BEL ENG DEU FRA



Обращение архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ и студентам и преподавателям Минских духовных школ

  
30 ЯНВАРЯ 2012 (Понедельник) 15:30:27
30 января (н.ст.) Православная Церковь чтит память Антония Великого, основоположника монашества на Руси. В Минске, в Стиклево, нижний храм церкви Рождества Христова освящен в честь святого преподобного Антония Великого и сегодня прихожане и клир отмечают престольный праздник. Ко дню Антония Великого размещаем фрагменты обращения игумена Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ и студентам и преподавателям Минских духовных школ:

«…Я рад за вас, что вы занимаетесь богословием. То, что вы выбрали предмет богословия, – это выражение вашего благоговения. Это налагает на вас особенную ответственность перед Богом и перед людьми. Тот, кто по-настоящему хочет заниматься богословием, должен сперва по-настоящему заняться личной духовной жизнью. Не так, чтобы только за партами вы были богословами, а когда выходили за стены училища, жили как неверующие.
Когда-то в школе преподавал нам богословие один учитель, очень светского образа жизни. Жизнь его была далека от преподаваемых им предметов. Но вы, дети, в первую очередь, живите правильной церковной жизнью. Исповедуйтесь, причащайтесь, будьте осторожны с грехом.

Один журналист спросил меня: «Что такое чистый мир?» Кто такой чистый человек? Чистый человек — не безошибочный, безгрешный человек, а тот, кто кается. И который в таинстве исповеди исповедует свои грехи. Каждый день начинает сначала и подготавливается к Причастию Честного Тела и Крови. Будьте людьми молитвы, духовного чтения. И то, что вы здесь учите, используйте для вашего личного духовного преуспевания. И тогда станете светом для людей.

Должны знать, что богословие — это не сухой предмет, как философия, юриспруденция и другие. Вы, наверное, знаете, что наука-богословие непосредственно связана с опытным богословием. Не может человек стать богословом, если сперва не вкусит Бога-Слова. И всегда поэтому в богословии самым важным является опыт. И опыт не изучения, чтения книг, а духовный опыт. Опытом духовным называется духовная жизнь. Как у тела есть чувство вкуса, и в еде различаем мы горькое и сладкое, так и в духовной жизни существует такой вкус, духовный. Об этом говорит пророк Давид: вкусите и видите, яко благ Господь. Поэтому наше богословское слово должно всегда сочетаться с нашим богословским опытом и нашей богословской жизнью. И поэтому, обязательно, наряду и с духовным знанием, иметь и духовный опыт. «Если ты богослов, ты тогда истинно молишься, а если ты истинно молишься, тогда ты богослов», — это Григория Богослов говорил.

Если мы хотим стать настоящими богословами, и чтобы не смеялись другие люди над нами, потому что когда человек только по имени богослов, а не по жизни, тогда смеются другие над ним. То есть, дети, чтобы слово богословское, которое выходит от вас имело силу, должно оно исходить от богословского чистого сердца.

И поэтому видим, что иногда встречаются люди, у которых есть риторический талант, и есть знания, образование, и очень красиво они говорят, но видим, что на их слово нет отзыва, и людей это слово не достигает. Почему, думаете, так? Потому что это слово не исходит от богословского сердца.

Богословское сердце — это сердце, в котором глаголет Бог-Слово. И тот настоящий богослов, в котором говорит, глаголет Бог-Слово. И если у нашего сердца есть вкус духовный, о котором говорили вначале, то каждый раз, когда открываем уста и исходит слово, с этим словом исходит и божественная благодать, которая живет у нас в сердце. И как раз эта благодать, которая исходит с нашими словами, каким-то тайным образом создает в сердцах людей восприимчивость этого слова. И поэтому тогда наше слово приемлемо для всех. Ибо тогда это слово имеет силу менять людей, которые его слушают. И когда у него слово такое богословское и благодатное, не влияет на полноту Церкви не только своим словом, а даже своим только присутствием. Даже если такое сердце богословское молчит — уже делает свое дело.

В Отечнике был описан такой случай. Несколько молодых людей пошли к авве Антонию Великому. Их было пятеро и четверо из них постоянно задавали какие-то вопросы святому, но не получали ответов. Один ничего не говорил. Спрашивает его авва Антоний: «Ты, молодой человек, все сидишь и молчишь. Нет у тебя никакого вопроса? Никакого мнения?» И что отвечает этот философ? (Философ, как говорят святые отцы, филос софияс друг Мудрости, Премудрости — с большой буквы — Христа то есть. Премудрость Божия — это Христос. И храм Софии, который в Константинополе, не мученице Софии посвящен, а Премудрости Божией — Христу.) Этот молодой человек отвечает святому Антонию: «Мне и того достаточно, что вижу тебя, авва». То есть богословские вести от нас передаются не только словом, но и всем присутствием, и даже внешним видом человека, в котором глаголет внутри Бог-Слово. Поэтому, дети, вы должны быть очень внимательны к жизни, потому что вас избрал Господь. Не случайно, что вы — члены Академии, этой богословской школы. Вас Бог-Слово позвал сюда. И поэтому вы особенно должны быть внимательными, соблюдали, сохраняли заповеди Божии, посредством которых очищается сердце.
/ sobor.by/ Подготовила Татьяна Гурьянова
(просмотров 6604)





Новости разделов:

Архимандрит Ефрем игумен Ватопедской обители

22 МАРТА 2017
Верховный суд Греции признал архимандрита Ефрема невиновным
17 ДЕКАБРЯ 2012
Выпущен сборник белорусских бесед и проповедей архимандрита Ефрема
31 ОКТЯБРЯ 2012
Святая Гора Афон молится за онкологических больных в Беларуси.
18 ОКТЯБРЯ 2012
Белорусские парламентарии передали памятные письма игумену монастыря Ватопед архимандриту Ефрему
9 ФЕВРАЛЯ 2012
Прошение адвокатов об освобождении архимандрита Ефрема отклонил следователь
7 ФЕВРАЛЯ 2012
Молиться надо чаще, чем дышать – святитель Григорий Богослов
3 ФЕВРАЛЯ 2012
Праздник Иконы «Отрада и Утешение» отмечают сегодня православные верующие
30 ЯНВАРЯ 2012
Обращение архимандрита Ефрема к студентам Института теологии БГУ и студентам и преподавателям Минских духовных школ
27 ЯНВАРЯ 2012
Дело игумена Ефрема использовалось, чтобы лишить власти предыдущее греческое правительство – Антонис Самарас
19 ЯНВАРЯ 2012
Архимандрит Ефрем по-прежнему находится в тюрьме
13 ЯНВАРЯ 2012
Слово игумена Ефрема ко дню празднования святителя Василия Великого
11 ЯНВАРЯ 2012
Смысл жизни – святость. Первое наставление архимандрита Ефрема на белорусской земле
  Видеопроповеди

18 МАРТА 2024
Прощеное воскресенье. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
11 МАРТА 2024
Неделя о Страшном суде. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
4 МАРТА 2024
Неделя о блудном сыне. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
26 ФЕВРАЛЯ 2024
Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
19 ФЕВРАЛЯ 2024
Неделя о Закхее. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
15 ФЕВРАЛЯ 2024
Проповедь протоиерея Игоря Коростелева в праздник Сретения Господня
12 ФЕВРАЛЯ 2024
О, женщина! велика́ вера твоя. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
5 ФЕВРАЛЯ 2024
Прозри! Вера твоя спасла тебя. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
29 ЯНВАРЯ 2024
Кто же может спастись? Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
21 ЯНВАРЯ 2024
Неделя по Богоявлении. Проповедь протоиерея Виктора Якушева
16 ЯНВАРЯ 2024
Неделя пред Богоявлением. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
8 ЯНВАРЯ 2024
Рождество Христово. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
Новости
Архив новостей :