BEL ENG DEU FRA



В белоозёрской школе детей и учителей поздравляют с именинами и вместе посещают христианские святыни Европы

 
 
 
 
 
 
  
3 ЯНВАРЯ 2020 (Пятница) 20:56:45
Рождественские чтения-2019 во многом стали открытием, потому что, когда вместе собираются группы энтузиастов, ты просто не можешь не обнаружить "золото". На секции Синодальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства с презентацией "Ребёнок как вдохновитель духовно-нравственного развития родителей" выступили учителя средней школы №3 города Белоозёрска (Берёзовского района Брестской области) Светлана Евгеньевна Чехович и Ирина Николаевна Родионова. Доклад превзошёл регламент, но перебивать педагогов не стали, потому что слово за словом они всё больше удивляли аудиторию.

Понимая, что удалось рассказать немногое, я связалась со Светланой Евгеньевной и вскоре оказалась в Белоозёрске…

В школу приехала немного заранее и решила подождать до звонка в фойе. И как-то сразу меня охватило ощущение тепла и уюта. Шёл урок, но школьники и педагоги изредка проходили мимо, и все здоровались. Уважительное отношение ко взрослым почувствовалось сразу. Прозвенел звонок, я внутренне напряглась, предвкушая крик и беготню. Но напрасно: школьники спокойно спускались по лестнице.

Вскоре вслед за чередой ребят ко мне подошла учитель английского языка Светлана Евгеньевна Чехович, и мы направились в её кабинет. Вот уже 14 лет вместе с Ириной Николаевной Родионовой, учителем русского языка и литературы, они ведут работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся и их родителей.


— Светлана Евгеньевна, расскажите, как всё начиналось?

С. Е. Чехович: В 2003 году, когда было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью, у меня появилась возможность посетить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию в Академии последипломного образования, бессменным руководителем которых была Марина Владимировна Павлова. Я по сей день ей очень благодарна за этот титанический труд. Марина Владимировна приглашала учёных-богословов, известных педагогов, священников, устраивала экскурсии по храмам и школам, где уже в то время создавались православные классы. Всякий раз я приезжала вдохновлённая, со множеством идей, которые тут же бралась воплощать в жизнь…


— А что Вам с самого начала показалось наиболее актуальным?

С. Е. Чехович: Свою работу я начинала с факультатива "Основы православной культуры" и организаций встреч со священниками. А когда появились единомышленники, на различных школьных мероприятиях мы начали знакомить учащихся и их родителей с белорусскими народными праздниками такими, как Рождество, Пасха, Масленица, Покров.

— Подготовка к концертам, выставкам, межшкольным мероприятиям требует много времени и от Вас, и от детей. Как это организовано в школе?

С. Е. Чехович: Наша работа — моя и Ирины Николаевны —реализуется в рамках школьных объединений по интересам "Доброе слово" и "Юный волонтёр". Эта деятельность сплачивает всех ребят в едином стремлении — делать добро. Сменилось третье поколение волонтёров. Основной состав нынешних кружковцев — мой 7-й класс правовой направленности. Но ходят к нам талантливые и активные ребята из всей школы: кто-то хорошо поёт или читает стихи, кто-то танцует, играет на музыкальных инструментах, а кто-то делает замечательные сувениры своими руками или хорошо рисует.


— Приходится заставлять детей?

С. Е. Чехович: Вы знаете, нет. Дети, которые приходят к нам, уходят только в исключительных случаях: например, в связи с переездом в другое место.

—А как относятся к Вашей работе коллеги?

И. Н. Родионова: Коллектив у нас большой, и нельзя сказать, чтобы нашу работу сразу поняли и приняли. Хочу добавить, что духовно-нравственное воспитание и учителям не всегда понятно. Когда мы стали об этом говорить на педсоветах, тема шла нелегко: духовный аспект воспринимался непросто, но постепенно коллеги к нам стали прислушиваться, и теперь мы взаимодействуем.

С. Е. Чехович: А ещё желанным мероприятием в нашем коллективе стали рождественские и пасхальные поздравления для учителей. В приветственном слове священника, который всегда присутствует на данных мероприятиях, звучат слова благодарности педагогам за их нелёгкий труд и за ту ответственность, которая на них возложена в деле воспитания детей. А волонтёры, в свою очередь, поют весёлые песни, читают стихи. В учительской в это время царит атмосфера праздника и тепла.


— Насколько я поняла, вы взаимодействуете с клириками Серафимовского прихода. Как это реализуется и отражается на детях?

С. Е. Чехович: Священники всегда почётные гости на школьных торжественных линейках, праздниках, общешкольных родительских собраниях. В декабре и марте во 2-11классах ежегодно проходят декады встреч со священниками на духовно-нравственные темы. Эти темы согласуются с классными руководителями, которые знают проблемы своего класса. Мы приглашаем священнослужителей на чаепития, которые проходят дважды в год: на Рождество и Пасху. Это востребовано, потому что в храм ходят далеко не все, а сложные вопросы возникают у каждого. Поэтому постепенно у нас выстроился график индивидуальных бесед со священником после чаепития.

— А как это организовано?

И. Н. Родионова: Классные руководители дают нам информацию о родителях и детях, которые хотят встретиться со священниками, и мы составляем график. Надо сказать, что любой работник школы тоже может записаться на беседу. Священник приходит в кабинет духовно-нравственного воспитания и индивидуально беседует с каждым, у кого возникла такая потребность. Дети иногда стесняются и просятся пойти вдвоём. Случается, видишь, что с ребёнком что-то не так, и сам предлагаешь пойти на беседу. Одному достаточно участливого разговора с батюшкой, и он успокоится. Но бывают тяжёлые случаи: умирает кто-то из близких, разводятся родители, и одной беседы бывает недостаточно. Тогда можем увидеть этих детей и в храме. И не только дети — и родители приходят.

— Факультатива "Основы православной культуры" в вашем расписании нет, а есть уроки нравственности. Но программа, по которой Вы работаете, предполагает воспитание на основе православных традиций. Соответственно мероприятия вы организуете в соответствии с юлианским календарём. А как относятся к этому представители других конфессий?

С. Е. Чехович: Да, в нашей школе есть и католики, и христиане-пятидесятники. Но и те, и другие относятся к нашей работе с уважением. Дети других вероисповеданий даже остаются на те уроки, когда приходит священник, хотя это по желанию. Выбор религии — это личное дело каждой семьи. Но евангельские заповеди общие для всех нас, поэтому здесь различий нет. Если мы идём в храм на экскурсию, то дети из других конфессий идут по желанию. А если мы организуем школьные мероприятия или проводим концерт в больнице, благотворительные ярмарки в школе, то эти родители приветствуют участие в них своих детей и, более того, сами предлагают помощь: привезти реквизит, организовать подвоз детей и т. д.

— А если вернуться в прошлое, с чего бы вы начали свою деятельность?

С. Е. Чехович: С самого начала надо было работать с родителями. Особенно в последнее десятилетие стало заметно, что мамы и папы не понимают, что такое "духовно-нравственное воспитание". Если термин "нравственное" можно объяснить в категориях "хорошо — плохо", то тема духовного для них совершенно непонятна. Но по опыту могу вам с уверенностью сказать, что если ребёнок приходит в школу в этом плане подготовленным, то у него проблем намного меньше. А если дети не знают, как вести себя со взрослыми и сверстниками, как вести на уроках и переменах, им приходится тяжело, и учёба даётся непросто. Помочь таким детям, не вовлекая родителей, невозможно.

— Что надо сделать педагогу, чтобы родители задумались и прислушались?

И. Н. Родионова: Прежде всего надо сделать так, чтобы тебе поверили. Увидели в тебе человека, который живёт не в разрезе с тем, что говорит. Поэтому мы стали общаться в неформальной обстановке. Сначала устраивали поездки для детей и родителей, организовывали совместные концертные программы, благотворительные акции. Постепенно, видя наше неравнодушное отношение к детям и их проблемам, родители стали откликаться на нашу работу.

С. Е. Чехович: Когда у нас проходят выставки поделок, благотворительные ярмарки, мы всегда отмечаем и родительский труд: вручаем грамоты, по возможности дарим подарки. Вы посмотрите, сколько у нас уже творческих работ, и это далеко не все… Приглашаем родителей на пасхальные и рождественские концерты: они смотрят, как их дети выступают на сцене, о чём говорят…


— Теперь Вы можете сказать, что получилось в работе с родителями?

И. Н. Родионова: Во-первых, мы видим, что родители заинтересованы в духовно-нравственном воспитании детей. Во-вторых, посещение общешкольных собраний, разных встреч и конференций, классных родительских собраний стало более массовым. В-третьих, активизировалось участие родителей в культурно-массовых мероприятиях школы. В работе для привлечения родителей пытаемся использовать разные формы сотрудничества: лекции, консультации, совместные творческие мероприятия, индивидуальные беседы. Одной из таких форм стала конференция отцов, которая проводилась впервые в нашей школе. Отрадно, что на ней присутствовало более 60 пап. Это для нас очень ценно, потому что сейчас в обществе дефицит вовлечённого отцовства, и это большая проблема.

И, конечно, большую роль играет то, что мы живём в небольшом городке и работаем здесь уже не один десяток лет, поэтому выпускники приводят к нам уже своих детей.


— Что вы можете сказать о кабинете духовно-нравственного воспитания? Это необычно для светских школ…

С. Е. Чехович: До 2013 года факультативные занятия, встречи со священниками проводились в разных кабинетах. За эти годы собралось много творческих работ учащихся, значительное количество книг, видео- и аудиоматериалов духовно-нравственного содержания. И тогда родилась мысль о создании в школе отдельного кабинета, где можно говорить о духовном, о смысле жизни.

Некоторые представляли наш новый кабинет как богадельню. Приходилось объяснять, что духовные законы одинаковы для людей разных вероисповеданий. На вопрос: "А когда к вам придут не православные родители с претензиями на такое воспитание своего ребёнка?" — я просто ответила: "Скажу им, что буду учить детей любить близких, не обманывать, не воровать, уважать родителей, любить своё Отечество". Разве эти законы противоречат какой бы то ни было вере?


И. Н. Родионова: Занятия кружков проходят также в этом кабинете. Здесь идёт подготовка к праздникам, готовятся концертные программы, пишутся сценарии, проводятся репетиции, формируются подарки для больных в горбольницу на Рождество и Пасху.

—А что Вы организуете в больнице?

С. Е. Чехович: Ежегодно проводим концерты, приуроченные ко Дню Матери, которые раньше мы проводили в школе, а потом попробовали провести в больнице. Это вошло в традицию. Дело в том, что там находится много людей пожилого возраста. Есть одинокие. К тому же у нас находится реабилитационное отделение областного значения. На Покров, в День матери, хочется их порадовать, уделить внимание. Готовим концертную программу, угощаем выпечкой, дарим сувениры, сделанные своими руками. В этом нам тоже помогают родители.

И. Н. Родионова: Надо сказать, что раньше мы подбирали инсценировки, где раскрывалась проблема оставленности и одиночества пожилого человека. Но пришло понимание, что надо больным дарить радость. Они прожили жизнь и многое уже поняли, а наше выступление заставляло их снова переживать боль. Поэтому сейчас наши концерты весёлые. Больница — это то место, куда надо идти с позитивом. Больные улыбаются, поют песни и в конце искренне благодарят детей.

С. Е. Чехович: Традиционными стали посещения больницы на Рождество и Пасху. Также готовятся концертные программы, просветительские часы, угощения и подарки для больных. Нужно отметить, что сувениры делаются учащимися на уроках искусства. В последние годы к нам подключились родители, которые поют вместе со своими детьми. И такие выступления больными принимаются очень душевно, иногда со слезами радости на глазах.

— Вы рассказывали на Пятых Рождественских чтениях, что в вашей школе организуются выставки в течение учебного года, которые могут быть использованы учителями на уроках истории, географии, литературы и на классных часах?

С. Е. Чехович: Сентябрь обычно начинается с выставки "Православную книгу в семью". Дети выбирают понравившуюся им книгу и несут домой. Помощь в литературе оказывают прихожане Серафимовского храма, которые на протяжении месяца собирают их в храме, а мы книги доставляем в школу.

И. Н. Родионова: Мы подготовили выставки, посвящённые Архистратигу Михаилу, благоверному Александру Невскому, святым жёнам Белой Руси. Выставка "Зимний календарь" вмещает в себя материал о жизни святых, память которых приходится на зимние месяцы. Есть у нас традиция поздравлять учащихся и учителей с именинами. Размещаем самые известные репродукции икон святых, фотографии храмов, воздвигнутых в их честь, а также портреты известных людей, которые носили или носят это имя. И, конечно, внимание в этот день нашим именинникам, поздравление которым мы вывешиваем.

С. Е. Чехович: Раз уже зашла речь о выставках, то 8 марта у нас проходит выставка "Святые жёны Белой Руси", а 12 апреля в прошлом году подготовили экспозицию, в которой рассказали о космонавтах, в жизни которых большое внимание уделялось вере.

И. Н. Родионова: На Пасху традиционно проводим выставку картин "Земная жизнь Иисуса Христа в живописи", создали также презентацию для классных часов. Каждая картина сопровождается соответствующим фрагментом из Евангелия. Так дети ненавязчиво знакомятся с евангельским текстом через работы известных художников. Это важно, потому что на Евангелие так или иначе опирается вся художественная литература: русская, белорусская, зарубежная… Кроме того, многие библейские выражения люди часто используют в повседневной речи, даже не представляя откуда они пришли в нашу жизнь.

В этом году к Рождеству хотим сделать выставку "Дары волхвов", а в прошлом- была выставка "История одной книги", которую посвятили "Снежной королеве" Г.-Х. Андерсена. Это было интересно не только школьникам, но и педагогам, ведь мы представили оригинальное авторское произведение без цензуры.

Хочу отметить, что я веду уроки мировой художественной культуры (искусства). В рамках этого предмета духовно-нравственный компонент укладывается очень гармонично.

С. Е. Чехович: И в исследовательских работах мы не можем обойти эту тему, потому что это близко и интересно. Изучая историю Великобритании, много узнали о святых покровителях этой страны и провели параллель с нашими известными святыми. Исследовательская работа "Святые покровители Британской земли. Связь с православной Русью", которая была представлена в районе, впоследствии послужила хорошим источником для проведения классных часов в 7-11 классах с просветительской целью.


—Знаю, что с христианскими святынями Европы Вы знакомы не только заочно, потому что много путешествуете со своими учениками. Где уже успели побывать?

С. Е. Чехович: Первой поездкой по святым местам Европы стала Франция. Вместе с детьми мы побывали в Париже, в Соборе Парижской Богоматери, где хранится одна из главных святынь христианского мира – Терновый Венец Спасителя. Благодаря чётко составленному маршруту нам удалось побывать на богослужении при выносе Тернового Венца. Взрослые, и дети, ощутили такое братское единение всех присутствующих в соборе, осознавая силу Великой Святыни.

И. Н. Родионова: Также впечатления остались от прогулки по реке Сене, от подъёма на Эйфелеву башню, экскурсии по Лувру, прогулке по Монмартру.

С. Е. Чехович: А дальше были поездки в Италию, Грецию. Если поездка во Францию организовывалась для учащихся и учителей, то в эти страны отправились родители, а некоторые даже со своими детьми.

И. Н. Родионова: В Италии, в г. Ланчано, видели Ланчанское чудо (воплощение Евхаристии: плоть и кровь, в которые видимым образом по молитве священника местной церкви в VIII веке превратились хлеб и вино - прим. Р.), в Бари поклонились мощам свт. Николая, в Равенне познакомились с нашей землячкой из Молодечно, женой священника Покровского храма. Для освящения воды на Крещение город выделил приходу небольшой участок моря. Программа у нас была настолько насыщенная, что всё не было времени искупаться, а тут Господь привёл нас в такое замечательное место, где все мы уже отвели душу. Город Альберабелло, самый экологически чистый в Италии, удивил своими домиками-труллами и белокаменным храмом в честь св. бессребреников Космы и Дамиана. Были мы и в Греции, где посетили скальные монастыри Метеоры, добрались и к мощам св. Спиридона на о. Корфу, побывали на могиле св. Паисия Святогорца, посещали храмы в Салониках, были на экскурсии вокруг Афона, а мужчины и ребята посетили саму Святую Гору.

С. Е.Чехович: Посетили рождественскую Чехию, побывали в Польше, в монастыре Ченстоховской иконы Божией Матери… У Вас может сложится впечатление, что мы только в паломничества ездим. Нет, поездки всегда совмещают и религиозный и светский компонент, обязательно развлечение для детей.

— Но кто же Вам предоставляет такие потрясающие маршруты?

И. Н. Родионова: Маршруты мы разрабатываем сами. Сначала выбираем места, в которых хотим побывать и уже, связываясь с экскурсоводом, оглашаем весь список. Ездить на далёкие расстояния можно не больше одного раза в год, поэтому время подготовиться есть. А работа перед поездкой ведётся серьёзная. Заказать автобус и собрать деньги, открыть визы — это не так уж и сложно. А вот чем занять детей во время длительных переездов? Мы подбираем игры, викторины, песни, конкурсы. Словом, организовываем свои поездки от начала и до конца так, чтобы детям было интересно. Даём, конечно, личное время — для общения. Стараемся, чтобы дети меньше времени проводили в мобильных телефонах. А по итогам поездок готовим большие презентации, объединяем несколько классов и рассказываем, где были и что нового узнали.

— По словам белорусского классика, "гэта добра, нават трэба ведаць чужое, але перш-наперш трэба ведаць сваё". А как у вас обстоит с этим дело? 

С. Е. Чехович: Да, мы ездим за рубеж, но у нас в Беларуси не меньше интересных мест, о которых, к сожалению, знают немногие. Например, урочище Грушка в Каменецком районе —удивительное место.


—Никогда не слышала…

И. Н. Родионова: А ведь это наша белорусская Гора Грабарка. Туда каждый год паломники везут поклонные кресты и украшают их яркими лентами. Только если на Грабарку паломники собираются на Преображение, то в Грушку люди стекаются 27 августа, накануне Успения. Съезжаются священники, служат молебен. Есть там интересный обряд поклонения иконам. Каждый год в этот день местные женщины накрывают столы для паломников. Удивительные обычаи, непередаваемая атмосфера. И это своё, родное и близкое.

С. Е. Чехович: А ещё деревня Рожковка, тоже в Каменецком районе. В 1942 году её жителям чудом удалось избежать расстрела, хотя по сути они уже стояли на краю расстрельной ямы. В последний момент прилетел немецкий майор, который рассказал, что в небе ему явилась Богородица и приказала помиловать людей... С этим событием связана история местночтимой святыни - Рожковской иконы Пресвятой Богородицы.

И. Н. Родионова: Посетили мы также святые места г. Бреста, г. Минска, г. Пинска, г. Турова, г. Гродно, объездили храмы Берёзовского, Дрогичинского и Ивановского районов.

—Вижу, что каждой из Ваших поездок можно посвятить отдельную статью…

С. Е. Чехович: Материалов и впечатлений действительно много, и вывозить детей надо обязательно: это и развивает, и сплачивает…

После звонка к нам присоединилась директор школы Светлана Владимировна Карпович:

— Светлана Владимировна, что Вы скажете о работе по духовно-нравственному воспитанию, которая ведётся в Вашей школе?

С. В. Карпович: Я считаю, что это наша изюминка, и этим опытом нужно делиться. Поэтому 4 года назад, став директором этой школы, в качестве инновационного проекта я выбрала именно это направление. С 2018 года наша школа является участником инновационного проекта "Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера". Это значит, что мы сотрудничаем с другими учреждениями города. В основном, конечно, это образовательные учреждения. У нас проходят совместные мероприятия с гимназией, школой искусств, ЦДОДиМ, участвуем в совместных городских и районных турнирах и фестивалях.

— А есть ли доплата педагогам?

С. В. Карпович: Да, педагоги, занятые в проекте, получают небольшую доплату. Но она не компенсирует всех затрат. Для них это не является стимулом, потому что много лет работали без всякой доплаты, не жалея ни здоровья, ни душевных сил. И у меня к ним единственное требование: больше рассказывать о том, что делают. Этим опытом надо делиться.

—Много ли школ занято в этом проекте по Беларуси?

С. В. Карпович: В целом по стране 11 школ, а в Брестской области только наша школа и одна из школ Пинска. В прошлом году проект завершился в Ивацевичах.

— Ну, хорошо, но ведь во многих школах сейчас устраивают Хеллоуин, например. Как это сочетается?

С. В. Карпович: А мы не проводим ни Хеллоуин, ни день святого Валентина. Ведь программа устроена так, что у нас есть выбор…

— Как готовитесь к Рождеству и святкам?

И. Н. Родионова: У нас будет традиционный большой Рождественский концерт, в котором примут участие и дети, и родители. Сейчас активно готовимся к Рождественской неделе.

— А какие планы на будущее?

С. Е. Чехович: Недавно у нас проходил третий городской Рождественский турнир. В нём участвовало две школы, колледж, воскресная школа и гимназия. Дети были заинтересованы, серьёзно готовились. Турнир прошёл очень интересно, наши школьники заняли первое место наряду с учащимися гимназии и воскресной школы. И тут же у меня созрела новая идея: в следующем году провести городской турнир при участии команды учителей, родителей и детей. И ещё я чувствую, что есть необходимость в просветительском лектории для родителей. Хотелось бы также, чтобы конференция для отцов стала традиционной.

— Понимаю, что в нашей беседе Вы осветили далеко не все направления работы, но всё же, подводя итоги, почему, на Ваш взгляд, уже третье поколение родителей приводит к Вам своих детей?

С. Е. Чехович: Родители видят, что быть духовно богатой, нравственной личностью — это значит жить интересно, уметь общаться и получать радость от этого общения. Это значит быть человеком сильным, уметь противостоять трудностям и испытаниям и не пасовать перед ними. Уроки нравственности, поездки, добрые дела, которые устраиваем вместе с детьми, развивают в детях чувство сострадания и милосердия. Вы знаете, ведь когда организуем благотворительные ярмарки, и дети и родители очень стараются, а все средства идут на благотворительные нужды. Люди хотят помогать. Дети учатся сострадать, понимать, дружить, подставлять друг другу плечо. А это хороший опыт, который обязательно пригодится им в жизни и сделает её насыщенной и наполненной смыслом.

—Большое спасибо за такую содержательную беседу. Хочется пожелать Вам накануне наступающих праздников много сил и здоровья для новых идей и свершений. И очень хочется, чтобы Ваше горение передалось другим педагогам и чтобы неравнодушных единомышленников у вас становилось всё больше и больше.

/ sobor.by/ Беседовала Анна Галковская


(просмотров 3379)





Новости разделов:

В помощь учителю

29 СЕНТЯБРЯ 2022
Читаем вместе с детьми: журнал «Малышок»
12 ФЕВРАЛЯ 2020
Музей Библии Института теологии БГУ проводит экскурсии для всех желающих
15 ЯНВАРЯ 2020
Учитель из Дятлова создала интерактивный сайт, чтобы школьники узнали о жизни местночтимых святых
10 ЯНВАРЯ 2020
14 добрых историй, которые стоит прочесть детям в Рождество
3 ЯНВАРЯ 2020
В белоозёрской школе детей и учителей поздравляют с именинами и вместе посещают христианские святыни Европы
30 ДЕКАБРЯ 2019
В России школьники собирают макулатуру и... продюсируют фильмы
23 НОЯБРЯ 2019
В Бобруйске прошёл Литературно-духовный вечер "Семью сплотить сумеет мудрость книги!"
11 АПРЕЛЯ 2019
Стартовал конкурс литературно-исследовательских работ «Православные святые и святыни Борисовской епархии»
22 МАРТА 2019
"Победить в себе агрессора и жертву". В Жировичах прошёл семинар на тему домашнего насилия
7 МАРТА 2019
Как создать счастливую семью? Разбираем послание ап. Павла к Ефесянам
9 ФЕВРАЛЯ 2019
Православный автор Вячеслав Бобков написал песню, ставшую "гимном учителей"
8 ЯНВАРЯ 2019
Студенты Института теологии БГУ по заявкам проводят в школах просветительские беседы
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.