На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


Использовалась литература:

Г.Ф. Флоровский. "Восточные Отцы IVв." Париж, 1913 г.

Б.Николаев. "Знаменный распев..." М. "Научная книга", 1995 г.

"Философия религиозного искусства XIV-XV вв.. Антология", М. "Прогресс", 1993г.

Н.О.Лосский. "История русской философии". М. Московская Патриархия, 1989 г.

"Музыкальная культура Византии". Л.-С.Петербург, "Сатис" 1995 г.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Богословие
храмовой музыки

Доклад Л.А. Густовой на научно-практическом семинаре 22 января 1998 г. по проблемам развития православной архитектуры Беларуси, проведенном Архитектурно-художественным советом при Белорусском Экзархате.


B христианской культуре на протяжении многих столетий зодчество, фресковая живопись, иконопись, прикладное искусство, церковная музыка, литература, дополняя друг друга, подчиняются главному -- служению Богу, прославлению Творца всего сущего. Существует догмат иконопочитания, который органично связан с Торжеством Православия. Церковная музыка также неотделима от служения Слову; недаром богослужебные песнопения называют иной раз звучащей иконой. В церковной музыке, как и в иконе, раскрывается собственно лик Православия.


Истинными создателями Божественных образов в христианстве, согласно Седьмому Вселенскому Собору, были Отцы Церкви, а художники являлись послушными исполнителями их святой воли. Вот почему красота Православных
Богослужений является свидетельством бытия Божия, а не результатом человеческих фантазий. Церковная музыка, как и икона, всегда оказывали сильное духовное воздействие на людей. Теория христианского искусства возникла на основе того, что без радости жить нельзя, - ведь отныне никто в мире не будет оставлен! Вместе со Спасителем в мир пришла надежда на воскресение, ибо "будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Деян. 2; 21).

У христиан радость жизни состояла в удалении от мирской суеты, служению своим ближним во славу Божью. Еще Тертуллиан (160 -220) отмечал силу и привлекательность искусства вообще и противопоставлял античным эстетическим принципам христианские эстетические ценности, такие как простота, естественность, истинность. Если искусства доставляют человеку удовольствия, то эти удовольствия могут быть "грубо чувственные или вызывающие духовную радость". Лактанций же отмечал, что искусства, с точки зрения чистой духовности, всегда утилитарны, они должны способствовать более приятному преподнесению истины, которая для христиан является абсолютной. Истина выше каких бы то ни было искусств. Истина никогда не требует украшений. Самому Богу присуща простота, поэтому все простое угодно Ему. Так в эстетике христианства простота становится основой красоты. Богослужебная музыка, при истинной красоте звучания, проста и безыскусна. Она выявляет потаенный смысл псалмов, молитв, своей гармонией помогает их запомнить.

Mного внимания музыке уделял святой Климент Александрийский, отмечая, что есть музыка полезная и вредная. "Мелодии же нам следуют бесстрастные и целомудренные, своей строгостью и серьезностью предупреждающие в зародыше бесстыдство и дикое пьянство. ...Христианская музыка должна быть гармоничной, чтобы не разрушать гармонию духа. Христианская музыка должна быть песнью новой, успокаивающей, утоляющей страдания, приводящей к забвению всякого зла, должна быть некоей сладостью и истинным лекарством от печали, песнь, воспитывающая самообладание."

Bажные мотивы художественной культуры Церкви - это сердечность молитвы, смиренность и целомудренная радость Богослужений, отражающая откровения о Преображении и Воскресении Господнем. Блаженный Августин говорит: "Иногда мне кажется, что я уделяю духовным песнопениям больше почета, чем следует. Я чувствую, что сами святые слова зажигают наши души благочестием более жарким, если они хорошо спеты. Плохое пение такое воздействия не оказывает. Каждому из наших духовных движений присущи и только ему одному свойственны определенные модуляции в голосе говорящего и поющего, и они, в силу какого-то тайного сродства, эти чувства вызывают. И плотское мое удовольствие, которому нельзя позволить расслабить душу, меня часто обманывает: чувство, сопровождая разум, не идет смиренно позади, хотя только благодаря разуму заслужило и это место, но пытается забежать вперед и стать руководителем" ("Исповедь" X, 33, 49). Блаженный Августин связывает музыку с истиной, красотой, мудростью, она призвана восстановить разрушенную вследствие падения человека гармонию мира, новая христианская музыка - это символ новой жизни, а вся жизнь человека должна стать музыкой, ликующей песнью, хвалой Творцу. Музыка - самое временное из всех искусств, самое преходящее, безвозвратно исчезающее во времени, является единственным видом искусства, которое имеет доступ в потустороннее и остается в вечности. Такое понимание Блаженным Августином музыки составило не только основу музыкальной эстетики Средневековья и Возрождения, но во многом - основу понимания сущности искусства, как художественного феномена вообще.

B IV - V веках в Византии сформировался тип и вид Богослужений, эстетика религиозного христианского искусства. Святые Отцы Церкви создают образ христианского Богослужения, которое своими достоинствами ослабляло мощное влияние языческой музыки. Главным в Церкви становится Литургия, целью которой является Таинство Евхаристии, совершаемое во время службы. Динамическим содержанием всего богослужебного цикла является молитва. С установлением Литургии связаны имена святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого, свв. Кирилла Иерусалимского, Германа Константинопольского, Максима Исповедника, Амвросия Медиоланского. Реальную литургическую символику сформулировал святой Симеон Солунский. Церковь чтит и другие имена своих подвижников, сделавших немало для установления христианских богослужений. Это святые Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский, Феодор Студитский, Афанасий Александрийский, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Климент Александрийский, блаженный Августин и многие другие.

B IX веке как в Византии, так и во всем восточном христианском мире, утверждается канон (подлинник), который содержит в себе, прежде всего, начало дисциплинарное, род духовной цензуры с рядом требований формального запретительного характера. Эти цензурные требования изменчивы, соответствуя характеру эпохи и уровню церковного развития. Разумеется, не в этом состоит канон как церковное предание. Он содержит в себе некое церковное видение образов Божественного мира, выраженное... в образах искусства, свидетельства соборного творчества Церкви.., соборное ее вдохновение, и, как таковое, оно есть вид церковного предания" (о. Сергий Булгаков. Икона. Ее содержание и границы. В книге Философия русского религиозного искусства. Стр. 286 o 287). Канон в религиозном искусстве оправдан, так как здесь не может быть ничего случайного, субъективного, произвольно-капризного. "Область этого искусства замкнута в себе несравненно более, нежели какого другого, и ничто чуждое, никакой "чуждый огонь" не может быть возложен на этот священный жертвенник" (о. П.Флоренский. Иконостас.) В отношении религиозной музыки каноничность проявляется рядом требований, например,в церковную богослужебную мелодию нельзя вносить ничего от своей собственной фантазии; нельзя употреблять богословскую мелодию с текстом мирских песен; исполнение Богослужебных песнопений ограничивается храмом и временем их прямого назначения; богослужебное пение является соборным не только потому, что объединяет певцов и всех поющих, а потому, что оно приносится Богу как словесная жертва хваления от лица всей Церкви.

Церковная музыка, богослужебное пение подчинено строгим правилам Церковного Устава, где изложен порядок песнопений по характеру их текста и мелодий. Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, который является основным законом богослужебного пения Православной Церкви. Богослужебный устав, закон осьмогласия были приняты Киевской Русью вместе с Крещением из Византии, что явилось основанием для развития оригинальной литургики. Соборное творчество наших предков в области церковного искусства отмечено духом удивительной свежести. В христианской эстетике важное место занимает проблема литургического образа, на основе которого возникал синтез искусств.


Bо время Богослужения человек может получить духовное очищение, нравственно просветиться, приобщиться к возвышенному. Помогает этому приобщению богослужебное пение, которое является одной из форм Богослужения, формируется словом и им же управляется. Церковная музыка Православной Церкви есть музыка вокальная, то есть музыка, производимая одними человеческими голосами в соединении со словами. Некоторые отцы Церкви обосновывают запрет на инструментальную музыку тем, что музыкальные инструменты широко употребляются в языческих культах. Если слово в полной мере способно выразить конкретные идеи, то инструментальная музыка выражает только эмоциональный элемент, субъективный. Ведь недаром к одной и той же мелодии можно применить разные тексты. В Богослужении только слова недвусмысленно передают то, что содержат в себе молитвы, поучения, проповеди. Но только человеческим голосом можно воплотить идеи в музыкальных звуках, создать осмысленную мелодию, то есть голос и есть самый совершенный музыкальный инструмент. Виды исполнения, музыкальная форма, музыкальная система церковных песнопений могут быть различны в разных национальных поместных Церквах. Это зависит от исторических условий, местных обычаев, певческих многолетних привычек, от различных местных влияний, от музыкального чувства того народа, среди которого развилось богослужение данной части Православной Церкви. Музыкальный элемент меняется, следуя артикуляционным особенностям данного языка, его естественному ритму, местному произношению и способу пения.

Cреди важнейших положений теории и эстетики византийского и древнерусского музыкального искусства - идея его богоданности, идея богодухновенности. Моменты дарования свыше, откровения запечатлены на древних иконах, многочисленных евангельских миниатюрах, устных преданиях о прославленных песнопевцах Древней Церкви, в текстах самих песнопений, в тайных молитвах священника о сослуже-нии ангельских сил и людей.

Христианский храм был "небом на земле для человека, который, входя в храм, погружался в особый мир." Этому способствовала и архитектура со своими условиями особенной акустики, и музыка, и живопись. Все элементы храмового пространства были наполнены мистическим, символическим духом. Здесь не было ничего случайного, все было упорядочено, подчинено Уставу, понятии иерархического порядка. Богослужение шло в строгой последовательности. Все, что кружало человека в храме было подчинено одной идее, и, сливаясь в гармоническое единство, возносило устремления души ввысь. Церковную музыку недаром называют звучащей иконой. Она неразрывно связана с тайной Божественного Домостроительства. Нельзя до конца понять историю Церкви, не изучив историю духовной музыки.

Страница илюстрирована фотографиями с выступления хора храма иконы Божией Матери "Всех
скорбящих Радость" в Национальном художественном музее РБ в рамках выставки "Иконопись
Беларуси XX-XXI в."

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову