждены вступать на рискованный путь теологической модернизации, приспосабливаться к новому образу мира, к новым мироощущениям. На этой основе появляются различные религиозные секты и группы как “сообщества поддержки” верующих в переломную эпоху. Мировоззренческая неопределенность и социально – экономические проблемы создали в Беларуси благоприятную почву для восприятия в обществе религиозно – мистических идей и представлений. Интерес к новым “абсолютным истинам” поддержали многие СМИ. Многочисленные теле – и радиопередачи активно рекламировали культы, ереси, сеансы экстрасенсов и т.п. В условиях идеологического кризиса и массового обнищания населения, когда под угрозой оказался привычный уклад жизни, ведущие религиозные объединения Беларуси продемонстрировали пассивность и непонимание масштабов реальной угрозы экспансии неокультов с Запада. Со значительным опозданием отреагировала Белорусская Православная Церковь на деятельность новых религий, проповедники которых нередко подчеркивали родство с традиционными религиями. Зачастую осуждение неокультов происходило только тогда, когда их деятельность достигала своего наивысшего расцвета (“Белое братство”, “Богородичный центр”). В Республике Беларусь насчитывается около 600 различного рода нетрадиционных религиозных объединений, многие из которых действуют под видом общественных, просветительских, лечебно – оздоровительных, спортивных и т.д. центров и школ . В их “программы спасения” человечества и сверхестественные силы верит 10 % религиозного населения, в первую очередь молодежь (18 % из числа опрошенных — студенты и школьники). Среди научных сотрудников, инженерно – технических работников, врачей число лиц, склонных к мистике, возросло в 2 – 3 раза . Достаточно большое число студентов положительно относится к сектам с такими благозвучными названиями, как “Центр учеников Христа”, “Семья любви”, “Богородичный центр” . Стало модным среди самых молодых и образованных верующих увлечение астрологией, учением К.Кастанеды, НЛО; в вузах появились поклонники Р.Хаббарда и толкинисты. Для современных неозычников священной стала “Влесова книга”. С определенной долей условности неокульты можно систематизировать следующим образом: – псевдохристианские религиозные объединения: “Богородичный центр” о.Иоанна (Я. Береславского); “Церковь объединения” С.Муна, зарегистрированная как общественная организация “Вузовская ассоциация по изучению Принципа”; “Церковь последнего завета” о.Виссариона; “Дети Бога” Д.Бранта Берга; “Ассоциация св. духа для объединения мирового христианства” корейского евангелиста С.Мьюнг Муна и др; – центры и группы восточно – религиозной ориентации: кришнаиты, дзен – буддисты, “Трансцендентальная медитация”, даосисты, “Белорусский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис” и др.; – оккультно – мистические группы: “Великое белое братство. Юсмалос”, “Аум Сикреке”, сайентологи (в Минске – центр оздоровления “Дианетика”), “Учение Живой этики”, многочисленные группы йоги и др. Несмотря на многообразие и специфику методов, неокульты имеют общие черты, которые присущи практически всем новообразованиям: – с большей или меньшей последовательностью отрицание основных догматов христианства; – жесткая регламентация внутреннего распорядка, суровая дисциплина и аскетизм новообращенных, строго централизованная структура, иерархия подчинения, авторитарные методы управления. Власть “живых богов” (гуру, пророков, духовных наставников) безгранична; – подчинение воли новообращенных при помощи специальных программ интенсивной обработки сознания: медитации, йоги, многократное повторение мантр, голодание и т.д. Значительные изменения личностной ориентации в результате использования элементов мистицизма и псевдонаучных теорий (эзотерической квинтесенции, перевоплощения души, астрального мира и т.п.); – оппозиционность неокультов к политике и светской власти, науке и системе образования, общечеловеческим ценностям и идеалам . Экспансия неокультов грозит разрушением традиционных для белорусского народа национальных традиций и духовности. Отвергая гуманизм и милосердие, любовь и взаимопомощь, коллективизм и патриотизм, новые пророки предлагают строить свою жизнь на основе “магической этики” (К.Кастанеда) и “космической целесообразности”. Варианты “спасения” человечества и рекомендации по созданию идеального общества имеют практически все новые религиозные объединения: Белорусский центр “Гуманная земля Рейки”, Республиканский клуб “Новое мышление”, Благотворительное общество “Универсальная энергия и человек”. Пройти “курс глобальной психотерапии человеческой расы” предложили участники слета “Белая Русь — край мира, любви и согласия” (май 1997 г.). В последние годы наметился процесс объединения новых религиозных групп. В декабре 1996 г. в Могилеве состоялась конференция под лозунгом “Объединим все духовные течения – от виссарионовцев до кришнаитов”. В феврале 1997 г. в Беларуси и других странах СНГ под общим названием “Священная сеть планеты. Собор животворящего духа” прошла эзотерическая конференция “Объединение”. В условиях религиозного плюрализма и поликонфессиональности новые религиозные культы и миссионеры стали успешно конкурировать с традиционными конфессиями в борьбе за паству. Гарантом защиты национальных интересов белорусского народа стала новая редакция Конституции РБ (ноябрь 1996 г.), запрещающая деятельность религиозных организаций, которые могут причинить “вред здоровью и нравственности (ст.6) . Дальнейший поиск путей правового регулирования межконфессиональных отношений позволит упорядочить религиозную обстановку в стране. Литература: 1. Беларусь: Государство для человека. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн., 1998. С. 84. 2. Земляков Л. Религия и религиозная политика в Республике Беларусь / Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь. Мн., 1999. С. 22. 3. Там же. 4. Прокошина Е.С. Состояние нетрадиционной религиозности / Неокультовые объединения в Беларуси. Мн., 1999. С. 5. 5. Земляков Л. Религия в процессе трансформации белорусского общества. Мн., 1998. С. 61. 6. Котляров И., Рысюкевич Н. Во что верят студенты? / Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь. Мн., 1999. С. 38. 7. См. подробнее: Рекуц И.Ф. Классификация нетрадиционных культов / Неокультовые объединения в Беларуси. Мн., 1999. С. 12. 8. Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997. С. 8.


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым