BEL ENG DEU FRA

Можно ли молиться о животных? Священник об отношениях человека и домашних питомцев

 
 
 
 
  
14 ФЕВРАЛЯ 2017 (Вторник) 11:43:49
Порой можно наблюдать, как домашние животные становятся для людей ближайшими друзьями, самыми любимыми существами на земле. Как смотрит на это Церковь? К каким отношениям к животным призывает она христиан? В какие крайности не стоит впадать человеку? Уместны ли молитвы о наших братьях меньших? Можно ли давать животному святую воду? На эти и другие вопросы для tvorenie.by продолжает отвечать протоиерей Алексей Климов, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, эколог по образованию. 

Священник: “Нужно быть рачительным хозяином на той площади, которую занимаешь” >>>

- Отец Алексей, к каким отношениям к животным призывает нас Церковь? Как она смотрит на убийство животных для употребления в пищу?

- Господь дал нам животных в услужение, в помощники – они его охраняют, помогают ему в труде, он пользуется их дарами (молоко, шерсть) и он их ест. И надо их за это благодарить. Отдельная тема, как животные помогают человеку в медицинских исследованиях, как спасают его от опасности (собаки-сапёры). Если бы не они, мы бы не выжили. Нам это напоминание, что мы живём благодаря другим.

Некоторые люди перегибают палку, когда рассматривают заповедь “не убий” по отношению к животным. Эта заповедь касается убийства человека, а не употребления в пищу мяса. То, что мы употребляем животных в пищу – это тоже результат современного состояния нашей биосферы. До всемирного потопа люди не имели Божьего благословения на употребления животной пищи. Лишь после потопа Бог благословил людям есть животных. Я думаю, что это временное явление. Думаю, когда придёт Царствие Небесное мы не будем есть наших братьев меньших. Эта тема интересная, но в ней есть таинственные моменты.

- Зачастую животные людьми даже очеловечиваются, нормально ли это, когда питомец становится полноценным членом семьи?

- Возможно, конечно и перегибы, когда животному оказывают внимания больше, чем человеку. Порой люди, которые кормят голубков, в это же время с ненавистью относятся к людям, которые этих голубков спугнули. К сожалению, любое нормальное дело может быть доведено до абсурда.

Животные называются нашими братьями меньшими. Но это не значит, что мы от них произошли. По физиологии мы близки с животными, но душой и духом человек от животного отличается принципиально. У человека есть самосознание и свободная воля.

Я думаю, что люди, которые тесно общаются с животными, например, держат домашних животных, они видят, что между человеком и животным могут быть отношения другие, животные социализируются. Открываются какие-то интересные новые или старые отношения, которые, возможно, были до грехопадения. Домашние животные в человеке в некотором смысле видят Бога. Важно, конечно, не сотворить себе кумира из этого животного. Но блажен тот, который и скотину милует.

- С другой стороны мы видим, как порой люди самовластно ведут себя по отношению к животному миру…

- Греховный человек – это скопище противоречий. Человеку дана от Бога власть, но он должен понимать, что мы отвечаем за свои поступки и друг перед другом, и перед Богом. Во всех отношениях важно видеть перед собой Бога, Который не вмешивается на каждом шагу, нас в спину не толкает, а обратился к нам с проповедью, предостерегая от одного и к другому побуждая, но дальше мы поступаем сами.

- Есть ли у животных душа?

- Есть, так написано в Библии. У растений, например, про душу не сказано ничего. Телесно животные состоят из земли – из минеральных элементов таблицы Менделеева, при этом у них есть душа, позволяющая им чувствовать. Есть и разум. Но принципиальное отличие человека от животного в том, что в человеке есть дух Божий, который Бог вдохнул в человека, и в этом есть Божий образ. У животных Божьего образа нет, они несут на себе отпечаток Премудрости Божьей: одноклеточные организмы устроены в разы тоньше и удивительней, чем все наши компьютеры. А человек помимо прочего имеет и дух – способность осознанно общаться с Богом, осознавать себя личностью, общаться с окружающим миром, и поэтому человек ответственен за свои поступки. Тигр, съевший антилопу, не согрешил – он не мог иначе поступить. А человек может поступить так или иначе.

- Можно ли молиться за животных?

- Можно, но в том ключе, чтобы Господь помог нам жить с ними правильнее. Чтобы, например, саранча не уничтожила мой урожай. Думаю, можно попросить у Бога милости к болящей собаке, другое дело, что текст молитвы должен отличаться от молитвы за человека, ведь животные не имеют грехов и не нуждаются в их отпущении.

- Не кощунственно ли окроплять животных святой водой?

- Нет, конечно. Благодать Божья как от солнца идёт во все стороны. Животное можно окропить святой водичкой, дать ему её выпить. Ведь Бог питает животных, даёт им жизнь. А ведь животное может быть и кормильцем – рабочий конь, например. Человеку естественно просить благословления у Бога на свою семью и на всё, с чем он соприкасается. Молясь об урожае, мы ведь молимся о растениях – мы можем окропить их святой водой перед тем, как бросить в поле. Мы видим, как результат нашего труда зависит не только от нас, но и от Божьих действий.

- По-христиански ли животное, которое служило человеку, отдавать на убой? Например, отслужившую лошадь продать заводу на переработку?

- Думаю, это не правильно. Если животное было тебе другом, ты дал ему имя, оно тебя узнавало и отличало от других – как ты будешь смотреть ему в глаза, отправляя его на смерть? Порой животным совершают эвтаназию, когда оно мучается от неизлечимой болезни. Это очень болезненно, но это не то же самое, как оттолкнуть того, кого ты приручил. Мы опять-таки учимся у Маленького Принца – мы отвечаем за тех, кого приручили.

Пример хорошего отношения к животным, послужившим людям, можно найти в армии, когда пограничных собак отправляют на пенсию. Животное уже списано со службы, но остаётся на довольствии. И это очень важно. Это возможность отблагодарить животных. Тратя на это животное время и средства, человек повышает свою человечность.

- Приходилось видеть, как в деревнях закапывают только что родившихся котят…

- Закапать живое существо – это не знаю, кем надо быть. Есть технологии, с помощью которых можно это предотвратить: не хочешь котят – проведи своей кошке операцию по стерилизации. И будет кошка, а котят не будет. Это даже не бесчеловечность, а неразумность, которую можно избежать.

- И в заключение, отец Алексей, почему, на Ваш взгляд, порой люди с большей любовью относятся к домашним животным, чем друг к другу?

- Когда человек живёт с животным (мы говорим про высокоорганизованных животных), он видит, как оно его любит, оно буквально человека боготворит. В таком животном как бы образуются зачатки личности, оно уже не одно из ста, но по-особому относится к человеку и, возможно, по-разному относится к его членам семьи. Животное в человеке видит Бога, так оно и было устроено, просто эти отношения исказились после грехопадения. Ведь человек был сотворён царём природы, и все животные и растения в меру своей вместимости видели человека своим владыкой. Поэтому, возможно, что когда мы видим такую явную любовь, в нас возникают отголоски того, какие отношения между человеком и животным были в Раю. И нас это, конечно умиляет.

Есть фотографии, как человек кормит взрослого медведя, и этот медведь к нему ластится. Это уникально. Если иногда такие добрые отношения встречаются, как было бы здорово нам всем зажить в такой гармонии! Есть надежда, что в Царствие Божием эта гармония восстановится. Пророк Исайя предрекал будущее блаженство животного мира: "Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи".

На фото к новости: протоиерей Алексей Климов -  клирик минского Радосте-Скорбященского прихода; Патриарх Константинопольский Варфоломей I держит в руках овечку; священник православной церкви в Америке (приход св. Иоанна Крестителя в Нью Йорке) окропляет собаку (фото с сайта saintjohnorthodox.org).

tvorenie.by / sobor.by/

(просмотров 1494)




Новости разделов:

Интервью

9 ФЕВРАЛЯ 2018
«Царство Божие – здесь и сейчас». Почему христианам не надо бояться конца света
24 ЯНВАРЯ 2018
О вере и служении Богу. Большой разговор с личным фотографом Патриаршего Экзарха
22 ЯНВАРЯ 2018
Как найти своё призвание, полюбить рабочую рутину или сменить профессию? Интервью с отцом Сергием Тимошенковым
18 ЯНВАРЯ 2018
Врач – про крещенские купания: «Всем окунаться ни в коем случае не нужно»
17 ЯНВАРЯ 2018
Почему собирают подписи за обретение мощей святой Валентины Минской? Комментарий отца Евгения Громыко
16 ЯНВАРЯ 2018
Главный миссионер БПЦ рассказал о своих любимых книгах: "Меня всегда пленяла абсурдность и запутанность сюжета"
6 ЯНВАРЯ 2018
Протоиерей Сергий Лепин: "Продавать ладанки как средства спасения ни в коем случае нельзя"
4 ЯНВАРЯ 2018
Поле битвы – сердца людей. Как в церкви помогают побороть алкоголизм и наркоманию
30 ДЕКАБРЯ 2017
Праздновать ли Новый Год? Смотрите, что про это думают православные минчане
26 ДЕКАБРЯ 2017
«Никто не будет думать про игрушки, когда нечего есть». О чём рассказал миссионер, побывавший в Африке
31 ОКТЯБРЯ 2017
«Почему мы должны отдавать дань языческой традиции?» Отец Евгений Громыко – про Хэллоуин и суеверия
21 ОКТЯБРЯ 2017
Всё, что важно знать про уныние и депрессию. Большой разговор со священником
  Просвещение

18 ФЕВРАЛЯ 2018
К началу Великого поста: лучшие материалы Sobor.by
17 ФЕВРАЛЯ 2018
Зачем перед началом Великого поста нужно прощать обиды?
12 ФЕВРАЛЯ 2018
Институт теологии БГУ приглашает на курсы повышения квалификации по программе «Конфессиональная история Беларуси»
10 ФЕВРАЛЯ 2018
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово на неделю о Страшном Суде
9 ФЕВРАЛЯ 2018
«Царство Божие – здесь и сейчас». Почему христианам не надо бояться конца света
7 ФЕВРАЛЯ 2018
«Начистоту»: что такое психология и надо ли православным её бояться?
3 ФЕВРАЛЯ 2018
"Надо быть мёртвым духовно, чтобы пройти мимо любви Божией". Слово игумена Никона (Воробьёва) в неделю о блудном сыне
30 ЯНВАРЯ 2018
"Смирению учишься, созерцая Христа". Отец Александр Шмеман - о неделе мытаря и фарисея
27 ЯНВАРЯ 2018
Отдаём ли мы Богу должное? Проповедь Антония Сурожского в неделю о мытаре и фарисее
18 ЯНВАРЯ 2018
Освящение воды на Крещение: что важно знать?
9 ЯНВАРЯ 2018
3 христианских фильма, которые (возможно) стоит увидеть в новом году
6 ЯНВАРЯ 2018
Протоиерей Сергий Лепин: "Продавать ладанки как средства спасения ни в коем случае нельзя"
  Церковь и общество

19 ФЕВРАЛЯ 2018
Сегодня во всех приходах Православной Церкви начнут читать покаянный канон Андрея Критского
19 ФЕВРАЛЯ 2018
В Несвижском доме-интернате отпраздновали Масленицу
18 ФЕВРАЛЯ 2018
К началу Великого поста: лучшие материалы Sobor.by
16 ФЕВРАЛЯ 2018
Сестричество милосердия прихода иконы "Всех скорбящих Радость" начало курс обучения по уходу за больными на дому
15 ФЕВРАЛЯ 2018
"Всеми руками и ногами я ЗА такие мероприятия!". Как в минской СШ №94 организуют праздник и рассказывают о Христе
15 ФЕВРАЛЯ 2018
120 лет назад в Минске был освящён Александро-Невский храм
14 ФЕВРАЛЯ 2018
Две духовности. Что архимандрит Савва (Мажуко) рассказал участникам слёта православной молодёжи
13 ФЕВРАЛЯ 2018
10 человек из Свято-Ксениевского монастыря в Барани получили дипломы МинДУ
12 ФЕВРАЛЯ 2018
Состоялась встреча Патриаршего Экзарха всея Беларуси с молодёжью
12 ФЕВРАЛЯ 2018
Бесплатное занятие по азам киносъёмки состоится 15 февраля на базе прихода иконы "Всех скорбящих Радость"
9 ФЕВРАЛЯ 2018
Международная встреча кровельщиков состоялась в минском приходе иконы "Всех скорбящих Радость"
9 ФЕВРАЛЯ 2018
«Царство Божие – здесь и сейчас». Почему христианам не надо бояться конца света
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.