BEL ENG DEU FRA



Об эпохе восстановления почитания икон расскажет программа «Свет души»

 
  
20 МАРТА 2022 (Воскресенье) 16:13:12
Святые иконы стали неотъемлемой частью жизни. Но мы помним времена, когда заходить в храм, чтобы перед ними помолиться, да и держать их дома было опасно. Иконоборчество имеет многовековую историю. И есть существенное отличие между недавними атеистами-иконоборцами и императорами - гонителями икон, жившими в конце первого тысячелетия христианства.

Известный французский историк-византинист Шарль Мишель Диль, создавший целостную картину византийской цивилизации, писал: "Несомненно, что императоры-иконоборцы, отличавшиеся благочестием, как все люди того времени, вносили в религиозные споры искреннее и горячее убеждение, одной из целей их реформы было поднять нравственный уровень религии, очистив ее от своего рода возрождающегося язычества, каким им представлялось чрезмерное поклонение иконам. Но другая сторона занимала их гораздо больше, они в особенности пугались могущества, какое приобрели в государстве, благодаря своему влиянию и богатству, защитники икон, монахи. В сущности, как ни странно, в такой христианнейшей империи, какой была Византия, – начиная с VIII века, это была борьба светской власти с монашеством".

Шаль Диль в книге "Византийские императрицы" раскрывает обычаи того времени и рисует исторические портреты видных деятелей эпохи. Одна из глав посвящена императрице Феодоре, восстановившей почитание икон.

Чтобы найти жену вступившему на трон императору Феофилу, были, по старинному обычаю, соблюдавшемуся при византийском дворе, разосланы гонцы по всем провинциям с целью привести в Константинополь самых красивых девушек империи. В Жемчужной палате собрали избранниц, чтобы Феофил назначил, кому из них быть монархиней.

В этот день он появился, как Парис перед тремя богинями, с золотым яблоком в руках, которое должен был преподнести той, кто завладеет его сердцем. Сначала Феофил остановился перед красавицей знатного происхождения по имени Касия и, вероятно, несколько смущенный и, не зная с чего начать разговор, наставительным тоном произнес не особенно любезное приветствие: "Через женщину пришло к нам все зло". Касия была умна и, не смущаясь, отвечала: "Правда, но через женщину же приходит к нам и все добро". Крайне испугавшись красавицы, столь быстрой на возражение, Феофил повернулся к Касии спиной и предложил свое яблоко другой кандидатке, также не менее прекрасной, по имени Феодора.

Новая императрица была родом из Азии, она родилась в Пафлагонии в семье чиновника. Родители ее были люди преданные почитанию икон. Воспитанная в такой среде Феодора, естественно, была набожна и очень почитала святые иконы, поэтому чувствовала себя несколько неловко в придворном мире.

Уже прошло лет двадцать, как вновь возгорелось иконоборство и, быть может, еще с большей силой и ожесточением. Феофил, царь умный, властный и энергичный, следовал политике своего отца. Поэтому Феодоре приходилось тщательно скрывать свои чувства и тайные склонности. Она должна была прятать у себя под платьем святые иконы, которые она продолжала с упорством носить и принимать тысячи предосторожностей, чтобы скрыть от посторонних взоров в ларцах, хранившихся в ее собственных покоях, запрещенные иконы. Не без некоторого риска приходилось ей исполнять свои тайные молитвы.

Однажды шут императора, карлик, забавлявший дворец своими выходками, заметил, что она занимается благочестивым поклонением. Крайне любопытный по природе, он попросил, чтобы ему показали вещи, всецело поглощавшие внимание императрицы. "Это мои куклы, отвечала ему Феодора, и я их очень люблю". Недолго думая, карлик пошел и рассказал императору историю прекрасных кукол, которые царица хранила у себя под подушкой, Феофил сразу понял, в чем дело и, взбешенный тем, что в самом дворце не исполнялись его приказания, он бросился в гинекей и устроил императрице ужасную сцену. Но Феодора была женщина и сумела выйти из затруднительного положения. "Это ничуть не касается того, о чем ты думаешь, сказала она мужу. Я просто занималась тем, что смотрелась в зеркало вместе с моими служительницами, и это наши отражения в зеркале твой шут принял за иконы". Феофил успокоился или представился, что поверил, но Феодора сумела поддеть нескромного болтуна.

После кончины Феофила Феодора стала регентшей на время несовершеннолетия юного монарха. И в Константинополе был собран собор, который восстановил почитание икон.

19 февраля 843 года в торжественной священной церемонии собрались духовенство, двор и народ. Всю ночь во Влахернской церкви императрица благоговейно молилась вместе со священниками, а когда наступило утро, торжественная процессия потянулась по улицам Константинополя, окруженная епископами и монахами. Среди восхищенной толпы Феодора проследовала из Влахернской церкви в святую Софию и там принесла благодарение Всемогущему. Побежденные со свечами в руках должны были находиться в этом шествии, прославлявшем их поражение и смиренно склоняться перед предававшими их анафеме. Затем в священном дворце царица устроила пиршество духовным особам и все поздравляли друг друга с достигнутым успехом. Это было торжество православия. И с тех пор в воспоминание об этом великом событии и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания.

Первая добродетель, говорит летописец той эпохи, это иметь православную душу и Феодора вполне обладала ею. Но у нее были еще и другие качества. Византийские писатели восхваляют ее государственный ум, ее энергию, смелость, они приписывают ей героические слова, благодаря которым она предотвратила нашествие царя болгарского: "Если ты восторжествуешь над женщиной, послала она ему сказать, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира". Во всяком случае в продолжение четырнадцати лет, когда была регентшей при сыне Михаиле, она правила хорошо и, без сомнения, правление ее было отмечено чрезмерной религиозностью. Феодора первая положила основание служению миссионеров, долженствовавших через несколько лет нести проповедь Евангелия хазарам, моравам, болгарам, и за великое дело, совершенное ею, заслужила быть причисленной восточной церковью к лику святых.

Об эпохе восстановления почитания икон в программе "Свет души" расскажет Мария Нецветаева, заведующая церковно-историческим музеем при Минской духовной академии, магистр искусств, лауреат премии "За духовное возрождение".

Эфир 3 апреля в 7.30 на Первом национальном канале Белорусского радио. Повтор 4 апреля в 17.30 на канале "Культура".

/sobor.by/

/ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАНАЛ БЕЛОРУССКОГО РАДИО/


(просмотров 2620)





Новости разделов:

СМИ о Церкви

3 ОКТЯБРЯ 2024
О выставке «Символы, атрибуты и аллегории в искусстве Беларуси XVII–XIX веков» расскажет программ «Свет души»
26 СЕНТЯБРЯ 2024
До 13 октября в Художественном музее работает выставка «Символы, атрибуты и аллегории в искусстве Беларуси XVII–XIX вв.»
23 СЕНТЯБРЯ 2024
Программа «Свет души» расскажет о святынях Вилейщины: храмах Рождества Пресвятой Богородицы в Куренце и Петра и Павла в Косуте
16 СЕНТЯБРЯ 2024
О преподобной Евфросинии Московской расскажет программа «Свет души»
27 АВГУСТА 2024
Пра шлях 31-й духоўна-асветніцкай экспедыцыі «Дарогі да святыняў» раскажа праграма «Святло душы»
20 АВГУСТА 2024
О святынях Вилейщины расскажет программ «Свет души»
30 ИЮЛЯ 2024
О выставке «Свет памяти» расскажет программа «Свет души»
19 ИЮЛЯ 2024
Старец Паисий Святогорец - путь смирения и деятельной любви. Слушайте программу «Свет души»
13 ИЮЛЯ 2024
О выставке, посвященной 40-летию установления праздника Собора белорусских святых, расскажет программа «Свет души»
17 ИЮНЯ 2024
Историю омофора первого минского архиепископа Виктора(Садковского) расскажет программа «Свет души»
7 МАЯ 2024
30-я духоўна-асветніцкая экспедыцыя “Дарога да святыняў” з Благадатным Агнем ад Гроба Гасподняга. Шуміліна-Гарадок
29 АПРЕЛЯ 2024
Па шляху 30-й духоўна-асветніцкай экспедыцыi “Дарога да святыняў” з Благадатным Агнем ад Гроба Гасподняга. Дуброўна-Расоны (аудио)
Новости (аудио)
Архив аудионовостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.