На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

/ Издательство Белорусского Экзархата

Грозов Владимир Всеволодович,
Председатель Республиканского общественного объединения «Родители и учителя – за возрождение православного образования» Зам. председателя Общественного совета по нравственности в Беларуси Исполнительный Директор Издательства Белорусского Экзархата г. Минск, Республика Беларусь

Краснов Юрий Эдуардович
Научный сотрудник Центра проблем развития образования Белгосуниверситета Отв. секретарь духовно-просветительской программы «Семья – Единение – Отечество»

К вопросу о необходимости введения в школах Республики Беларусь курса «Основы отечественной духовной культуры»

Построение сильного суверенного национального государства Беларусь, идеологическим стержнем которого являются идеи социальной справедливости и патриотизма, сегодня, в условиях глобализации, немыслимо без возрождения и развития духовно-нравственного самосознания наших граждан. Это необходимо делать также и для решения проблемы демографической безопасности. Рассмотрим основные аргументы в пользу данного тезиса.

1. В условиях общецивилизационного кризиса, перехода к постиндустриальному обществу, «основанному на знаниях» на самом деле возрастает роль не только «человеческого капитала» как такового, но и духовно-нравственных факторов в процессе производства качественных и полезных товаров, достижения общественного благополучия, разрешения большинства глобальных проблем. Более того в «постэкономическом, постфинансовом» обществе повышение нравственности населения на проценты ведет к соответствующему снижению количества преступлений, наркоманов, алкоголиков, абортов, детей-сирот, осужденных, разводов и пр., а значит, к экономии бюджетных средств и ускорению развития страны. Таким образом, забота о нравственности молодого поколения сегодня неожиданно приобретает экономическое измерение.

2. Как показал финансово-экономический кризис – жадность, стяжательство, желание заработать не работая, коррупция – явились источником глобального упадка всей мировой финансово-спекулятивной экономики.

3. Произошла смены парадигмы ведения современной войны – первым этапом ее становится применение информационно-психологического оружия, разрушающего привлекательный образ своей Родины, ее истории, ее святыни и символы, в целом идентификацию граждан со своей историей и культурой, национально-религиозной традицией. В армиях ведущих стран мира уже есть подразделения по ведению специальных психологических операций на территории противника. Громыко Ю.В. и Крупнов Ю.В. говорят о консциентально-идентификационном оружии и типе скрытых военно-политических спецопераций. Все это обуславливает необходимость обновления подходов к воспитанию и образованию, разработки новых стратегий патриотического и духовно-нравственного воспитания. Тем самым будет закладываться краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности.

4. Сегодня интеллектуально развитый человек, не имеющий моральных ценностей в качестве основы своей жизни, может быть опаснее обществу более, чем малообразованный человек (см. технологии «оранжевых революций»)! Поэтому нам надо уделить повышенное внимание ВОСПИТАНИЮ, может быть даже больше чем обучению. Нам нужно воспитать человека умного, но и порядочного, доброго и жертвенного, не запутавшегося в пороках. Именно такая молодежь в условиях вызовов ХХI века окажется способной на созидание государства и общества, бескорыстное служение и защиту родины, развитие науки и культуры, в том числе на те самые инновационные прорывы, о которых так много говорится в последнее время.

5. В последние годы в Беларуси, России, странах СНГ получили распространение странные (наведенные и сконструированные в недрах западных спецслужб?) молодежные субкультуры нового типа – «эммо» и «готы» – культивирующие смерть, самоубийство, депрессию, вампиризм, являющиеся фактически периферией сатанизма, направленные на снижение популяции и вымирание населения (чьих стран?). Само появление этих странных субкультур может быть серьезным аргументом в пользу усиления воспитательной работы в школе, разработки новых стратегий духовно-нравственного образования молодежи;

6. Повальное увлечение подростков и детей виртуальной реальностью Интернета и компьютерных игр приведет, скорее всего, к снижению, по причине малочтения, интеллектуального и нравственного уровня современной молодежи. Этому нужно противопоставить введение курса «Основ национальной духовной культуры».

7. Устойчивое развитие цивилизации востребует непотребительский облик личности, способной на некоторое самоограничение, заботу о будущих поколениях и состоянии системы «Человек – Природа – Общество». Поскольку нужен работник не столько ученый-исследователь, сколько проектировщик новых форм жизни, нового качества жизни, «благотворных систем на научной и духовно-нравственной основе», постольку мы сталкиваемся с резким возрастанием роли духовных, нравственных и интеллектуальных качеств специалистов в их профессиональной деятельности, – если хотим видеть ее не как отработку зарплаты в рамках должностных инструкций, но как профессиональное, инициативное, бескорыстное служение на благо других людей.

8. Другими словами, все более становится очевидной повышение роли нравственного переживания в целе-результативном и продуктивно-эффективном общественно-полезном мышлении. Множество людей стало работать головой, стало много производиться фиктивно-демонстративной интеллектуальной продукции, интеллектуальным трудом на потребу дня стали, потакая страстям человеческим, зарабатывать деньги и продвигать в массы продукцию шоу-бизнеса, детективно-развлекательного кино и литературы. Не так много людей, как кажется всем нам, постоянно думают над тем, чтобы реально улучшить не свою, а жизнь других людей. Отметим, что никогда ни в психологии, ни в логике, ни в социологии, ни в философии не утверждалась непосредственная связь нравственности и продуктивного мышления. Как правило, мышление (познание) рассматривалось отдельно, нравственность и этика вообще выносились за скобки. Однако сегодня мы видим колоссальную и основополагающую роль участного и заботливого, а значит и нравственно-совестливого (!), отношения ко всему происходящему в деле запуска процесса обдумывания разного рода общественных проблемных ситуаций и разработки мыслительных стратегий их разрешения. Нравственная забота и соучастие в судьбе окружающих становятся началом творческих и нестандартных разрешений социальных, культурных, исторических противоречий, проблем.

9. В условиях глобализации нам надо решить еще одну важную проблему, носящую также и междисциплинарный характер – разумное сочетание в области образования – глобального воспитания (направленного на обслуживание, прежде всего, задач обеспечения «устойчивого развития» цивилизации в целом и мирное сосуществование наций-государств) и национально-патриотического (направленного на обеспечение задач инновационного и суверенного развития нашей Беларуси, процветание родины и Отечества). В противном случае мы будем и далее наблюдать утечку мозгов и непонимание отдельными представителями молодежи смысла жизни на своей земле.
10. Также к этому можно добавить, что возможно новый научно-техно-промышленный уклад будет базироваться на университетских научно-промышленно-образовательных школах проектно-разработческого и междисциплинарного типа (не чисто научных, исследовательских), в которых на первый план выйдет методологическая культура соорганизации разных знаний и типов деятельностей. С другой стороны, условием существования таких школ – в еще большей степени, чем в современной экономике (бизнесе)– становится слаженная «командная работа», но способность такой работы – в команде и для общего дела – предполагает развитые этико-солидаристские, нравственно-жертвенные качества. В еще большей мере это коснется «научных» школ нового типа, ведь степень их влияния на благо своей страны будет колоссальной, а наиболее успешные будут фактически авторитетными международными компаниями. Отметим, что стратегический и экономический потенциал долго складывающихся, но успешных междисциплинарных больших коллективов (типа конструкторских бюро Туполева, Микояна, Сухого в советском самолетостроении) нельзя купить ни за какие деньги, а для их формирования нужны десятилетия. Фактически они выступают как своего рода сверхоружие, поэтому их проще всего просто разрушать методом организационного оружия (попутно перекупая ее отдельных членов). В таком случае, любовь к родине, отечественной культуре, национальным и религиозным традициям своих отцов и дедов, святыням белорусского народа – становится «материальным» фактором особой сверхустойчивости национальных «научных» школ, белорусской экономики, политики, культуры и суверенного развития на собственных национально-религиозных основаниях. Добавим к этому также необходимый для командной работы коллективизм, соборность. Они всегда были нашими лучшими качествами. На них также нужно делать ставку сегодня. В этом будет заключаться сила наших будущих «научных» школ проектно-программного типа. Для культивирования этих качеств необходимо всемерно развивать групповые, проектно-командные формы учения-обучения, только и способные развивать коммуникативно-мыслительные способности и этико-солидаристские, нравственно-жертвенные качества. Такие формы и методы обучения хорошо дополнят курс «Основы отечественной духовной культуры», станут залогом того, чтобы не уезжали на постоянное место жительство зарубеж наши «умные головы», а объединялись бы в команды и работали на благо любимой родины, Отечества.
11. Тотальный и мировой кризис процессов социализации молодежи, кризис института семьи взывает к введению курса «Этика и психология семейной жизни», вопросы которого также могут быть отражены в рассматриваемом учебном предмете.
12. Необходимы дополнительные расследования, аналитика и научно-исследовательская работа по осмыслению новой феноменологии, которую получили наши соседи, проведя в ускоренном темпе приватизацию в 90-х годах прошлого столетия. Так, например, только по содержанию ТВ-передачи канала ТВЦ (г. Москва) Караулова А. можно выделить несколько широкомасштабных по своему воздействию на общество явлений, в основе которых лежит коррупция:

рейдеровские захваты ключевых предприятий ВПК, зданий творческих союзов исключительно с целью приватизации земли и площадей, на которых стоят эти здания (как правило, в результате таких захватов, предприятие становится банкротом и перепрофилируется);

огромный рынок серых и фальшивых лекарств в России;

свободная продажа в аптеках несколько лет назад «Трамадола», наркотика сильнее героина (Россия получила за это время десятки тысяч трамадоловых наркоманов);

В дополнение к этому нельзя не отметить знаковый суд над Е.Бычковым в г. Нижний Тагиле в октябре 2010 г. Городской суд встал на сторону обвинения и дал человеку, который четыре года боролся с торговлей наркотиками в своем городе 3.5 г. лишения свободы, хотя на его сторону поднялись широкие слои общественности не только города, но и страны! И только областной суд в ситуации небывалого общественного резонанса и вмешательства Президента страны отменил это решение.

Выводы.

Мировоззрение, сознание, способности людей превращаются в эпицентр (арену) как конкурентной борьбы разного рода политических и прочих субъектов, так и требуемого социально-культурно-исторического цивилизационного прорыва.

Люди, потерявшие духовно-нравственные ориентиры ради корысти и прибыли в условиях обладания мощными ресурсами и скоростями информационного общества способны на колоссальные деструктивные действия против интересов всего общества, государства, нравственности, культуры. Или по другому. Финансовые, организационные, научно-технологические ресурсы нашего времени дали «злым людям» такие возможности и явили нам примеры такого разрушения, что стало очевидным – не наука и не технологии, а нравственные качества людей сегодня являются главным капиталом любой страны и в огромной степени предопределяют направление – злотворное или благотворное – развития социальной и инженерно-технологической сферы.

Роль духовно-нравственного сознания и морали в современном глобализирующемся мире возрастает и становится реальным фактором процветания или упадка народов и государств, ведущим фактором национальной и стратегической безопасности.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым