BEL ENG DEU FRA



Протодиакон Максим Логвинов: на православную молодёжь просто закрывают глаза

 
  
15 ФЕВРАЛЯ 2017 (Среда) 11:42:36
Накануне Международного дня православной молодёжи, который отмечается сегодня, мы встретились с руководителем отдела по делам молодёжи Минской епархии и клириком минского Петро-Павловского собора протодиаконом Максимом Логвиновым. О сложностях в жизни молодых прихожан, молодёжной работе в Церкви и расцерковлении – в разговоре с отцом Максимом.

 - Современная православная молодёжь – какая она?

- Такая же молодёжь, как и вся остальная: хорошие, открытые, добрые, пока не испорченные окончательно. В общем-то, вся молодёжь одинакова, но современная православная отличается, наверное, повышенным религиозным чувством. Сейчас это очень важно – то, что они не просто признают существование Бога, что у них есть стремление участвовать в богослужении, в жизни Церкви, очень активная позиция.

 - С какими сложностями молодые прихожане сталкиваются в Церкви?

- Есть позиция очень многих церковных деятелей, что православная молодёжь – это такие же прихожане, как и все остальные. Это действительно правильно, в идеале так и должно быть, но молодёжи ведь чего-то хочется всё время. В этих стремлениях нет ничего плохого – пообщаться, потусить, и, самое главное, побыть немножечко в среде единомышленников, потому что они этого не видят, как правило, там, где они живут и учатся. Там совсем другие ценности, совсем другая иерархия в умах и сердцах, и где-то вдруг находится какая-то отдушина, коллектив. При этом совершенно не важно, какие промежуточные цели ставятся, главное, что это коллектив единомышленников, площадка для общения с себе подобными. Поэтому трудности в том, что на православную молодёжь просто закрывают глаза, для многих нет такого отдельного понятия. Это, наверное, главная проблема.

Другая проблема в том, что, конечно, у молодых людей присутствует какая-то амбициозность. Хочется быть кем-то, играть какую-то роль, значимую и видную, хочется делать что-то, что сразу давало бы отдачу и приносило плоды, но так, наверное, нигде не бывает. Слава Богу, сейчас иногда находятся такие места, приходы, православные братства, где можно себя приложить, но в целом – да, это проблема.

Большая проблема многих людей, не только молодёжи, в том, что понятия духовности, веры как-то не сразу ассоциируются с Церковью. Для кого-то Церковь – это что-то официальное, для кого-то, может быть, слишком глубокое: верить, конечно, хорошо, но зачем же крайности? Да, можно прийти на Пасху постоять, поставить свечу перед экзаменом. Может быть, даже если к ним приходит священник, например, в учебное заведение, то они с удовольствием встретятся и поговорят. И очень часто обычные молодые люди, общаясь между собой, говорят о вещах возвышенных и духовных, для многих это очень актуальная и интересная тема. Предположим, вот им об этом рассказали и они, может быть, уверовали. Но надо прийти в церковь, брать благословение, целовать батюшке ручку, говорить каким-то особенным языком и как-то особенно одеваться, участвовать в совершенно непонятных вещах, которые там происходят… Нужно много учиться, прежде чем дойти до церкви. Когда-то Церковь была сама по себе таким миссионерским институтом, можно было побывать на богослужении, всё увидеть и узнать. Сейчас надо сначала всё выучить, стать полноценным христианином, а затем уже дойти до церкви.

 - И это смущает?

- Это очень многих смущает, и поэтому, конечно, роль приходских молодёжных организаций, братств очень большая. Прийти и пообщаться не в храме, там, где не давит авторитет священника, где можно будет просто поговорить и где тебя воспримут как равного – это очень важный момент.

 - Какова должна быть работа с молодёжью в Церкви?

- Есть огромное количество направлений. Есть миссионерство, когда нужно идти к тем людям, которые открыты для благовестия, но сами в Церковь не придут. К ним нужно идти, с ними нужно встречаться и сразу знать, что им дать, куда их направить, если это их сильно заинтересует. Потом работа с условно воцерковлённой молодёжью: обучение, ликвидация безграмотности, какие-то, может быть, семинары или курсы, беседы о вере, Священном Писании, церковной истории, богослужении. Но тут важно понять, что молодёжи свойственен свой образ мыслей, и если посадить всех вместе – бабушки, молодёжь, зрелые люди – то немножко молодёжь тушуется, теряется, и как-то зачастую не воспринимает то слово, которое обращено к более взрослым людям. А если будет чисто молодёжная группа, те же самые слова будут восприняты более адекватно.

С теми, кто уже в Церкви достаточно давно, кто уже всё знает и умеет, работа совсем другая. Это та молодёжь, которую можно привлекать к социальным проектам. Конечно, все эти вещи немного между собой пересекаются, потому что миссия может быть и через социальное служение – привлечь сначала к добрым делам, а потом уже непосредственно к вере.

Вариантов очень много. По большому счёту, нужно просто чтобы были такие люди, которым это интересно, которым это нужно, которым на молодёжь не наплевать. Кто как хочет, так и работает с молодёжью, и всё это с благодарностью воспринимается, когда люди видят, что к ним неравнодушны, нет со стороны Церкви, как они это воспринимают, к ним потребительского отношения.

 - А как построить работу с молодёжью, чтобы сама жизнь молодого человека в Церкви не превращалась в одну сплошную тусовку, а оставалось ещё время на литургическую жизнь?

- Конечно, эта опасность всегда есть, есть у нас такая молодёжь фестивальная. Я считаю правильным, чтобы молодёжные группы, братства создавались при приходе, чтобы была общинная жизнь, потому что община – это центр церковной жизни. И, конечно, эта литургическая жизнь, о которой вы говорите, должна быть краеугольным камнем, на котором всё строится.

Очень важно, чтобы было какое-то дело. Если просто встречаться и пить чай, то всё равно через какое-то время мы устаём от этого, нет развития, приложения сил. Обязательно нужны динамогенные ситуации, проще говоря, движуха, какое-то действие, акция, не обязательно что-то строго церковное. Лично я не очень хорошо отношусь к паломническим поездкам, считаю, что нечего ездить куда-то, потому что у нас есть самая главная святыня и она – в храме, но в то же время эти поездки очень сплачивают людей. Есть другая опасность – возникает некое сектантство: вот мы ездили в Иерусалим, а вы – нет, значит, вы где-то подсознательно будете второго сорта.

Всё-таки, если учитывать эти опасности, то вполне можно всю эту работу проводить.

 - Много ли вообще сейчас молодёжи в храмах?

- Сложно мне сейчас дать статистику по всем храмах, но там, где есть хоть какая-то молодёжная работа, молодёжи много. Вообще, мы должны сказать, что стереотип о том, что в Церкви бабушки, давным-давно устарел. Конечно, бабушки в Церкви есть, но, в целом приходы заметно помолодели: есть люди зрелого возраста, очень много мужчин и очень много молодых людей, так что сейчас и не скажешь, что подавляющее большинство – это женщины за 60. Приходы, может быть, являют сейчас срез общества в целом.

Но, конечно, где молодёжи хоть как-то дают дорогу, там они будут. Где на них всем наплевать, будет по-другому.

 - Как можно сделать так, чтобы было больше молодёжи в храмах, убрать все эти трудности, о которых вы говорили?

- Нужна определённая воля – воля священноначалия и воля непосредственных исполнителей. Понимаете, часто и мне говорят, что надо уже вырастать из этих детских игрищ, пора становиться, в конце концов, взрослым человеком. Но, на самом деле, я не вижу ничего более серьёзного, чем работать с детишками, с молодёжью, взращивать подрастающее поколение христиан, чтобы они были образованные и адекватные, чтобы у них были самые хорошие воспоминания о детстве и юности и чтобы эти хорошие воспоминания были неразрывно связаны с Церковью. Это я считаю своей большой задачей.

Но, конечно, как будет построена эта форма работы, уже зависит от самого человека. Я придерживаюсь принципа "что имеем, то и даём". Кто-то – хороший богослов, кто-то может заниматься прикладными вещами, например, вырезать из бумаги, это же совершенно не важно. Главное, что человек к своему богатому внутреннему миру, христианскому, привлекает молодых людей. Потому что молодые люди идут за личностью, вероучение воспринимают в последнюю очередь. Мы видим, что, например, в Коринфе первые христиане говорили – я Аполлосов, а я Павлов, а я Кифин. Эта фракционность выражает общую тенденцию, что всё-таки люди сначала смотрят на личность, а потом уже внимают вероучению. Если мы, как говорил апостол Павел Тимофею, будем образом в вере, в любви, в чистоте, за этим пойдут, в первую очередь. А наша задача – не дать зациклиться на своей уникальной, неповторимой личности, а показать, что есть Та Личность, самая главная, отблеск от Которой – все наши положительные качества. Это Личность Христа.

Форма может быть совершенно разная. Но, естественно, если кто-то имеет горящее желание, но не знает, с чего начать, мы можем с ним поделиться опытом. И в нашем синодальном, и в епархиальном молодёжных отделах мы этот опыт как-то обобщаем и стараемся реализовать.

 - Нередко среди молодых прихожан встречаются случаи расцерковления, когда ребёнок посещает церковь с мамами, бабушками, а потом вырастает и понимает, что это ему, как он думает, не надо. В чём причина таких ситуаций?

- Это встречается сплошь и рядом. На самом деле, это просто кризис мировоззрения, он происходит у всех людей. Наша вера не может быть верой наших отцов, сколько бы об этом не трубили, каждый всё-таки должен обрести свою личную встречу с Богом. Первоначально какие-то убеждения зиждутся на том, что мама и папа так объяснили, потом человек взрослеет и начинает как-то это всё переосмысливать. Поэтому кризис этот неизбежен, он должен настать. Каждый должен обрести свою веру, а не повторять за старшими. Но всё хорошее, доброе, что вложили родители, священники и учителя, не пропадет даром, надо это понимать. Мы же видим, что когда дети взрослеют, сначала для них мама всё знает и мама всегда права. Потом оказывается, что не всё мама знает и в итоге не знает ничего, потом они пытаются объяснить маме, как надо, потом понимают, что это безнадежно деградировавшие динозавры. А потом потихонечку понимают, что родители были правы в чём-то, со временем понимают, что родители были правы во всём. И тогда начинается переосмысление тех ценностей, которые родители когда-то попытались вложить. Это касается и учителей, и священников: мы всё вкладываем, но это должно быть осмыслено, пропущено через призму своего взросления и человек должен заново обрести себя.

Расцерковление есть, ничего с этим не поделаешь, но есть и реинтеграция. У меня сейчас как раз есть два таких примера – очень умные, талантливые мальчишки, были когда-то очень активными. Потом, видимо, они всё тщательно изучили и сказали: вся эта религия – мракобесие. Но сейчас почему-то видно движение обратно: один съездил в какой-то монастырь, общается с духовенством. Пока ещё в свой приход ему, может быть, неловко возвращаться, но движение к Церкви наметилось. Второй говорит, что скучает по былым дням.

Есть, конечно, и такие, кто, может быть, через всю жизнь пронесут этот негатив и всё поймут только в конце. Но и повторное воцерковление очень даже имеет место.

Надежда Филипчик / sobor.by/

(просмотров 3337)





Новости разделов:

Интервью

17 НОЯБРЯ 2020
К 100-летию легализации абортов. Протоиерей Павел Сердюк: Мы — залгавшиеся люди, и наша жизнь — коллективная психотравма
14 СЕНТЯБРЯ 2020
Иллюзия или послушание? Интервью с психологом Мариной Филоник и священником Александром Бойко
26 МАЯ 2020
«Только не пишите пафосно, я ничего такого не делаю». О волонтёрах
5 МАЯ 2020
Психолог Людмила Логунова: современные мальчики в большей степени ориентированы на семью, чем девочки
1 МАЯ 2020
"Всегда со светящимися глазами. Синего цвета, как небо!". В Минске простились с отцом Геннадием Бутько
20 АПРЕЛЯ 2020
"Спасибо тем, кто был со мной этой ночью в храме". Прот. Сергий Лепин о праздновании Воскресения Христова во время эпидемии
18 АПРЕЛЯ 2020
Вероника Сердюк: Лучшее средство от паники - помощь ближнему, которому хуже, чем нам
9 АПРЕЛЯ 2020
О любви к салу, экологических привычках и откровенных разговорах. Интервью с блогером и волонтёром Татьяной Станкевич
24 МАРТА 2020
Митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето): о митрополите Филарете, собственном пути к Богу и жизни после воссоединения с Московским Патриархатом
22 МАРТА 2020
Протоиерей Николай Коржич: одна из важнейших составляющих служения митрополита Филарета — это миротворчество
21 МАРТА 2020
Монахиня Сергия (Бульчик): в историю каждой епархии, каждого возрождённого монастыря имя владыки Филарета может быть вписано большими золотыми буквами
21 МАРТА 2020
Игумения Евдокия (Левшук): в 80-е годы на поступление в монастырь была очередь
  Молодежь

28 ОКТЯБРЯ 2020
31 октября в Свято-Елисаветинском монастыре Минска впервые пройдет молодежная Божественная литургия
19 ОКТЯБРЯ 2020
Минское братство апостола Иоанна Богослова отпраздновало свое девятилетие
19 ОКТЯБРЯ 2020
Священники ответили на вопросы о вере и обществе - в Минске прошел православный молодежный форум
8 ОКТЯБРЯ 2020
Что волнует молодых людей сегодня? На фестивале «Покровская Радость» пройдет молодежный форум
7 ОКТЯБРЯ 2020
8 октября минские братчики приглашают присоединиться к совместному просмотру фильма "Камо грядеши"
5 ОКТЯБРЯ 2020
Митрополит Вениамин посетил бобруйский Центр поддержки семьи, материнства и детства «Покрова»
8 СЕНТЯБРЯ 2020
Молодежный театр минского братства Иоанна Богослова возобновляет свою деятельность и приглашает участников
8 СЕНТЯБРЯ 2020
Открывается набор на миссионерские курсы при Минской духовной академии
25 АВГУСТА 2020
Вот оно – настоящее детство: летний православный лагерь в Солтановщине завершает сезон
4 АВГУСТА 2020
С 3 по 7 августа в Туровской епархии проходит крестный сплав на байдарках
31 ИЮЛЯ 2020
Минское духовное училище принимает документы от абитуриентов дистанционно
29 ИЮЛЯ 2020
Объявлен фотоконкурс «Жизнь православной молодежи Беларуси»
  Объединение молодёжи

13 ФЕВРАЛЯ 2019
Слёт православной молодёжи состоится в Минске 22-24 февраля
9 НОЯБРЯ 2018
23-25 ноября состоится VIII молодёжный образовательный форум «QUO VADIS?»
15 ФЕВРАЛЯ 2018
Более 120 человек приняли участие в слёте молодёжи Белорусской Православной Церкви
15 ФЕВРАЛЯ 2017
Протодиакон Максим Логвинов: на православную молодёжь просто закрывают глаза
4 ОКТЯБРЯ 2016
Как привести молодёжь ко Христу - обсудили на конференции в Минске священники и миряне со всей Беларуси
8 АПРЕЛЯ 2016
Нужна помощь в уборке и благоустройстве приходского лагеря "Радуга" под Минском
22 ЯНВАРЯ 2016
30 января в Минске состоится Минский бал православной молодёжи
24 НОЯБРЯ 2015
Более ста человек приняли участие в Молодёжном образовательном форуме "Quo vadis?"
22 ОКТЯБРЯ 2015
Открыта регистрация на V Молодёжный образовательный форум «Quo Vadis?»
21 ОКТЯБРЯ 2015
1-7 февраля в Костроме состоится фестиваль «Братья Зимой»
1 ОКТЯБРЯ 2015
VIII Минский бал православной молодёжи состоится 30 января во Дворце детей и молодёжи
22 ИЮЛЯ 2015
Несколько сотен человек приняли участие в фестивале православной молодёжи Минской епархии
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.