BEL ENG DEU FRA

Письмо № 1 Саввы Мажуко. Великий пост: прятать эту красоту преступно
1 МАРТА 2017 (Среда)

 
 
  
Архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря Гомеля, устал от предсказуемости церковной публицистики и отказался от привычного формата "проповедь на текущий праздник". Читатели "Правмира" теперь будут получать от него письма. Каждый день первой седмицы и потом в течение Великого поста архимандрит будет облегчать участь "мучеников поста" и показывать всю невероятную красоту этих важных дней.

Предисловие

Церковная публицистика – занятие скучное. Здесь всегда очень тесно. Не развернуться. Все наши журналы, газеты и сайты начинают ярко и порывисто, а потом принимаются дремать и "сдуваться". Журналисту нужен размах и свежесть темы, а в мире Православия все предзадано и предписано. Нет, не зорким цензором, а просто – церковным календарём. И мы кружим в этом календаре, словно лошадка на арене – каждый раз одни и те же темы, лица, вопросы и допросы.

Откройте любое церковное издание: проповедь на текущий праздник или евангельское чтение. Хороших авторов в этом жанре немного, ещё меньше сюжетов, на которые они пишут, ведь все из Писания, а это одна книга. Церковные новости вращаются тоже вокруг календаря: юбилеи, праздничные службы, концерты по случаю, конференции по поводу. Всё предсказуемо в буквальном смысле – чаще всего опытному журналисту удаётся пред-сказать и даже пред-писать, что и как будет сказано и написано.

Есть ещё целый спектр "духовных" тем. Здесь чаще всего про борьбу – со страстьми, с детьми, мужьями, масонами. Вот видите, уже начинаю шутить. И в этом нет криминала. Шучу, но не критикую. Церковная жизнь консервативна по самой своей природе, и календарная определённость и предельность – это хорошо и правильно. А то, что нам бывает тесно, на самом деле должно стимулировать автора к оттачиванию мастерства, к творческому усилию, чтобы даже в игольные ворота церковной предопределённости вводить и выводить чудесных зверей.

Каждый год редакция портала "Православие и мир" забрасывает меня просьбами написать что-нибудь о посте. И чаще всего я сдаюсь, и появляются тексты по поводу. Со временем развилось чутьё: вот-вот наступит пост, и опять придут "постные заказы". Сколько можно писать на эту тему? – Это предсказуемая реакция автора. Однако опыт показывает, что писать всё равно надо, потому что огромное число православных людей даже понятия не имеет, зачем мы постимся, кому это нужно, как это делать – и ещё целое море подобных вопросов. Но самое грустное для меня как церковного человека – то, что большинство верующих даже не подозревают, какое же это красивое время – время Великого поста! Пост – это очень красиво, и я хочу поделиться этой красотой.

Как досадно, что для многих эта красота сокрыта! Своим ученикам я всегда рассказываю, на что обратить внимание в той или иной службе, какие тексты прочесть заранее, какого момента службы ждать с трепетом и восторгом. Ведь многие потрясающие церковные песнопения исполняются всего лишь раз в год, и как же жалко их упустить! Поэтому есть нужда в некоем "путеводителе по Великому посту".

И главное. Мне очень хочется хоть как-нибудь облегчить участь "мучеников поста", людей, которых покалечил постный церковный опыт только потому, что они "подцепили" его в искажённом и неподлинном виде. Таких людей я видел немало, и сам был в их числе. Это жертвы недоразумения и злоупотребления, которое никак не отменяет употребления.

Поскольку я сам не люблю систематического изложения, – дремлю и зеваю, – то наиболее приемлемым жанром для "науки постной красоты" я избрал письмо. Это будут постные письма. Не знаю, сколько их будет, кто их будет читать, будут ли ответы?

"Вы пишите, живописцы, вам зачтётся! Я потом, что непонятно, объясню".

Постное письмо № 1. Великий пост: в поисках смысла

В центре нашего церковного года – Пасха. Она стоит не просто неуловимо плавающей датой, но и внушительной смысловой конструкцией. Можно даже сказать так:

В начале была Пасха. И Пасха была с Богом. И Бог был Пасха. Всё от Пасхи произошло, и без Пасхи ничего бы не было, что было.

Чем Церковь жива? Пасхой. От Пасхи, как круги по воде, расходятся во все стороны и наши богословские порывы, и церковные уставы, и богослужебные правила. Исходят от Пасхи, в Пасху возвращаясь, вновь замыкаясь и сходясь в этой светлой и радостной Тайне.

А что такое Пасха? На этот вопрос нельзя ответить раз и навсегда. Этот вопрос невозможно закрыть. Мы отвечаем на него каждый год. Ищем ответ очень долго и все вместе. В этом вопросе и лежит смысл Великого поста. Великий пост – это долгое, семинедельное отвечание всей Церкви на вопрос "что такое Пасха?". Длящееся незавершённое действие. Незавершаемое, но увенчиваемое ответом "Воистину воскресе!"

Великий пост – дело всей Церкви. Нельзя "поститься про себя". Великий пост – не мое личное дело, не личное дело Патриарха или священника, это наше общее дело. Как это дело назвать одним словом? Богомыслие. Великий пост – событие богомыслия всех православных христиан без исключения. Никто из православных христиан не должен остаться вне поста, то есть вне работы созерцания Страстей и Пасхи. Об этом говорит и 69-е правило святых апостолов: "Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен".

Не хочешь быть отлучен от общения церковного? Постись.

А если я просто не могу такое есть! Я просто не выдержу!

Вот ради таких вопросов и стоит искать последний смысл постного порядка. Воздержание от пищи – не цель поста и даже не его смысл. Пост не в пище.

Цель поста – богомыслие Страстей и Воскресения.

Воздержание от пищи – средство, не цель и даже не отличительная особенность поста, это некий метод, способствующий этому богомыслию, созерцанию смыслов. Таким образом, у поста есть два аспекта – центральный и подчинённый. Воздержание от пищи и другие ограничения носят служебный характер по отношению к главному делу поста – всецерковному богомыслию.

Что нам даёт такая расстановка акцентов? Богомыслие – главное, воздержание от пищи – служебное, подчинённое, не абсолютное. Стратегии постного воздержания могут быть разными. Не для всякого человека отказ от рыбы или молока будет способствовать созерцательной работе. Кого-то эти аскетические опыты, наоборот, отвлекут от созерцания. Неразумный пост не должен стать препятствием к богомыслию, как и распущенность или беспечность в воздержании. Пост для человека, а не человек для поста.

Критерий постных ограничений: что я не позволил бы себе делать, если бы созерцал Страсти Христовы? Это простой вопрос. Он очень многое проясняет в наших церковных уставах, снимая целый ворох пустых вопросов. Из него надо исходить, когда пытаешься определить свою меру аскетического усилия. Хочешь определить свою меру поста, спроси себя ещё раз: что я не позволил бы себе делать, если бы созерцал Страсти Христовы? Есть люди, которые не могут ругаться или врать, если в комнате есть иконы. В церкви мы инстинктивно, не сговариваясь, говорим шёпотом. Нас останавливает священное пространство. Великим постом обуздывает священное время. Если в святые недели я предаюсь богомыслию, разве я могу вместе с этим развлекаться на пирушке или смотреть комедию? Все очень просто.

Пост – дело всей Церкви. Общецерковный характер поста заключается в том, что в большие посты вся Церковь, то есть каждый крещёный человек, даже ребёнок, получает конкретное церковное задание, тему для созерцания и богомыслия: если это рождественский пост, тема – "Воплощение Бога-Слова, Творца нашего мира", если Великий пост – "Страдание Господа, Его смерть и победа над смертью". Для того, чтобы это богомыслие буквально заполнило всего человека, приходится отказаться, во-первых, от внешних впечатлений, хотя бы ограничить их, чтобы найти место для созерцания, во-вторых, правильно настроить свой навык питания, потому что избыток пищи, её качество сильно влияет на способность концентрироваться, собирать внимание, укрощать эмоции.

Пост – дело всей Церкви. Из чего это следует? Из Прощёного воскресенья. Мы просим друг у друга прощения не для того, чтобы лишний раз всплакнуть и освежить эмоции. Хотя это тоже бывает полезно. Если мы все вместе приступаем к одному большому и серьёзному делу, нам следует закрыть все личные и несущественные вопросы. Ничто не должно мешать этому большому делу. Нельзя делать большое дело, не забыв себя, не оставив всю суету и мелочность, недостойную великой задачи.

Мы просим друг у друга прощения в канун поста, чтобы вновь пережить и обнаружить единство, вступить в пост вместе, соборно. Поэтому в чине прощения участвуют все, ругался ли ты с кем-то или ты кротчайшее существо – войди в церковное единство, не только осознай, но и переживи дело поста как дело всей Церкви.

Разрушит ли наше единство и соборность разнообразие стратегий воздержания от пищи? Нет. Потому что это всего лишь средство. Единство разрушает отказ от всецерковного дела созерцания Пасхи Крестной и Пасхи Воскресения.

А как это – созерцать всей Церковью? Прежде всего – церковная служба. Богослужение есть частный случай богомыслия. Храм – учебная аудитория созерцания. Здесь мы перенимаем опыт богомыслия древних мистиков и пророков. Научишься слушать и понимать церковную службу – поймешь все богословские тайны Евангелия.

Опыт постного всецерковного богомыслия – постное богослужение. Но есть такие счастливцы, которые умеют хранить огонь церковного богомыслия и вне церковных стен. Для нас это велико и почти недостижимо. Но в Церкви этот опыт доступен каждому. Надо просто попытаться. Всецерковное богомыслие приучает и готовит к непрестанному созерцанию.

Это опыт не только богословия и богомыслия, но ещё и опыт красоты, потому что постное богослужение – это очень красиво.

Прятаться от этой красоты – глупо. Прятать эту красоту – преступно.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

www.pravmir.ru/ sobor.by/

(просмотров 1015)




Новости разделов:

Православие в мире

14 АВГУСТА 2017
Торжества в честь Супрасльской иконы Божией Матери состоялись в Польше
4 АВГУСТА 2017
Молодёжь Радосте-Скорбященского прихода съездила в Тезе
3 АВГУСТА 2017
Жертв акции "Висла" помянули в монастыре преп. Серафима Саровского в Польше
1 АВГУСТА 2017
1800-летний православный храм в Турции находится под угрозой обрушения
27 ИЮЛЯ 2017
Новый сербский ансамбль впервые выступил с русскими песнями перед белорусами
26 ИЮЛЯ 2017
На Сардинии поздравили с 60-летием основателя православной общины Кальяри
24 ИЮЛЯ 2017
Опубликован проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения
24 ИЮЛЯ 2017
«Верить в Христа воскресшего – значит вставать после каждого падения». О жизни православных в Сирии
21 ИЮЛЯ 2017
«Холмская Голгофа». Архиепископ Авель про новомучеников православной Польши
19 ИЮЛЯ 2017
На Холмщине отпраздновали торжество Турковичской иконы Божией Матери
29 ИЮНЯ 2017
В открытый доступ выложено более 14,5 тысяч редких рукописей
16 ИЮНЯ 2017
Делегаты Кирилло-Мефодиевского братства Польши определили стартегию развития
  Просвещение

17 АВГУСТА 2017
19 августа программа «Свет души» расскажет про храм в Порплище
14 АВГУСТА 2017
Новомученики Минска - кто они? Бесплатная экскурсия проходит для всех желающих
14 АВГУСТА 2017
Самая главная книга. Священник – о том, почему нам нужна Библия
10 АВГУСТА 2017
З 30 жніўня па 3 верасня ў Беларусі пройдзе навукова-асветніцкая экспедыцыя “Дарога да святыняў”
7 АВГУСТА 2017
Фонд «Открытые сердца» направил предложения Минобразования по проекту нацплана о защите прав детей
2 АВГУСТА 2017
Начистоту. Отец Роман Артёмов – о том, что православный может найти в аниме
31 ИЮЛЯ 2017
В чём заключалось чудо «Дюнкерка»? Мнение христианина
27 ИЮЛЯ 2017
Св. Никодим Святогорец. Почему следует часто причащаться
17 ИЮЛЯ 2017
В Витебске состоится международная конференция «Женский подвиг в истории Беларуси. 1917–2017 годы»
15 ИЮЛЯ 2017
Владыка Иоанн про чудо на озере Луково: "Наш край сподобился явления Божьей Матери"
5 ИЮЛЯ 2017
Как церковные приходы могут помочь экологии? Узнали под Минском
29 ИЮНЯ 2017
В Минской духовной семинарии открывается иконописное отделение
  Церковь и общество

18 АВГУСТА 2017
4 эффективных способа побороть зависимость от смартфона
17 АВГУСТА 2017
26 августа частица мощей св. Марии Магдалины прибудет в Свято-Духов собор Минска
17 АВГУСТА 2017
Приглашаются добровольцы для помощи пациентам хосписов
17 АВГУСТА 2017
Зачем православному спорт и можно ли быть фанатом. О спорте – «Начистоту»
17 АВГУСТА 2017
19 августа программа «Свет души» расскажет про храм в Порплище
15 АВГУСТА 2017
Новая аудиозапись Библии издана на флеш-носителе
15 АВГУСТА 2017
Новая аудиозапись Библии издана на флеш-носителе
15 АВГУСТА 2017
В Солтановщине прошёл III слёт молодёжи Слуцко-Солигорской епархии «Соль земли»
14 АВГУСТА 2017
Новомученики Минска - кто они? Бесплатная экскурсия проходит для всех желающих
14 АВГУСТА 2017
На Святой (Марьиной) горке освящены поклонный крест и часовня
11 АВГУСТА 2017
С 14 по 27 августа у православных - Успенский пост
11 АВГУСТА 2017
27 августа в Солигорске - Национальный фестиваль колокольного звона
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.