BEL ENG DEU FRA



Разработка урока по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени «

4 ФЕВРАЛЯ 2013 (Понедельник) 15:37:27

ТЕМА:
РАСКРЫТИЕ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА КАК ГЕРОЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Цели:
познавательная: помочь учащимся целостно представить образ Печорина.
развивающая: содействовать развитию у школьников умения общаться,
вести диалог в процессе групповой работы
воспитательная: воспитывать у учащихся совестливость, великодушие,
доброжелательность, ответственность за другого человека


Задачи:
на основе анализа содержания повестей сформировать у учащихся представление о нравственных качествах человека
развитие навыка аналитического чтения художественного текста
воспитание умения выслушать иную точку зрения, при необходимости аргументировано доказать свою

ОФОРМЛЕНИЕ:
1. Эпиграф:
«Никто не писал у нас такой правильной прекрасной благоуханной прозой. Тут видно большое углубление в действительность жизни». Н.В. Гоголь
2. Портреты М.Ю.Лермонтова

ХОД УРОКА:
Сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по содержанию
Работа над содержанием:

1) Место романа в русской литературе
В апреле 1840 года выходит отдельным изданием роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман стал этапным, важным не только для творчества Лермонтова, но и для литературного процесса конца 30-х – начала 40-х годов в целом. На первый план выступает проблема «героя времени». В европейской литературе эта проблема встречалась уже в эпоху Просвещения, в России же в переходную эпоху, когда смежались сентиментализм, романтизм и намечался реализм, проблема «сын века» стала основной.

2) Особенности жанра и композиции
Это роман в виде «цепи повестей», рассказов, новелл. Такие жанры уже встречались в русской литературе, например, «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе Диканьки» Н.В.Гоголя и др.)

Новаторство Лермонтова в том, что внешний фактор, объединяющий единство повестей (Белкин у А..С. Пушкина, пасечника Панька Рудого у Гоголя), у Лермонтова же внешнее единство заменяется внутренним – личностью героя. Поэтому меняется жанр – становится психологическим романом.

Лермонтов придаёт роману сложную композицию. Повести даются не в хронологическом порядке. Причём, повести – разные по жанру. «Бэла» - путевой очерк и романтическая новелла, «Княжна Мери»- «светская повесть». «Фаталист» - мистико-фантастический рассказ»

Главный герой – Григорий Александрович Печорин постепенно раскрывается перед читателем с разных сторон. Задача писателя - по возможности полно и глубоко раскрыть образ Печорина как героя своего времени

Общий замысел произведении объясняется автором в Предисловии» к романную Далее следует повесть «Бэла» - путевые заметки автора, центральным элементов которых выступает рассказ Максима Максимыча (второе авторское «я»). После единственной встречи с Печориным к автору попадает «журнал» Печорина, т.е. личные записки, дневник. «Журнал» составляют повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»в которых сам Печорин рассказывает о себе.

Образ Печорина сложен. В нём совмещаются словно два человека, один из которых совершает поступки, а другой их анализирует и судит.

Задание: найдите в Предисловии и зачитайте, что говорит сам автор о Герое Своего Времени (два последних абзаца)
- Как вы понимаете строки: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины»
- В чём Лермонтов видел болезнь своего поколения?

Лермонтов определяет своего героя как типического, так как видит в нём носителя характерных черт целого поколения. Индивидуализм, скепсис, эгоцентризм совмещаются в нём с интеллектуализмом, способностью к самоанализу и объективной оценке окружающих.

Роман построен таким образом, что Печорин занимает центральное место в его образной системе, его личность вырисовывается через взаимодействие с другими героями.

3) Перейдём к содержанию повести «Бэла».
Опубликована повесть в 1839 году в журнале «Отечественные записки» и получает хороший отзыв у В.Г.Белинского.
«Простота и безыскусственность этого рассказа –т невыразимы», и каждое слово в нём так на своём месте, так богато значением» - писал критик.
«Бэла» написана в форме путевых записок русского офицера, с сохранением ряда особенностей- нет сквозного сюжета, много зафиксированных впечатлений, обилие описаний.

1. Вопрос : Когда и где происходят события, описанные в повести?
Историческая справка: КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Лермонтов был замечательным стилистом. Русский язык можно вполне изучать по его текстам.
2. Найдите описание Койшаурской долины.(«Тихо было… с.56)
3.Каково отношение рассказчика к обитателям сакли, к их нищенскому существованию?
4. На какие две части делится повесть?
5. Кратко перескажите историю, рассказанную Максимом Максимычем о Бэле.
Следуем вопрос: как же могло произойти такая история- как можно похитить девушку и распоряжаться её судьбой?
6. Зачитайте, как выглядел Печорин при первой встрече.
7. Что говорит Максим Максимыча о странностях его характера?
8. Как выглядела Бэла?
9. Сразу ли Бэла приняла Печорина? Как ему удалось добиться расположения девушки?
10. Что ответил Печорин Максиму Максимовичу в ответ на упрёки по отношению к Бэле: (с.62) ( по ролям)
11. В каких действиях и поступках проявились простота, скромность, доброта и сердечность Максима Максимыча?
12. Кто виноват в смерти Бэлы?

Максим Максимыч – человек из народа: в столицах не живал, образования блестящего не получил. Это простой, бесхитростный человек, душевно здоровый, нравственно чистый. В чём-то он наивен, но душевно чуток, способен понять другого человека, хорошо разбирается в людях. Печорина мы воспринимаем через призму его восприятия.

Контрольное задание: в тетрадях запишите: что вы думаете о Печорине после прочтения, анализа повести «Бэла»?

4) Повесть «Максим Максимович»

С точки зрения хронологии – это заключительная часть

Вопросы:
Перескажите кратко сюжет повести.
прочитайте описание портрета, данное путешествующим офицером.
Какие черты внешности Печорина раскрывают его характер?
Прочитайте описание встречи Максима Максимовича и Печорина.
Чью сторону принимает рассказчик, наблюдая их встречу.
Как объясняет Максим Максимович холодность встречи со стороны Печорина? Прав ли он?

Контрольное задание: запишите в тетрадях своё мнение о Печорине после прочтения и анализа повести «Максим Максимович»

Подведение итогов. У доски ученики, активно участвующие в уроке:
Кто такой Печорин? По одной фразе.


5. Домашнее задание: Повесть «Тамань», «Княжна Мери». Критика стр.105-109
/ sobor.by/ учитель высшей категории Татьяна Метечко
(просмотров 23003)





Новости разделов:

В помощь учителю

29 СЕНТЯБРЯ 2022
Читаем вместе с детьми: журнал «Малышок»
12 ФЕВРАЛЯ 2020
Музей Библии Института теологии БГУ проводит экскурсии для всех желающих
15 ЯНВАРЯ 2020
Учитель из Дятлова создала интерактивный сайт, чтобы школьники узнали о жизни местночтимых святых
10 ЯНВАРЯ 2020
14 добрых историй, которые стоит прочесть детям в Рождество
3 ЯНВАРЯ 2020
В белоозёрской школе детей и учителей поздравляют с именинами и вместе посещают христианские святыни Европы
30 ДЕКАБРЯ 2019
В России школьники собирают макулатуру и... продюсируют фильмы
23 НОЯБРЯ 2019
В Бобруйске прошёл Литературно-духовный вечер "Семью сплотить сумеет мудрость книги!"
11 АПРЕЛЯ 2019
Стартовал конкурс литературно-исследовательских работ «Православные святые и святыни Борисовской епархии»
22 МАРТА 2019
"Победить в себе агрессора и жертву". В Жировичах прошёл семинар на тему домашнего насилия
7 МАРТА 2019
Как создать счастливую семью? Разбираем послание ап. Павла к Ефесянам
9 ФЕВРАЛЯ 2019
Православный автор Вячеслав Бобков написал песню, ставшую "гимном учителей"
8 ЯНВАРЯ 2019
Студенты Института теологии БГУ по заявкам проводят в школах просветительские беседы
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.