BEL ENG DEU FRA

Разработка урока по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени «
4 ФЕВРАЛЯ 2013 (Понедельник)



ТЕМА:
РАСКРЫТИЕ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА КАК ГЕРОЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Цели:
познавательная: помочь учащимся целостно представить образ Печорина.
развивающая: содействовать развитию у школьников умения общаться,
вести диалог в процессе групповой работы
воспитательная: воспитывать у учащихся совестливость, великодушие,
доброжелательность, ответственность за другого человека


Задачи:
на основе анализа содержания повестей сформировать у учащихся представление о нравственных качествах человека
развитие навыка аналитического чтения художественного текста
воспитание умения выслушать иную точку зрения, при необходимости аргументировано доказать свою

ОФОРМЛЕНИЕ:
1. Эпиграф:
«Никто не писал у нас такой правильной прекрасной благоуханной прозой. Тут видно большое углубление в действительность жизни». Н.В. Гоголь
2. Портреты М.Ю.Лермонтова

ХОД УРОКА:
Сообщение темы урока.
Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по содержанию
Работа над содержанием:

1) Место романа в русской литературе
В апреле 1840 года выходит отдельным изданием роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман стал этапным, важным не только для творчества Лермонтова, но и для литературного процесса конца 30-х – начала 40-х годов в целом. На первый план выступает проблема «героя времени». В европейской литературе эта проблема встречалась уже в эпоху Просвещения, в России же в переходную эпоху, когда смежались сентиментализм, романтизм и намечался реализм, проблема «сын века» стала основной.

2) Особенности жанра и композиции
Это роман в виде «цепи повестей», рассказов, новелл. Такие жанры уже встречались в русской литературе, например, «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Вечера на хуторе Диканьки» Н.В.Гоголя и др.)

Новаторство Лермонтова в том, что внешний фактор, объединяющий единство повестей (Белкин у А..С. Пушкина, пасечника Панька Рудого у Гоголя), у Лермонтова же внешнее единство заменяется внутренним – личностью героя. Поэтому меняется жанр – становится психологическим романом.

Лермонтов придаёт роману сложную композицию. Повести даются не в хронологическом порядке. Причём, повести – разные по жанру. «Бэла» - путевой очерк и романтическая новелла, «Княжна Мери»- «светская повесть». «Фаталист» - мистико-фантастический рассказ»

Главный герой – Григорий Александрович Печорин постепенно раскрывается перед читателем с разных сторон. Задача писателя - по возможности полно и глубоко раскрыть образ Печорина как героя своего времени

Общий замысел произведении объясняется автором в Предисловии» к романную Далее следует повесть «Бэла» - путевые заметки автора, центральным элементов которых выступает рассказ Максима Максимыча (второе авторское «я»). После единственной встречи с Печориным к автору попадает «журнал» Печорина, т.е. личные записки, дневник. «Журнал» составляют повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»в которых сам Печорин рассказывает о себе.

Образ Печорина сложен. В нём совмещаются словно два человека, один из которых совершает поступки, а другой их анализирует и судит.

Задание: найдите в Предисловии и зачитайте, что говорит сам автор о Герое Своего Времени (два последних абзаца)
- Как вы понимаете строки: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины»
- В чём Лермонтов видел болезнь своего поколения?

Лермонтов определяет своего героя как типического, так как видит в нём носителя характерных черт целого поколения. Индивидуализм, скепсис, эгоцентризм совмещаются в нём с интеллектуализмом, способностью к самоанализу и объективной оценке окружающих.

Роман построен таким образом, что Печорин занимает центральное место в его образной системе, его личность вырисовывается через взаимодействие с другими героями.

3) Перейдём к содержанию повести «Бэла».
Опубликована повесть в 1839 году в журнале «Отечественные записки» и получает хороший отзыв у В.Г.Белинского.
«Простота и безыскусственность этого рассказа –т невыразимы», и каждое слово в нём так на своём месте, так богато значением» - писал критик.
«Бэла» написана в форме путевых записок русского офицера, с сохранением ряда особенностей- нет сквозного сюжета, много зафиксированных впечатлений, обилие описаний.

1. Вопрос : Когда и где происходят события, описанные в повести?
Историческая справка: КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Лермонтов был замечательным стилистом. Русский язык можно вполне изучать по его текстам.
2. Найдите описание Койшаурской долины.(«Тихо было… с.56)
3.Каково отношение рассказчика к обитателям сакли, к их нищенскому существованию?
4. На какие две части делится повесть?
5. Кратко перескажите историю, рассказанную Максимом Максимычем о Бэле.
Следуем вопрос: как же могло произойти такая история- как можно похитить девушку и распоряжаться её судьбой?
6. Зачитайте, как выглядел Печорин при первой встрече.
7. Что говорит Максим Максимыча о странностях его характера?
8. Как выглядела Бэла?
9. Сразу ли Бэла приняла Печорина? Как ему удалось добиться расположения девушки?
10. Что ответил Печорин Максиму Максимовичу в ответ на упрёки по отношению к Бэле: (с.62) ( по ролям)
11. В каких действиях и поступках проявились простота, скромность, доброта и сердечность Максима Максимыча?
12. Кто виноват в смерти Бэлы?

Максим Максимыч – человек из народа: в столицах не живал, образования блестящего не получил. Это простой, бесхитростный человек, душевно здоровый, нравственно чистый. В чём-то он наивен, но душевно чуток, способен понять другого человека, хорошо разбирается в людях. Печорина мы воспринимаем через призму его восприятия.

Контрольное задание: в тетрадях запишите: что вы думаете о Печорине после прочтения, анализа повести «Бэла»?

4) Повесть «Максим Максимович»

С точки зрения хронологии – это заключительная часть

Вопросы:
Перескажите кратко сюжет повести.
прочитайте описание портрета, данное путешествующим офицером.
Какие черты внешности Печорина раскрывают его характер?
Прочитайте описание встречи Максима Максимовича и Печорина.
Чью сторону принимает рассказчик, наблюдая их встречу.
Как объясняет Максим Максимович холодность встречи со стороны Печорина? Прав ли он?

Контрольное задание: запишите в тетрадях своё мнение о Печорине после прочтения и анализа повести «Максим Максимович»

Подведение итогов. У доски ученики, активно участвующие в уроке:
Кто такой Печорин? По одной фразе.


5. Домашнее задание: Повесть «Тамань», «Княжна Мери». Критика стр.105-109
/ sobor.by/ учитель высшей категории Татьяна Метечко
(просмотров 18546)




Новости разделов:

В помощь учителю

14 АВГУСТА 2017
Новомученики Минска - кто они? Бесплатная экскурсия проходит для всех желающих
3 АВГУСТА 2017
Отчёт о проведении фестиваля-марафона «Крылья Ангела» в учреждениях образования Минской области в 2016/2017 учебном году
1 АВГУСТА 2017
В Минске обсудили раннюю сексуализацию несовершеннолетних
5 ИЮЛЯ 2017
Как церковные приходы могут помочь экологии? Узнали под Минском
21 ИЮНЯ 2017
"Чем будет больше выпускников духовных училищ, тем будет светлее на земле!". В МинДУ состоялся выпускной
25 МАЯ 2017
Ученики православных классов 44-ой школы посетили богослужение в Свято-Петро-Павловском соборе
5 МАЯ 2017
С 26 июня по 2 июля на базе Минской духовной семинарии пройдут занятия Летнего богословского института
12 АПРЕЛЯ 2017
Cвященнослужитель: не украшайте пасхальную снедь изображениями креста, Господа и Богородицы
4 АПРЕЛЯ 2017
Постное письмо № 29 Саввы Мажуко: Стыдно ли быть рабом Божиим
17 МАРТА 2017
Ребенок шумит в храме: как быть родителям и окружающим?
10 МАРТА 2017
Как поститься с детьми? Отвечает священник
6 МАРТА 2017
Писатель Николай Гаврилов: "Уже с десяток лет у меня 2 настольные книги"
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.