BEL ENG DEU FRA

Постное письмо № 3. Говеть или поститься?

 
  
2 МАРТА 2017 (Четверг) 13:54:13
“Поститься – пепел.Говеть – пламя. Можно говеть, но не поститься. Можно поститься, но не говеть.” Архимандрит Савва (Мажуко), насельник гомельского Свято-Никольского мужского монастыря, продолжает рассказывать о невероятной красоте и смысле Великого поста.

Разговор о посте надо бы начинать с терминов, с "постной лексики". Здесь три самых известных корня: существительное "пост", глаголы "поститься", "говеть", прилагательные "постный" и "скоромный".

Сначала о приятном. "Скоромный" – последнее в списке. Наше слово, славянское, родственное к слову "корм". Скором – "жир, жирная пища, масло". От него кокетливое "оскоромиться", "скоромная пища", просто "скоромное". Уже не первый век проникает в светскую лексику церковная: "скоромный взгляд", то есть нескромный, животный, похотливый; "скоромная книжонка", "скоромные мечты". Кажется, ничего дурного в жирной пище нет, а без сливочного масла вообще тускнеют краски жизни. Но наши предки заимствовали эту кулинарную образность, чтобы подчеркнуть липкость греха, постыдных наклонностей, нужду в обуздании всего этого скоромного буйства.

Наше родное слово "пост", оказывается, вовсе и не родное. По одной из версий заимствовано из древневерхненемецкого fasto. Люди, "испорченные" английским языком, сразу припоминают fast или fasting, в значении "пост", "поститься". В слегка изменённом виде это слово с тем же значением есть и в других германских языках. Особо продвинутые даже вспомнят обнадёживающее to break fast – "разговеться". А вот глагол "говеть" исконно славянский – проявлять уважение, воздавать честь. Этот корень мы слышим в глаголе "благоговеть", то есть относиться с глубочайшим почтением. Хочется помянуть ещё и забытое прилагательное "говейный". Было такое выражение "говейный отрок" – так называли юношу до вступления в брак, и значило это – чистый, нетронутый, незапятнанный.

Скажете "поститься" и "говеть" – синонимы? Не совсем. Если глагол "поститься" ставит акцент на воздержании от пищи, то слово "говеть" выдаёт некий внутренний трепет, эмоциональную взволнованность святыней, чувство глубокого уважения.

Поститься – это снаружи, внешнее действие, некоторая форма, ритуальность, поза.

Говеть – это глубоко внутри, очень лично, предельно волнительно.

Пост – бледное лицо, тихий голос, сухой ответ, сдержанная речь, сознательное эмоциональное самоумерщвление.

Говеть – горящий взгляд, готовность к действию, живая сосредоточенность, решительная бодрость – "отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы".

Поститься – пепел. Говеть – пламя.

Можно говеть, но не поститься.

Можно поститься, но не говеть.

Воздержание от пищи ещё не свидетель того внутреннего горения и чистой взволнованности, которая и является стержнем религиозного чувства. Но этот внутренний "страх и трепет" не может долго оставаться без воплощения в поступке или ритуале. Он просится обнаружиться. Чем сильнее чувство, тем большей оно требует означенности. Ему неодолимо хочется разродиться в действие и знак, обозначить себя. Как влюблённого юношу тянет к подвигу и невероятным поступкам, так и человека, по-настоящему взволнованного Истиной, влечёт к чрезвычайному проявлению этого чувства. Из этой внутренней взволнованности и родились все наши обряды, ритуалы и духовные практики.

В самом по себе воздержании от пищи нет ничего оригинального. Это некий культурный знак, универсальный, всечеловеческий, не являющийся принадлежностью или изобретением какой-то одной религии или народности. От пищи отказывались и индусские аскеты, и иудейские пророки, и сицилийские пифагорейцы, а сегодня ещё и политические деятели, и мнительные актрисы. Каждый вносит своё значение в эту универсальную форму.

Всем хорошо понятно, почему держал голодовку Махатма Ганди или зачем предаётся диете фотомодель. Зачем христиане воздерживаются от пищи в период Великого поста? Почистить организм? Не смейтесь, именно так часто толкуют наши посты светские люди. Слышал неоднократно. Самый простой ответ на вопрос "зачем верующие постятся", вы найдёте в Евангелии: "От избытка сердца говорят уста" (Лк 6:45). Избыток сердца требует подвига, поступка, знаковой оформленности. Избыток сердца естественно просится в нечто важное, но формально бесполезное. Христиане постятся не ради здоровья.

Пост – бесполезен, как бесполезны цветы. Но любящий может перевернуть весь город, потратить последние деньги, чтобы у его девушки был лучший в мире букет.

Говение – причина поста, то есть воздержания от пищи. Говение – горение, внутренний огонь веры, трепет благоговения. Чтобы поддержать жизнь этого огня, надо погасить все другие пожары, устранить все окрестные задымления. Этого трепета ищут в опыте поста. Внешние усилия, то есть постное воздержание, формальная, сухая дисциплина помогают это внутреннее горение усилить.

А если нет горения? Не смущайтесь. Всё есть. И именно простая постная дисциплина помогает этот заброшенный и едва теплящийся огонёк обнаружить и оживить.

Читайте также:

Письмо № 1. Великий пост: прятать эту красоту преступно >>>

Постное письмо № 2. У ворот рая >>>

www.pravmir.ru/ sobor.by/

(просмотров 1015)




Новости разделов:

Православие в мире

19 ЯНВАРЯ 2018
В дар Сербской Православной Церкви от белорусского мецената доставлена частица мощей святителя Иринея Лионского
17 ЯНВАРЯ 2018
Традиции колядования и празднования юлианского Сильвестра cохраняют православные Польши
12 ЯНВАРЯ 2018
Белорусский иконописец принял участие в международном пленэре в Румынии
10 ЯНВАРЯ 2018
В Турции создадут музей православных икон
30 ДЕКАБРЯ 2017
Как преподавать духовно-нравственные предметы в школе. В Бобруйске обсудили польский опыт.
6 ДЕКАБРЯ 2017
Сегодня православные Литвы и Беларуси чтят память митрополита Иосифа (Семашко)
27 НОЯБРЯ 2017
Встреча, посвящённая преподобному Паисию Святогорцу, состоялась в Белостоке
23 НОЯБРЯ 2017
В Польше заканчивается пребывание честных мощей святителя Нектария Эгинского
22 НОЯБРЯ 2017
В Семятичах в Польше состоялся Международный фестиваль-смотр паралитургической песни
21 НОЯБРЯ 2017
Древний православный храм открылся в Стамбуле после реставрации
17 НОЯБРЯ 2017
Презентация книги "Близкий мне Восток" православного публициста Анны Радзюкевич состоялась в Польше
16 НОЯБРЯ 2017
Сербская православная церковь выиграла суд за спорный храм в Косово
  Церковь и общество

23 ЯНВАРЯ 2018
17 февраля минский приход Николая Японского приглашает на семейный бал
22 ЯНВАРЯ 2018
Подарим 6-летнему Мишутке шанс ходить!
22 ЯНВАРЯ 2018
25 января в Минске состоится творческий вечер Татьяны Дашкевич
22 ЯНВАРЯ 2018
Фестиваль батлеечных и кукольных театров "Нябёсы" собрал участников из 7 европейских стран
19 ЯНВАРЯ 2018
В Минске вручены Рождественские премии Христианского образовательного центра
18 ЯНВАРЯ 2018
Расписание богослужений в храмах Минска и Минского района на Крещенский сочельник и Богоявление
18 ЯНВАРЯ 2018
Врач – про крещенские купания: «Всем окунаться ни в коем случае не нужно»
15 ЯНВАРЯ 2018
Институт теологии БГУ приглашает на курсы повышения квалификации
13 ЯНВАРЯ 2018
Президент Беларуси подарил митрополиту Павлу уникальную икону белорусских мастеров
12 ЯНВАРЯ 2018
Созданный участниками рождественского фестиваля "Радость" вертеп передали Белорусскому детскому хоспису
12 ЯНВАРЯ 2018
12-13 января БГУФК примет Рождественский турнир по спортивно-боевым единоборствам
10 ЯНВАРЯ 2018
Патриарший Экзарх совершил великую вечерню в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.