Протодиакон Максим Логвинов: на православную молодёжь просто закрывают глаза

 
  
15 ФЕВРАЛЯ 2017 (Среда) 11:42:36
Накануне Международного дня православной молодёжи, который отмечается сегодня, мы встретились с руководителем отдела по делам молодёжи Минской епархии и клириком минского Петро-Павловского собора протодиаконом Максимом Логвиновым. О сложностях в жизни молодых прихожан, молодёжной работе в Церкви и расцерковлении – в разговоре с отцом Максимом.

 - Современная православная молодёжь – какая она?

- Такая же молодёжь, как и вся остальная: хорошие, открытые, добрые, пока не испорченные окончательно. В общем-то, вся молодёжь одинакова, но современная православная отличается, наверное, повышенным религиозным чувством. Сейчас это очень важно – то, что они не просто признают существование Бога, что у них есть стремление участвовать в богослужении, в жизни Церкви, очень активная позиция.

 - С какими сложностями молодые прихожане сталкиваются в Церкви?

- Есть позиция очень многих церковных деятелей, что православная молодёжь – это такие же прихожане, как и все остальные. Это действительно правильно, в идеале так и должно быть, но молодёжи ведь чего-то хочется всё время. В этих стремлениях нет ничего плохого – пообщаться, потусить, и, самое главное, побыть немножечко в среде единомышленников, потому что они этого не видят, как правило, там, где они живут и учатся. Там совсем другие ценности, совсем другая иерархия в умах и сердцах, и где-то вдруг находится какая-то отдушина, коллектив. При этом совершенно не важно, какие промежуточные цели ставятся, главное, что это коллектив единомышленников, площадка для общения с себе подобными. Поэтому трудности в том, что на православную молодёжь просто закрывают глаза, для многих нет такого отдельного понятия. Это, наверное, главная проблема.

Другая проблема в том, что, конечно, у молодых людей присутствует какая-то амбициозность. Хочется быть кем-то, играть какую-то роль, значимую и видную, хочется делать что-то, что сразу давало бы отдачу и приносило плоды, но так, наверное, нигде не бывает. Слава Богу, сейчас иногда находятся такие места, приходы, православные братства, где можно себя приложить, но в целом – да, это проблема.

Большая проблема многих людей, не только молодёжи, в том, что понятия духовности, веры как-то не сразу ассоциируются с Церковью. Для кого-то Церковь – это что-то официальное, для кого-то, может быть, слишком глубокое: верить, конечно, хорошо, но зачем же крайности? Да, можно прийти на Пасху постоять, поставить свечу перед экзаменом. Может быть, даже если к ним приходит священник, например, в учебное заведение, то они с удовольствием встретятся и поговорят. И очень часто обычные молодые люди, общаясь между собой, говорят о вещах возвышенных и духовных, для многих это очень актуальная и интересная тема. Предположим, вот им об этом рассказали и они, может быть, уверовали. Но надо прийти в церковь, брать благословение, целовать батюшке ручку, говорить каким-то особенным языком и как-то особенно одеваться, участвовать в совершенно непонятных вещах, которые там происходят… Нужно много учиться, прежде чем дойти до церкви. Когда-то Церковь была сама по себе таким миссионерским институтом, можно было побывать на богослужении, всё увидеть и узнать. Сейчас надо сначала всё выучить, стать полноценным христианином, а затем уже дойти до церкви.

 - И это смущает?

- Это очень многих смущает, и поэтому, конечно, роль приходских молодёжных организаций, братств очень большая. Прийти и пообщаться не в храме, там, где не давит авторитет священника, где можно будет просто поговорить и где тебя воспримут как равного – это очень важный момент.

 - Какова должна быть работа с молодёжью в Церкви?

- Есть огромное количество направлений. Есть миссионерство, когда нужно идти к тем людям, которые открыты для благовестия, но сами в Церковь не придут. К ним нужно идти, с ними нужно встречаться и сразу знать, что им дать, куда их направить, если это их сильно заинтересует. Потом работа с условно воцерковлённой молодёжью: обучение, ликвидация безграмотности, какие-то, может быть, семинары или курсы, беседы о вере, Священном Писании, церковной истории, богослужении. Но тут важно понять, что молодёжи свойственен свой образ мыслей, и если посадить всех вместе – бабушки, молодёжь, зрелые люди – то немножко молодёжь тушуется, теряется, и как-то зачастую не воспринимает то слово, которое обращено к более взрослым людям. А если будет чисто молодёжная группа, те же самые слова будут восприняты более адекватно.

С теми, кто уже в Церкви достаточно давно, кто уже всё знает и умеет, работа совсем другая. Это та молодёжь, которую можно привлекать к социальным проектам. Конечно, все эти вещи немного между собой пересекаются, потому что миссия может быть и через социальное служение – привлечь сначала к добрым делам, а потом уже непосредственно к вере.

Вариантов очень много. По большому счёту, нужно просто чтобы были такие люди, которым это интересно, которым это нужно, которым на молодёжь не наплевать. Кто как хочет, так и работает с молодёжью, и всё это с благодарностью воспринимается, когда люди видят, что к ним неравнодушны, нет со стороны Церкви, как они это воспринимают, к ним потребительского отношения.

 - А как построить работу с молодёжью, чтобы сама жизнь молодого человека в Церкви не превращалась в одну сплошную тусовку, а оставалось ещё время на литургическую жизнь?

- Конечно, эта опасность всегда есть, есть у нас такая молодёжь фестивальная. Я считаю правильным, чтобы молодёжные группы, братства создавались при приходе, чтобы была общинная жизнь, потому что община – это центр церковной жизни. И, конечно, эта литургическая жизнь, о которой вы говорите, должна быть краеугольным камнем, на котором всё строится.

Очень важно, чтобы было какое-то дело. Если просто встречаться и пить чай, то всё равно через какое-то время мы устаём от этого, нет развития, приложения сил. Обязательно нужны динамогенные ситуации, проще говоря, движуха, какое-то действие, акция, не обязательно что-то строго церковное. Лично я не очень хорошо отношусь к паломническим поездкам, считаю, что нечего ездить куда-то, потому что у нас есть самая главная святыня и она – в храме, но в то же время эти поездки очень сплачивают людей. Есть другая опасность – возникает некое сектантство: вот мы ездили в Иерусалим, а вы – нет, значит, вы где-то подсознательно будете второго сорта.

Всё-таки, если учитывать эти опасности, то вполне можно всю эту работу проводить.

 - Много ли вообще сейчас молодёжи в храмах?

- Сложно мне сейчас дать статистику по всем храмах, но там, где есть хоть какая-то молодёжная работа, молодёжи много. Вообще, мы должны сказать, что стереотип о том, что в Церкви бабушки, давным-давно устарел. Конечно, бабушки в Церкви есть, но, в целом приходы заметно помолодели: есть люди зрелого возраста, очень много мужчин и очень много молодых людей, так что сейчас и не скажешь, что подавляющее большинство – это женщины за 60. Приходы, может быть, являют сейчас срез общества в целом.

Но, конечно, где молодёжи хоть как-то дают дорогу, там они будут. Где на них всем наплевать, будет по-другому.

 - Как можно сделать так, чтобы было больше молодёжи в храмах, убрать все эти трудности, о которых вы говорили?

- Нужна определённая воля – воля священноначалия и воля непосредственных исполнителей. Понимаете, часто и мне говорят, что надо уже вырастать из этих детских игрищ, пора становиться, в конце концов, взрослым человеком. Но, на самом деле, я не вижу ничего более серьёзного, чем работать с детишками, с молодёжью, взращивать подрастающее поколение христиан, чтобы они были образованные и адекватные, чтобы у них были самые хорошие воспоминания о детстве и юности и чтобы эти хорошие воспоминания были неразрывно связаны с Церковью. Это я считаю своей большой задачей.

Но, конечно, как будет построена эта форма работы, уже зависит от самого человека. Я придерживаюсь принципа "что имеем, то и даём". Кто-то – хороший богослов, кто-то может заниматься прикладными вещами, например, вырезать из бумаги, это же совершенно не важно. Главное, что человек к своему богатому внутреннему миру, христианскому, привлекает молодых людей. Потому что молодые люди идут за личностью, вероучение воспринимают в последнюю очередь. Мы видим, что, например, в Коринфе первые христиане говорили – я Аполлосов, а я Павлов, а я Кифин. Эта фракционность выражает общую тенденцию, что всё-таки люди сначала смотрят на личность, а потом уже внимают вероучению. Если мы, как говорил апостол Павел Тимофею, будем образом в вере, в любви, в чистоте, за этим пойдут, в первую очередь. А наша задача – не дать зациклиться на своей уникальной, неповторимой личности, а показать, что есть Та Личность, самая главная, отблеск от Которой – все наши положительные качества. Это Личность Христа.

Форма может быть совершенно разная. Но, естественно, если кто-то имеет горящее желание, но не знает, с чего начать, мы можем с ним поделиться опытом. И в нашем синодальном, и в епархиальном молодёжных отделах мы этот опыт как-то обобщаем и стараемся реализовать.

 - Нередко среди молодых прихожан встречаются случаи расцерковления, когда ребёнок посещает церковь с мамами, бабушками, а потом вырастает и понимает, что это ему, как он думает, не надо. В чём причина таких ситуаций?

- Это встречается сплошь и рядом. На самом деле, это просто кризис мировоззрения, он происходит у всех людей. Наша вера не может быть верой наших отцов, сколько бы об этом не трубили, каждый всё-таки должен обрести свою личную встречу с Богом. Первоначально какие-то убеждения зиждутся на том, что мама и папа так объяснили, потом человек взрослеет и начинает как-то это всё переосмысливать. Поэтому кризис этот неизбежен, он должен настать. Каждый должен обрести свою веру, а не повторять за старшими. Но всё хорошее, доброе, что вложили родители, священники и учителя, не пропадет даром, надо это понимать. Мы же видим, что когда дети взрослеют, сначала для них мама всё знает и мама всегда права. Потом оказывается, что не всё мама знает и в итоге не знает ничего, потом они пытаются объяснить маме, как надо, потом понимают, что это безнадежно деградировавшие динозавры. А потом потихонечку понимают, что родители были правы в чём-то, со временем понимают, что родители были правы во всём. И тогда начинается переосмысление тех ценностей, которые родители когда-то попытались вложить. Это касается и учителей, и священников: мы всё вкладываем, но это должно быть осмыслено, пропущено через призму своего взросления и человек должен заново обрести себя.

Расцерковление есть, ничего с этим не поделаешь, но есть и реинтеграция. У меня сейчас как раз есть два таких примера – очень умные, талантливые мальчишки, были когда-то очень активными. Потом, видимо, они всё тщательно изучили и сказали: вся эта религия – мракобесие. Но сейчас почему-то видно движение обратно: один съездил в какой-то монастырь, общается с духовенством. Пока ещё в свой приход ему, может быть, неловко возвращаться, но движение к Церкви наметилось. Второй говорит, что скучает по былым дням.

Есть, конечно, и такие, кто, может быть, через всю жизнь пронесут этот негатив и всё поймут только в конце. Но и повторное воцерковление очень даже имеет место.

Надежда Филипчик / sobor.by/

(просмотров 5462)





Новости разделов:

Интервью

30 АВГУСТА 2025 (Суббо
Молодежь о стереотипах Церкви: на телеканале "Беларусь 3" вышла программа с участием иерея Антония Бондарева
23 АВГУСТА 2025 (Суббо
Иерей Антоний Бондарев принял участие в программе «Сила веры: служение священника»
5 ИЮНЯ 2025 (Че
На телеканале ОНТ вышел репортаж о Евфросиниевском храме Минска и интервью с настоятелем протоиереем Игорем Коростелевым
11 АПРЕЛЯ 2025 (Пятн
Встретить Христа: что символизируют вербочки и для чего их освящают. Отвечает протодиакон Ярослав Близнюк
7 МАРТА 2025 (Пят
Героем программы «Сила веры» стал иерей Антоний Бондарев
16 ФЕВРАЛЯ 2025 (Воскр
Госцем праграмы "Сiла веры" стаў клiрык прихода иконы Божай Мацi "Усiх тужлiвых Радасць" протаiерэй Вiктар Мельнiкаў. (другая частка)
14 ЯНВАРЯ 2025 (Втор
Программа «Iснасць», посвященная празднику Рождества Христова, познакомила зрителей с работой Социальных мастерских прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
9 ОКТЯБРЯ 2024 (Среда
Предлагают стать крестным: согласиться или нет? Отвечает священник нашего храма
2 ОКТЯБРЯ 2024 (Среда
«С женой и с детьми нужно дружить». Протоиерей Павел Кивович – о самом важном для каждого человека
9 СЕНТЯБРЯ 2024 (Понеде
"Люди хотят любви, но боятся взять на себя ответственность". Клирик прихода иконы "Всех скорбящих Радость" - в программе "Сила веры"
13 ИЮЛЯ 2024 (Су
В эфир вышла программа "Існасць" о минском приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
4 МАЯ 2024 (С
"Все по молитвам дается, только стараться надо". Простыми словами о главном: интервью с мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем
  Молодежь

16 ИЮНЯ 2025 (По
15 июня молодежно-просветительское объединение «LOGOS» организовало лекцию на тему "Святой Дух"
1 АПРЕЛЯ 2025 (Втор
Волонтеры БРСМ Фрунзенского района потрудились на уборке территории прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
1 МАРТА 2025 (Суб
ТВ "Союз". Празднование Всемирного дня православной молодёжи в Варшаве собрало 400 молодых людей со всей Европы
22 ФЕВРАЛЯ 2025 (Суббо
Для жителей Фрунзенского района Минска состоялся кинопоказ фильма «Обитель святой Евфросинии»
30 ЯНВАРЯ 2025 (Четв
Создано новое направление деятельности братства священномученика Владимира Хираско
19 ОКТЯБРЯ 2024 (Суббо
2 ноября в минской духовной семинарии - день открытых дверей
2 АВГУСТА 2024 (Пятни
Куда поступать: духовные учебные заведения Белорусской Православной Церкви
28 НОЯБРЯ 2023 (Втор
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
24 НОЯБРЯ 2023 (Пятн
Студенты первого курса Белорусского государственного технологического университета 24 ноября посетили минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
24 ОКТЯБРЯ 2023 (Вторн
Студенты первого курса Белорусского государственного технологического университета 24 октября посетили минский приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
20 ОКТЯБРЯ 2023 (Пятни
Продолжается прием заявок на участие в X юбилейном Фестивале в защиту жизни и семьи "Ладошка-2023"
19 ОКТЯБРЯ 2023 (Четве
Начат прием заявок на молодежный конкурс творческих работ «Чистота слова – чистота души»
  Объединение молодёжи

24 АВГУСТА 2025 (Воскр
В приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» состоялся субботник
3 ЯНВАРЯ 2024 (Сред
Церковный календарь: 3 января. День памяти святителя Петра, митрополита Московского, и мученицы Иулиании Никомидийской
5 СЕНТЯБРЯ 2022 (Понеде
Приход Николая Японского приглашает детей в ИЗО-студию
27 ИЮНЯ 2021 (Во
Патриарший Экзарх вручил дипломы и благодарности выпускникам Минского духовного училища
13 ФЕВРАЛЯ 2019 (Среда
Слёт православной молодёжи состоится в Минске 22-24 февраля
9 НОЯБРЯ 2018 (Пятн
23-25 ноября состоится VIII молодёжный образовательный форум «QUO VADIS?»
15 ФЕВРАЛЯ 2018 (Четве
Более 120 человек приняли участие в слёте молодёжи Белорусской Православной Церкви
15 ФЕВРАЛЯ 2017 (Среда
Протодиакон Максим Логвинов: на православную молодёжь просто закрывают глаза
4 ОКТЯБРЯ 2016 (Вторн
Как привести молодёжь ко Христу - обсудили на конференции в Минске священники и миряне со всей Беларуси
8 АПРЕЛЯ 2016 (Пятн
Нужна помощь в уборке и благоустройстве приходского лагеря "Радуга" под Минском
22 ЯНВАРЯ 2016 (Пятн
30 января в Минске состоится Минский бал православной молодёжи
24 НОЯБРЯ 2015 (Втор
Более ста человек приняли участие в Молодёжном образовательном форуме "Quo vadis?"

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004 - 2025.