BEL ENG DEU FRA

Можно ли молиться о животных? Священник об отношениях человека и домашних питомцев
14 ФЕВРАЛЯ 2017 (Вторник)

 
 
 
 
  
Порой можно наблюдать, как домашние животные становятся для людей ближайшими друзьями, самыми любимыми существами на земле. Как смотрит на это Церковь? К каким отношениям к животным призывает она христиан? В какие крайности не стоит впадать человеку? Уместны ли молитвы о наших братьях меньших? Можно ли давать животному святую воду? На эти и другие вопросы для tvorenie.by продолжает отвечать протоиерей Алексей Климов, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, эколог по образованию. 

Священник: “Нужно быть рачительным хозяином на той площади, которую занимаешь” >>>

- Отец Алексей, к каким отношениям к животным призывает нас Церковь? Как она смотрит на убийство животных для употребления в пищу?

- Господь дал нам животных в услужение, в помощники – они его охраняют, помогают ему в труде, он пользуется их дарами (молоко, шерсть) и он их ест. И надо их за это благодарить. Отдельная тема, как животные помогают человеку в медицинских исследованиях, как спасают его от опасности (собаки-сапёры). Если бы не они, мы бы не выжили. Нам это напоминание, что мы живём благодаря другим.

Некоторые люди перегибают палку, когда рассматривают заповедь “не убий” по отношению к животным. Эта заповедь касается убийства человека, а не употребления в пищу мяса. То, что мы употребляем животных в пищу – это тоже результат современного состояния нашей биосферы. До всемирного потопа люди не имели Божьего благословения на употребления животной пищи. Лишь после потопа Бог благословил людям есть животных. Я думаю, что это временное явление. Думаю, когда придёт Царствие Небесное мы не будем есть наших братьев меньших. Эта тема интересная, но в ней есть таинственные моменты.

- Зачастую животные людьми даже очеловечиваются, нормально ли это, когда питомец становится полноценным членом семьи?

- Возможно, конечно и перегибы, когда животному оказывают внимания больше, чем человеку. Порой люди, которые кормят голубков, в это же время с ненавистью относятся к людям, которые этих голубков спугнули. К сожалению, любое нормальное дело может быть доведено до абсурда.

Животные называются нашими братьями меньшими. Но это не значит, что мы от них произошли. По физиологии мы близки с животными, но душой и духом человек от животного отличается принципиально. У человека есть самосознание и свободная воля.

Я думаю, что люди, которые тесно общаются с животными, например, держат домашних животных, они видят, что между человеком и животным могут быть отношения другие, животные социализируются. Открываются какие-то интересные новые или старые отношения, которые, возможно, были до грехопадения. Домашние животные в человеке в некотором смысле видят Бога. Важно, конечно, не сотворить себе кумира из этого животного. Но блажен тот, который и скотину милует.

- С другой стороны мы видим, как порой люди самовластно ведут себя по отношению к животному миру…

- Греховный человек – это скопище противоречий. Человеку дана от Бога власть, но он должен понимать, что мы отвечаем за свои поступки и друг перед другом, и перед Богом. Во всех отношениях важно видеть перед собой Бога, Который не вмешивается на каждом шагу, нас в спину не толкает, а обратился к нам с проповедью, предостерегая от одного и к другому побуждая, но дальше мы поступаем сами.

- Есть ли у животных душа?

- Есть, так написано в Библии. У растений, например, про душу не сказано ничего. Телесно животные состоят из земли – из минеральных элементов таблицы Менделеева, при этом у них есть душа, позволяющая им чувствовать. Есть и разум. Но принципиальное отличие человека от животного в том, что в человеке есть дух Божий, который Бог вдохнул в человека, и в этом есть Божий образ. У животных Божьего образа нет, они несут на себе отпечаток Премудрости Божьей: одноклеточные организмы устроены в разы тоньше и удивительней, чем все наши компьютеры. А человек помимо прочего имеет и дух – способность осознанно общаться с Богом, осознавать себя личностью, общаться с окружающим миром, и поэтому человек ответственен за свои поступки. Тигр, съевший антилопу, не согрешил – он не мог иначе поступить. А человек может поступить так или иначе.

- Можно ли молиться за животных?

- Можно, но в том ключе, чтобы Господь помог нам жить с ними правильнее. Чтобы, например, саранча не уничтожила мой урожай. Думаю, можно попросить у Бога милости к болящей собаке, другое дело, что текст молитвы должен отличаться от молитвы за человека, ведь животные не имеют грехов и не нуждаются в их отпущении.

- Не кощунственно ли окроплять животных святой водой?

- Нет, конечно. Благодать Божья как от солнца идёт во все стороны. Животное можно окропить святой водичкой, дать ему её выпить. Ведь Бог питает животных, даёт им жизнь. А ведь животное может быть и кормильцем – рабочий конь, например. Человеку естественно просить благословления у Бога на свою семью и на всё, с чем он соприкасается. Молясь об урожае, мы ведь молимся о растениях – мы можем окропить их святой водой перед тем, как бросить в поле. Мы видим, как результат нашего труда зависит не только от нас, но и от Божьих действий.

- По-христиански ли животное, которое служило человеку, отдавать на убой? Например, отслужившую лошадь продать заводу на переработку?

- Думаю, это не правильно. Если животное было тебе другом, ты дал ему имя, оно тебя узнавало и отличало от других – как ты будешь смотреть ему в глаза, отправляя его на смерть? Порой животным совершают эвтаназию, когда оно мучается от неизлечимой болезни. Это очень болезненно, но это не то же самое, как оттолкнуть того, кого ты приручил. Мы опять-таки учимся у Маленького Принца – мы отвечаем за тех, кого приручили.

Пример хорошего отношения к животным, послужившим людям, можно найти в армии, когда пограничных собак отправляют на пенсию. Животное уже списано со службы, но остаётся на довольствии. И это очень важно. Это возможность отблагодарить животных. Тратя на это животное время и средства, человек повышает свою человечность.

- Приходилось видеть, как в деревнях закапывают только что родившихся котят…

- Закапать живое существо – это не знаю, кем надо быть. Есть технологии, с помощью которых можно это предотвратить: не хочешь котят – проведи своей кошке операцию по стерилизации. И будет кошка, а котят не будет. Это даже не бесчеловечность, а неразумность, которую можно избежать.

- И в заключение, отец Алексей, почему, на Ваш взгляд, порой люди с большей любовью относятся к домашним животным, чем друг к другу?

- Когда человек живёт с животным (мы говорим про высокоорганизованных животных), он видит, как оно его любит, оно буквально человека боготворит. В таком животном как бы образуются зачатки личности, оно уже не одно из ста, но по-особому относится к человеку и, возможно, по-разному относится к его членам семьи. Животное в человеке видит Бога, так оно и было устроено, просто эти отношения исказились после грехопадения. Ведь человек был сотворён царём природы, и все животные и растения в меру своей вместимости видели человека своим владыкой. Поэтому, возможно, что когда мы видим такую явную любовь, в нас возникают отголоски того, какие отношения между человеком и животным были в Раю. И нас это, конечно умиляет.

Есть фотографии, как человек кормит взрослого медведя, и этот медведь к нему ластится. Это уникально. Если иногда такие добрые отношения встречаются, как было бы здорово нам всем зажить в такой гармонии! Есть надежда, что в Царствие Божием эта гармония восстановится. Пророк Исайя предрекал будущее блаженство животного мира: "Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи".

На фото к новости: протоиерей Алексей Климов -  клирик минского Радосте-Скорбященского прихода; Патриарх Константинопольский Варфоломей I держит в руках овечку; священник православной церкви в Америке (приход св. Иоанна Крестителя в Нью Йорке) окропляет собаку (фото с сайта saintjohnorthodox.org).

tvorenie.by / sobor.by/

(просмотров 1323)




Новости разделов:

Интервью

31 ОКТЯБРЯ 2017
«Почему мы должны отдавать дань языческой традиции?» Отец Евгений Громыко – про Хэллоуин и суеверия
21 ОКТЯБРЯ 2017
Всё, что важно знать про уныние и депрессию. Большой разговор со священником
7 ОКТЯБРЯ 2017
Священник про инвалидов: «Каждый человек – это галактика»
27 СЕНТЯБРЯ 2017
«Эта музыка возьмёт своё». Как церковный хор возрождает в Беларуси древний стиль пения
22 СЕНТЯБРЯ 2017
Живая легенда. Профессор Эдуард Загорульский выступил в Институте теологии с лекцией о древнем Минске
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Акушер-гинеколог: "Видеть малыша на УЗИ и затем брать в руку кюретку, потом идти к собственным детям – это морально тяжело"
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Академик Иван Чарота - про уникальность перевода Нового Завета на белорусский язык
18 СЕНТЯБРЯ 2017
Айцец Сергій Гардун: "Я ўпэўнены, што Францыск Скарына быў праваслаўным"
12 СЕНТЯБРЯ 2017
25 гадоў працы. Новы Запавет пераклалі на беларускую мову з арыгіналу
27 АВГУСТА 2017
«Приход – не только стены, но и люди». Рассказ о минском приходе Успения Божьей Матери
14 АВГУСТА 2017
Самая главная книга. Священник – о том, почему нам нужна Библия
6 АВГУСТА 2017
Находка XII века: монастырская печать преподобной Евфросинии найдена в Полоцке
  Просвещение

20 НОЯБРЯ 2017
Опубликована программа Третьих Белорусских Рождественских чтений
8 НОЯБРЯ 2017
В Минске пройдёт конференция «Миссия монашества в современном мире»
18 ОКТЯБРЯ 2017
Священник и бывший преподаватель философии – о том, чего не хватает системе образования
4 ОКТЯБРЯ 2017
12-13 октября пройдёт Международная научная конференция "Государство, общество и Церковь в Беларуси"
4 ОКТЯБРЯ 2017
В Минской духовной академии состоится презентация книги о храме в Сынковичах
4 ОКТЯБРЯ 2017
6-7 декабря в Минске пройдут «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)»
2 ОКТЯБРЯ 2017
«Начистоту» – всем ли понятно православное богослужение?
29 СЕНТЯБРЯ 2017
В кафедральном соборе Борисова открываются духовно-просветительские курсы
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Лекция профессора Георгия Митрофанова "Православная Российская Церковь между февралём и октябрём 1917 года" прошла в Минске
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Американский священник: Мы чтим Богородицу в день Её рождения, потому что хотим приблизиться к Сыну Божьему
18 СЕНТЯБРЯ 2017
"В этой заповеди - весь закон и пророки". Проповедь прот. Игоря Коростелёва
15 СЕНТЯБРЯ 2017
20 сентября в Минске - лекция «Древний Минск в археологическом и церковно-историческом прошлом»
  Церковь и общество

22 НОЯБРЯ 2017
Храм иконы Божией Матери «Всецарица» открывает благотворительную телефонную линию
21 НОЯБРЯ 2017
24 ноября в Минске состоится презентация выставки «Человек и творение»
21 НОЯБРЯ 2017
Пры падтрымцы БПЦ у Мінску адбылася Рэспубліканская чытацкая сесія «„ЧЫТАЧ – гэта культурны статус“: расцём з „КнігаСветам“»
21 НОЯБРЯ 2017
Древний православный храм открылся в Стамбуле после реставрации
20 НОЯБРЯ 2017
4 декабря в ДК МАЗ - благотворительный концерт "От сердца к сердцу"
17 НОЯБРЯ 2017
"Крестный ход - это мой воздух". Под Малоритой почтили память св. Параскевы Пятницы
16 НОЯБРЯ 2017
Фестиваль православной культуры "Кладезь" пройдёт в Минске 17-23 ноября
16 НОЯБРЯ 2017
18 ноября в Свято-Духов кафедральный собор будет принесён ковчег с частицами мощей 54-х святых
15 НОЯБРЯ 2017
В Минске состоялась конференция «Память в назидание», посвящённая столетию начала подвига новомучеников
14 НОЯБРЯ 2017
Православный слёт «Святая Русь» состоялся в Солтановще
9 НОЯБРЯ 2017
В Несвижском доме-интернате впервые прошло бракосочетание и таинство венчания
8 НОЯБРЯ 2017
В Минске пройдёт конференция «Миссия монашества в современном мире»
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.