Это не глянец - это жизнь, общая для каждого из нас – о. Павел Сердюк о выставке «Сакрэты сямейнага шчасця»
20 МАЯ 2014 (Вторник) 19:08:14 Одним из активных участников фестиваля «Счастье в детях» и церковно-государственного форума «Церковь как ответственность Церкви и государства», завершившихся в минувшие выходные в Бобруйске, стал настоятель столичного прихода Николая Японского, при котором активно действует центр поддержки семьи и материнства «Матуля», священник Павел Сердюк. Благотворительное объединение «Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» является общественной благотворительной организацией. Волонтёры центра работают по следующим направлениям: профилактика и предупреждение абортов, популяризация и продвижение идеи здоровой многодетной традиционной семьи, аккумуляция и трансляция материнского опыта. Ещё одним направлением работы центра является воспитание молодёжи в духе добрачного целомудрия и последующей супружеской верности. С этой целью волонтёры центра реализует ряд проектов в образовательных учреждениях. Об этом в интервью с отцом Павлом Сердюком. - В школах и ВУЗах мы представляем выставку «Сакрэты сямейнага шчасця». Неслучайно я произношу название на белорусском языке, поскольку в основу выставки легли примеры из нашей традиционной белорусской культуры. Мы пошли в этом направлении, так как, к сожалению, надо признать, что человек в рясе у микрофона может стать поводом потери интереса к предлагаемой информации у аудитории. Поэтому мы решили обратиться к молодёжи посредством традиционной белорусской культуры. И это дало интересный эффект. Оказалось, что наша культура обладает глубоким пластом педагогического воздействия, которое формирует, причём дифференцировано подходя к сознанию юношей, девушек, положительные репродуктивные установки. Первый стенд выставки рассказывает о центре «Матуля», о направлениях нашей деятельности. Стенд «Адкуль нашы продкі ведали законы дэмаграфіі» просто и популярно объясняет формулу жизни нации. Дальше мы представляем три ролл-стенда, связанных с интерактивной просветительской деятельностью в учреждениях образования, которые называются «Сакрэты сямейнага шчасця». Три составляющих счастливой жизни – честь (чэсць), выбор (выбар) и целомудрие (цнота). Мы говорим о целомудрии как о явлении не столько физиологического характера, сколько духовного, личностного, причём есть целомудрие и мужское, и женское. На помощь в этом разговоре с молодёжью приходят белорусские народные песни, поговорки, присказки, истории, которые стали хрестоматийными в жизни той или иной сельской белорусской общины. Например, мы можем видеть народные перлы, связанные с выстраиванием приоритетов в линии поведения девушки. Важен выбор, как говорил отец Дмитрий Смирнов. Создание семьи - это дело настолько серьёзное, что старшее поколение ранее, при существовании традиционного патриархального уклада, предоставляла возможность выбора не самим молодожёнам, а себе. Например, поговорка, обращённая к молодому человеку: «Шукай жонку не ў карагодзе, а ў агародзе». Супружеский союз предполагает каждодневную работу над собой. «Адзін Бог, ды не адна вера, адзін есць, а другі нос верціць” - в данной поговорке отмечается, что межконфессиональные браки имеют свои особенности. Молодые люди, создавая супружеский союз, первоначально не думают о том, что один католик, а другой православный, но как только рождается ребёнок, эти скрытые противоречия прорастают и нередко это приводит к проблемам. Поэтому мы приглашаем молодёжь подумать о том, что мы не сами по себе существуем. Через приобщение к традиционной белорусской культуре мы приобщаемся к духовному опыту предыдущих поколений, и таким образом возникает перспектива нас как нации, народа, совокупности поколений, живших ранее. Мы не должны отвергать их мудрость. Мы видим, что, может быть, образы, которые в этих словах приведены, устарели в силу смены экономической формации жизни общества, но смысл остаётся актуальным. - Отец Павел, вижу , что на стенде уделяется внимание и актуальным во все времена отношениям между новыми родственниками: невесткой и свекровью, например. - Надо понимать, что когда мы создаём супружеский союз, мы сколько угодно можем говорить о том, что “я женился на тебе, а не на твоих родственниках”, но мы должны понимать, что роднятся роды. Драма сегодняшних молодых семей часто связана с тем, что как раз старшее поколение не выполняет той сберегающей функции, а наоборот, становится катализатором разрыва, поскольку старшее поколение живёт вне традии. Молодые люди готовы на честное супружество, но старшее поколение толкает их на блудное сожительство. Важно нам говорить об этом. Мы не раз после встреч с молодёжью слышали благодарности: «Вы первые взрослые, которые нам об этом сказали». Если мы обратим внимание на содержательную часть стендов, то увидим, что они не противоречат принципу светсткости образования. Надеюсь, что эта выставка разрастётся, что требует напряжённой работы, и что эти задумки, которые здесь представлены в виде первоначальных концептов, будут реализованы, и мы сможем предложить сфере образования воспользоваться этими разработками. - Здесь использован и белорусский орнамент, объясняется его символика. В принципе, учитывая и оформление, и содержание, где используются не только пословицы и поговорки, но и фрагменты народных песен, эта выставка – хороший инструмент для работы педагогов на уроках по изучению белорусского фольклора… - Да, орнамент здесь использован неслучайно. Даётся и его расшифровка. То есть мы достигаем несколько целей, в том числе и входим в более тесное, глубокое соединение с глубинным пластом белорусской ментальности. Самое интересное, что это востребовано. Кстати, в оформлении стендов использованы не постановочные фоторафии. Это фотографии молодых людей, которые стараются осмыслять свою связь с прошлым, с жизнью прежних поколений. Например, эта девушка - артистика танцевальной группы “Яварына”, которая участвует в концертах очень известного коллектива средневековой белорусской музыки “Стары Ольса”. Этот юноша с мечом на стенде “Цнота” – просто наш сосед по подъезду. Моя супруга заметила, что он занимается реконструкцией рыцарских доспехов. Часто вечером он возвращался со щитом, мечом, нёс какие-то доспехи, и моя супруга попросила у него фотографию. Это реальные лица в реальных условиях, не обработанные в каких-то программах. Это не глянец - это жизнь, общая для каждого из нас. / sobor.by/ Беседовала Анна Галковская (просмотров 4408) |
Новости разделов: