«Духовное слово» расскажет о представленной в Национальном музее выставке лицевого шитья из собрания музея-заповедника Рязанского кремля
15 МАЯ 2014 (Четверг) 17:14:46 В 1923 году в Рязанский губернский музей из Рязанского древлехранилища были переданы уникальные святыни-плащаницы, хоругви, покровцы, праздничные церковные облачения - все то, что являлось сакральными предметами храмового убранства, покрывало святые мощи, соучаствовало в освящении святых даров и совершении службы. До 1991 года эти святыни были мало изучены и не выставлялись. Ныне они составляют коллекцию древнерусского лицевого шитья Музея-заповедника Рязанского кремля.С этим искусством Древняя Русь познакомилась, приобщившись к византийской культуре после принятия христианства в конце Х века. Наряду с настенной росписью, иконописью, ткани, украшенные лицевым шитьем, являлись одним из важных элементов убранства древнерусского храма. Существовали также шитые иконостасы и иконы, надгробные покровы с вышитыми изображениями святых покрывали раки и гробницы. Фоном для шитья служили заморские шелковые ткани (тафта, камка, атлас), по которым вышивали разноцветными шелковыми, золотыми и серебряными нитями. На кайме, окружающей центральное изображение, церковнославянской вязью расшивались литургические и вкладные надписи, сообщавшие дату вклада и имена дарителей. Искусством лицевого шитья владели царицы: при их теремах и домах бояр существовали мастерские, где этому мастерству обучали девушек, в том числе высокого рода. Пожалуй, трудно найти иконы, созданные в 15 веке, которые могли прекрасно сохраниться до наших дней, а древнейшим памятником лицевого шитья, связанным с Рязанью, является плащаница «Евхаристия» 1485 года со сценами жития Иоакима, Анны и Девы Марии на каймах. Она стала вкладом великой княгини Анны Васильевны (дочери великого князя московского Василия Васильевича Темного) в Успенский собор-усыпальницу рязанских князей, на которой, по ее повелению, было изображено причащение Христом апостолов накануне Его распятия. Большой интерес представляет плащаница 1512 года, пространная вкладная надпись которой сообщает, что она была создана «замышлением» архимандрита Солотчинского монастыря Досифея, для которого она имела большое значение, как завершающий вклад в украшение нового каменного Рождественского собора. Уникальна по своей красоте пелена «Успение Богоматери», созданная на рубеже 15 начала 16 веков. На ней как бы соединяется мир земной, представленный собранием у гроба Богородицы апостолов и плачущих женщин, и свидетель великой тайны мир горний: ангелы и серафимы, святые и праведники во главе с Сыном Божьим и Сыном человеческим, явившимся к одру Своей Матери. Мир земной скорбит об уходе Богородицы, а мир горний радуется явлению Царицы Небесной. Уникальные памятники лицевого шитья 15-17 веков из собрания музея-заповедника Рязанского кремля, представленные в Национальном художественном музее Республики Беларусь, приобщают нас к духовному миру наших далеких предков. «Выставка уникальна еще и тем, что она почти не покидает пределов Рязанского кремля,- говорит заведующая выставочным отделом музея Марина Мальгина, - и после пребывания в столице Беларуси она будет долго «отдыхать», ведь этим образцам древнерусского шитья более 600 лет! Впервые у нас такие сокровища, и эта выставка станет знаковой в истории музея. Хотелось, чтобы ее посетило как можно больше людей». Выставка «Живопись иглой», представившая уникальные памятники лицевого шитья 15-17 веков из собрания музея- заповедника Рязанского кремля, будет работать в Национальном художественном музее Республики Беларусь до 25 мая ежедневно. О ней Вы услышите в программе «Духовное слово» в воскресенье 18 мая в 7.30 на Первом национальном канале Белорусского радио и на канале «Культура». / sobor.by/ Фото artmuseum.by (просмотров 3076) |
Новости разделов: