BEL ENG DEU FRA

Когда мы по-настоящему, всем существом своим понимаем, что мы грешны, тогда мы начинаем реально меняться, тогда мы начинаем каяться - игумен Иоасаф (Перетятько)
9 МАРТА 2011 (Среда)

 
  
Перед праздником Сретения Господня по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Доме межцерковного общения «Кинония» прошел ежегодный слет Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви. В непосредственной и благожелательной обстановке встречались почти 150 человек. Уже после официального окончания мероприятий в приходе храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость с молодежью беседовал один из приехавших на слет представителей Украинской Православной Церкви игумен Иоасаф (Перетятько), насельник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, духовник общины глухих при монастыре, постоянный ведущий «молодежки» в Свято-Троицком Ионинском монастыре, заместитель главного редактора журнала «Отрок.ua», профессиональный психолог. Живым языком, с яркими примерами из своей собственной непростой духовной жизни, с любовью и вниманием к слушателям говорил игумен Иоасаф о том, что волнует ум и сердце всякого идущего к Богу человека. О покаянии.



- Вчера на встрече во время слета мы говорили о том, как попытаться быть самим собою. У каждого из нас есть вопросы, которые очень сильно нас волнуют, но мы не хотим, точнее, не то, что не хотим, мы ждём удобного случая, чтобы эти вопросы как-то разрешить. Иногда даже стесняемся задавать те или иные вопросы. Есть такие вопросы? Есть? Ну, хоть как-нибудь покивайте головой, чтобы я понял реакцию на себя. А то ощущение, как в анекдоте: - Доктор, меня игнорируют. - Следующий!

- Знаете, бывает, осознаёшь свою грешность, понимаешь, как сложно с собой бороться. Как с этим жить вообще?

- Я не смогу тебе ответить на этот вопрос. Знаешь почему? Потому что ты святее, честно. Я себя не осознаю грешным. Если бы я себя осознавал грешным, следующим этапом стало бы покаяние, настоящее покаяние. Когда мы нашу жизнь меняем. Спросите меня – я меняю свою жизнь? Так себе.

С нашей молодёжью мы об этом говорим очень много, нашим ребятам приходится по миллион раз говорить о честности, об искренности. О том, чтобы реально оценивать свои силы. Дело в том, что когда мы по-настоящему, всем существом своим понимаем, что мы грешны, тогда мы начинаем реально меняться, тогда мы начинаем каяться. Я себя не ощущаю грешным человеком. Головой я это отлично понимаю, и именно это и заставило меня прийти в храм, , чтобы изменить себя. Я открою вам маленький секрет. Будучи в миру, скажем так, как любой молодой человек я любил хорошую, красивую одежду, и, естественно, был, есть такое слово, шмоточником. В принципе, им в душе и остался. Но я, когда пришёл в церковь, на первом этапе в период неофитства что я сделал? Я купил себе берцы самые неудобные. Мог бы выбрать хорошие ботиночки, высокие, стильные какие-нибудь. Нет. Вместо этого я выбрал самые неудобные берцы. Пытался одеваться, скажем так, по-бомжацки, и считал это верхом святости. Все это было баловство, всё не моё. Но я считал, что каялся: покаялся, изменился, причём, резко изменился. Читая святых отцов, думал: «О - па, прямо как в книгах всё написано – пришёл, увидел, победил». Т.е. пришёл в храм, снял все ветхие одежды красивые, одел рубище, самое главное, чтобы поменьше стираться, побольше вонять. Всё. Я святой человек. Проходит год, второй, третий… Первыми, конечно, я снял берцы. Ужасно неудобно. Кошмар. Одел обратно нормальные ботинки. Потом понравились джинсы. И так далее, и так далее. В конце концов я вернулся к прежнему состоянию. Что появилось? Появилась просто привычка ходить в храм, молиться, потребность в Боге окрепла. Но внутреннего, глубокого покаяния…

Настоящее глубокое покаяние было у Марии Египетской, которая выйдя из храма, сразу пошла в пустыню. Глубокое покаяние было у многих других святых. К сожалению, наше покаяние, на уровне мозга. Это не означает, что стоит опустить руки и ничего не делать, не каяться, нет. Святые Отцы нам и говорят о том, что всё равно надо ходить на исповедь, всё равно нужно каять себя в грехах. Постепенно количество и усердие перейдёт в качество. Но говорить о том, что я сейчас взял и покаялся, или, скажем так, продолжаю себя каять, конечно, нет. На самом деле мы не покаялись. На самом деле мы просто пытаемся что-то изменить в своей жизни. Настоящего покаяния, глубокого, святоотеческого мы только ожидаем, мы его только ищем. Думаете, что я другой, ничего подобного. Оказывается, что мы ещё не дошли даже до состояния фарисеев. Доказательства? Я вам сейчас докажу.

Помните, в Евангелие от Иоанна говорится о том, что… (О-о-о – меня фотографируют из-под полы! Прошу прощения, надеюсь, пауза мне простительна). Так вот, Господь писал на песке, и тут подошли фарисеи с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Помните этот сюжет? (Как всегда: только три головы такие, так - тык, а остальные пытаются подмазаться под толпу. Или никак не хотят реагировать, потому что спят с открытыми глазами. После нескольких дней и сегодня ночной литургии. Всё равно, три головы. Ну, ладно.) Вы знаете, у нас не проповедь, поэтому я вам полностью пересказывать Евангелие и говорить о духовной стороне не буду, я буду говорить о наших житейских сторонах. Фарисеи пришли и сказали: «Господи, что нам делать с этой блудницей?» Они просто Его хотели поставить в тупик, потому что, как бы Он не ответил, всё равно угодил бы обеими ногами прямо в маргарин, никак ты не выкрутишься из этой ситуации. Если сказать: «Да, Моисей сказал, побивать камнями» Они побили бы камнями, а потом… Иудеям, вы знаете, нельзя было никого убивать и суд производить, даже по закону Моисея. Они бы показали на Христа: «Вот Он нам сказал побить камнями». Христа обязательно привлекли бы, используя современную терминологию, к уголовной ответственности.

С другой стороны, если бы Господь сказал: «Мы же, братья, должны быть милосердными, не будем её трогать, отпустим с Богом». Фарисеи сразу бы сказали: «О, Он нарушает закон Моисея». Верно. Раз Он при людях нарушает закон Моисея, значит, Он нарушает закон. А раньше Он говорил, что пришёл не нарушить закон, но исполнить. Получается, слова расходятся с делом. Так что опять же Христос оказывается врун. Как бы вы поступили?

Очень много было таких двойных ситуаций. Был момент с «кесарево-Божие», когда, как бы Он не ответил, всё равно бы попал. Господь из земной плоскости все ответы переводил в плоскость духовную, из горизонтальной - в вертикальную. Это интересно и для нашей с вами жизни. Это для нас с вами урок. У нас бывает парадокс православный, когда всё по вертикальной плоскости: говорим о духовном, мы такие все духовные, такие все святые. А, как перевести в горизонтальную плоскость, нашу земную, бытийную, мы оказываемся сволочами такими, что еще похуже любых нецерковных людей… Сколько сплетен, вранья, лукавства, лицемерия есть у нас, у православных. Вообще, у религиозных людей. Иногда мирские люди циничны, и в этом цинизме они честны. Мы же с вами циничны, но прикрываемся часто какими-то благими намерениями. Приходит девушка к подружке и завидует тому, что у неё хороший молодой человек, симпатичный. Говорит: «Я, конечно, не хочу тебе навредить, я, конечно, тебя очень люблю, дорогая подружка, но это, случайно, не твоего молодого человека я видела вчера с какой-то девицей, когда в кино ходила? » Та отвечает: «Нет, конечно. Он мне предан, как собака. Он спит у меня в прихожей на коврике, в зубах приносит тапочки и газету по утрам. Нет, это не он». Только подружка ушла, она сразу за телефон, дрожащими ручками начинает набирать и первый вопрос: «Где ты был вчера вечером?»

Молодой человек, ни сном, ни духом не зная о подружке, говорит, конечно: «Как где? Сидел дома чай пил». Странное дело: почему-то хочется верить подружке, а не своему молодому человеку. И начинаются подкалывания: «А кто видел, где ты был? А ты с мамой или без мамы дома сидел?» И т.д., и т.д. Так только наши православные собратья и сёстры могут: вроде бы, с благими намерениями, но делают всё для того, чтобы разрушить то, что у других хорошо.

У Господа было по-другому - Он из земной плоскости всё переводил в духовную. И когда Его спросили: «Ну, так что? Будем побивать камнями эту блудницу или нет?», Господь, рисуя так же на песке, вдруг ответил: «Кто первый без греха, бросьте в неё камень». Честно скажу, после этой притчи я фарисеев стал даже уважать. Да, они идиоты. Потому что идиот - это такой человек без ума или, так скажем, с малым умом. Фарисеи в своём фанатизме ничего не видели и разучились здраво рассуждать. Но чего у них нельзя отнять – это честности. Какой честности? Да очень просто. Когда Господь, продолжив писать на песке, поднял голову, Он увидел, что после Его слов фарисеи-то все тихонько так, оп-оп-оп, отошли.

Вот и получается, что фарисеи оказались просто честными. В чём? В том, что признали свои грехи. Пускай не явно, но они это признали. У нас в жизни, даже у православных, бывает абсолютно не так. Если бы православные сейчас привели бы девушку, и им сказали, кто первый без греха, бросьте в неё камень, закидали бы не то, что камнями, ещё бы ногами запинали. Как так, мы ж уже святые. Нет, я-то свои грехи знаю, но я их исповедую только священнику. А этой блуднице незачем знать о моих грехах. А тем более другим показывать, что я грешен. Нет. Я сейчас закуцаю её, побью камнями, а потом пойду к батюшке, исповедуюсь: «Ой, грешный, ой грешный я, побивал камнями за справедливость». И думаешь, то ли исповедуется, то ли хвастается на исповеди, не понятно. Человек умудряется одновременно, на самом деле, исповедоваться, молодые люди, исповедоваться и хвастаться. Есть такая категория очень интересная. Я сам так делал подчас, поэтому этот момент очень хорошо отслеживается.

Вот эта ситуацию, когда мы с вами не доросли даже до фарисеев, не доросли даже до какого-то состояния признания себя грешными. Не покаяния, а признания себя грешным. Нет, признаться можно: «Да. Грешен. Аз есмь… Но как мне это нравится». Нравится не для всех, нравится только где-то внутри. Для всех я, конечно, посыпаю голову пеплом, опускаю смиренно глаза, по крайней мере, до первого удара по одной щеке. И так далее, и так далее, и так далее….

Я на молодёжке когда-то рассказывал. У меня был однокурсник. Он жил этажом выше, сейчас он, кстати, тоже священник. Тогда он только-только воцерковлялся. Мы сидели рядом на лекциях, и когда все разъезжались, мы оставались. Домой не хотелось ехать на хлеба, потому что и он, и я были без денег, студенты, и сидеть на шее у родителей неохота было. В Киеве кое-как перебиваешься с хлеба на воду, и слава Богу. Тем более, где-то в монастыре покормят, где ещё там кто-то что-то даст. Днём делать было нечего, поэтому мы в общежитии сидели с ним. Помню, скучно было, мой товарищ стал перед зеркалом, зачесал чёлку направо, посмотрел на себя в зеркало. Потом зачесал чёлку налево и тоже в зеркало посмотрел. Потом он назад волосы, естественно, зачесал. Помучил, помучил свои волосы, потом говорит: «Ой, красив подлец». Очень искренне у него это получилось. Я, подходя к зеркалу, часто вспоминаю это и понимаю, что, как это ни парадоксально, как это ни страшно, но ведь я сам себе нравлюсь. И быть, и по-настоящему каяться, и по-настоящему смиряться я не умею. И самое главное, ладно, там ещё не умею, так ведь ещё и не хочу вдобавок. Абсолютно.

Почему я об этом заговорил? Я ответил на ваш вопрос. Ещё раз прошу прощения, потому что иногда, мне кажется, я своим ответом обижаю человека, потому что я придираюсь к словам. Человек, допустим, просто сказал «покаяние». А я придрался к слову «покаяние», сказал, что он не то что не умеет исповедоваться, каяться, мы даже ничего не умеем, даже не подошли к стадии признания себя грешными людьми. Нет. Я же говорю: на уровне ума мы себя признаём. Когда я сам себя обзываю подлецом и негодяем, мне это нравится. Я этим даже в какие-то минуты хвастаюсь. Но, назовите вы кто-нибудь меня подлецом и негодяем, я обижусь. Так в чём разница? Почему я себе разрешаю обзывать себя, а вам – нет? Понятно, что там гордыня и всё. Но в этом-то и суть истинного, настоящего подхода к смирению. Когда я сам себя называю грешным, это одно. Но когда меня называют грешником, это уже другое.

/ sobor.by/
(просмотров 1665)




Новости разделов:

Интервью

7 ОКТЯБРЯ 2017
Священник про инвалидов: «Каждый человек – это галактика»
27 СЕНТЯБРЯ 2017
«Эта музыка возьмёт своё». Как церковный хор возрождает в Беларуси древний стиль пения
22 СЕНТЯБРЯ 2017
Живая легенда. Профессор Эдуард Загорульский выступил в Институте теологии с лекцией о древнем Минске
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Акушер-гинеколог: "Видеть малыша на УЗИ и затем брать в руку кюретку, потом идти к собственным детям – это морально тяжело"
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Академик Иван Чарота - про уникальность перевода Нового Завета на белорусский язык
18 СЕНТЯБРЯ 2017
Айцец Сергій Гардун: "Я ўпэўнены, што Францыск Скарына быў праваслаўным"
12 СЕНТЯБРЯ 2017
25 гадоў працы. Новы Запавет пераклалі на беларускую мову з арыгіналу
27 АВГУСТА 2017
«Приход – не только стены, но и люди». Рассказ о минском приходе Успения Божьей Матери
14 АВГУСТА 2017
Самая главная книга. Священник – о том, почему нам нужна Библия
6 АВГУСТА 2017
Находка XII века: монастырская печать преподобной Евфросинии найдена в Полоцке
9 ИЮЛЯ 2017
Когда на службе поют прихожане. Отец Максим Логвинов – о народном богослужебном пении
21 ИЮНЯ 2017
О. Иоанн Задорожин: "Для миссионерства мы все пред Богом одинаковы – что священник, что мирянин"
  Объединение молодёжи

15 ФЕВРАЛЯ 2017
Протодиакон Максим Логвинов: на православную молодёжь просто закрывают глаза
4 ОКТЯБРЯ 2016
Как привести молодёжь ко Христу - обсудили на конференции в Минске священники и миряне со всей Беларуси
8 АПРЕЛЯ 2016
Нужна помощь в уборке и благоустройстве приходского лагеря "Радуга" под Минском
22 ЯНВАРЯ 2016
30 января в Минске состоится Минский бал православной молодёжи
24 НОЯБРЯ 2015
Более ста человек приняли участие в Молодёжном образовательном форуме "Quo vadis?"
22 ОКТЯБРЯ 2015
Открыта регистрация на V Молодёжный образовательный форум «Quo Vadis?»
21 ОКТЯБРЯ 2015
1-7 февраля в Костроме состоится фестиваль «Братья Зимой»
1 ОКТЯБРЯ 2015
VIII Минский бал православной молодёжи состоится 30 января во Дворце детей и молодёжи
22 ИЮЛЯ 2015
Несколько сотен человек приняли участие в фестивале православной молодёжи Минской епархии
15 ИЮЛЯ 2015
VIII экологический слёт православной молодёжи Гродненской епархии состоится 28-30 июля
7 ИЮЛЯ 2015
Протодиакон Максим Логвинов о фестивале православной молодёжи на "Линии Сталина": попыток реабилитировать имя Сталина мы не делаем
7 ИЮЛЯ 2015
18-19 июля под Минском пройдёт фестиваль православной молодёжи. Программа форума
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.