BEL ENG DEU FRA



"Тайны Андерсена". В газете "Воскресение" вышла статья о творчестве писателя

 
  
3 СЕНТЯБРЯ 2015 (Четверг) 17:23:13
140 лет назад, 4 августа 1875 года покинул земной мир самый известный сказочник — Ганс Христиан Андерсен. Его сказки необычны, они чаще печальны, чем веселы, они могут переносить читателя в фантастический волшебный мир. Они учат состраданию и милосердию. И чаще всего они имеют глубокий христианский смысл. Его не всегда легко разглядеть. Тем более нам, читавшим сказки Андерсена, сильно "порезанные" советской цензурой.

Все слова о Боге и молитве были тщательно убраны из книг, и только читатель, знакомый со Священным Писанием, мог догадываться о сути. И всё же, почему в Советском Союзе так много издавали писателя-христианина, публиковали статьи о нём и снимали фильмы? Скорее всего, потому, что идеологической машине он был интересен, как бедняк, сумевший из самых низов пробиться в высший свет. Его даже пытались представлять борцом за социальную справедливость, бунтарём.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Однесе, который находится на острове Фюн (Дания). Отец Ганса был бедным башмачником, а мать работала прачкой. С самого детства она бедствовала, прося подаяние на улице.

С раннего детства у будущего писателя проявлялась большая склонность к мечтательности и буйное воображение. Он имел довольно таки замкнутый характер, любил сидеть в уголке и играть в кукольный театр. Позже делал импровизированные домашние спектакли, разыгрывал разные сцены.

Когда Гансу было 11 лет, у него умер отец. Ганс Христиан-старший был неисправимым романтиком и мечтателем, тоскующим о дальних странах и приключениях. В 1813 году в Европе бушевала война. Дания воевала на стороне Франции, во главе которой стоял император Наполеон I. Требовались всё новые и новые полки, чтобы продолжать войну. В один из них записался добровольцем и отец Андерсена. Сделал он это по двум причинам — хоть как-то облегчить материальное положение семьи и повидать дальние страны. Это ему не удалось. Он заболел чахоткой и домой вернулся с окончательно расстроенным здоровьем. Хоронили его в соломенном гробу, потому что не хватило денег на деревянный. Теперь мальчику пришлось самому зарабатывать на пропитание. Трудовую жизнь он начал с подмастерья у ткача, после он работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность на сигаретной фабрике. Через много лет он напишет в память об отце сказку "Огниво", героем которой станет бравый и удачливый солдат…

Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Покидая дом, он заявил: "Я еду туда, чтобы стать знаменитым!". Он мечтал работать в театре. Далеко не сразу эта мечта осуществилась. Ганс Христиан был долговязым, неуклюжим подростком с длинным носом и тонкими конечностями. По сути, он являлся прототипом Гадкого Утёнка. Ему давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а позже его вовсе уволили…

Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу из пяти актов. На её издание он просил денег у самого короля! Книга была издана, но успеха не имела. Зато юноше дали шанс учиться за счёт государственной казны. Однако годы учёбы он впоследствии вспоминал, как самые мрачные в жизни. Ганс был старше других учеников и испытывал неловкость, к тому же постоянно подвергался критике ректора — тот даже снился ему в кошмарных снах!

Завершив свою учёбу, он так и не смог осилить правописание, и до конца жизни делал в письме грамматические ошибки. В личной жизни ему так же не повезло, он никогда не был женат и не имел детей.

Первый успех писателю принёс фантастический рассказ под названием "Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера", который был опубликован в 1833 году. За это произведение писатель получил вознаграждение, которое позволило ему осуществить путешествие за границу. В последующие годы он много пишет. Выходят знаменитые "Сказки". Через несколько лет — их продолжение. Сказки переиздаются, переводятся на другие языки. Андерсен становится знаменитым писателем, известным в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально. Последняя сказка появилась в период Рождества 1872 года. В том же году писатель упал и сильно покалечился. Он прожил ещё три года, но оправиться от полученных при падении травм так и не удалось.

В своих сказках Андерсен часто обращается к библейским персонажам, но не как к мифическим героям, а как к реально существовавшим людям. Бог всегда играет у него роль справедливого вершителя человеческих судеб. Есть истории, в основу которых уже заложен библейский сюжет: "Ангел", "Райский сад", "Отпрыск райского сада", "Дочь болотного царя" и др. Стоит внимательно проанализировать другие известные сказки. "Ромашка" была написана в 1838 году. Этот цветок прост и неприметен, писатель наделяет свою героиню скромностью. "Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко в небе жаворонок". Она "… училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благодать Божью". В садике цвело много пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, чем больше важничали. Когда жаворонка поймали и посадили в клетку, то забыли налить ему воды, а бросили туда лишь кусок дёрна вместе с попавшей в него ромашкой. Она чувствовала, что скоро завянет, но страдала оттого, что не может помочь жаворонку. Любовь к ближнему, стремление отдать за него жизнь — вот о чём эта сказка.

Можно вспомнить также и другую известную сказку "Новое платье короля", основанную на сюжете испанской новеллы. Король со своими министрами и подданными были не глупыми — они просто были гордыми. Никто не хотел показаться перед другим глупцом, вот из-за этого-то все лицемерно кривлялись. А гордость, по утверждению Святых Отцов, есть мать всех пороков. "Ни единый человек не сознался, что ничего не видит, никто не хотел показаться глупцом или никуда ни годным человеком". И только ребёнок закричал: "Да ведь он совсем голый!". Автор отсылает нас к евангельской строке "будьте как дети", а это значит, будьте искренними.

Уже не сказкой, а философской притчей читается история Андерсена "Капля воды". Произведение относится к более позднему периоду творчества писателя. Это пародия на нашу суетную жизнь.

Знаменитые "Дикие лебеди". Только жертвенная любовь помогла Элизе справиться со всеми испытаниями и спасти братьев.

Печальная история "Девочка со спичками" вызывала у нас в детстве слезы сострадания. Но только "невырезанная" цензурой концовка объясняет её суть — страдающий ребёнок отправляется в Царство Божие.

"Красные башмаки" — казалось бы, жестокая сказка, совсем не предназначенная для детей. Сироте дарят аккуратно сделанные красные башмачки, всю красоту которых можно рассмотреть только в танце. Вот девочку и тянет постоянно танцевать и веселиться, даже когда умирает её благодетельница, Карен всё танцует на балах и гордится своими башмачками. Вот и пошли её ноги в пляс сами собой и никак не могли остановиться. Вот и попросила она палача отрубить их. Жутко? А что же говорит Христос в Нагорной проповеди: "… лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геену" (Матф. 5:29). Так Карен и попросила отсечь ей ноги, чтобы они не искушали её и не вводили в гордыню. Она от всего сердца слёзно раскаялась в своем грехе: "Торжественные звуки органа сливались с нежными детскими голосами хора. Лучи ясного солнышка струились в окно прямо на Карен. Сердце её так переполнилось всем этим светом, миром и радостью, что разорвалось. Душа её полетела вместе с лучами солнца к Богу, и там никто не спросил её о красных башмаках". О таком же раскаянии надменной героини повествует сказка "Девочка, наступившая на хлеб". Через свои добрые дела и любовь ближних героиня заслуживает Божие прощенье и выбирается из Ада.

А сказка "Калоши счастья" рассказывает о промысле Божьем и, в который раз, оправдывает слова испанской пословицы: "Если хочешь рассмешить Бога — расскажи Ему о своих планах". Наши планы рассыпаются в прах, сталкиваясь с действительностью, и только промысел Божий ведёт ко спасению.

Самая известная сказка с редким счастливым концом — "Снежная королева". Крепкая вера в помощь Божью и жертвенная любовь помогают Герде миновать все испытания, читая молитву "Отче наш", она пробирается в ледяной замок Снежной королевы. Её горячие слёзы избавляют сердце Кая ото льда. И в этой сказке Андерсен уже не вуалирует христианскую мораль. "Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное!". Именно "детская" любовь Герды спасла Кая. Такая любовь, о которой говорит апостол Павел, любовь, которая милосердствует, долготерпит, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, а радуется истине, всё покрывает, всему верит, всегда надеется и всё переносит.

Большинство сказок о любви у Андерсена заканчиваются печально. Возможно, виной тому его собственная несчастливая жизнь. Среди таких сказок и "Русалочка". Многие обвиняли писателя в том, что сюжет для своей известной сказки он взял из народного фольклора, т.е. всего лишь на всего пересказал народную историю. Так ли это? Черты русалки в мифологии: это женщина, умершая неестественной смертью, она наносит вред, запугивает и губит людей. Черты русалочки Андерсена: она дочь морского царя, живёт в подводном царстве вместе с семьёй, ухаживает за своим садиком, она спасает человека, она умеет любить и жертвует своей жизнью ради любимого человека. Сходство минимальное и в сюжет Андерсен привнёс много своего. Вспомним также, что русалочка мечтает не только о личном счастье, но и о бессмертной душе, и эта мечта преобладает. Она не идёт на поводу у ревности, она жертвует собой и потому не растворяется в морской пене, а обретает бессмертие. Подобной концовки в народном фольклоре не найдёшь, она свойственна только Андерсену. Похожую трагическую концовку мы можем наблюдать и в "Ледяной деве", одном из поздних произведений писателя.

Ганс Христиан Андерсен, как и все живые люди, совершал в жизни ошибки, впадал порой в отчаяние, но твёрдая вера в промысел Божий, заложенная в него ещё набожными родителями, всегда подсказывала ему правильный выход из ситуации. Он был христианином, патриотом своей страны и мастером своего дела. Прожив полвека, 35 лет из которых были полны лишений, скитаний и страданий, он назвал свой путь славы не долгожданным, а тернистым.

Газета "Воскресение", №8, 2015.

Подготовила Елена Михаленко

/ sobor.by/

(просмотров 4091)





Новости разделов:

В помощь учителю

12 ФЕВРАЛЯ 2020
Музей Библии Института теологии БГУ проводит экскурсии для всех желающих
15 ЯНВАРЯ 2020
Учитель из Дятлова создала интерактивный сайт, чтобы школьники узнали о жизни местночтимых святых
10 ЯНВАРЯ 2020
14 добрых историй, которые стоит прочесть детям в Рождество
3 ЯНВАРЯ 2020
В белоозёрской школе детей и учителей поздравляют с именинами и вместе посещают христианские святыни Европы
30 ДЕКАБРЯ 2019
В России школьники собирают макулатуру и... продюсируют фильмы
23 НОЯБРЯ 2019
В Бобруйске прошёл Литературно-духовный вечер "Семью сплотить сумеет мудрость книги!"
11 АПРЕЛЯ 2019
Стартовал конкурс литературно-исследовательских работ «Православные святые и святыни Борисовской епархии»
22 МАРТА 2019
"Победить в себе агрессора и жертву". В Жировичах прошёл семинар на тему домашнего насилия
7 МАРТА 2019
Как создать счастливую семью? Разбираем послание ап. Павла к Ефесянам
9 ФЕВРАЛЯ 2019
Православный автор Вячеслав Бобков написал песню, ставшую "гимном учителей"
8 ЯНВАРЯ 2019
Студенты Института теологии БГУ по заявкам проводят в школах просветительские беседы
5 НОЯБРЯ 2018
"Все болезни - от мук совести". В Минске прошёл семинар по святоотеческой психологии
  Газета Воскресение

15 АПРЕЛЯ 2020
Вышел новый номер газеты "Воскресение"
20 МАЯ 2019
20-летие духовно-просветительской газеты «Воскресение» отметили в Минске
2 МАЯ 2019
Торжественный вечер по случаю 20-летия газеты "Воскресение" состоится в Минске 16 мая
30 НОЯБРЯ 2015
Сергей Есенин: жизнь и творчество в поисках веры
9 НОЯБРЯ 2015
Редакция газеты "Воскресение" поздравила приход иконы "Всех скорбящих Радость"
3 ОКТЯБРЯ 2015
Литературная гостиная газеты "Воскресенье" приглашает на концерт "Под покровом Небес"
3 СЕНТЯБРЯ 2015
"Тайны Андерсена". В газете "Воскресение" вышла статья о творчестве писателя
22 АПРЕЛЯ 2015
Вышел в свет апрельский номер газеты "Воскресение"
23 ФЕВРАЛЯ 2015
Вышел в свет февральский номер газеты «Воскресение»
19 ФЕВРАЛЯ 2015
В преддверии Великого поста в Доме православной книги прошёл вечер духовной поэзии и авторской песни
2 ФЕВРАЛЯ 2015
Встреча с участниками литературной гостиной газеты «Воскресение» состоится 17 февраля
16 ЯНВАРЯ 2015
Вышел в свет январский номер газеты «Воскресение»
  Искусства

1 ИЮЛЯ 2020
Детский хор "Клавиши" исполнил песню «За того парня» ко Дню Независимости Беларуси
15 МАЯ 2020
Архиерейский хор Свято-Духова собора Минска презентовал музыкальный подарок
7 МАЯ 2020
"Арт-карантин" - в Минске работает выставка, посвященная 85-летию митрополита Филарета
18 АПРЕЛЯ 2020
Свято-Елисаветинский монастырь выпустил серию клипов на музыку Георгия Свиридова
16 АПРЕЛЯ 2020
Видеозапись оратории "Страсти по Матфею" митрополита Илариона (Алфеева). Минск, 2013
12 АПРЕЛЯ 2020
Цифровые копии редких рукописей Афона отныне доступны в интернете
1 АПРЕЛЯ 2020
Иконописец: ремесленник, художник или богослов. Интервью с Андреем Жаровым
26 МАРТА 2020
В Борисовской епархии пройдёт фотоконкурс «Божий храм»
23 МАРТА 2020
В Национальном художественном музее открылась выставка иконописи, приуроченная к 85-летию со дня рождения митрополита Филарета
20 МАРТА 2020
В Минске открылась выставка духовной живописи «Дакрануцца да святла»
17 МАРТА 2020
Торжественный концерт к 85-летию митрополита Филарета переносится на послепасхальный период
13 МАРТА 2020
8-10 мая в Супрасле состоится IX Международный фестиваль церковного звона и Международный симпозиум кампанологов
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.