BEL ENG DEU FRA

Отдаём ли мы Богу должное? Проповедь Антония Сурожского в неделю о мытаре и фарисее

 
  
27 ЯНВАРЯ 2018 (Суббота) 21:46:17
Пролетели праздники, и впереди нас ждёт Великий пост. В этом году ранняя Пасха, и первая из подготовительных недель к Великому посту приходится уже на 28 января. В это время важно, помимо всего прочего, уделять особое внимание чтению духовной литературы.

Предлагаем вам начать подготовку к Великому посту с проповеди одного из прекраснейших православных богословов ХХ века - митрополита Антония Сурожского.


Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие даёт нам на это право – он будто осуждён Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность фарисея стоила дорого ему и подобным ему людям. Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые о нём сказаны в Евангелии, он постится дважды в неделю, то есть воздает Богу не только то, что должен бы воздавать по закону, но больше, сверх меры: он даёт Богу от своего усердия. И одновременно он даёт значительную часть своего дохода нуждающимся, то есть и к людям тоже он обращён каким-то, хоть и суровым, подвигом жизни. Поэтому нельзя легко судить о нём. Фарисеи были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг о правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали.

Вот он вошёл в храм, не остановился у притолоки, не вспомнил, что находится в храме Бога Живого, что нет твари, которая не должна бы пасть перед Ним в трепете, в ужасе, в любви. Он пришёл твёрдым шагом и занял своё место в храме – он на это место “имеет право”; он живёт достойно, по правилам Церкви, и потому стоит он там, где имеет право стоять.

Разве это не страшно и не осуждающе похоже на нас? Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, среди людей место и что есть у нас место, я не говорю – в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг Живого Бога своего. Мы тоже часто думаем: “Мое место – тут, а его – там”.

А “там” стоял человек, который по суду людскому действительно не имел никакого пути вперёд, в передние ряды праведников Господних. Он был собирателем податей, но как он отличался от современных! Он просто был прислужником оккупантов-римлян, которые поработили народ израильский, всячески его притесняли и искали в его же среде таких людей, которые будут только заниматься побором, сбирать их дань. И конечно, такие люди были всеми ненавидимы, потому что законом их жизни было вымогательство, была твёрдость, была жестокость, была беспощадность.

Но одному, видно, этот мытарь научился в той страшной, жестокой жизни, которую он вёл среди себе подобных и среди жертв ожесточения людского. Он научился, что не выжить человеку в страшном человеческом обществе, если хотя бы на мгновение не будет приостанавливаться закон, если хотя бы на мгновение не будет проявляться жалость, милосердие. Если всё будет идти по писанному, если всё будет делаться так, как по праву можно поступать, то ни один человек не уцелеет.

И вот он стал у притолоки, зная, что по правде людской и по правде Божией он заслуживает ту же беспощадную жестокость, какую он сам применяет изо дня в день; и он стал там, бия себя в грудь, ибо знал, что заслужить никакого милосердия нельзя, – милосердие не заслуживается, никакого милосердия купить нельзя, ни быть достойным его нельзя – его только вымолить можно; оно может прийти как чудо, как непонятное, совершенно неожиданное чудо, когда праведность склоняется перед грехом, когда милосердие вдруг прорывается там, где должна бы проявиться правда – высокая, беспощадная правда. Он стоит весь в грехе своём, не смея войти в область правды Божией, потому что там для него нет прощения, а стоит он у притолоки, надеясь, что до края этого храма, до края праведности и через край её перельётся милость, жалость, сострадание, милосердие, что с ним случится незаслуженное и невозможное.

И потому что он верит в это, потому что жизнь его именно этому научила – что случается невозможное, и только невозможное делает жизнь людскую возможной, – он стоит, и до него доходит Божие прощение.

Христос нам говорит, что этот ушёл более оправданным, чем другой. Фарисей не был просто осуждён: до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он вкладывал усилие души и тела в праведность свою. Она была бесплодна, из неё не высекалась даже и искра сострадания и любви – и, однако, это была праведность... А неправедность получила прощение.

Вот, подумаем об этом; подумаем о том, во-первых, являемся ли мы хотя бы фарисеями, есть ли в нас вообще какая-то правда, правда перед людьми, с доброделанием, правда перед Богом – то есть отдаем ли мы Ему должное, то, на что Он просто имеет право? А потом поставим перед собой вопрос: лишённые даже и праведности фарисея, не являемся ли мы такими же, как и он, безлюбовными, бессердечными, мёртвыми душой? Как мы смотрим на ближнего – в храме, вне храма, в жизни, в семье, на работе, на улице, в газете, везде: единичного ближнего и коллективного ближнего? Как мы на них смотрим, как мы о них судим, не имея опоры даже в истинной, хотя и мёртвой, праведности фарисея?.. Аминь.

2 февраля 1969 года.

Читайте также:

Поле битвы - сердца людей. Как в церкви помогают побороть алкоголизм и наркоманию

/ sobor.by/ azbyka.ru. Икона: orthochristian.com

(просмотров 445)




Новости разделов:

Просвещение

22 ФЕВРАЛЯ 2018
25 февраля в Минске откроются просветительские курсы для мирян «Свет Православия»
18 ФЕВРАЛЯ 2018
К началу Великого поста: лучшие материалы Sobor.by
17 ФЕВРАЛЯ 2018
Зачем перед началом Великого поста нужно прощать обиды?
12 ФЕВРАЛЯ 2018
Институт теологии БГУ приглашает на курсы повышения квалификации по программе «Конфессиональная история Беларуси»
10 ФЕВРАЛЯ 2018
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово на неделю о Страшном Суде
9 ФЕВРАЛЯ 2018
«Царство Божие – здесь и сейчас». Почему христианам не надо бояться конца света
7 ФЕВРАЛЯ 2018
«Начистоту»: что такое психология и надо ли православным её бояться?
3 ФЕВРАЛЯ 2018
"Надо быть мёртвым духовно, чтобы пройти мимо любви Божией". Слово игумена Никона (Воробьёва) в неделю о блудном сыне
30 ЯНВАРЯ 2018
"Смирению учишься, созерцая Христа". Отец Александр Шмеман - о неделе мытаря и фарисея
27 ЯНВАРЯ 2018
Отдаём ли мы Богу должное? Проповедь Антония Сурожского в неделю о мытаре и фарисее
18 ЯНВАРЯ 2018
Освящение воды на Крещение: что важно знать?
9 ЯНВАРЯ 2018
3 христианских фильма, которые (возможно) стоит увидеть в новом году
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.