BEL ENG DEU FRA

Собор призывает христиан не быть безразличными ко всякому богохульству и богоборчеству в нашем мире – епископ Артемий
14 ФЕВРАЛЯ 2011 (Понедельник)

 
 
  
В своем обращении к участникам слета православной молодежи Беларуси, 12 февраля 2011 года в доме межцерковного общения «Кинония» епископ Гродненский и Волковысский Артемий рассказал о надеждах которые прошедший архиерейский собор возлагает на современную православную молодежь. «Собор призывает христиан не быть безразличными ко всякому богохульству и ко всякому проявлению богоборчества в нашем современном мире, - отметил владыка Артемий, - я бы назвал собор каким-то благовестом, ударом колокола, который призывает проснуться». Зачитав послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси к участникам слета, председатель Объединения Молодежи Белорусской Православной Церкви епископ Артемий обратился к молодым людям с напутственными словами. Предлагаем вашему вниманию стенограмму и видеозапись выступления Епископа Артемия.

Почитав послание Митрополита, я поймал себя на мысли, что то, о чём я хотел сказать вам, – во всей полноте сказал Владыка Экзарх. Особенно запали мне в душу его слова о том, что в юношеские годы кристаллизуется христианская душа. Сейчас, когда дело уже идёт к старости, начинаешь анализировать свою жизнь и понимаешь, что во многом жизнь прошла, благодаря тому потенциалу, который был получен в юности, когда мы боролись за право быть в церкви. Когда мы учились, придя, так сказать, с улицы войти в храм, быть христианами. И даже сейчас, уже в зрелом возрасте, приобретя какой-то жизненный опыт, какую-то мудрость, всё равно живёшь на том потенциале –какой-то детской, юношеской искренности. И, видимо, она является основополагающей для всей нашей жизни. Поэтому для вас сейчас важно действительно по-христиански определиться в своём внутреннем мире. И очень сложно сделать это в современной обстановке – нам было проще. Было явное гонение на церковь, и ты прекрасно понимал, кто является кем. А сегодня у нас получается такая мешанка – не поймёшь кто, не поймёшь что и не поймёшь куда. В учебных заведениях силой сгоняют на рождественские меро-приятия и силой сгоняют на первомайскую демонстрацию. Я не знаю, что формируется в ваших душах, как вы это всё воспринимаете, и какой след в душе остаётся. Часто когда я просматриваю в интернете ваши форумы, ва-ши отзывы, порой приходится очень много слышать о критике нашей церкви, о том, что Православие сейчас как бы совсем уходит в забвение, не отвечает на запросы сегодняшнего дня, и молодые люди в нём разочаровываются. И конечно, всегда я ловлю себя на мысли: «А что такое Православие?» − архиерей на кафедре, в красивом облачении, с крестом и панагией. Или это мы все, которые составляем церковь как единый Богочеловеческий организм? Я вспоминаю, когда я был священником и служил здесь, в Минске, в Александро-Невской церкви на Военном кладбище, подходит дамочка лет сорока, такая, знаете, расфуфыренная. Походила по храму и говорит:

− Как у вас здесь неуютно

− У кого это - у вас? Вы крещёная? – спрашиваю у неё.

−Да.

− Значит, вы христианка, хотя бы формально?

− Да.

− Значит, храм Божий – это, так сказать, ваш дом?

− Да.

− Так почему у вас в доме такой беспорядок? Что вы за свою жизнь, за эти сорок лет, сделали для церкви? Сегодня вы соизволили, соблаговоли поч-тить нас величайшей радостью – своим посещением. Так вот, сначала придите в церковь и что-то сделайте, а потом мы будем обсуждать, почему у нас с вами что-то не получается.

Поэтому каждый мирянин, конечно, и каждый молодой человек - как раз в соборе это и указывается, это очень важно − несёт ответственность за то, что происходит в церкви. Церковь – ведь не только иерархия, церковь − это все мы с вами. И порой от вас больше – даже Владыка прекрасно в этом послании говорит – что от вас сейчас даже больше зависит, каким будет ваша сегодняшняя церковная жизнь. Вы формируете сегодня церковную среду. Вы формируете тех, кто приходит в храм, кто сегодня находит, кто будет в храме. Вы взрослеете – приходит другая молодёжь, но вы же остаётесь в церкви, и на вас зиждется наша простая церковно-приходская жизнь, а значит и всё наше православие. Поэтому как вы сегодня отвечаете на эти вопросы, как вы реагируете на то, что происходит в мире, таким и будет внешний вид Православия и каким мы воспринимаем его на сегодняшний день. Поэтому вопросов у вас на нашей с вами встрече будет очень много. Многое можно обсудить, о многом можно поговорить.

Архиерейский Собор, который недавно прошёл (как знаменательно, что ваш слёт проходит после собора) – я бы назвал каким-то благовестом. Удар колокола, который призывает проснуться. И вот послание архиерейского собора, первые слова, с которыми обращаются архипастыри – вера без дел мертва. У Апостола Павла, в одном из его посланий, я всегда это привожу в пример, есть древний литургический гимн христиан: «Восстань спящий, и освятит тебя Господь».

Сейчас наступает время, когда патриарх Кирилл начинает деятельность по активизации церкви. Он призывает всех проснуться от того застойного пе-риода. Причём сейчас почему-то не говорят о застойных временах. Но это факт, который остался в нашей жизни, и он сегодня действует. И вот от этого застойного периода, от какого-то окаменения, нужно проснуться и определить полноту нашей церковной жизни. Поэтому Собор в своих решениях прежде всего призывает не быть безразличным к тому, что сегодня происходит в Церкви. И ещё раз напоминаю слова Христовы о том, что христиане – соль земли. Что такое соль земли?

Соль не допускает распада. В древности, когда не было холодильников с морозильниками, как у нас сейчас, в основном делались соленья, и продук-ты хранились в солёном состоянии. И хранились длительное время. А где не было соли – там начиналось гниение. Теплота, восток, жара − и всё, как говорится, поддавалось тлению. Так вот роль христиан в обществе – не дать обществу сгнить. А если мы христиане будем не жизнеспособны… Анализируя нас теперешних, я не вижу этой соли. Сейчас наша история, наш период, молодёжь наша больше похожа на хамелеонов. Она очень хорошо умеет приспосабливаться и перекрашиваться. Недавно у нас было собрание перед выборами, на котором я тоже присутствовал. И вот что меня поразило. В первом ряду сидел молодой человек, тоже из Гродно, какой-то комсомолец, как я называю, из БРСМ. Он выступал от имени молодёжи. И оказалось, что он христианин, сказал, что верующий. Спросил у меня, можно ли повенчаться на белорусском языке. Я говорю: «Пожалуйста». И вот, когда мы с ним прощались, он говорит:

− А вы, батюшка, откуда?

− А я твой правящий архиерей.

Вот понимаете – и христианство, и какая-то другая идеология. Так сказать, приверженец комсомола – это его наследие. Читал он своё выступление чуть ли не со слезами, искренне, как бы напоминая тридцатые годы наших бабушек, но вместе с тем не противопоставляя себя церкви. Вот я думаю – что из него вырастет? Каким он будет? Бог его знает. И вот такое раздвоение действительно у нас существует. Каждый христианин должен задать себе вопрос: кто я и с кем я. Потому что есть только два пути: или мы с Богом, или мы без Бога. А третьего пути не дано. И вообще, христианство как бы теряет свою соль. Читаешь, допустим, акты новомучеников, читаешь житие первых христиан − сейчас об этом говорят редко. А для первых христиан это было счастьем и целью жизни − умереть за Христа.

Помните, Алексей Ильич Осипов в своих лекциях приводит такой при-мер: женщина бежит с ребёночком, бежит в амфитеатр, и встречные спрашивают её:

− Ну, куда ты несёшься?

− Как куда − на арену. Там убивают христиан.

− Так чего ты бежишь туда? Чтобы умереть за Христа? А ребёнка ты куда берёшь?

− Как куда беру – хочу, чтобы он тоже приобщился Христу. Вот куда бе-ру.

Вот представьте, что кому-то из вас мама скажет: «Доченька, сыночек, умри за Христа»...

Я помню, как мне мама говорила: «Ты никому не говори, что ты верующий. Верь, но в глубине своей души. Придёшь домой, погасишь свет, дверь закроешь, откроешь сервантик, достанешь иконочку, зажжёшь свечечку, перекрестишься и опять спрячешь. А всем говори, что ты не верующий, и, как говорится, шагай в ногу с современным обществом». И вот это мы называем сергианством. Но это не только сергианство, а это и все мы сейчас − это идея о том, что я должен сохранить себя, потому что иначе это будет во вред Церкви. Пусть бы апостолы так рассуждали. Мы 12 человек, которые получают от Христа полноту благодати, и если мы умрём, Церкви не будет. Поэтому, братья христиане, изолируйте нас, спрячьте и охраняйте. Мы те самые семена церкви. Но ни одного подобного слова мы в послании не прочтём, все апостолы умирают. Иоанн Богослов в заточении, в тюрьме дожил до тяжёлых старческих лет, побывав в ссылках … А наши современные христиане? Главное, не скажи слова, что ты христианин, не покажи свою христианскую позицию − постарайся найти общий контакт, чтобы тебе разрешили исполнять твои религиозные обряды. Усталые христиане довольствуются тем, что им раз-решают иногда в храмах исполнять их религиозные обряды. Поэтому мы не должны быть усталыми христианами, тем более молодёжь, и не должны довольствоваться только исполнением обрядов богослужебного плана.

Поэтому собор возлагает на мирян довольно большую миссию − ответственность за происходящее в церкви. И в первую очередь, возлагает эту миссию на молодёжь. Я не буду подробно говорить о решениях собора – вы их ещё посмотрите, но там очень большое внимание уделено просвещению − миссионерам, катехизаторам, преподавателям воскресных школ, о том, что обязательно должны быть воскресные школы для взрослых, как мы это проводим. И обязательно должны быть лидеры и среди молодёжи, и эти лидеры должны вместе со священниками, руководителями отделов миссионерских, катехизаторских, так сказать просветительских, – должны совместно решать общие задачи, совместно решать будущие проблемы и непосредственно участвовать в решении этих проблем. И что ещё меня поразило в Соборе, в его решениях, − что церковь благословляет общественную деятельность. Мы всегда молчали, как бы чего не вышло: мы богомольцы, это всё мирское, пускай они там за мир свой борются, а мы живём своей жизнью, крестимся, свечечки жжем, просфорки кушаем – и слава Богу. Мечтаем быть небожителями. Вот, а что вокруг меня происходит – меня не касается. Ещё как касается.

Как Христос плакал, когда входил в Иерусалим, – что с этим городом будет и с этим народом ,− так и каждый из нас несёт ответственность перед Богом за всех тех близких, которых нам Господь дал, за тех, которые живут рядом с нами. Безразличен бывает только тот, кто погружён в себя. Ему Бог не нужен. Бог себя отдаёт нам, а мы изолируемся в себе. Какое это христианство? И вот такой человек конечно простой, как мы говорим, - может без особых талантов, без особых дарований, и, безусловно, без особых пороков. Потому что особые пороки бывают только у людей особенных - у которых и талант есть, и энергия какая-то, поэтому и вправо, и влево бывают у него колебания. И живёт он себе спокойной обывательской жизнью. И посмотрит он на окружающий нас сегодняшний мир – оказывается, это вся цивилизация сошла с ума. Один только он предстаёт перед Богом и начинает все эти дни рассуждать и проклинать. И порой борется не с собой, не с демоном в себе, а борется с грешниками, окружающими его. И вот такое чудовище – вместо человечка, который должен был жить в молодой божественной любви и богообщении - вот это замкнутая монада, эта замкнутая скорлупа, вот это чудовище, которое на всех только шипит, бросается, от него только одни неприятности, и где бы и с кем бы он не находился, от него идёт только раздор. И сейчас таких кликуш у нас очень много. И мы слышим все эти знаки, все эти шептания – не в пользу церкви, не в пользу общества. Нормальный человек посмотрит – в церковь в жизни не пойдёт. И всё это происходит у нас с вами на гла-зах, и за всё это мы с вами, конечно, несём ответственность. И вот Архиерейский собор говорит, что мы можем участвовать в общественных организациях и высказывать обществу свои требования, как бы, свой взгляд на жизнь - а вот мы, христиане, с этой позицией не согласны.

Мало того, да мы сейчас зачитаем в решениях Собора: «К сожалению, в современном мире, немало людей сейчас объединяются в общественные организации, цели которых противоречат учению церкви и совести христианина. Православный христианин не может состоять в подобных общественных объединениях и даже сотрудничать с ними».

А между тем, как быть? Что делать? Ты верующий – значит, ты верующий и христианин. У матери одной девочки из нашей епархии спрашивают: « А почему ваша дочь не была на первомайской демонстрации? А та их спросила: «А почему ваша дочка не была на пасхальном крестном ходе?» Вот так же и вы должны отвечать, когда вас будут спрашивать.

И мало того, Собор призывает христиан не быть безразличными ко всякому богохульству и ко всякому проявлению богоборчества в нашем современном мире. Вплоть до каких-то общественных выступлений, вплоть до судебных разбирательств – но мы должны реагировать на то, что происходит вокруг нас. Я всегда удивляюсь. Вот мусульмане. Какой-то девочке во Франции платочек не разрешили одеть, и весь мир встрепенулся. У нас человека за христианскую жизнь, за христианскую позицию выгонят из учебного заведения, и не известно, что с ним потом ещё будет, но никто даже словом не вспомнит. Ну, дурак, куда-то влез уже, наверно, – не был осторожен.

Попробуйте мусульманам скажите, что они не должны так-то и так-то поступать. Они завтра все как один - станут плечом за своё братство и за поруганную веру, пусть в дикой какой-то форме, но самое главное, что у них нет безразличия. А почему мы христиане как-то инертны, неактивны, теплохладны?

Вот я думаю, это будет такой аспект, мне так кажется, с моей колокольни, который послужит темой для размышлений и темой для ваших бесед и, главное, это будет обмен опытом. Самое главное, что у нас есть не только представители из Беларуси, но и с Украины. Можно поделиться уже опытом, как мы должны отстаивать свою христианскую позицию, как мы должны быть одной семьёй.

На прошлой встрече говорил, сейчас дополню – меня поразил пример католиков. Когда умер папа Иоан Павел II, в его родном городе вся молодежь собралась, и несколько тысяч человек вышли на демонстрацию, чтоб только показать, что они солидарны с почившим. Мы бы сейчас собрались, бросили бы клич по всей Беларуси − и не собрали бы такого крестного хода. Да, я уверен на 100%. И из жителей Минска такого количества никогда бы не набралось. Тут, наверное, нужно учиться не быть безразличным и, действительно, быть воинами Христовыми, которые по первому зову сигнала готовы вступить в бой - и организованы, являя собой церковь воинствующую, церковь земную, воинствующую не против плоти и крови, а против духов злых поднебесных, как об этом говорит апостол Павел. Так что позвольте вам пожелать благословения в ваших трудах. С удовольствием вас послушаем и надеемся, что наша встреча принесёт свой плод, который будет необходим в нашей духовной жизни, в истории Белорусской православной церкви. С Богом. / sobor.by/
Обращение епископа Артемия к участникам слета православной молодежи Беларуси(17501.952 Kb)
(просмотров 6949)

Скачать аудио





Новости разделов:

Видеопроповеди

19 ИЮНЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в день Всех святых, в земле Русской просиявших
5 ИЮНЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в праздник Святой Троицы
29 МАЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в Неделю 7-ю по Пасхе
26 МАЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в праздник Вознесения Господня
22 МАЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в неделю о слепом
15 МАЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в неделю о самаряныне
8 МАЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в Неделю о расслабленном
1 МАЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в Неделю святых жён-мироносиц
24 АПРЕЛЯ 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва в неделю Антипасхи
17 АПРЕЛЯ 2017
Христос воскресе! Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва
15 АПРЕЛЯ 2017
Великий Пяток. Вынос Плащаницы. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва. ВИДЕО
15 АПРЕЛЯ 2017
Великий Пяток. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
  Интервью

21 ИЮНЯ 2017
О. Иоанн Задорожин: "Для миссионерства мы все пред Богом одинаковы – что священник, что мирянин"
30 МАЯ 2017
Как справиться с компьютерной зависимостью? Большое интервью с психологом
25 МАЯ 2017
В чём духовный смысл Вознесения Господня? Рассуждает священник
14 МАЯ 2017
Отец Владимир Шичко: «Покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям»
9 МАЯ 2017
Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"
9 МАЯ 2017
Богословие воскресения. Интервью с профессором Страсбургского университета
6 МАЯ 2017
О. Павел Кивович: "Кладбище - это Церковь. И об этом нужно говорить"
4 МАЯ 2017
«Нет людей второсортных». Священник – про инвалидов и их место в обществе
29 АПРЕЛЯ 2017
Из светской журналистики - в церковный журнал: "Я была мухой, а хочу быть пчелой"
29 АПРЕЛЯ 2017
«Победа над смертью – это прежде всего победа духовная». Беседа о Воскресении с французским богословом
28 АПРЕЛЯ 2017
"Его нельзя было не любить". В Минске прошла встреча в память о владыке Иеремии
25 АПРЕЛЯ 2017
«Со святыми упокой». Протоиерей Сергий Лепин о Радонице - "Пасхе усопших"
  Объединение молодёжи

15 ФЕВРАЛЯ 2017
Протодиакон Максим Логвинов: на православную молодёжь просто закрывают глаза
4 ОКТЯБРЯ 2016
Как привести молодёжь ко Христу - обсудили на конференции в Минске священники и миряне со всей Беларуси
8 АПРЕЛЯ 2016
Нужна помощь в уборке и благоустройстве приходского лагеря "Радуга" под Минском
22 ЯНВАРЯ 2016
30 января в Минске состоится Минский бал православной молодёжи
24 НОЯБРЯ 2015
Более ста человек приняли участие в Молодёжном образовательном форуме "Quo vadis?"
22 ОКТЯБРЯ 2015
Открыта регистрация на V Молодёжный образовательный форум «Quo Vadis?»
21 ОКТЯБРЯ 2015
1-7 февраля в Костроме состоится фестиваль «Братья Зимой»
1 ОКТЯБРЯ 2015
VIII Минский бал православной молодёжи состоится 30 января во Дворце детей и молодёжи
22 ИЮЛЯ 2015
Несколько сотен человек приняли участие в фестивале православной молодёжи Минской епархии
15 ИЮЛЯ 2015
VIII экологический слёт православной молодёжи Гродненской епархии состоится 28-30 июля
7 ИЮЛЯ 2015
Протодиакон Максим Логвинов о фестивале православной молодёжи на "Линии Сталина": попыток реабилитировать имя Сталина мы не делаем
7 ИЮЛЯ 2015
18-19 июля под Минском пройдёт фестиваль православной молодёжи. Программа форума
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.