BEL ENG DEU FRA

Заключительный урок по русской литературе. 11-й класс
4 ФЕВРАЛЯ 2013 (Понедельник)



Хочу предложить разработку своего традиционного урока по русской литературе, который я провожу в конце учебного года, прощаясь со своими одиннадцатиклассниками.

Наверное, я не оригинальна, потому что говорю всё о том же: о вечных нравственных ценностях, о том, чтобы не растерять в себе «Божье любимое создание» - человека.

Иногда этот урок удаётся, иногда проходит не по плану, иногда растягивается на несколько уроков. И я рада этому: значит их - моих взрослых детей, к которым я очень привыкаю,- это волнует. И Слава Богу.

Много лет я вела уроки русского языка и литературы в средней школы № 1, которая мне дорога по-прежнему, но последние пять лет я работаю в лицее г. Ивацевичи. Дети попадаются интересные, открытые, светлые. Мне 50 лет, но с ними я кажусь себе моложе, разве что мудрее. Сказать, что они всегда меня понимают и воспринимают, - это было бы неправдой, но иногда это чудо происходит. Тогда я счастлива.

Мы выпустили четыре «Поэтических альманаха» с творчеством наших лицеистов. Иногда перечитываю их и радуюсь за учеников: хорошо, пожалуй, талантливо. Свет доброты, любви коснулся и их.



11-й класс
заключительный УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ЛИТЕРАТУРЫ

ЦЕЛЬ: познавательная: осознанное прочтение художественных произведений
развивающая: проведение аналогии жизненных ситуаций и сюжетов
из литературных произведений
воспитывающая: воспитание человеколюбия, доброты и уважения друг к другу
ОФОРМЛЕНИЕ:
На доске: «Это мы, господи! «
Я в горы медленно лезу,
Ступени вверх прорубаю,
Я гору железом, железом
Долбаю, долбаю, долбаю…
Усилья, усилья, усилья…
Спина, как будто натёртая солью.
А вдруг это крылья – крылья
Прорезываются с болью?
Вадим Шефнер


Выставка книг:
1. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
2. Библия.
3. С.А.Есенин. Сборник стихов
4. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»
5. А.Платонов. Рассказы
6. Н.Рубцов. Стихи
7. М.Цветаева. Стихи
8. В.Высоцкий. Стихи

В десятом классе мы говорили с вами о психологическом романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Рассматривая образ Печорина, определяли его хорошие и плохие черты. Сам автор утверждал, что этот образ составлен из пороков всего поколения 30-х годов Х1Х века в полном их развитии. А, обосновывая необходимость разговора об этом «герое своего времени», Лермонтов восклицает: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.

Но какой же «герой» нашего времени?

Мы видим его с экранов телевизоров, мы подражаем ему. Нравственный разврат, омерзение, пошлость, боевики, невинные «мультики» с дракулами, привидениями, и всё это пересыпано рекламой, Посредством телеэкрана мы впускаем в дом тех, кого через обычную дверь мы бы не впустили.

Так что же с нами происходит?

Расскажу вам одну историю.

Свиноводу нужно было доставить на бойню стадо свиней. Перевозить их на повозке - сложное дело. Он воспользовался прожорливостью свиней. Сидя на повозке, хозяин время от времени рассыпал перед свиньями горох. Занятые пожиранием гороха, животные незаметно для себя оказались на бойне. Они заметили обман только тогда, когда уже было поздно – ворота бойни уже закрылись.

У дьявола большой «мешок с горохом». Он рассыпает его щедро, не скупясь, чтобы отвлечь человека от главных вопросов: » Куда я иду? Что ожидает меня впереди? В чём состоит цель моей жизни?» Наше общество теперь похоже на несущийся грузовик без тормозов: всё крушим на пути, пока не разобьёмся сами. Мы без тормозов, нам всё дозволено. Оттого пестрят газеты криминальной хроникой. И самое страшное, что преступник стал моложе. Исчезают бесследно люди, человеческая жизнь, честь становятся предметом купли-продажи.

Разве не наше общество описано в Послании к римлянам апостола Павла?: «Так как они не считали нужным признавать Бога, то Он оставил их во власти их же собственных извращённых умов и предоставил им совершать все эти недостойные поступки, которые не следовало совершать. Эти люди исполнены всяческих грехов: зла, себялюбия, ненависти, ревности, тяги к убийствам и распрям, лжи, и всегда думают о других самое плохое, сплетничают, клевещут друг на друга и ненавидят Бога, грубы, полны гордыни, всегда похваляются перед другими, измышляют способы чинить зло, не почитают своих родителей. Они глупы, никогда не исполняют обещанного, и ни к кому не проявляют доброты и милосердия. Хотя им известен закон Божий, гласящий, что кто повинен в подобном, заслуживают смерти, они не только поступают, но и одобряют, когда и другие ведут себя так же. (Стих 28).
Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, животных, растений – на всём протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Жизнь, которую мы порой воспринимаем как наказание.

У Ф.М.Достоевского в «Преступлении и наказании» дана пронзительная сцена:

«…гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он (Раскольников) всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не насаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов, но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка, одна из тех. которые – он часто это видел – надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстою такою шеей и мясистым, красным, как морковь, лицом, - всех довезу, садись!» Но тотчас же раздаётся смех и восклицанья:

-Этака кляча да повезёт!

- Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобылёнку в таку телегу запрёг!
- А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж будет, братцы!
- Садись, всех довезу! – опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. – Гнедой даве с Матвеем ушёл, - кричит он с телеги, – а кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест. Говорю, садись вскачь пущу! Вскачь пойдёт! – И он берёт в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.
-Да садись, чего!- хохочут в толпе. _ Слышь, вскачь пойдёт!
-Она вскачь-то уж десять лет поди не прыгала.
-Запрыгает!
-Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!
-И то!Секи её!

Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и ещё можно посадить. Берут с собою бабу, толстую и румяную Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щёлкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются. Да и впрямь, как не смеяться: лядащая кобылёнка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздаётся: «ну!», клячонка дёргает изо всех силы, но не только вскачь, а даже шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов, сыплющихся на неё, как горох. Смех в телеге и в толпе удваивается, но Миколка сердится и в ярости сечёт учащёнными ударами кобылёнку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдёт.
-Пусти и меня, братцы! – кричит один разлакомившийся парень из толпы.
-Садись! Все садись!- кричит Миколка, - всех повезёт. Засеку! – И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения….Лошадка задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает.
-Секи до смерти! – кричит Миколка, - на то пошло. Засеку!
-Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! – кричит один старик из толпы.
-Видано ль, чтобы така лошадёнка таку поклажу везла, – прибавляет другой.
-Заморишь!- кричит третий.
-Не трошь! Моё добро! Что хочу, то и делаю. Садись ещё! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..
Вдруг хохот раздаётся залпом и покрывает всё: кобылёнка не вынесла учащённых ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И вапрямь; этака ледащая кобылёнка, а ещё лягается!
Два парня из толпы достают ещё по кнуту и бегут к лошадёнке сечь её с боков. Каждый бежит со своей стороны.
-По морде её, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
-Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздаётся разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист… Лошадка уже при последних усилиях, но ещё раз начинает лягаться.
- А чтобы те леший! – вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берёт её за конец в обе руки и с усилием размахивает над савраской.
-Разразит!- кричат кругом.
-Убьёт!
-Моё добро! – кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Раздаётся тяжёлый удар.
-Секи её, секи! Что стали!- кричат из толпы.
А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дёргает, дёргает, дёргает из всех сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают её в шесть кнутов, а оглобли снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвёртый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одно удара убить.
-Живуча! –кричат кругом.
-Сейчас беспременно падёт, братц2ы, тут ей и конец! – кричит из толпы один любитель.
-Топором её, чего! Покончить с ней разом. кричит третий.
-Эх, ешь те комары! Расступись! – неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. – Берегись!- кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошадёнку. Удар рухнул; кобылёнка зашаталась, осела, хотела было дёрнуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.
-Добивай! – кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало – кнуты, палки, оглоблю – и бегут к издыхающей кобылёнке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.
-Доконал! – кричат в толпе.
-А зачем вскачь не шла!
-Моё добро! – кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит, будто жалея, что уж некого больше бить.
-Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! – кричат из толпы многие голоса.
***
Не могу поверить, чтобы кого-либо из присутствующих в классе, не затронула сейчас эта картина. Великий писатель, много пострадавший в жизни, кричит нам, предупреждает нас, молит нас: «Стойте, остановитесь! Там, где изуверски относятся к чужой жизни, так же относятся к жизни близких людей и своей».

Так неужели это мы такие, Господи?!

В рассказе Андрея Платонова «Юшка» перед нами безответный, бессловесный дурачок Юшка. Над ним все смеются, даже ребятишки: он всё прощает. Он поднимает мертвых бабочек, жуков, лежащих на дороге, заглядывает им в «лица» и тоскует, что без них осиротела земля. Лишь однажды он возразил пьяному мужику, вымещавшему на нём злобу, и был забит.… А деревня после его смерти почувствовала себя осиротевшей. Вместе с Юшкой ушла любовь, всепрощение, понимание, доброта. Всё это вернулось в деревню вместе с приёмной дочерью Юшки.

Одно из любимых моих стихотворений у Сергея Александровича Есенина - «Песнь о собаке «:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дролжала
Воды незамёрзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

В основе человеческих отношений должна стоять Любовь. В Новом Завете в Послании апостола Павла к римлянам сказано:
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. Не радуется неправде, а порадуется истине;

7. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

8. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и знания упразднится.

9. Ибо мы отчасти знаем, отчасти пророчествуем;

10. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11. Когда я был младенцем, то по- младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12. Теперь мы видим и как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицеем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан.

А теперь пребывает си три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

У Сергея Есенина есть стихотворение «Шёл Господь пытать людей в Любови»

Шёл Господь пытать людей в Любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно,… мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь»

Кто мы? Откуда? Божьи ли создания или сотворены по Дарвину через естественный отбор? Сейчас кажется, что прав Дарвин. Мы от обезьяны, от животного со всем звериным нутром. Но как хочется верить, что произносим это от отчаяния. А сотворены по подобию Божьему и по Божьему велению и хотению. Сотворены такими, что умеем сострадать, любить, способны прощать, а не мстить.

Николай Алексеевич Некрасов когда-то писал Льву Николаевичу Толстому: «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На одном этом можно с ума сойти. Но Вы замечаете, что другому или другим нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука… Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу – и Вы придёте в отчаяние».

Жизнь человеческая так коротка. Действительно, каждый день приближает нас к смерти. Кто-то сказал: «Родись, чтобы умереть».

У таджикского писателя-философа Тимура Зульфикарова есть притча «Молодость и старость».

У дервиша спросили, что такое молодость и старость. Тот ответил:
- Путник шёл по висячему деревянному мосту над мутной рекой, поскользнулся и упал в реку. В молодости я смеялся над таким человеком, а в зрелости печалился, а теперь я плачу.
Жить, думая о тех, кто рядом с тобою, считаясь с ними. Воспринимать настоящую любовь как подарок, и скорбеть, теряя её. Как у Николая Рубцова в стихотворении «Расплата»:

Я забыл, что такое любовь,
И под лунным над городом светом
Столько выпалил клятвенных слов,
Что мрачнею, как вспомню об этом.

И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду…

Поздно ночью откроется дверь.
Невеселая будет минута.
У порога я встану, как зверь,
Захотевший тепла и уюта.

Побледнеет и скажет: - Уйди!
Наша дружба теперь позади!
Ничего для тебя я не значу!
Уходи! Не гляди, что я плачу!..

И опять по дороге лесной
Там, где свадьбы, бывало, летели,
Неприкаянный, мрачный, ночной,
Я тревожно уйду по метели…

Жить, заботясь о своём духовном здоровье, которое находится в прямой зависимости от состояния покоя и внутреннего равновесия, от благожелательного отношения к окружающему миру. Внутренняя гармония возможна лишь тогда, когда полностью исчезают эгоистические устремления, жажда превосходства, мести желания порой невозможного и невыполнимого. Нужно взращивать в себе такие чувства, как благородство, альтруизм, желание добра.
М.Цветаева написала:

Что для ока – радуга,
Злаку – чернозём-
Человеку надоба
Человека в нём.

Человек, несущий в своей душе свет Любви и Добра, менее всего подвержен негативным воздействиям. Любовь всегда действенна, к ней приближаются такие чувства, как сострадание, милосердие, великодушие, способность прощать, желание доставлять радость. Искреннее желание доставить радость другому в конечном итоге возвращается к человеку в виде неожиданных подарков судьбы, хорошего состояния здоровья.

Или наоборот. У датского художника Херлуфа Бидструпа есть серия рисунков. Разгневанный шеф устраивает разнос заместителю. Тот, в свою очередь, задаёт головоломку чиновнику, чиновник орёт на машинистку, та – на швейцара. Швейцар пинает собаку, а собака, не рискуя огрызаться на хозяина, кусает выходящего на улицу шефа. Круг замкнулся. Несдержанность вернулась бумерангом.

От неудач у одного опускаются руки, другой заливается слезами, а третий посуровеет, соберёт в комок волю: «Ничего, всё вытерплю, будет и на нашей улице праздник». И третий обязательно дождётся праздника. И вновь будет улыбка на его лице.

Есть красивая легенда.

Ганс Христиан Андерсен, долговязый, некрасивый человек, горячо полюбил красавицу Жени Ланд. Её называли «шведским соловьём». В ответ на объяснение в любви Андерсена красавица со смехом подала ему зеркало: «Ты только взгляни на себя». Несчастный влюблённый выбежал из комнаты.

А позже родились две сказки: «Гадкий утёнок», в которой за неказистой внешностью и безродностью вдруг проявилось такое великолепие и благородство, и сказка «Снежная королева», в которой за ослепительной красотой скрывалось холодное и жестокое сердце.

Если не болит душа у человека- это камень. Живое то, что чувствует. Страдания очищают нашу душу, раз нам больно, значит больно и другому, мы учимся чувствовать эту чужую боль, мы учимся сострадать. Не зря есть замечательные слова: «О бедных бедные жалеют». И поэтому в эпиграф урока мы вынесли слова Вадима Шефнера, которые настраивают нас готовность к трудностям, к необходимости их преодоления.

Заканчивая школу, на пороге большой, уже самостоятельной жизни, определяя свою жизненную позицию и перспективу, подумайте, как вы, каждый из вас, хотел бы прожить её? Живя, заботясь прежде всего о своей душе, делая карьеру, собирая материальные богатства на земле или же вообще, «живя, как живётся»?

Так многие сидят в веках
На берегах и наблюдают,
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают,
Они сочувствуют слегка-
Погибшим. Но издалека.
Так сказал об этом В.Высоцкий.

В Нагорной Проповеди Иисус говорит: Не судите и не судимы будете, не осуждайте и не будете осуждены, прощайте и будете прощены, давайте, и вам будет дано мерой полною, так что даже будет пересыпаться через край, вам будет отсыпано, ибо какой мерой отмерите, такой же отмерится и вам».

К императору Наполеону пришла мать одного солдата, осуждённого на смерть, и просила о помиловании.

- Он осуждён по справедливости, - сурово сказал император.
- Я пришла просить не справедливости, а милости.
- Ваш сын не заслужил милости, – прервал её Наполеон.
- Государь, - тихо сказала мать, – милость не заслуживается, а её оказывают.… Поэтому и прошу о помиловании.

Эти слова глубоко тронули сердце Наполеона, и преступник был прощён.

И на пороге вашей жизни вне стен лицея хочется пожелать вам:
чтобы выше закона – было прощение
выше наказания - милосердие
выше ненависти - только любовь


С любовью к вам,
Метечко Татьяна Николаевна
/ sobor.by/
(просмотров 5660)




Новости разделов:

В помощь учителю

14 АВГУСТА 2017
Новомученики Минска - кто они? Бесплатная экскурсия проходит для всех желающих
3 АВГУСТА 2017
Отчёт о проведении фестиваля-марафона «Крылья Ангела» в учреждениях образования Минской области в 2016/2017 учебном году
1 АВГУСТА 2017
В Минске обсудили раннюю сексуализацию несовершеннолетних
5 ИЮЛЯ 2017
Как церковные приходы могут помочь экологии? Узнали под Минском
21 ИЮНЯ 2017
"Чем будет больше выпускников духовных училищ, тем будет светлее на земле!". В МинДУ состоялся выпускной
25 МАЯ 2017
Ученики православных классов 44-ой школы посетили богослужение в Свято-Петро-Павловском соборе
5 МАЯ 2017
С 26 июня по 2 июля на базе Минской духовной семинарии пройдут занятия Летнего богословского института
12 АПРЕЛЯ 2017
Cвященнослужитель: не украшайте пасхальную снедь изображениями креста, Господа и Богородицы
4 АПРЕЛЯ 2017
Постное письмо № 29 Саввы Мажуко: Стыдно ли быть рабом Божиим
17 МАРТА 2017
Ребенок шумит в храме: как быть родителям и окружающим?
10 МАРТА 2017
Как поститься с детьми? Отвечает священник
6 МАРТА 2017
Писатель Николай Гаврилов: "Уже с десяток лет у меня 2 настольные книги"
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.