BEL ENG DEU FRA

Отдаём ли мы Богу должное? Проповедь Антония Сурожского в неделю о мытаре и фарисее

 
  
27 ЯНВАРЯ 2018 (Суббота) 21:46:17
Пролетели праздники, и впереди нас ждёт Великий пост. В этом году ранняя Пасха, и первая из подготовительных недель к Великому посту приходится уже на 28 января. В это время важно, помимо всего прочего, уделять особое внимание чтению духовной литературы.

Предлагаем вам начать подготовку к Великому посту с проповеди одного из прекраснейших православных богословов ХХ века - митрополита Антония Сурожского.


Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие даёт нам на это право – он будто осуждён Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность фарисея стоила дорого ему и подобным ему людям. Это были люди подвига и убеждения; по коротким словам, которые о нём сказаны в Евангелии, он постится дважды в неделю, то есть воздает Богу не только то, что должен бы воздавать по закону, но больше, сверх меры: он даёт Богу от своего усердия. И одновременно он даёт значительную часть своего дохода нуждающимся, то есть и к людям тоже он обращён каким-то, хоть и суровым, подвигом жизни. Поэтому нельзя легко судить о нём. Фарисеи были люди, которые были готовы понести тяготу своего подвига; но разбивался этот подвиг о правду Божию на том, что из своего подвига они черпали сознание какой-то мнимой праведности, а любви не достигали.

Вот он вошёл в храм, не остановился у притолоки, не вспомнил, что находится в храме Бога Живого, что нет твари, которая не должна бы пасть перед Ним в трепете, в ужасе, в любви. Он пришёл твёрдым шагом и занял своё место в храме – он на это место “имеет право”; он живёт достойно, по правилам Церкви, и потому стоит он там, где имеет право стоять.

Разве это не страшно и не осуждающе похоже на нас? Как часто мы знаем, что у нас есть перед Богом, среди людей место и что есть у нас место, я не говорю – в вещественном храме, но в том таинственном, незримом храме, который есть мироздание, трепетно собранное вокруг Живого Бога своего. Мы тоже часто думаем: “Мое место – тут, а его – там”.

А “там” стоял человек, который по суду людскому действительно не имел никакого пути вперёд, в передние ряды праведников Господних. Он был собирателем податей, но как он отличался от современных! Он просто был прислужником оккупантов-римлян, которые поработили народ израильский, всячески его притесняли и искали в его же среде таких людей, которые будут только заниматься побором, сбирать их дань. И конечно, такие люди были всеми ненавидимы, потому что законом их жизни было вымогательство, была твёрдость, была жестокость, была беспощадность.

Но одному, видно, этот мытарь научился в той страшной, жестокой жизни, которую он вёл среди себе подобных и среди жертв ожесточения людского. Он научился, что не выжить человеку в страшном человеческом обществе, если хотя бы на мгновение не будет приостанавливаться закон, если хотя бы на мгновение не будет проявляться жалость, милосердие. Если всё будет идти по писанному, если всё будет делаться так, как по праву можно поступать, то ни один человек не уцелеет.

И вот он стал у притолоки, зная, что по правде людской и по правде Божией он заслуживает ту же беспощадную жестокость, какую он сам применяет изо дня в день; и он стал там, бия себя в грудь, ибо знал, что заслужить никакого милосердия нельзя, – милосердие не заслуживается, никакого милосердия купить нельзя, ни быть достойным его нельзя – его только вымолить можно; оно может прийти как чудо, как непонятное, совершенно неожиданное чудо, когда праведность склоняется перед грехом, когда милосердие вдруг прорывается там, где должна бы проявиться правда – высокая, беспощадная правда. Он стоит весь в грехе своём, не смея войти в область правды Божией, потому что там для него нет прощения, а стоит он у притолоки, надеясь, что до края этого храма, до края праведности и через край её перельётся милость, жалость, сострадание, милосердие, что с ним случится незаслуженное и невозможное.

И потому что он верит в это, потому что жизнь его именно этому научила – что случается невозможное, и только невозможное делает жизнь людскую возможной, – он стоит, и до него доходит Божие прощение.

Христос нам говорит, что этот ушёл более оправданным, чем другой. Фарисей не был просто осуждён: до часа смертного можно надеяться на прощение, и он был праведен, он был труженик, он вкладывал усилие души и тела в праведность свою. Она была бесплодна, из неё не высекалась даже и искра сострадания и любви – и, однако, это была праведность... А неправедность получила прощение.

Вот, подумаем об этом; подумаем о том, во-первых, являемся ли мы хотя бы фарисеями, есть ли в нас вообще какая-то правда, правда перед людьми, с доброделанием, правда перед Богом – то есть отдаем ли мы Ему должное, то, на что Он просто имеет право? А потом поставим перед собой вопрос: лишённые даже и праведности фарисея, не являемся ли мы такими же, как и он, безлюбовными, бессердечными, мёртвыми душой? Как мы смотрим на ближнего – в храме, вне храма, в жизни, в семье, на работе, на улице, в газете, везде: единичного ближнего и коллективного ближнего? Как мы на них смотрим, как мы о них судим, не имея опоры даже в истинной, хотя и мёртвой, праведности фарисея?.. Аминь.

2 февраля 1969 года.

Читайте также:

Поле битвы - сердца людей. Как в церкви помогают побороть алкоголизм и наркоманию

/ sobor.by/ azbyka.ru. Икона: orthochristian.com

(просмотров 684)




Новости разделов:

Просвещение

17 ЯНВАРЯ 2019
20 января в МинДА - лекция "Наука и религия: есть ли между ними противоречие?"
16 ЯНВАРЯ 2019
В Брестской епархии впервые не будут освящать крещенские купели
10 ЯНВАРЯ 2019
Школьники микрорайона Чижовка приняли участие в дискуссии «Зачем мне Рождество Христово?»
10 ЯНВАРЯ 2019
Расписание курсов "Свет Православия" на январь
8 ЯНВАРЯ 2019
Студенты Института теологии БГУ по заявкам проводят в школах просветительские беседы
4 ЯНВАРЯ 2019
"Дай Бог каждому такую общину!". Как живёт приход уникального Свято-Никольского храма д. Латыголь
24 ДЕКАБРЯ 2018
Исцеление десяти прокажённых. Проповедь прот. Игоря Коростелёва
21 ДЕКАБРЯ 2018
Вышел новый номер журнала «Врата Небесные» — последний в 2018 году
14 ДЕКАБРЯ 2018
16 декабря в МинДА - лекция "Иконография святителя Николая Чудотворца"
7 ДЕКАБРЯ 2018
Продлён приём заявок на участие в конференции в Москве 26 января 2019 года «Кампанология и звонарское искусство»
6 ДЕКАБРЯ 2018
Святого благоверного князя Александра Невского вспоминает сегодня Церковь
6 ДЕКАБРЯ 2018
9 декабря в МинДА - творческая встреча с главным редактором газеты «Воскресение»
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.