BEL ENG DEU FRA

Постное письмо № 3. Говеть или поститься?
2 МАРТА 2017 (Четверг)

 
  
“Поститься – пепел.Говеть – пламя. Можно говеть, но не поститься. Можно поститься, но не говеть.” Архимандрит Савва (Мажуко), насельник гомельского Свято-Никольского мужского монастыря, продолжает рассказывать о невероятной красоте и смысле Великого поста.

Разговор о посте надо бы начинать с терминов, с "постной лексики". Здесь три самых известных корня: существительное "пост", глаголы "поститься", "говеть", прилагательные "постный" и "скоромный".

Сначала о приятном. "Скоромный" – последнее в списке. Наше слово, славянское, родственное к слову "корм". Скором – "жир, жирная пища, масло". От него кокетливое "оскоромиться", "скоромная пища", просто "скоромное". Уже не первый век проникает в светскую лексику церковная: "скоромный взгляд", то есть нескромный, животный, похотливый; "скоромная книжонка", "скоромные мечты". Кажется, ничего дурного в жирной пище нет, а без сливочного масла вообще тускнеют краски жизни. Но наши предки заимствовали эту кулинарную образность, чтобы подчеркнуть липкость греха, постыдных наклонностей, нужду в обуздании всего этого скоромного буйства.

Наше родное слово "пост", оказывается, вовсе и не родное. По одной из версий заимствовано из древневерхненемецкого fasto. Люди, "испорченные" английским языком, сразу припоминают fast или fasting, в значении "пост", "поститься". В слегка изменённом виде это слово с тем же значением есть и в других германских языках. Особо продвинутые даже вспомнят обнадёживающее to break fast – "разговеться". А вот глагол "говеть" исконно славянский – проявлять уважение, воздавать честь. Этот корень мы слышим в глаголе "благоговеть", то есть относиться с глубочайшим почтением. Хочется помянуть ещё и забытое прилагательное "говейный". Было такое выражение "говейный отрок" – так называли юношу до вступления в брак, и значило это – чистый, нетронутый, незапятнанный.

Скажете "поститься" и "говеть" – синонимы? Не совсем. Если глагол "поститься" ставит акцент на воздержании от пищи, то слово "говеть" выдаёт некий внутренний трепет, эмоциональную взволнованность святыней, чувство глубокого уважения.

Поститься – это снаружи, внешнее действие, некоторая форма, ритуальность, поза.

Говеть – это глубоко внутри, очень лично, предельно волнительно.

Пост – бледное лицо, тихий голос, сухой ответ, сдержанная речь, сознательное эмоциональное самоумерщвление.

Говеть – горящий взгляд, готовность к действию, живая сосредоточенность, решительная бодрость – "отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы".

Поститься – пепел. Говеть – пламя.

Можно говеть, но не поститься.

Можно поститься, но не говеть.

Воздержание от пищи ещё не свидетель того внутреннего горения и чистой взволнованности, которая и является стержнем религиозного чувства. Но этот внутренний "страх и трепет" не может долго оставаться без воплощения в поступке или ритуале. Он просится обнаружиться. Чем сильнее чувство, тем большей оно требует означенности. Ему неодолимо хочется разродиться в действие и знак, обозначить себя. Как влюблённого юношу тянет к подвигу и невероятным поступкам, так и человека, по-настоящему взволнованного Истиной, влечёт к чрезвычайному проявлению этого чувства. Из этой внутренней взволнованности и родились все наши обряды, ритуалы и духовные практики.

В самом по себе воздержании от пищи нет ничего оригинального. Это некий культурный знак, универсальный, всечеловеческий, не являющийся принадлежностью или изобретением какой-то одной религии или народности. От пищи отказывались и индусские аскеты, и иудейские пророки, и сицилийские пифагорейцы, а сегодня ещё и политические деятели, и мнительные актрисы. Каждый вносит своё значение в эту универсальную форму.

Всем хорошо понятно, почему держал голодовку Махатма Ганди или зачем предаётся диете фотомодель. Зачем христиане воздерживаются от пищи в период Великого поста? Почистить организм? Не смейтесь, именно так часто толкуют наши посты светские люди. Слышал неоднократно. Самый простой ответ на вопрос "зачем верующие постятся", вы найдёте в Евангелии: "От избытка сердца говорят уста" (Лк 6:45). Избыток сердца требует подвига, поступка, знаковой оформленности. Избыток сердца естественно просится в нечто важное, но формально бесполезное. Христиане постятся не ради здоровья.

Пост – бесполезен, как бесполезны цветы. Но любящий может перевернуть весь город, потратить последние деньги, чтобы у его девушки был лучший в мире букет.

Говение – причина поста, то есть воздержания от пищи. Говение – горение, внутренний огонь веры, трепет благоговения. Чтобы поддержать жизнь этого огня, надо погасить все другие пожары, устранить все окрестные задымления. Этого трепета ищут в опыте поста. Внешние усилия, то есть постное воздержание, формальная, сухая дисциплина помогают это внутреннее горение усилить.

А если нет горения? Не смущайтесь. Всё есть. И именно простая постная дисциплина помогает этот заброшенный и едва теплящийся огонёк обнаружить и оживить.

Читайте также:

Письмо № 1. Великий пост: прятать эту красоту преступно >>>

Постное письмо № 2. У ворот рая >>>

www.pravmir.ru/ sobor.by/

(просмотров 516)




Новости разделов:

Православие в мире

24 МАРТА 2017
Создана виртуальная реконструкция крестного пути Господа
23 МАРТА 2017
Сайт Валаамского монастыря собирает старые аудио, кино- и фотопленки для оцифровки и набирает волонтёров-переводчиков
23 МАРТА 2017
В Хорватии совершены нападения на сербские храмы
22 МАРТА 2017
Верховный суд Греции признал архимандрита Ефрема невиновным
17 МАРТА 2017
В Элке состоялось погребение останков российских воинов времён Первой мировой
15 МАРТА 2017
В Познани основан новый круг Кирилло-Мефодиевского братства Польши
14 МАРТА 2017
Фотовыставка "Твёрдая вера: Православие на Святой земле" завершает свою работу в Минске
13 МАРТА 2017
Обитель Григория Паламы в Греции отпраздновала престольный праздник
10 МАРТА 2017
Ольга Янум и Николай Шиманский вошли в состав совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию церковного пения
9 МАРТА 2017
Египетский министр: защита христианских церквей – часть доктрины ислама
7 МАРТА 2017
Епископ Богородский Антоний призвал итальянскую паству быть свидетелями нашей веры
6 МАРТА 2017
В Пинской епархии служит иеромонах из Сербии: "Беларусь - моя духовная родина"
  Церковь и общество

24 МАРТА 2017
Что услышат минчане в дни Великопостных концертов 1-7 апреля?
24 МАРТА 2017
Постное письмо № 18. Как у нас появляются постные лица
24 МАРТА 2017
Создана виртуальная реконструкция крестного пути Господа
24 МАРТА 2017
В Борисовcкой епархии обсудили вопросы бережного отношения к природе
23 МАРТА 2017
Сайт Валаамского монастыря собирает старые аудио, кино- и фотопленки для оцифровки и набирает волонтёров-переводчиков
23 МАРТА 2017
2 апреля в Минске - концерт духовной поэзии и авторской песни "В ожидании Светлого дня"
23 МАРТА 2017
Какие экологические проекты сегодня реализуют в БПЦ?
23 МАРТА 2017
Волонтёры Слуцко-Солигорской епархии приглашают присоединиться к акции «Цветок святой Софии»
23 МАРТА 2017
Первые чтения памяти протоиерея Иоанна Григоровича пройдут в Минской духовной академии
22 МАРТА 2017
Верховный суд Греции признал архимандрита Ефрема невиновным
22 МАРТА 2017
Творческая программа Татьяны Дашкевич «Две рыбки» состоится в Минске 1 апреля
22 МАРТА 2017
Акция ГАИ "Безопасность детей - приоритет для взрослых" пройдёт 24 марта по 4 апреля
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.