Поле битвы – сердца людей. Как в церкви помогают побороть алкоголизм и наркоманию
4 ЯНВАРЯ 2018 (Четверг) 20:14:37 Что православная церковь делает для страдающих от химических зависимостей? Где найти выход, если близкий человек не представляет жизнь без алкоголя или наркотиков? Об этом – в большом разговоре с отцом Дионисием Пясецким, настоятелем минского прихода иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и главой Координационного центра БПЦ по противодействию алкоголизму и наркомании в честь святого мученика Вонифатия.Читайте также: Священник призывает - не оставайтесь равнодушными, когда гибнут тысячи соотечественников - Множество людей, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости, а также их родственники возносят свои мольбы об исцелении от этих тяжелых недугов перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша". История обретения этой иконы переносит нас в 1878 год, когда произошло чудо – явление преподобного старца Варлаама крестьянину Тульской губернии, страдающему алкогольной зависимостью. По велению старца крестьянин отправляется в Серпухов и, проделав долгий и тяжелый путь, исцеляется от зависимости, отслужив молебен перед иконой Божией Матери, именуемой "Неупиваемая Чаша". 30 мая 1997 года по благословению Патриарха Алексия II эта икона была введена в церковный календарь. А год спустя, в Беларуси появился первый приход в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В Минске была образована и зарегистрирована наша община. Приходы, конечно, создаются совершенно по-разному. В нашем случае сами люди, жители Партизанского района, обратились к митрополиту Филарету, тогдашнему Патриаршему Экзарху всея Беларуси, с просьбой – в этом районе нужен храм, и не просто храм, а церковь в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". На тот момент многие жители района страдали алкогольной зависимостью, и их близкие с болью за своих друзей, соседей, родственников обратились с просьбой об открытии именно такого прихода. Изначально здесь предполагалось ведение работы по оказанию помощи всем страждущим от алкогольной и наркологической зависимости. Сегодня в нашем приходе ведётся такая деятельность, причём самая разнообразная. Как всё начиналось Деятельность по противодействию алкогольной и наркотической зависимости началась с изучения уже имеющегося опыта церковной работы в этой сфере. Сначала мы смотрели, кто этой деятельностью уже занимается и по каким направлениям. Ездили по разным уголкам нашей страны и постсоветского пространства, везде интересовались, как ведётся подобная работа, что-то полезное брали для себя. Мы увидели, что помощь алкозависимым и наркозависимым людям по своей схеме везде одинакова. У тех, кто занимается этим не поверхностно, есть сходные мысли о сути зависимости, о духовной реабилитации зависимых и о помощи как им, так и их родственникам. Конечно, есть своя специфика в организации реабилитационного процесса относительно того, где находится приход или реабилитационный центр. Допустим, для города Минска возможны одни виды деятельности, а в сельском приходе совершенно всё по-другому. Мы изучали всё это, впитывали информацию и искали такие методы работы, которые возможно было бы применить не только на территории города Минска, но и по всей стране. Я являюсь руководителем Координационного центра Белорусской Православной Церкви по противодействию алкоголизму и наркомании в честь мученика Вонифатия, и моей задачей является помощь и методическое обеспечение профилактической и реабилитационной деятельности по всей Беларуси. В каждой епархии у нас есть ответственный координатор по работе с алкозависимыми и наркозависимыми, и вместе мы стараемся предложить помощь всем тем, кто обращается в церковь. Помощь может быть самой разнообразной. Сложность скорее в том, что не всегда сам зависимый считает себя больным и готов попросить о помощи. Родственники видят, что это проблема, но тоже ничего не могут сделать. Это достаточно сложный путь. Избавление от любой зависимости – это путь не одного дня и, может быть, не одного года. Требуется изменение как самого человека, так и его окружения: родственников, друзей, сослуживцев. По поводу ситуации с алкоголизмом в нашем обществе: цифры мало кому что-то скажут, потому что только специалисты знают, сколько, например, литров алкоголя в норме допустимо на душу населения. Лучше сказать о том, что уже не первый год у нас открыта детская наркология, есть такой врач, как детский нарколог. То есть мы уже дошли до того, что у нас есть зависимые дети 10-12 лет, с которыми надо что-то делать, которых не отправишь во взрослую наркологию. Это, мне кажется, говорит о многом. Причём у них не было длительного времени употребления алкоголя, они родились с предрасположенностью к зависимости. А зависимость во втором поколении протекает быстрее, чем в первом. Пусть каждый об этом задумается. Помощь зависимым со стороны Церкви При многих приходах Русской Православной Церкви, в том числе и в Беларуси, создаются группы помощи зависимым от алкоголя и наркотиков. Впрочем, мы даже не разделяем так сильно эти две зависимости – это просто зависимость от вещества, меняющего сознание, химическая зависимость. Это группы православные. Такая группа есть и при нашем приходе в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", и при других приходах. Конечно, не при всех, так как невозможно каждому приходу охватить все виды деятельности. Должно быть глубокое погружение в проблему, поверхностное не даёт результата. Поэтому в нашем приходе наибольший акцент сделан на помощь алкозависимым и наркозависимым людям. От состояния трезвости нашего ума зависит наше спасение. Если человек находится в состоянии алкогольного опьянения, то он больше попадает под воздействие духов тьмы. Фёдор Михайлович Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал о том, что постоянно в мире "дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей". А раз сердца людей – это поле битвы, то даже трезвому очень непросто в этой жизни наследовать спасение. Когда же человек в состоянии опьянения, то это уже духовная проблема. Он не может контролировать свои слова, дела, поступки. Христианин – это духовный воин. А может ли быть хороший воин нетрезв? Зависимость есть страсть, и как любую страсть, её невозможно победить исключительно путём исповеди. Всё естество человека, весь его духовный мир поражён зависимостью. Исправить это можно только путем серьезной работы над собой с Божией помощью. Борьба с зависимостью - это продолжительный путь, преодолевая который надо научиться по-новому строить отношения с окружающим миром, научиться снимать стресс не с помощью алкоголя и многому-многому другому. Так, например, на группах помощи зависимым мы всегда поднимаем вопрос об ответственности. Можете себе представить – если человек был зависимым в течение, например, 10 лет, то все эти годы он вёл себя безответственно. И став трезвым, ему не хочется быть лидером в семье, что-то планировать - не хочется брать ответственность за свои поступки. Он привык к тому, что за него все решали и всё делали. И этому ему предстоит учиться. Читайте также: Алкоголизм можно преодолеть. С Богом! Интервью с анонимным алкоголиком Обрести трезвую жизнь Кроме православных групп, при многих приходах действуют общества трезвости. Часть общины входит в такое общество, и каждый член общества трезвости даёт обет трезвости. Такой обет – это обещание Богу не употреблять ничего спиртного и наркотического на срок, который каждый определяет для себя сам – на год, на два, кто-то на всю жизнь. Обет трезвости – это личный подвиг человека, который он несет с Божией помощью ради себя или ради своего ближнего, вступившего или еще не вступившего на путь выздоровления. Кроме того, обет трезвости принимают люди, неравнодушные к алкогольной проблеме и желающие своим примером показать, что жизнь без алкоголя возможна, она интересна и радостна. Обет трезвости даётся в храме во время молебна. Есть специальный чин на изъявление обета трезвости. Очень важно, чтобы обет трезвости давался прилюдно, в присутствии других членов общины, чтобы это была проповедь здорового образа жизни. Следует также сказать, что для зависимого человека очень важно отношение окружающих. Важно, как они реагируют на него: осуждают ли за то, что у него сплошные запои или, наоборот, за то, что он не пьёт. Человек постоянно сталкивается с этим осуждением, и ему очень сложно удержаться в трезвости. Таким образом, общество трезвости – это та площадка, где он делает первые шаги в выздоровлении, может чувствовать себя комфортно, не ощущать себя белой вороной. Если же он остается в прежнем окружении, то это часто приводит к срыву. В Белорусской православной церкви также активно работают группы помощи родственникам зависимых. Церковь также даёт возможность для работы внеконфессиональных групп, таких как анонимные алкоголики и анонимные наркоманы. Помощь может быть самой разнообразной, важно только, чтобы было желание туда приходить и там оставаться. Часто говорят, что употреблять алкоголь можно одному, а обрести трезвую жизнь одному невозможно. Если не будет рядом трезвых людей – в приходе, в семье – то будет очень сложно. Телевидение, радио, интернет говорят о том, что пить – это хорошо, главное только меру знать. А как человек зависимый может знать меру? У него же физиология другая, у него всё другое, он не умеет и не может того, что могут другие. Ему надо увидеть, что он нормальный, замечательный, и на первых порах как раз его собратья-трезвенники могут его выслушать и понять. Часто матери приходят с просьбой о помощи для своих зависимых детей. Они говорят: дети стали зависимыми, потому что мы их не приучали к вере, не водили в воскресную школу, мы их не воцерковляли и т.д. Да, в этом есть большая доля истины. Но это только одна из причин попадания в сети зависимости. По опыту ведения групп в приходе и работы с зависимыми людьми ясно: верующий человек также может стать зависимым. Удержаться в трезвости можно лишь в том случае, если у тебя будет ясное представление о том, что такое зависимость и каковы механизмы ее формирования. Этот пласт работы, которая также активно ведется в БПЦ, называется профилактикой зависимости. Предупрежден – значит вооружен. Ведь, например, очень мало кто знает, что среди нас достаточно большое количество людей с физиологической предрасположенностью к зависимости. Это обусловлено тем, что в организме такого человека чуть ниже выработка эндорфинов, т.е. гормонов счастья – проще говоря, которые регулируют наше эмоциональное состояние. Такой человек видит мир более серым, чем другие. Для него получить ощущение счастья, большой радости труднее. Для этого нужны сильные эмоции, экстрим. И тут этот человек пробует алкоголь, который поднимает его эмоциональное состояние до нормы и выше. Выпил и счастлив, и ничего делать не надо. Это и есть переломный момент зависимости. Если ко времени близкого знакомства с алкоголем у человека не сформировано отрицательное отношение к алкоголю, то он не откажется и наступит зависимость. У человека же, который должен преодолеть моральное табу, больше шансов отказаться и понять опасность. Отношение Церкви к алкоголю У многих возникают вопросы, почему в Священном Писании так часто употребляется слово вино. В то же время мы видим, что Церковь против алкоголизма, ведёт активную профилактическую деятельность, но перед каждым праздником служится лития. Выносят 5 хлебов, пшеницу, вино и елей, просят у Господа умножить всё это. Если вдуматься, получается, что Церковь чуть ли не за распространение алкоголя! Кстати, сюда же можно отнести и первое чудо Господа – превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Бывает, что друзья и родственники зависимых, начиная воцерковляться, узнают, что первое чудо – это превращение воды в вино, и говорят: Господи, как же так, ведь столько слёз и страданий из-за алкоголя? Всё это потому, что мы не знаем, какие вина употребляли во времена Христа. Это были вина естественного брожения, 3-5 градусов. Более крепкое вино мы не сможем сделать в домашних условиях без добавления спирта. Причём это вино употребляли, обязательно добавляя воду и разбавляя вино как минимум в два раза, а то и в пять-десять раз. То есть максимальный градус спиртного напитка в то время – полтора-два градуса, а то и менее. Это градус сегодняшнего кваса. Поэтому вино никогда не вело к алкоголизму, к страсти. Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что вино – это дар Божий, но оно дано Богом не для того, чтобы им упивались допьяна, а чтобы оставались трезвыми. Когда зависимый – близкий человек Родственникам лучше всего посещать специальные группы помощи для родных зависимых, они есть при некоторых храмах. Зависимый человек манипулирует своими близкими, постоянно лукавит, уходит от ответственности. Так может поступать даже верующий, ведь он не видит себя со стороны. Поэтому родственникам надо учиться правильно выстраивать отношения с зависимым, чтобы изменить своё и его отношение к проблеме. Есть такое понятие, как созависимость, когда родственник зависимого начинает проживать его жизнь. Он уже не интересуется собой, все его мысли, пожелания, молитвы – о зависимом. Он вроде как пытается помочь, но ничего не происходит. Поэтому первый шаг со стороны родственника – это жёсткая любовь, когда мы любим самого человека, но ненавидим его зависимость. Понять, как это происходит, возможно только на специальных занятиях для родственников, потому что нужно жёстко выстраивать границу между любовью к человеку и зависимостью. Зависимый человек может, например, годами искать работу. Ведь у него и так всё хорошо – родные его одевают, кормят, у него нет стимула. И вот здесь как раз и нужно отпустить его в свободное плавание, чтобы он научился плавать. Многие люди, которые уже живут в трезвости, говорят, что толчком к их обращению к трезвой жизни стало прежде всего то, что родственники сказали – всё, хватит. Но родственникам сделать это порой очень тяжело, им всегда кажется, что это их крест, и на их слабости зависимые играют. Достучаться до их сердца можно только тогда, когда чётко выстроены границы в отношениях. А сделать это можно, когда рядом тот, кто через это уже прошёл. Читайте также: В Минске новый 2018-й год встретили крёстным ходом трезвости Из опыта работы с семьями алкоголе- и наркозависимых / sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик (просмотров 3757) |
Новости разделов: