«Заповедь о любви к ближнему имеет предел». Разговор о пастырском выгорании
24 АПРЕЛЯ 2018 (Вторник) 13:31:00 Думали ли вы когда-нибудь о том, что чувствуют священники? Как живут те, кто крестит наших детей, принимает нашу не всегда искреннюю исповедь, пытается вместе с нами пережить нашу жизнь как путь к Богу? Всегда ли у них есть силы на служение или, наоборот, оно приводит к их выгоранию?Про это и многое другое – наш разговор с клириком минского Петропавловского собора протоиереем Юрием Залоско, кандидатом богословия и выпускником факультета психологии и социальной работы Академии последипломного образования. Читайте также: Всё, что важно знать про уныние и депрессию. Большой разговор со священником >>> Может ли священник выгореть Эмоционально может выгореть любой человек, священник тем более, в силу непростого характера работы с людьми. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и был впервые научно описан психологами в 1970-е годы на примере волонтеров, которые по прошествии времени теряли первоначальный энтузиазм, постепенно их энергия бескорыстного служения ближнему куда-то улетучивалась. Они действительно выгорали эмоционально. Финалом было прекращение своего служения или перемена профиля работы. Позже ученые определили группы риска – это, прежде всего, психологи и психотерапевты, врачи, учителя – те, кто работает в системе человек–человек. И не просто работающие там, но оказывающие психологическую и духовную помощь другим людям. В таких системах сама личность специалиста, его психика, эмоциональная и когнитивная сферы чрезвычайно вовлечены в процессы взаимодействия с другими людьми. По сути, речь идет не просто о человеческом взаимодействии, а о духовном целительстве, врачевании души и тела другого человека. И вот, как оказалось, служители сами оказываются в зоне риска, могут выгореть. Психологов об этом предупреждают в самом начале обучения. Актуальная ли это проблема для пастырей – ответить могут только сами пастыри. В идеале пастырь, как и тот же психолог, должен осознавать состояние и запас своих физических и душевных сил, чтобы не выгореть, взваливая на себя бремя неподъемных трудов. Например, знаю одного священника, который, прослужив приличное количество лет на сельском приходе, попросился в столицу, его назначили священником на приход в центре города. И уже через год он умолял начальство вернуть его обратно на сельский приход. В итоге ему дали такой приход, он благополучно продолжает служить. Что это было – искушение батюшки или выгорание? Что бы это ни было, у батюшки хватило мудрости, чтобы трезво оценить свои силы. Силы каждого человека ограничены, это следует иметь в виду, мечтая о каком-либо служении. Причины выгорания К выгоранию может привести извращенное понимание и исполнение заповеди о любви к ближнему. Ведь такой заповеди, в сущности, не существует. Существует заповедь возлюбить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39). Господь нам дает комплексную заповедь любви – о любви к Нему, о любви к ближнему и о любви к самим себе (Мф. 22, 36-40). Таким образом, наше служение ближнему увязано с заботами о себе и этими заботами ограничено. Заповедь о любви к ближнему имеет предел. Пределом является наше собственное здоровье и благополучие. Выгорание может случиться тогда, когда священник в своем служении забывает о своих элементарных нуждах и о необходимости восстановления физических и моральных сил, приобретает комплекс "спасателя". Расплатой за это будет выгорание самого спасателя. Ведь спасатель начинает днём и ночью жить нуждами и запросами других людей, забывая или игнорируя при этом свою собственную жизнь. Такая забывчивость не может остаться без последствий. Именно потому, что нарушается упомянутая заповедь возлюбить ближнего, как самого себя. Следует иметь в виду коварный характер выгорания. Пока оно не наступит, люди не верят, что оно существует. А когда наступит – уже поздно спорить, есть выгорание или нет. Разумнее всего просто знать, что при работе с людьми существует угроза эмоционального выгорания, профилактикой которого является бережное отношение к своему здоровью и человеческим нуждам – любовь к себе. Достаточно будет иметь перед глазами пирамиду потребностей по А. Маслоу и время от времени ее вспоминать. Высокий риск выгорания там, где появляется конвейер, однообразные действия и жёсткие временные нормативы для выработки продукта, т. е. спешка. Батюшка, который не спешит, никогда не выгорит. Особенно если ещё и его общение с людьми носит неформальный, человечный характер. Такое общение не забирает эмоциональные силы, а, наоборот, их восстанавливает. В этом парадокс пастырской работы, да и жизни самой по себе. Кстати, где, как не на городских приходах мы сталкиваемся с элементами конвейера? Если вспомнить освящение верб, куличей и прочее? Так что упомянутый пример сельского священника вполне можно объяснить условиями служения. Веточки и пасхи на сельском приходе освящаются обычно один раз – в конце службы. Как проявляется пастырское выгорание Выгорание начинает проявляться вначале косвенно – в появлении разного рода нездоровых зависимостей, прежде всего, алкогольной и пищевой. Ведь сущность выгорания заключается в нарушении энергетического баланса – между брать и отдавать. Если он нарушается, человек начинает заболевать. И тогда он ищет источники восполнения своих энергетических запасов. Алкоголь и еда на время помогают решать эту задачу, но какой ценой? Ценой алкоголизма и ожирения. Дальше симптомы будут только нарастать. Выгорание сказывается также на сфере общения и контактов с людьми. Общение перестаёт человека устраивать, поскольку нет энергетического взаимообмена, есть только "отдавание". В принципе, тем и хорошо выгорание, что заставляет специалиста задуматься о характере его контактов с людьми и о пределах возможностей психики. Если вы только "отдаете", то где, в каком месте восполняете сосуд своей души? В таинствах? Слава Богу! А в человеческом плане – где, с кем? Так что выгорание выполняет и полезную функцию, заставляя нас задуматься о качестве человеческих отношений, об одиночестве, о друзьях, о внутреннем благополучии самого священника. В итоге оно заставляет задуматься о том, присутствует ли в моей жизни любовь. Люблю ли я и любит ли кто меня не в силу исполняемой роли? Недавно услышал забавную присказку о том, что для батюшки важно знать, что среди молящихся кто-то любит не только Бога, но и его, батюшку. Выгорание священника вредит не таинствам. Оно вредит, прежде всего, ему самому. Но может помочь и исправить отношение к своей жизни и деятельности. Синдром эмоционального выгорания выполняет защитную, предупреждающую роль. Предупредить выгорание Судя по житию, для Серафима Саровского благодати таинств было не достаточно. По средам батюшка "не принимал", как, кстати, поступали и другие старцы, воздерживаясь от встреч с просителями на некоторое время. Сходным образом поступил святитель Феофан, Затворник Вышенский. Поселившись в монастыре, он изменил свой образ жизни святителя, ограничив живое общение в пользу созерцания и письменных трудов. Так что предупредить выгорание может, прежде всего, сам пастырь – посредством осознания своего образа жизни и его последствий, пагубных или благотворных. Надо просто быть честным с самим собой, как это видно из примеров наших святых. Ведь Серафим Саровский запирался в избушке не ради эгоизма или человеконенавистничества. Просто по средам его душа хотела общаться с самой собой и с Богом и больше ни с кем. Старец так чувствовал нужду своей души и ради этого запирался. Наверное, это важный пример того, как самому пастырю находить время для молитвенного уединения и контакта с самим собой, в результате чего восстанавливается его внутренний душевный баланс и он готов служить дальше. Помню одного батюшку в Минске, который раньше отпрашивался у начальства на недельку поговеть в монастырь. Его отпускали, верили на слово, что ему это нужно. Знаю также батюшку из Гродно, который в отпуске старается съездить на святую гору Афон – поговеть, помолиться, чтобы, как он говорит, "подзарядить батарейки". Надеюсь, понятно, о какой подзарядке идет речь. Ни один курорт не сможет подзарядить батюшку так, как молитвенное уединение, да еще в соответствующей духовной среде. Читайте также: Чего не хватает православным приходам? Рассуждают священники >>> / sobor.by/ Надежда Филипчик (просмотров 2694) |
Новости разделов: