Что почитать? Какой фильм посмотреть? Советует кинорежиссёр Виталий Любецкий
03 ИЮЛЯ 2018 (Вторник) 09:51:34 Период летних отпусков в самом разгаре – отличная возможность уделить время хорошей книге и кино. Мы продолжаем наш проект о любимых книгах и фильмах священников и православных деятелей. И сегодняшний герой нашей беседы - кинорежиссёр и сценарист Виталий Любецкий, автор фильмов из цикла "Притчи", "Главная роль", "Иного пути нет".В этом году при минском храме "Всех скорбящих Радость" Виталий вёл бесплатные вечерние курсы по созданию кино для всех желающих "Киномастерская Виталия Любецкого". А потому первый вопрос: - Виталий, какую литературу ты советуешь новичкам-кинематографистам? -Тем, кто только начинает идти по этому пути, я бы непременно посоветовал учебное пособие "Как снять фильм за 2 месяца", в нём всё сжато, чётко и понятно. Ещё одна книга без которой нельзя обойтись начинающему кинематографисту - Александр Митта "Кино между раем и адом". По операторскому мастерству я бы посоветовал книгу Сергея Медынского "Компонуем кинокадр", она очень интересно написана, к тому же в ней много иллюстраций. Эта одна из моих первых книг. - Откуда у тебя такая любовь к кино? - Я родился в 1976 году и формировался в такое замечательное время, когда кинематограф ещё имел какую-то цензуру – духовную, нравственную, и даже в американских фильмах. В эти годы снималось много хорошего кино. Лишь в конце 80-х к нам полились боевички, потом из-за финансового кризиса начался застой русского кино, зато активно заработала американская пропаганда, которая не перестаёт с нами воевать до сих пор. Кино – это очень мощное оружие… С класса 10-го у меня была мечта снять кино – я тогда ничего не знал о его устройстве. Когда в начале 90-х к нам попадала редкая видеокамера, снимали полную чушь. Это, кстати, одна из иллюзий, что я куплю крутую технику и сразу сниму классный фильм. Вообще с кино у меня связаны два потрясения. Первое, когда у нас в институте появился фильм "Мертвец" Джима Джармуша – помню, я его еле досмотрел, засыпая под конец, а потом, когда вышел умыться, меня вдруг "накрыл" смысл фильма. Мне это так понравилось, я подумал: "Вот это круто! А-а-а! Вот про что кино!". Второе потрясение связано с фильмом про Джима Моррисона (группа "The Doors"). Я тогда находился в исканиях, слушал эту музыку, думая, что это так круто, покупал сборники стихов Моррисона и очень романтически относился к его фигуре. И вот Оливер Стоун снимает про него фильм – "The Doors". В то время я работал на одной радиостанции и дал посмотреть этот фильм радиоведущей Саше Донской (?). И тут она возвращает мне кассету и спрашивает: "Всё, что в фильме о нём, это, что - правда?", я говорю "да, правда, Джим Моррисон, как круто!", а она – "какая же он скотина!". И у меня так "тын!" в голове… Сейчас в кино хотят всё смешать, разрушить границу между белым и черным - добрым и злым, сделать всё серым. Как определить хороший кинематограф? В нём есть свет. Но тут ещё нужно разбираться, что такое свет… - Как начинающему кинематографисту развить в себе хороший вкус? - Для формирования хорошего вкуса нужно смотреть киноклассику. Время показывает, чего стоит тот или иной фильм, то, что им проверено, и становится классикой. Кино, которое заставляет думать, как правило, у него даже темпоритм неторопливый. Сейчас у нас всё - склейка-склейка, а ведь кадр при хорошей игре актёров может длиться не одну минуту даже! Меня тошнит от современного монтажа, где кадры меньше секунды, мой вестибулярный аппарат этого не выдерживает. Во всём должен быть смысл, всё должно быть оправданно, любой приём. - Какой твой любимый жанр кино? - Я люблю боевики, комедии и фильмы о жизни, но со светлым концом. Трагикомедии. Кино должно быть легким для восприятия, должно оставлять послевкусие, желание поразмышлять. Ещё один критерий оценки: если есть мурашки - значит это то, что надо. - Есть у тебя любимые режиссёры? - Да! Те, кто не использует кино в целях пропаганды чего-либо, не говорит о сексуальных извращениях, не рекламирует наркотики, не снимает про сумасшествие. В общем, все, те, кто этого не делает, все эти режиссёры мои любимые. Я не устаю пересматривать фильмы Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая. Всё-таки позитивный взгляд на мир мне нравится больше, потому что трагедий в нашей жизни и так достаточно. Поэтому из режиссёров мне ближе тот, кто смотрит на этот мир с улыбкой, после фильмов которого хочется жить. Конечно, это и фильмы, которые говорят о христианской философии. Мне нравятся многие цитаты из фильмов Тарковского, атмосфера его фильмов, у Бергмана нравится картинка. Нет режиссёров, которые бы шли ровно по этому миру, настоящий режиссёр всегда в поиске. Из документального кино мне нравится Виктор Косаковский – особенно первые его картины ("Беловы", "Лосев") – это настоящее дыхание документалистики. Мы сейчас как привыкли? – я про себя говорю – что-то быстренько посмотрел, пожевал и выплюнул, а в картинах настоящего мастера порой приходится долго и глубоко разбираться. Года три я проработал в "Автокинотеатре" киномехаником, и я оттуда из сотни фильмов запомнил всего пару картин – это Отель "Гранд Будапешт", "Залечь на дно в Брюгге", "Безумный Макс", "Интерстеллар". - Какие ещё фильмы ты готов пересматривать? - Всегда готов посмотреть "Белое солнце пустыни", любые комедии Гайдая, особенно "Бриллиантовая рука" и "Иван Васильевич меняет профессию", фильмы Рязанова "Служебный роман", "Ирония судьбы" - эти фильмы обладают такой глубиной, что ты взрослея, понимаешь их лучше. Из зарубежных – "Криминальное чтиво", но, конечно, я его не буду рекомендовать к просмотру, но это фильм, из которого я, как и из фильма "The Doors" уже немножко состою, это уже никуда не денешь… Я играл в театре и как актёр могу сказать, что отрицательного героя сыграть легко, а доброго и пушистого - как сыграть? Поэтому немножко грязьки на белую фактурку не помешает, наоборот, это поможет выявить выпуклость характера. Даже святые люди нашего времени они и матюгнуться могли, и выпить… Человек живое существо, у него есть характер. Взять историю Ветхого Завета – у всех героев там есть характер! Кстати, ещё порекомендую анимацию "История Ветхого Завета", там 10 мультфильмов совместного производства России и Великобритании. Там мне очень нравится Иона, вечно бурчащий! (смеётся). Я готов пересматривать любое доброе светлое кино. Надо рассказывать о жизни, а для этого нужно её немножко понимать, как и то, что людей без недостатков не бывает. - Какие фильмы порекомендуешь для семейного просмотра? - "Звездочки на земле", "Во всём виноваты звёзды", "Август Раш", "Золотые руки", "Воображариум доктора Парнаса", "Билли Элиот", "1+1", "Хористы", "Хроники Нарнии", "Три идиота", "Форест Гамп". - А какие хорошие фильмы о вере ты посоветуешь? - Серия фильмов про Ветхий Завет, снятая в 60-70х – это просто классика кино с хорошими актёрами. Еще мне очень понравился фильм "Эта замечательная жизнь" (1946 года), "Остров" Павла Лунгина, "Я тоже хочу" Алексея Балабанова. - Твои любимые мультфильмы? - Американский "Спирит", советский "Винни Пух", мультфильмы студии Арменфильм "Ишь ты, Масленица!" и другие… "Остров Сокровищ" и "Приключения капитана Врунгеля" Давида Черкасского. Конечно, классика - "Ёжик в тумане", "Волк и собака", мультфильмы Александра Петрова – лауреата премии "Оскар" за анимационную картину "Старик и море". Много молодых и новых имён сейчас появляется, благодаря фестивалям. Главный принцип - свет, добро, юмор, драматургия. - Спасибо! О кино немного поговорили, хочется узнать и о твоих любимых книгах. Знаю, что ты много читаешь... - Любовь к чтению мне привил дедушка - мы на зиму его забирали из деревни, и вот он мне запомнился своей культурой еды и культурой чтения. У него было плохое зрение, но он брал лупу и по слогам читал мне вслух две книги по кругу – двухтомник воспоминаний маршала Жукова о Великой Отечественной войне и Русские народные сказки. Вырос я на книгах Жюль Верна и Артура Конан Дойла… В раннем детстве любил читать "Малыша и Карлсона", Денискины рассказы. Школу не берём, там нас отучали от любви к чтению. А вот в студенческие годы у меня был книжный фанатизм – деньги, которые родители присылали мне на еду, я просаживал на книжных ярмарках. Конечно, занимательный сюжет необходим, чтобы увлечь ребёнка, но уже повзрослев и став христианином, понимаешь, что не всё душеполезно. На мой взгляд, очень правильно сначала самому прочитать книгу, а потом давать или не давать её ребёнку. - Есть у тебя настольная книга? - К моему стыду "Евангелие" у меня покрыто пылью, но когда я был неофитом, то, как положено, главу Евангелия, 2 главы Апостолов, 3 псалма - по кругу я раза 2-3 прочитал Святое Писание. - Раз уж заговорили про Священное Писание, кто твои любимые духовные авторы? - Конечно, как только я вступил на порог Церкви, мне посоветовали святителя Феофана Затворника, с тех пор я не перестаю ему удивляться. Второй мой любимый автор – это игумен Никон Воробьёв, человек высокодуховной жизни, который много и искренне искал Истину, в итоге он подсказывает нам духовные шаги, практические, что важно. Две его книги я даже озвучил в аудиокниги. Конечно же, один из самых любимых авторов, это преподобный Паисий Святогорец, просто зачитываешься им! В чём ценность духовной литературы? В ней много опыта, реализованного на практике, которым отцы с нами делятся. Ещё меня сильно впечатлило откровение Григория, ученика преп. Василия Нового: "Мытарства Феодоры" и "Страшный Суд Божий". - А что насчёт художественной литературы? - Что касается художественной литературы, то здесь я потребитель – могу читать книжку, если она меня увлекает, хоть до 4-х утра, даже если на работу к 7-ми. В книгах мне нравится драматургия и динамичный сюжет, не люблю длинные описания. Мы поколение, воспитанное на кинематографе, поэтому мышлениеу нас клиповое. Мои авторы - Олег Дивов, Сергей Лукьяненко – у них присутствует и мысль, и сюжет. Для меня чтение их книги как для некоторых сыграть в компьютерную игру. - Что ты сейчас читаешь? - Полную чушь, жвачку. Но в ней нет вреда – ты понимаешь, что пожуешь её и выплюнешь, но при этом наберёшь скорость чтения (смеётся). - Тебе свойственно перечитывать книги? - Наверное, только духовного содержания, профессиональные пробегаю взглядом. Хотя в школьные годы у меня было сильное увлечение “Мастером и Маргаритой” Булгакова, "Преступление и наказание" Достоевского, я тоже, как минимум, два раза перечитывал. - Есть у тебя любимые белорусскоязычные авторы? - Начну издалека). Я родился и до 6 лет жил в Минске, потом с родителями мы уехали в Сибирь на 6 лет, это ещё был Советский Союз, поэтому белорусский язык я не учил, но мой отец достаточно хорошо читал и говорил по-белорусски, и как раз-таки в Сибири ему захотелось белорусской перчинки, что ли (улыбается). Первое, что я прочитал по-белорусски – произведение в стихотворной форме про двух пареньков “Дзве гарэзы Макс і Морыц”, тяжело мне оно далось. Когда к 6-му классу я вернулся в Минск, учитель белмовы посадил меня писать диктант, который я написал на кол, и меня освободили от изучения белорусского языка. Я стал учить его только когда поступилв Академию искусств на актёра. Нас готовили к Национальному академическому театру имени Янки Купалы, поэтому пришлось полюбить мову: там ужо выкладчык быў добры, навучыў так, што зараз у мяне беларускі акцэнт, благодаря которому я не смог стать диктором на радио. За годы учёбы в академии я с радостью перечитал "Солярис" Станислава Лема и "Чайку Джонатан Лингвистон" Ричарда Баха, переведённые на белорусский язык, а поступал я в академию с переводом Куляшова на стихи Лермантова "І сумна, і нудна". - Есть книги, которые повлияли на твоё формирование? - Меня сформировало буквально 2-3 фразы: первая принадлежит моему покойному другу преподавателю Андрею Борисовичу Гойко, я про него фильм снял “Космос Андрея Гойко”, он преподавал у нас Историю мировых религий, и вот как-то он нас вёл по этому миру разных религий, а потом сказал фразу, которая у меня внутри всё перевернула: "Смысл жизни за пределами жизни". Я тогда ещё не был даже неофитом, только присматривался… Вообще, у меня дядя, папин брат, первый из всей семьи пришёл к Богу - он мне как-то сказал: Виталий, представь, что ты очень голоден, не ел несколько дней, заходишь в комнату, а в ней два стола, на одном лежит хлеб, на втором – книги о вкусной и здоровой пище, что ты будешь делать? Как что! Есть хлеб буду! Вот, говорит он, так вот "Евангелие" - это хлеб, а всё остальное – это книги о вкусной и здоровой пище. Мне эта фраза запомнилась, я в то время жил принципами, активно искал истину. Я считаю, что каждый, кто ищет истину, не лукавит сам с собой, а хочет действительно разобраться, то он всегда её найдет. И ещё одна фраза, которая меня сформировала, принадлежит профессору из Санкт-Петербурга: "Изменись сам – изменится и мир вокруг тебя". И ,говорит он, когда наберётся нас таких критическая масса, то мир поменяется. Эта фраза легла уже на почву моего неофитства. В этом мире всё непостоянно, обманчиво, тленно, ничего нет вечного. Вечен только ты сам, какой ты есть, как ты себя ведёшь, как ты любишь, умеешь ли ты это делать – только это ты и заберёшь с собой. Мы не знаем, что там будет… Вспомнил анекдот такой: сидит в аду убийца и писатель, у убийцы огонёк под его котлом всё меньше и меньше, а у писателя всё больше и больше, и он начинает возмущаться, почему у этого душегуба, который загубил столько-то жизней, огонёк меньше, чем у него, который всего лишь книжки написал…а ему ответ – те, кто убийцу проклинал, уже или простили его или умерли, а твои книжки до сих пор читают… Это очень большая ответственность - быть творческим человеком. - Большое спасибо за беседу! Читайте также: Главный миссионер БПЦ рассказал о своих любимых книгах: "Меня всегда пленяла абсурдность и запутанность сюжета" Писатель Николай Гаврилов: "Уже с десяток лет у меня 2 настольные книги" Минский священник Алексей Климов советует свои любимые книги и фильмы / sobor.by/ (просмотров 3217) |
Новости разделов: