BEL ENG DEU FRA

Информагентство Белорусской Православной Церкви готовится к выпуску фильма о колокольных звонах западной Беларуси
2 ИЮЛЯ 2013 (Вторник)

 
  
Информационное агентство Белорусской Православной Церкви готовится выпустить фильм о колокольных звонах западной Беларуси. Идея проекта принадлежит Елене Геннадьевне Шатько, которая уже более десятилетия живёт идеей сохранения уникального наследия западных регионов, а в 2012 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси. История и современность». С этой темой Елена Геннадьевна выступала на телевидении, фильм о полесских звонах вышел в проекте «Обратный отсчёт», документальный фильм «Звонарь» режиссёра Елены Маховой, созданный по материалам экспедиций Елены Шатько, завоевал Гран-при кинофестиваля в Кошице (Словакия). Собирательница звонов уверена, что звоны западных регионов - это то наследие, которым должны особенно дорожить белорусы и о которых должны знать учёные-кампанологи и вся православная общественность.

О проекте и его идее, о колокольной драме и этике звонарей в интервью с Еленой Шатько.

- Елена Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, над каким фильмом сейчас с Вашей помощью работает Информационное агентство Белорусской Православной Церкви? Что это за фильм и для чего он создавался?

- В апреле этого года мы приступили к созданию фильма о колоколах и сельских звонарях западных регионов Беларуси. Мы создаём этот фильм благодаря гранту Фонда преподобного Серафима Саровского, который получили в Москве по итогам конкурса «Православная инициатива». Цель проекта - фиксация традиционных колокольных звонов западных регионов Беларуси. Мы хотим повысить уровень знаний среди церковнослужителей Беларуси и стран СНГ в области науки о колоколах - кампанологии. Хотелось бы привлечь внимание общественности, Министерства культуры Беларуси к проблеме сохранения традиционных колокольных звонов и сохранившихся колоколов 15-19 веков. Мы надеемся, что наш фильм поспособствует внесению традиционных звонов западных регионов в список нематериального духовного наследия ЮНЕСКО, а также что появится возможность на государственном уровне финансировать мероприятия по сохранению звона, что также поспособствует преемственности в звонарской практике. Это значит, что на уровне сельских советов звонари будут получать дотацию и в рамках работы воскресных школ появится возможность обучать детей звону на местах. Нам очень хочется на это надеяться.

- Расскажите, пожалуйста, какие звоны будут представлены в фильме, и что Вы можете сказать об их особенностях?

- Впервые не только Беларусь, но и вся православная общественность узнает о том, какие у нас были звоны. Это звоны «На сбор», «Во вся», «По душе», «По покойнику». Уникально то, что если у нас в Беларуси умирал человек, в первую очередь бежали к звонарю. И уже по звону люди определяли, кто умер - женщина или мужчина, знали даже в каком населённом пункте, деревне. Знали по использованию колокола. Дело в том, что в приход входило несколько деревень, и каждая деревня старалась пожертвовать в церковь свой колокол. Иногда жертвовали отдельные прихожане, что было связано с какими-то личными событиями. Если удары были восходящие, то понимали, что умерла женщина, если нисходящие - мужчина. В монастырях были свои традиции. На смерть послушницы звонили три удара, инокини - шесть, монахини - девять. Конечно, звоны отличаются, потому что в каждом храме свой набор. Уникально то, что у нас сохранились очень старые колокола. Я не так давно была на международной конференции в Новосибирске и представляла материалы нашей экспедиции. Все были удивлены тем, что у нас сохранена преемственность и есть сельские звонари, что, несмотря на гонения, они продолжали звонить, сохранять свои колокола. В годы Великой Отечественной войны они закапывали их, топили в реках, старались, чтобы были свидетели этого, чтобы если кто-то погибнет на войне, потом эта информация была известна односельчанам. Так были сохранены колокола в д. Олтуш Маларитского района Брестской области, в д. Доропеевичи Маларитского района Брестской области. Много случаев самопожертвования за спасение церковной собственности. Колокол - это глас Божий. Жители не представляют жизни без колокольного звона.

Например, от праправнучки жителя д. Лебедево мы узнали, что её прапрадед по фамилии Матусевич трижды женился, и каждая жена его умирала. И он дал обет Богу, что если четвёртая его жена выживет, то он пожертвует в храм колокол и в часовню подарит икону святителя Николая. Милостью Божией всё осуществилось. Никто не умер, у них родилась доченька, а в церковь он, как и обещал, пожертвовал колокол, который до сих пор там находится. Он пережил лихолетья 20 века. Его хотели переплавить, но он попал к кузнецу, который оказался родственником Матусевича и знал историю колокола. У него не поднялась рука его уничтожить. Многое повидал колокол, а в конце 20 века прихожане нашли этот колокол в Белгосфилармонии. В д. Суринка Слонимского района Гродненской области звонарь рассказал о том, что его брат болел и отец, веря, что ребёнок выздоровеет, пожертвовал в храм три колокола - и чудо случилось. Мальчик, который не мог ходить, был парализован, к 4-5 годам стал передвигаться, а к 12 годам ходил с одним костылём. Таких примеров много. По вере людей, через жертву колокола Господь проявлял милость.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о звонах «На сбор», «Во вся», «По душе»…

- Звон «На сбор» - это одиночные медленные удары в самый большой колокол, который в традиции Русской Православной Церкви называется «Благовест». Этот звон осуществляется перед началом богослужений. Количество его в каждом храме определяется по благословению настоятеля. Это может быть и 9, и 12 ударов. Во время звона звонарю положено читать Иисусову молитву или 50-й псалом. Звон «Во вся» - это звон во все колокола. В русской традиции имеет название «Трезвон». Он исполняется подвижно, во все колокола, которые есть в наборе на звоннице, и исполняется чаще всего три раза с остановками. Так как богослужение в сельских православных храмах чаще всего в субботу не совершалось, а совершалось в воскресный день и объединялось с Божественной литургией, то получается, что после Всенощного бдения повторялся еще раз звон «На сбор» и после него - «Во вся». Для православных храмов Беларуси звон после службы не характерен, за исключением звона во время крестного хода. Также редко звонили к венчанию, молодожёны чаще всего приезжали к храму на телеге, украшенной бубенцами, шаркунами, лентами и сопровождал молодожёнов ансамбль: баян, скрипка, бубен. Как только они подъезжали к храму, музыка стихала. В тишине они подходили к церкви, входили. Совершалось таинство Венчания. И звон после Венчания - как Божие благословение для молодожёнов - мне удалось записать лишь в нескольких храмах. На мои вопросы к прихожанам других храмов, почему не звонили, они отвечали: «А что, они покойники разве? Им ещё жить и жить»… Традиционно у нас звонили обязательно по покойнику. Об этом прихожане просили звонаря ещё при жизни, потому что верили: как только услышит звон Пресвятая Богородица, она будет молиться Господу о спасении грехов усопшего и только тогда, когда прозвучит звон, полностью умирает человек. В годы неофициального запрета, который был в Беларуси на колокольный звон, когда хоронили старост или людей, которые много послужили Богу, прихожане шли к уполномоченному и просили о том, чтобы разрешили позвонить, и атеистически настроенные власти соглашались на звон.

У нас есть ряд примеров, где никогда не прекращали звонить, несмотря на угрозы, гонения, лишение зарплаты…

Покойный звонарь из д. Олтуш перенёс много скорбей, но никогда не прекращал звонить. Однажды к одному из звонарей пришли и сказали, чтобы прекратил звонить, иначе они его расстреляют. А он говорит, что позвонит им за упокой, и начальники быстро исчезли. Мне известно, что этого звонаря всё-таки водили на расстрел, но он остался жив. Этот звонарь жив, его фамилия Лепёшко. Он долго служил в храме д. Порплище Докшицкого района Витебской области. Есть много примеров такого звонарского подвига. И когда общаешься с ними, чувствуешь, насколько глубока их вера и насколько преданно их служение Богу. Важно, чтобы такие люди передавали преемственные звоны нашим детям, чтобы они не исчезли, потому что в каждом храме свой звон.

- У кого эти звонари учились звонить?

- Все звонари учились звонить у своих отцов, дедов. С детства они поднимались на колокольню. Сельскую звонарную школу отличает то, что звонари никогда не вносили ничего нового в ритмику звона. Звон этот намного медленнее современного. Я сама училась в минской школе звонарей (второй выпуск, 2011 год). Имея музыкальное образование (я цимбалистка, окончила Белорусскую государственную академию музыки), я на своём опыте убедилась, что все мы, как и в музыке, ищем в колокольном звоне творчество, импровизируем. Каждый звон не похож один на другой. Сегодня мы звоним так, завтра - иначе. Нас учат, что звон должен быть каноническим. В московской традиции есть множество колокольных звонов, и этому у нас обучают. А в Беларуси такого огромного количества звонов не было. У нас было несколько видов звона, и они всегда одинаково звучали в храмах. Если вдруг появлялся новый звон, это вызывало недоумение прихожан. Не всегда это воспринимали хорошо: пеняли на то, что неправильно звонарь звонит. И, конечно, для людей, которые покинули Родину, самое дорогое - это звучание колоколов. Мы были в д. Домачево Брестского района Брестской области, и протоиерей Пётр Буда нам рассказал историю их колокола. В годы Великой отечественной войны бомба попала в стоящую рядом кирху, а колокол сохранился и его перенесли в православный храм. Жители деревни вскоре выехали в Германию. Спустя много лет их родственники приехали в деревню, услышали колокол и записали его звон. И когда они дали послушать этот звон бывшим домачевцам, те плакали. Потому что самое дорогое для эмигранта - это земля с Родины и звук колокола, который возвращает в детство…

Мы записали традиционные колокольные звоны и надеемся, что они будут опубликованы и внесены в список нематериального духовного наследия ЮНЕСКО, и общественность узнает о тех традиционных звонах западных регионов Беларуси, которые никогда не прекращались, даже когда храм закрывался. В праздничные дни звонари приходили и звонили, а на Пасху разрешали звонить всем - от мала до велика. Правда, женщин редко допускали на колокольню. После войны, когда много мужчин погибло на фронте, начали звонить женщины, хотя звонари и говорили: «Не бабское это дело».
Звонарь присматривал за всеми, кто поднимался на колокольню в праздничные дни. Потому что колокол легко разбить. Есть определенное бойное, место, в которое можно ударять. И в 90-е годы, когда разрешили звонить, а знаний не было, у нас много замечательных колоколов было разбито из-за неумелого звона. За годы многие звонари ушли, языки колоколов отвисли, их прикрепили специальными верёвками, которые раньше были кожаными, и язык стал ударять ниже бойного места, поэтому на колоколе появлялась трещина. Реставрировать колокол сложно, остаётся только переливать. Есть потрясающие по звучанию колокола. В Минске раньше отливали колокола. До сегодняшнего дня сохранился колокол 1898 года, отлитый белорусским мастером, Антоном Бренгошем. Старинные колокола обладают большим количеством ультразвука и обертонов, и надо признать, что в современных колоколах такого богатства нет. Хочу привести слова покойного митрофорного протоиерея Евгения Порфенюка, настоятеля Воскресенского собора Бреста. Он сказал, что звук современных колоколов можно сравнить со звуком обыкновенно железяки. То, что было раньше, - это как дрожь по телу. Под звон старинного колокола человек преображается и исцеляется душой и телом. В своё время академик Бехтерев проводил исследования о благотворном влиянии колокольного звона на кровеносную систему человека. Хотелось бы, чтобы наш проект привлёк также внимание медиков из Беларуси и России, чтобы они признали целебность колокольного звона. Конечно, нельзя здесь говорить только о звоне. Те люди, которые ходят в храм, посещают богослужения, приступают к таинствам, слышат звон - это всё в комплексе, они более здоровы. Когда воздвигают колокол, верующие, стараются привязать к нему косынки. Это очень распространено в Почаевской лавре это. За время экспедиции, а с 2003 года мы посетили более 247 храмов западных регионов Беларуси, были записаны свидетельства людей из тех приходов, где колоколов не было. После поездки к большим святыням, постояв под колоколами, они действительно исцелялись. У многих их них проходили опухоли. Рассказывали даже, что если шли на службу из соседней деревни, и в течение пути слышали колокольный звон, то к концу пути, или к концу богослужения, проходили нарывы, отпускала боль…

- Благодаря чему и кому стала возможной реализация такого проекта?

- К этому проекту мы шли 10 лет. Всё начиналось с экспедиций, которые мы осуществили благодаря благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Было изучено множество архивных документов: архивы России, Беларуси, Литвы, архивы и летописи приходских храмов. Были предварительно записаны все населённые пункты, где есть звонари; все традиционные звоны, где они сохранились; были паспортизированы колокола сельских храмов западных регионов. И огромную помощь в этих экспедициях нам оказали благочинные и настоятельницы женских монастырей Бреста, Витебска, Гродно, всей западной территории, Жировичского монастыря. Помогали простые прихожане, которые постарались найти старые фотографии, которые чудом сохранились. Они нам помогали и с жильём и с питанием. Благочинные помогали с перемещением. Мы хотели бы, чтобы это всё не кануло в Лету, чтобы диск был опубликован, чтобы вышла книга. К сожалению, выпустить книгу о колоколах и колокольных звонах западной Беларуси, как планировали к 1025-летию Руси, мы не успели, а вот с фильмом успеваем, и в год 1025-летия Руси вся православная общественность узнает о колокольных звонах, которые на небольшом островке западной Беларуси никогда не прекращали звучать, согревая души православных верующих.
/ sobor.by/
(просмотров 4993)




Новости разделов:

Интервью

18 СЕНТЯБРЯ 2017
Айцец Сергій Гардун: "Я ўпэўнены, што Францыск Скарына быў праваслаўным"
12 СЕНТЯБРЯ 2017
25 гадоў працы. Новы Запавет пераклалі на беларускую мову з арыгіналу
27 АВГУСТА 2017
«Приход – не только стены, но и люди». Рассказ о минском приходе Успения Божьей Матери
14 АВГУСТА 2017
Самая главная книга. Священник – о том, почему нам нужна Библия
6 АВГУСТА 2017
Находка XII века: монастырская печать преподобной Евфросинии найдена в Полоцке
9 ИЮЛЯ 2017
Когда на службе поют прихожане. Отец Максим Логвинов – о народном богослужебном пении
21 ИЮНЯ 2017
О. Иоанн Задорожин: "Для миссионерства мы все пред Богом одинаковы – что священник, что мирянин"
30 МАЯ 2017
Как справиться с компьютерной зависимостью? Большое интервью с психологом
25 МАЯ 2017
В чём духовный смысл Вознесения Господня? Рассуждает священник
14 МАЯ 2017
Отец Владимир Шичко: «Покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям»
9 МАЯ 2017
Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"
9 МАЯ 2017
Богословие воскресения. Интервью с профессором Страсбургского университета
  Информагентство БПЦ

2 ФЕВРАЛЯ 2015
Фильм «По ком звонит колокол?» расскажет о белорусах, погибших во Франции
11 ИЮЛЯ 2014
Информагентство БПЦ приступило к работе над фильмом о белорусском добровольце, погибшем во Франции в годы Первой мировой войны
10 ИЮЛЯ 2014
Готовится к выходу новая книга рассказов, стихов и песен Вячеслава Бобкова «Радость моя»
24 ИЮНЯ 2014
Информагентство Белорусской Православной Церкви выпустило фильм о колокольном звоне
9 АПРЕЛЯ 2014
Фильм «Моя жизнь – служение» показали посетителям выставки «Вербны кірмаш»
25 НОЯБРЯ 2013
Три фильма белорусских документалистов получили награды Международного фестиваля «Радонеж»
24 ОКТЯБРЯ 2013
Информагентство БПЦ завершило съёмки фильма о колоколах и белорусских звонарях
2 ИЮЛЯ 2013
Информагентство Белорусской Православной Церкви готовится к выпуску фильма о колокольных звонах западной Беларуси
26 СЕНТЯБРЯ 2012
Создана пилотная серия телесериала для детей по мотивом сборника произведений Вячеслава Бобкова «Я иду за солнышком»
23 ФЕВРАЛЯ 2010
Информационное агентство Белорусской Православной Церкви выпустило DVD с проповедями протоиерея Игоря Коростелева
18 НОЯБРЯ 2009
Сегодня в Новогрудке открываются Свято-Елисеевские чтения
22 ОКТЯБРЯ 2009
Фильм о созидательной силе церковного искусства
  Православная инициатива

4 СЕНТЯБРЯ 2017
Стартовал конкурс "Православная инициатива 2017-2018"
2 МАРТА 2017
Объявлен конкурс малых грантов «Православная инициатива — 2017»
20 ИЮЛЯ 2016
Продолжается приём заявок на конкурс малых грантов «Православная инициатива 2016-2017»
24 ИЮНЯ 2016
V фестиваль сербской культуры «Видовдан» открывается в Белостоке
2 ИЮНЯ 2016
В Бобруйске подвели итоги проекта по созданию аудиотранскрипции к фильмам для слабовидящих людей
4 АПРЕЛЯ 2016
В Слуцкой епархии впервые будет реализован проект молодёжного коворкинг-центра
27 ЯНВАРЯ 2016
Священник Православной Церкви в Америке: все ли спасутся?
22 ЯНВАРЯ 2016
Открытый урок робототехники проходит сегодня в Вильнюсе
6 СЕНТЯБРЯ 2015
Скорее в кино: детский фильм о Православии идёт в белорусских кинотеатрах
20 АВГУСТА 2015
Деснице святителя Спиридона Тримифунтского на Святой горе Грабарке поклонился Президент Польши
10 АВГУСТА 2015
Утверждена дата проведения международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016»
27 МАЯ 2015
В Минске встретились российские организаторы конкурса "Православная инициатива" и победители конкурса из Минской митрополии
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.