BEL ENG DEU FRA

Постное письмо № 3. Говеть или поститься?
2 МАРТА 2017 (Четверг)

 
  
“Поститься – пепел.Говеть – пламя. Можно говеть, но не поститься. Можно поститься, но не говеть.” Архимандрит Савва (Мажуко), насельник гомельского Свято-Никольского мужского монастыря, продолжает рассказывать о невероятной красоте и смысле Великого поста.

Разговор о посте надо бы начинать с терминов, с "постной лексики". Здесь три самых известных корня: существительное "пост", глаголы "поститься", "говеть", прилагательные "постный" и "скоромный".

Сначала о приятном. "Скоромный" – последнее в списке. Наше слово, славянское, родственное к слову "корм". Скором – "жир, жирная пища, масло". От него кокетливое "оскоромиться", "скоромная пища", просто "скоромное". Уже не первый век проникает в светскую лексику церковная: "скоромный взгляд", то есть нескромный, животный, похотливый; "скоромная книжонка", "скоромные мечты". Кажется, ничего дурного в жирной пище нет, а без сливочного масла вообще тускнеют краски жизни. Но наши предки заимствовали эту кулинарную образность, чтобы подчеркнуть липкость греха, постыдных наклонностей, нужду в обуздании всего этого скоромного буйства.

Наше родное слово "пост", оказывается, вовсе и не родное. По одной из версий заимствовано из древневерхненемецкого fasto. Люди, "испорченные" английским языком, сразу припоминают fast или fasting, в значении "пост", "поститься". В слегка изменённом виде это слово с тем же значением есть и в других германских языках. Особо продвинутые даже вспомнят обнадёживающее to break fast – "разговеться". А вот глагол "говеть" исконно славянский – проявлять уважение, воздавать честь. Этот корень мы слышим в глаголе "благоговеть", то есть относиться с глубочайшим почтением. Хочется помянуть ещё и забытое прилагательное "говейный". Было такое выражение "говейный отрок" – так называли юношу до вступления в брак, и значило это – чистый, нетронутый, незапятнанный.

Скажете "поститься" и "говеть" – синонимы? Не совсем. Если глагол "поститься" ставит акцент на воздержании от пищи, то слово "говеть" выдаёт некий внутренний трепет, эмоциональную взволнованность святыней, чувство глубокого уважения.

Поститься – это снаружи, внешнее действие, некоторая форма, ритуальность, поза.

Говеть – это глубоко внутри, очень лично, предельно волнительно.

Пост – бледное лицо, тихий голос, сухой ответ, сдержанная речь, сознательное эмоциональное самоумерщвление.

Говеть – горящий взгляд, готовность к действию, живая сосредоточенность, решительная бодрость – "отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы".

Поститься – пепел. Говеть – пламя.

Можно говеть, но не поститься.

Можно поститься, но не говеть.

Воздержание от пищи ещё не свидетель того внутреннего горения и чистой взволнованности, которая и является стержнем религиозного чувства. Но этот внутренний "страх и трепет" не может долго оставаться без воплощения в поступке или ритуале. Он просится обнаружиться. Чем сильнее чувство, тем большей оно требует означенности. Ему неодолимо хочется разродиться в действие и знак, обозначить себя. Как влюблённого юношу тянет к подвигу и невероятным поступкам, так и человека, по-настоящему взволнованного Истиной, влечёт к чрезвычайному проявлению этого чувства. Из этой внутренней взволнованности и родились все наши обряды, ритуалы и духовные практики.

В самом по себе воздержании от пищи нет ничего оригинального. Это некий культурный знак, универсальный, всечеловеческий, не являющийся принадлежностью или изобретением какой-то одной религии или народности. От пищи отказывались и индусские аскеты, и иудейские пророки, и сицилийские пифагорейцы, а сегодня ещё и политические деятели, и мнительные актрисы. Каждый вносит своё значение в эту универсальную форму.

Всем хорошо понятно, почему держал голодовку Махатма Ганди или зачем предаётся диете фотомодель. Зачем христиане воздерживаются от пищи в период Великого поста? Почистить организм? Не смейтесь, именно так часто толкуют наши посты светские люди. Слышал неоднократно. Самый простой ответ на вопрос "зачем верующие постятся", вы найдёте в Евангелии: "От избытка сердца говорят уста" (Лк 6:45). Избыток сердца требует подвига, поступка, знаковой оформленности. Избыток сердца естественно просится в нечто важное, но формально бесполезное. Христиане постятся не ради здоровья.

Пост – бесполезен, как бесполезны цветы. Но любящий может перевернуть весь город, потратить последние деньги, чтобы у его девушки был лучший в мире букет.

Говение – причина поста, то есть воздержания от пищи. Говение – горение, внутренний огонь веры, трепет благоговения. Чтобы поддержать жизнь этого огня, надо погасить все другие пожары, устранить все окрестные задымления. Этого трепета ищут в опыте поста. Внешние усилия, то есть постное воздержание, формальная, сухая дисциплина помогают это внутреннее горение усилить.

А если нет горения? Не смущайтесь. Всё есть. И именно простая постная дисциплина помогает этот заброшенный и едва теплящийся огонёк обнаружить и оживить.

Читайте также:

Письмо № 1. Великий пост: прятать эту красоту преступно >>>

Постное письмо № 2. У ворот рая >>>

www.pravmir.ru/ sobor.by/

(просмотров 587)




Новости разделов:

Православие в мире

20 АПРЕЛЯ 2017
«Христос Воскресе!» на разных языках мира
19 АПРЕЛЯ 2017
Как перенести искушения в праздники: cоветы афонского старца Паисия
17 АПРЕЛЯ 2017
Отошёл ко Господу архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия
10 АПРЕЛЯ 2017
Благовещенский приход Барселоны встретил престольный праздник с новыми образами
29 МАРТА 2017
Прихожане православных общин в Италии во дни Великого поста усилили молитву о мире
29 МАРТА 2017
Православные общины Западной Польши становятся центрами интеграции мигрантов из бывшего Союза
24 МАРТА 2017
Создана виртуальная реконструкция крестного пути Господа
23 МАРТА 2017
Сайт Валаамского монастыря собирает старые аудио, кино- и фотопленки для оцифровки и набирает волонтёров-переводчиков
23 МАРТА 2017
В Хорватии совершены нападения на сербские храмы
22 МАРТА 2017
Верховный суд Греции признал архимандрита Ефрема невиновным
17 МАРТА 2017
В Элке состоялось погребение останков российских воинов времён Первой мировой
15 МАРТА 2017
В Познани основан новый круг Кирилло-Мефодиевского братства Польши
  Церковь и общество

27 АПРЕЛЯ 2017
Как мы на Радоницу живые цветы на кладбище искали
27 АПРЕЛЯ 2017
14 мая в минском приходе святого архистратига Михаила - Литургия на белорусском языке
26 АПРЕЛЯ 2017
26 апреля – годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Как память о трагедии хранит минский Радосте-Скорбященский приход
26 АПРЕЛЯ 2017
Учебный год в воскресной школе Радосте-Скорбященского прихода завершился молебном и концертом
25 АПРЕЛЯ 2017
Память жертв репрессий молитвенно почтили в урочище Куропаты. ВИДЕО
25 АПРЕЛЯ 2017
Иерей Сергий Пыск: Радоница - день радости, а не печали
24 АПРЕЛЯ 2017
Приход святителя Спиридона Тримифунтского приглашает минчан на чтение акафиста святителю
24 АПРЕЛЯ 2017
11 мая в МДУ состоится круглый стол-семинар «Регентское дело: прошлое, настоящее, будущее»
24 АПРЕЛЯ 2017
Полоцкая обитель на исходе Светлой седмицы встречала владыку Экзарха
21 АПРЕЛЯ 2017
Сестра милосердия: "Я уже не смогу не помогать людям"
21 АПРЕЛЯ 2017
В Минске состоялся молодёжный межконфессиональный фестиваль-выставка «Пасхальный кулич»
21 АПРЕЛЯ 2017
К Пасхе паломники облагородили место упокоения святой Валентины Минской живыми украшениями
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.