Можно ли православному христианину заниматься медитацией? Отвечает священник
Отвечает клирик прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" иерей Антоний Бондарев.
Можно ли православному христианину заниматься медитацией
Везде нужно понимание, в том числе и в данной теме, потому что уж очень часто я слышу, что медитация это зло, не богоугодно, языческая бесовская практика. Возможно, то, что понимают люди под этим словом, и вправду таково, но давайте разберемся
Слово медитация (meditatio) латинского происхождения. Оно пришло не из языческих религий, а из христианского Запада. Оно восходит к глаголу meditor – размышляю, обдумываю и означает углублённую сосредоточенность, связанную с отрешённостью от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний.
Еще интереснее этимология. Латинский термин "meditatio" обычно передает древнегреч. "μελέτη" [забота, упражнение]. В свою очередь последнее является переводом древнеевр. слова, общее значение которого "размышление", "упражнение". Так праведник "размышляет о Законе Господа день и ночь" (Пс 1:2), и Давид "поучается Законом Господа" ("упражняется в законе Господа", Пс 118: 16). Апостол Павел заповедует Тимофею "заботиться" (1Тим 4:15) о даре Священства, которого был удостоен адресат послания. Во всех указанных случаях в греч. тексте стоит производное от "μελέτη", а в Vulgata — от "meditatio". То есть, если дословно переводить тексты библии, то мы увидем что там именно медитировать.
На христианском Западе это слово имело два смысла. С одной стороны, оно обозначало философское сосредоточение на исследовании какой-либо интеллектуальной темы. С другой стороны, оно использовалось в религиозном значении, отражая умственное сосредоточение на религиозном предмете (например, медитация на страданиях Христа).
Важное замечание.
Вместе с тем, оба смысла медитации (религиозный и философский) обозначали некую человеческую инициативу, то есть направление ума и сосредоточение сил души, не требующее живого ответа со стороны Бога, не предполагающее общения с Ним как диалога, осуществляющегося лишь в молитве.
Христианство построено на живом Богообщении, на непрестанном взаимодействии Бога и человека. Поэтому человеческое направление ума к Богу не имеет здесь самодовлеющего смысла. Направляя свой ум к Богу, христианский подвижник ожидает Божественный ответ и только с этим ответом его духовная жизнь начинает наполняться реальным содержанием.
Не все религии предоставляют человеку возможность живого Богообщения. Прежде всего, этому не учат такие языческие религии как индуизм и буддизм. Поэтому именно в этих религиях отсутствует христианская молитва, а религиозный опыт целесообразно описывать через понятие медитации. Действительно, там, где нет живой связи с Богом, весь религиозный опыт будет сводиться лишь к действиям самого человеческого сознания, а не синергии (греч. сотрудничеству) Бога и человека.
Что же касается предписаний о медитации в православии?
Древняя аскетическая монашеская традиция предписывала монаху постоянно "занимать ум размышлениями (μελέτη / meditatio) над Писанием". Например, в Правилах Пахомия Великого говорится:
"По дороге пусть размышляет [meditans / μελετῶν] о чем-нибудь из Писания, пока не дойдет до дверей собрания".
В восточном Предании Церкви медитативный элемент вплетен в ткань Литургии Церкви, а значит, все участники Литургии призваны к одной и той же медитации. В латинской же традиции медитации оставлены в качестве индивидуального (не литургического, а келейного) упражнения. Мы можем это заметить из текстов богослужений, когда Церковные тексты предлагают нам "мысленно вознестись", "вознести ум", "увидеть" некоторые события прошлого, как нечто настоящее "здесь и сейчас". Погрузиться в эти события, одним словом (μελέτη / meditatio), медитировать — размышлять.
Что касается разных нехристианских практик, то к большому сожалению, в 18 веке христианское слово "медитация" была применена к санскритскому "самадхи" (samādhi — "погружение, собирание", буквально "зафиксировать", "закрепить"), потому что это слово просто не имеет аналогов в европейских языках. Поэтому по факту мы не можем называть самадхи медитаций.
Поэтому не стоит смешивать эти практики, совершая подлог. Оставьте Богу — богово, а человеку — человеческое.