BEL ENG DEU FRA



Обращение архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ и студентам и преподавателям Минских духовных школ

  
30 ЯНВАРЯ 2012 (Понедельник) 15:30:27
30 января (н.ст.) Православная Церковь чтит память Антония Великого, основоположника монашества на Руси. В Минске, в Стиклево, нижний храм церкви Рождества Христова освящен в честь святого преподобного Антония Великого и сегодня прихожане и клир отмечают престольный праздник. Ко дню Антония Великого размещаем фрагменты обращения игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ и студентам и преподавателям Минских духовных школ:

«…Я рад за вас, что вы занимаетесь богословием. То, что вы выбрали предмет богословия, – это выражение вашего благоговения. Это налагает на вас особенную ответственность перед Богом и перед людьми. Тот, кто по-настоящему хочет заниматься богословием, должен сперва по-настоящему заняться личной духовной жизнью. Не так, чтобы только за партами вы были богословами, а когда выходили за стены училища, жили как неверующие.
Когда-то в школе преподавал нам богословие один учитель, очень светского образа жизни. Жизнь его была далека от преподаваемых им предметов. Но вы, дети, в первую очередь, живите правильной церковной жизнью. Исповедуйтесь, причащайтесь, будьте осторожны с грехом.

Один журналист спросил меня: «Что такое чистый мир?» Кто такой чистый человек? Чистый человек — не безошибочный, безгрешный человек, а тот, кто кается. И который в таинстве исповеди исповедует свои грехи. Каждый день начинает сначала и подготавливается к Причастию Честного Тела и Крови. Будьте людьми молитвы, духовного чтения. И то, что вы здесь учите, используйте для вашего личного духовного преуспевания. И тогда станете светом для людей.

Должны знать, что богословие — это не сухой предмет, как философия, юриспруденция и другие. Вы, наверное, знаете, что наука-богословие непосредственно связана с опытным богословием. Не может человек стать богословом, если сперва не вкусит Бога-Слова. И всегда поэтому в богословии самым важным является опыт. И опыт не изучения, чтения книг, а духовный опыт. Опытом духовным называется духовная жизнь. Как у тела есть чувство вкуса, и в еде различаем мы горькое и сладкое, так и в духовной жизни существует такой вкус, духовный. Об этом говорит пророк Давид: вкусите и видите, яко благ Господь. Поэтому наше богословское слово должно всегда сочетаться с нашим богословским опытом и нашей богословской жизнью. И поэтому, обязательно, наряду и с духовным знанием, иметь и духовный опыт. «Если ты богослов, ты тогда истинно молишься, а если ты истинно молишься, тогда ты богослов», — это Григория Богослов говорил.

Если мы хотим стать настоящими богословами, и чтобы не смеялись другие люди над нами, потому что когда человек только по имени богослов, а не по жизни, тогда смеются другие над ним. То есть, дети, чтобы слово богословское, которое выходит от вас имело силу, должно оно исходить от богословского чистого сердца.

И поэтому видим, что иногда встречаются люди, у которых есть риторический талант, и есть знания, образование, и очень красиво они говорят, но видим, что на их слово нет отзыва, и людей это слово не достигает. Почему, думаете, так? Потому что это слово не исходит от богословского сердца.

Богословское сердце — это сердце, в котором глаголет Бог-Слово. И тот настоящий богослов, в котором говорит, глаголет Бог-Слово. И если у нашего сердца есть вкус духовный, о котором говорили вначале, то каждый раз, когда открываем уста и исходит слово, с этим словом исходит и божественная благодать, которая живет у нас в сердце. И как раз эта благодать, которая исходит с нашими словами, каким-то тайным образом создает в сердцах людей восприимчивость этого слова. И поэтому тогда наше слово приемлемо для всех. Ибо тогда это слово имеет силу менять людей, которые его слушают. И когда у него слово такое богословское и благодатное, не влияет на полноту Церкви не только своим словом, а даже своим только присутствием. Даже если такое сердце богословское молчит — уже делает свое дело.

В Отечнике был описан такой случай. Несколько молодых людей пошли к авве Антонию Великому. Их было пятеро и четверо из них постоянно задавали какие-то вопросы святому, но не получали ответов. Один ничего не говорил. Спрашивает его авва Антоний: «Ты, молодой человек, все сидишь и молчишь. Нет у тебя никакого вопроса? Никакого мнения?» И что отвечает этот философ? (Философ, как говорят святые отцы, филос софияс друг Мудрости, Премудрости — с большой буквы — Христа то есть. Премудрость Божия — это Христос. И храм Софии, который в Константинополе, не мученице Софии посвящен, а Премудрости Божией — Христу.) Этот молодой человек отвечает святому Антонию: «Мне и того достаточно, что вижу тебя, авва». То есть богословские вести от нас передаются не только словом, но и всем присутствием, и даже внешним видом человека, в котором глаголет внутри Бог-Слово. Поэтому, дети, вы должны быть очень внимательны к жизни, потому что вас избрал Господь. Не случайно, что вы — члены Академии, этой богословской школы. Вас Бог-Слово позвал сюда. И поэтому вы особенно должны быть внимательными, соблюдали, сохраняли заповеди Божии, посредством которых очищается сердце.
/ sobor.by/ Подготовила Татьяна Гурьянова
(просмотров 6041)





Новости разделов:

Архимандрит Ефрем игумен Ватопедской обители

22 МАРТА 2017
Верховный суд Греции признал архимандрита Ефрема невиновным
17 ДЕКАБРЯ 2012
Выпущен сборник белорусских бесед и проповедей архимандрита Ефрема
31 ОКТЯБРЯ 2012
Святая Гора Афон молится за онкологических больных в Беларуси.
18 ОКТЯБРЯ 2012
Белорусские парламентарии передали памятные письма игумену монастыря Ватопед архимандриту Ефрему
9 ФЕВРАЛЯ 2012
Прошение адвокатов об освобождении архимандрита Ефрема отклонил следователь
7 ФЕВРАЛЯ 2012
Молиться надо чаще, чем дышать – святитель Григорий Богослов
3 ФЕВРАЛЯ 2012
Праздник Иконы «Отрада и Утешение» отмечают сегодня православные верующие
30 ЯНВАРЯ 2012
Обращение архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ и студентам и преподавателям Минских духовных школ
27 ЯНВАРЯ 2012
Дело игумена Ефрема использовалось, чтобы лишить власти предыдущее греческое правительство – Антонис Самарас
19 ЯНВАРЯ 2012
Архимандрит Ефрем по-прежнему находится в тюрьме
13 ЯНВАРЯ 2012
Слово игумена Ефрема ко дню празднования святителя Василия Великого
11 ЯНВАРЯ 2012
Смысл жизни – святость. Первое наставление архимандрита Ефрема на белорусской земле
  Видеопроповеди

19 ОКТЯБРЯ 2020
Закон спокойной и счастливой жизни. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
15 ОКТЯБРЯ 2020
Проповедь протоиерея Игоря Коростелева в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
12 ОКТЯБРЯ 2020
Отныне будешь ловить человеков. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
5 ОКТЯБРЯ 2020
О, женщина! Велика вера твоя. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
28 СЕНТЯБРЯ 2020
Воздвижение Креста Господня. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
21 СЕНТЯБРЯ 2020
Иисус и законник. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
21 СЕНТЯБРЯ 2020
Проповедь протоиерея Игоря Коростелева в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
7 СЕНТЯБРЯ 2020
Божий виноградник. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
29 АВГУСТА 2020
Проповедь протоиерея Игоря Коростелева в праздник Успения Пресвятой Богородицы
24 АВГУСТА 2020
Притча о немилосердном должнике. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
20 АВГУСТА 2020
Проповедь протоиерея Игоря Коростелева в праздник Преображения Господня
17 АВГУСТА 2020
Молитва о мире на Белорусской земле и обращение Синода БПЦ. Слово протоиерея Игоря Коростелёва
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.