BEL ENG DEU FRA



Письмо № 1 Саввы Мажуко. Великий пост: прятать эту красоту преступно

 
 
  
1 МАРТА 2017 (Среда) 12:04:25
Архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря Гомеля, устал от предсказуемости церковной публицистики и отказался от привычного формата "проповедь на текущий праздник". Читатели "Правмира" теперь будут получать от него письма. Каждый день первой седмицы и потом в течение Великого поста архимандрит будет облегчать участь "мучеников поста" и показывать всю невероятную красоту этих важных дней.

Предисловие

Церковная публицистика – занятие скучное. Здесь всегда очень тесно. Не развернуться. Все наши журналы, газеты и сайты начинают ярко и порывисто, а потом принимаются дремать и "сдуваться". Журналисту нужен размах и свежесть темы, а в мире Православия все предзадано и предписано. Нет, не зорким цензором, а просто – церковным календарём. И мы кружим в этом календаре, словно лошадка на арене – каждый раз одни и те же темы, лица, вопросы и допросы.

Откройте любое церковное издание: проповедь на текущий праздник или евангельское чтение. Хороших авторов в этом жанре немного, ещё меньше сюжетов, на которые они пишут, ведь все из Писания, а это одна книга. Церковные новости вращаются тоже вокруг календаря: юбилеи, праздничные службы, концерты по случаю, конференции по поводу. Всё предсказуемо в буквальном смысле – чаще всего опытному журналисту удаётся пред-сказать и даже пред-писать, что и как будет сказано и написано.

Есть ещё целый спектр "духовных" тем. Здесь чаще всего про борьбу – со страстьми, с детьми, мужьями, масонами. Вот видите, уже начинаю шутить. И в этом нет криминала. Шучу, но не критикую. Церковная жизнь консервативна по самой своей природе, и календарная определённость и предельность – это хорошо и правильно. А то, что нам бывает тесно, на самом деле должно стимулировать автора к оттачиванию мастерства, к творческому усилию, чтобы даже в игольные ворота церковной предопределённости вводить и выводить чудесных зверей.

Каждый год редакция портала "Православие и мир" забрасывает меня просьбами написать что-нибудь о посте. И чаще всего я сдаюсь, и появляются тексты по поводу. Со временем развилось чутьё: вот-вот наступит пост, и опять придут "постные заказы". Сколько можно писать на эту тему? – Это предсказуемая реакция автора. Однако опыт показывает, что писать всё равно надо, потому что огромное число православных людей даже понятия не имеет, зачем мы постимся, кому это нужно, как это делать – и ещё целое море подобных вопросов. Но самое грустное для меня как церковного человека – то, что большинство верующих даже не подозревают, какое же это красивое время – время Великого поста! Пост – это очень красиво, и я хочу поделиться этой красотой.

Как досадно, что для многих эта красота сокрыта! Своим ученикам я всегда рассказываю, на что обратить внимание в той или иной службе, какие тексты прочесть заранее, какого момента службы ждать с трепетом и восторгом. Ведь многие потрясающие церковные песнопения исполняются всего лишь раз в год, и как же жалко их упустить! Поэтому есть нужда в некоем "путеводителе по Великому посту".

И главное. Мне очень хочется хоть как-нибудь облегчить участь "мучеников поста", людей, которых покалечил постный церковный опыт только потому, что они "подцепили" его в искажённом и неподлинном виде. Таких людей я видел немало, и сам был в их числе. Это жертвы недоразумения и злоупотребления, которое никак не отменяет употребления.

Поскольку я сам не люблю систематического изложения, – дремлю и зеваю, – то наиболее приемлемым жанром для "науки постной красоты" я избрал письмо. Это будут постные письма. Не знаю, сколько их будет, кто их будет читать, будут ли ответы?

"Вы пишите, живописцы, вам зачтётся! Я потом, что непонятно, объясню".

Постное письмо № 1. Великий пост: в поисках смысла

В центре нашего церковного года – Пасха. Она стоит не просто неуловимо плавающей датой, но и внушительной смысловой конструкцией. Можно даже сказать так:

В начале была Пасха. И Пасха была с Богом. И Бог был Пасха. Всё от Пасхи произошло, и без Пасхи ничего бы не было, что было.

Чем Церковь жива? Пасхой. От Пасхи, как круги по воде, расходятся во все стороны и наши богословские порывы, и церковные уставы, и богослужебные правила. Исходят от Пасхи, в Пасху возвращаясь, вновь замыкаясь и сходясь в этой светлой и радостной Тайне.

А что такое Пасха? На этот вопрос нельзя ответить раз и навсегда. Этот вопрос невозможно закрыть. Мы отвечаем на него каждый год. Ищем ответ очень долго и все вместе. В этом вопросе и лежит смысл Великого поста. Великий пост – это долгое, семинедельное отвечание всей Церкви на вопрос "что такое Пасха?". Длящееся незавершённое действие. Незавершаемое, но увенчиваемое ответом "Воистину воскресе!"

Великий пост – дело всей Церкви. Нельзя "поститься про себя". Великий пост – не мое личное дело, не личное дело Патриарха или священника, это наше общее дело. Как это дело назвать одним словом? Богомыслие. Великий пост – событие богомыслия всех православных христиан без исключения. Никто из православных христиан не должен остаться вне поста, то есть вне работы созерцания Страстей и Пасхи. Об этом говорит и 69-е правило святых апостолов: "Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен".

Не хочешь быть отлучен от общения церковного? Постись.

А если я просто не могу такое есть! Я просто не выдержу!

Вот ради таких вопросов и стоит искать последний смысл постного порядка. Воздержание от пищи – не цель поста и даже не его смысл. Пост не в пище.

Цель поста – богомыслие Страстей и Воскресения.

Воздержание от пищи – средство, не цель и даже не отличительная особенность поста, это некий метод, способствующий этому богомыслию, созерцанию смыслов. Таким образом, у поста есть два аспекта – центральный и подчинённый. Воздержание от пищи и другие ограничения носят служебный характер по отношению к главному делу поста – всецерковному богомыслию.

Что нам даёт такая расстановка акцентов? Богомыслие – главное, воздержание от пищи – служебное, подчинённое, не абсолютное. Стратегии постного воздержания могут быть разными. Не для всякого человека отказ от рыбы или молока будет способствовать созерцательной работе. Кого-то эти аскетические опыты, наоборот, отвлекут от созерцания. Неразумный пост не должен стать препятствием к богомыслию, как и распущенность или беспечность в воздержании. Пост для человека, а не человек для поста.

Критерий постных ограничений: что я не позволил бы себе делать, если бы созерцал Страсти Христовы? Это простой вопрос. Он очень многое проясняет в наших церковных уставах, снимая целый ворох пустых вопросов. Из него надо исходить, когда пытаешься определить свою меру аскетического усилия. Хочешь определить свою меру поста, спроси себя ещё раз: что я не позволил бы себе делать, если бы созерцал Страсти Христовы? Есть люди, которые не могут ругаться или врать, если в комнате есть иконы. В церкви мы инстинктивно, не сговариваясь, говорим шёпотом. Нас останавливает священное пространство. Великим постом обуздывает священное время. Если в святые недели я предаюсь богомыслию, разве я могу вместе с этим развлекаться на пирушке или смотреть комедию? Все очень просто.

Пост – дело всей Церкви. Общецерковный характер поста заключается в том, что в большие посты вся Церковь, то есть каждый крещёный человек, даже ребёнок, получает конкретное церковное задание, тему для созерцания и богомыслия: если это рождественский пост, тема – "Воплощение Бога-Слова, Творца нашего мира", если Великий пост – "Страдание Господа, Его смерть и победа над смертью". Для того, чтобы это богомыслие буквально заполнило всего человека, приходится отказаться, во-первых, от внешних впечатлений, хотя бы ограничить их, чтобы найти место для созерцания, во-вторых, правильно настроить свой навык питания, потому что избыток пищи, её качество сильно влияет на способность концентрироваться, собирать внимание, укрощать эмоции.

Пост – дело всей Церкви. Из чего это следует? Из Прощёного воскресенья. Мы просим друг у друга прощения не для того, чтобы лишний раз всплакнуть и освежить эмоции. Хотя это тоже бывает полезно. Если мы все вместе приступаем к одному большому и серьёзному делу, нам следует закрыть все личные и несущественные вопросы. Ничто не должно мешать этому большому делу. Нельзя делать большое дело, не забыв себя, не оставив всю суету и мелочность, недостойную великой задачи.

Мы просим друг у друга прощения в канун поста, чтобы вновь пережить и обнаружить единство, вступить в пост вместе, соборно. Поэтому в чине прощения участвуют все, ругался ли ты с кем-то или ты кротчайшее существо – войди в церковное единство, не только осознай, но и переживи дело поста как дело всей Церкви.

Разрушит ли наше единство и соборность разнообразие стратегий воздержания от пищи? Нет. Потому что это всего лишь средство. Единство разрушает отказ от всецерковного дела созерцания Пасхи Крестной и Пасхи Воскресения.

А как это – созерцать всей Церковью? Прежде всего – церковная служба. Богослужение есть частный случай богомыслия. Храм – учебная аудитория созерцания. Здесь мы перенимаем опыт богомыслия древних мистиков и пророков. Научишься слушать и понимать церковную службу – поймешь все богословские тайны Евангелия.

Опыт постного всецерковного богомыслия – постное богослужение. Но есть такие счастливцы, которые умеют хранить огонь церковного богомыслия и вне церковных стен. Для нас это велико и почти недостижимо. Но в Церкви этот опыт доступен каждому. Надо просто попытаться. Всецерковное богомыслие приучает и готовит к непрестанному созерцанию.

Это опыт не только богословия и богомыслия, но ещё и опыт красоты, потому что постное богослужение – это очень красиво.

Прятаться от этой красоты – глупо. Прятать эту красоту – преступно.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

www.pravmir.ru/ sobor.by/

(просмотров 3392)





Новости разделов:

Православие в мире

15 НОЯБРЯ 2023
Праведная Ольга О’Майкл станет первой канонизированной православной святой женщиной Северной Америки
12 ИЮЛЯ 2023
В Сербии в доме после пожара икона осталась невредимой
11 МАЯ 2023
Зверковская обитель на родине мученика младенца Гавриила в нынешнем году празднует 30-летие
1 МАЯ 2023
Православие в мире: Чудотворные иконы Богородицы на горе Афон
5 ОКТЯБРЯ 2022
Вручены награды, которые носят имя уроженца Туровской земли – князя Константина Острожского
30 СЕНТЯБРЯ 2022
Православные Польши благодарны Митрополиту Филарету за главное событие церковной жизни начала 90-х
17 АПРЕЛЯ 2022
Международный конкурс православной фотографии приглашает к участию
13 АПРЕЛЯ 2022
Благовещенский монастырь Супрасля отпраздновал первый престольный праздник после освящения собора
3 МАРТА 2022
Обращение Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в связи с ситуацией в Украине
24 ФЕВРАЛЯ 2022
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
3 ФЕВРАЛЯ 2022
Сербский монастырь Святой Троицы просит помощи в восстановлении после пожара
28 ИЮЛЯ 2021
350 тысяч верующих прошли крестным ходом по улицам Киева
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
  Церковь и общество

29 МАЯ 2024
14-15 июня в Минске состоится съезд сестер милосердия Белорусской Православной Церкви
28 МАЯ 2024
На форуме «Смысл. Жизнь. Будущее» молодые люди Беларуси услышали призыв созидать будущее сегодня
28 МАЯ 2024
Икона преподобного Гавриила Самтаврийского и преподобного Серафима Саровского будет пребывать в Храме преп. Гавриила Ургебадзе в Минске
26 МАЯ 2024
В Минске состоялся Международный молодежный форум «Смысл. Жизнь. Будущее»
26 МАЯ 2024
В Минске назвали победителей Республиканского конкурса социальных молодежных проектов «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
25 МАЯ 2024
Три смертельных диагноза
18 МАЯ 2024
Когда о семье говорят по-семейному
18 МАЯ 2024
«Счастье – в детях»: в Бобруйске стартовал международный фестиваль в поддержку семьи, материнства и детства
18 МАЯ 2024
Районное родительское собрание на тему "Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и защита их в сети Интернет"!
18 МАЯ 2024
В Бобруйске подвели итоги конкурса детских рисунков "Пасхальная радость"
17 МАЯ 2024
19 мая в бобруйском театре имени Дунина-Марцинкевича состоится спектакль «Сказ о Петре и Февронии». Вход свободный!
17 МАЯ 2024
Встретим праздник вместе
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.