BEL ENG DEU FRA

6 условий эффективности урока
4 ФЕВРАЛЯ 2013 (Понедельник)


Татьяна Николаевна Метечко - преподаватель русского языка и русской литературы лицея города Ивацевичи, учитель высшей категории, педагог с 30-летним стажем, делится своими выводами о том, что нужно для того, чтобы добиться максимальной эффективности урока.

На мой взгляд, условия эффективности урока зависят от многих факторов.

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА, которая должна быть организована на основе взаимоуважения.
Для этого необходимо выполнение шести условий:
1. «Узнавание» класса, определение проблем.
2. Создание ситуации учения. Задача учителя – создать в классе атмосферу,
способствующую возникновению учения.
3. Реальность личности учителя. Естественность, искренность поведения учителя.
4. Принятие учителем учеников такими, какие они есть. Поэтому необходимо тёплое, позитивное отношение к ученику.
5. Обеспечение средствами. Кроме обычных средств – тетрадей, учебников, пособий и т.д. – учитель использует себя, свои знания, опыт в качестве этих средств,
предоставляя ученикам право выбора. Учитель должен сделать так, чтобы его
чувства были понятны ученикам, но не навязываясь, не ограничивая их свободу.
6. Опора учителя на самораскрытие своих учащихся. Ученики должны доверять
учителю, верить, что он в учительской при всех не станет обсуждать их сочинения.
Ученики должны полагаться на учителя, но только не свести это к панибратству.

Терпение. Великое терпение должен иметь учитель. Терпение выслушать ученика, терпение научить класс слушать другого ученика, учителя. По кирпичику строятся взаимоотношения. И всегда бывают единицы, которые не воспринимают тебя. Они делают вид, что подчиняются авторитету учителя, выполняют то, что требуешь, но ты чувствуешь их внутреннее сопротивление, их нелюбовь к тебе, но не имеешь права показать свою. Великое терпение и выдержка. Вот они оканчивают школу, вот до выпускного вечера демонстративно забирают аттестат, даже могут бросить что-то резкое. И всё-таки ты корректно желаешь им удачи. Ты выдержал, не опустился до мелких придирок, не унизился до разборок с родителями. Ты сыграл свою роль Учителя до конца. А дальше жизнь рассудит…

2. САМООБУЧЕНИЕ. Учить ребёнка учиться самостоятельно, самому – главная задача. Учитель корректирует, направляет, консультирует, но учиться ребёнок должен сам.
Китайская формула обучения в древности гласит:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай сделать самому – и я научусь.

Я широко использую компьютерные программы, так компьютер создаёт для этого
отличные условия. Использую программы «Репетитор 1С» (это виртуальный учебник, очень подробно, на хорошем уровне изложен материал (хорош для подготовки к олимпиадам, объяснения нового материала), но для систематического обучения использую наш белорусский тренажёр «Наставник», сделанный на хорошем уровне (система журнала, фиксация результатов, расположение материала), но, к сожалению, встречаются ошибки). Поэтому прежде чем выполнят это задание ученики, я сама решаю задания или сажусь решать рядом с ними. Несмотря на то, что есть учебник, подсказки, возникают вопросы. Поэтому подхожу к ученикам, помогаю разобраться. Ученик один на один с заданием, компьютер фиксирует результат, ученик выполняет работу над ошибками, коррекцию.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
Я бы определила пятью параметрами:
ПРЕДМЕТНОЕ. Это работа по практическому овладению учащимися грамматикой, работой по культуре речи и созданию учителем собственного учебно-методического комплекса. Для себя я создала такой:

1. Учебники по русскому языку
2. Папки с Памятками, некоторыми алгоритмами и другими схемами и таблицами – по
одной папке на парту. Папки постоянно пополняются нужными материалами при
изучении очередной темы.
3. «Русский язык» И.Э.Савко ( 2 тома) на каждую парту (толковый учебник!)
4. Тематические контрольные работы И.Э.Савко - по одной книге на каждую парту, но полкниги (в которой ключи) оторвано и хранятся у меня (кроме проверки, я использую эти работы и для повторения)
5. Пособие БГУ - Волынец, Долбик, Литвинко, Ратниковой, из которого на каждый стол выделен: 1. Справочник (замечательный!).
2. Комплекс тренировочных диктантов (ключи хранятся у меня, при необходимости для проверки раздаю).
6. Комплекты тестов.
7. Компьютерный тренажёр «Наставник», электронные варианты тестов. (Есть программы по их созданию).
8. Орфографический словарь на каждый стол.

ТВОРЧЕСКОЕ – раскрытие творческого потенциала учащихся, воспитание в них «небоязни» выразить себя через слово, участие в творческих конкурсах, Это и выпуски нашего традиционного «Поэтического альманаха», воспитание бережного отношения к «дару Божьему», но вместе с тем и упорной работы по его совершенствованию, здесь же и подготовка в олимпиадам.

Какое удовольствие, готовясь к олимпиадам, решая тесты, копаться с учениками в словарях, пособиях, справочниках, пытаясь разобраться в каком-то трудном случае написания или постановки знаков препинания! Но для этого им нужно дать почувствовать вкус открытия, озарения. Я понял, нашёл!

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ. Оно выражается в развитии интереса к языку и литературе, оказании помощи в подборе материала, организации работы и руководстве исследовательской работой ( «По родным местам А.Мицкевича». Вместе с детьми я побывала там, записали свои впечатления, сфотографировали. Или «Молодёжный сленг». Были опрошены лицеисты, затем составлен словарь – цель: обратить внимание на то, как мы упрощаем и одновременно захламляем свою речь, «Исследование творчества Пауло Коэльо», как называют себя жители деревень нашего района и многое другое.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ - через лучшие произведения художественной литературы к жизненному опыту, так как я разделяю точку зрения, что » литература – это учебник жизни».
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ - ранее мне хотелось изучить материал по педмастерским, научиться планировать их. Теперь изучаю материалы по работе с одарёнными детьми.
Чарльз Дарвин говорил: « Думаю, что всё сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путём самообразования». Это относится как к ученику, так и к учителю.

4. СИСТЕМА РАБОТЫ:
Основа: рекомендованное календарно-тематическое планирование, которое дополняю:
система повторения по орфографии (1 раз в месяц, по итогам пишется проверочная работа)

-система устных высказываний (1 раз в месяц). Почему? Наши ученики скоро не смогут выразить свою мысль, так как даже гуманитарные предметы – всё через тесты, компьютерные тренажёры. Поэтому долг учителя-словесника – научить красиво говорить – больше некому. Первые уроки спрашиваю всех (4 темы заданы по рядам). Главное условие – слушать, оценку предлагаю, т.к. мы учимся, а это творческая работа. Детям этот вид работы интересен. Иногда возникает дискуссия. С третьего блока я уже вызываю «по жребию» – тяну номерок, кто идёт отвечать. Без обиды, справедливо. Не готов - теперь я уже ставлю оценку, но с правом пересдачи в течение недели, но на 1 балл ниже, так как я веду собственную ведомость оценок.

- система словарных диктантов (в том числе – орфоэпических, акцентологических, орфографических и т.д.), как итог – контрольный словарный диктант.

- система морфологических разборов, так как это хороший способ повторить теорию (в тестах ТЦ есть теоретические вопросы).

В начале четверти сообщаю, какие и когда будут письменные работы. При изучении темы - какие будут проверочные. Если кто-то отсутствовал, всё равно должен сдать.

Широко использую «тестированные» диктанты, т.е. связный тест, в котором нужно вставить знаки препинания и орфограммы. В затруднительных для детей случаях прошу указывать ход рассуждения: если орфограмма – разобрать слово по составу, если пунктуационный знак – по членам предложения. Если они уверены, можно не показывать. Но вначале текст читаю вслух. Это сложный вид работы - «высший пилотаж». После проверки – анализ выполнения. Если ошибка, то, непременно, как рассуждал, почему?

Было время, когда учителя просто обязывали работать по какой-то технологии. И это вызывало протест, мой в том числе. Теперь, Слава Богу, уже по-другому. Я с удовольствием использую элементы некоторых педтехнологий, но только элементы. С удовольствием читаю разработки чужих уроков, радуюсь за людей, если удачная, кое-что выписываю, но никогда по чужому сценарию не стану проводить урок. Это то же, что надеть чужую вещь – вроде хорошо, но не твоё.

Готовясь к тестам, десятки раз объясняешь детям одно и то же правило. Объясняешь и объясняешь, ищешь примеры. Замечаю, как медленно отступает, ликвидируется безграмотность. Но и видишь результат: тот из учеников, кто работал, в 11 классе, кроме трудных случаев написания слов, пишет грамотно
Новый класс, новые ученики, но через какое-то время замечаешь в ком-то что-то особенное, близкое. Эти будут твоей опорой.

5. ЧТО В БУДУЩЕМ?

Учитель – особая профессия. Где-то читала, что, как для учителя, так и для врача, должно быть законом «Не навреди, Учителю… «

Иногда слышишь, учителя теперь не уважают, а вот раньше… Что огладываться назад! А кого теперь уважают? Вот что страшно. Поэтому теперь начинающий учитель должен с самого начала утверждать себя, должен завоёвывать авторитет учеников, родителей, коллег. И когда ты сказал себе: я лучше, опытнее, я всё знаю, то ты пропал, ибо учитель не только учит, но и всю жизнь учится сам: у детей, родителей, коллег. Поэтому и проблема ещё в том, кто приходит в педагогические университеты. Со страхом замечаешь, что приходят те, кто не рискует поступать или не поступил на другие, более престижные специальности.

6. ПО ПОВОДУ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

1. Нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке.

2. Домашнее задание должно быть обосновано. Ошибка начинающих учителей часто бывает в том, что они стремятся задать как можно больше. Однако условие эффективности домашней работы – в проверке. Необходимо использовать разные формы: взаимопроверка, готовые ответы на доске и многое другое.

3. Тщательно продумывать объём и сроки домашнего задания. Домашнее задание должно быть проверено. Объём должен быть такой, чтобы успеть проверить, не отнимая времени, необходимого на другие этапы урока.

4. Творческие способности развиваются в творчестве. Другого пути нет. Поэтому нужно чаще задавать творческие задания. Когда ученики привыкают к ним, они не стесняются читать их в классе. Им важна не только оценка учителя, но и оценка одноклассников как способ самоутверждения. Оценку за творческую работу я только предлагаю. Если она не устраивает детей - не ставлю.

Хотелось бы надеяться, что мои выкладки кому-то пригодятся в работе.
/ sobor.by/
(просмотров 5451)




Новости разделов:

В помощь учителю

21 ИЮНЯ 2017
"Чем будет больше выпускников духовных училищ, тем будет светлее на земле!". В МинДУ состоялся выпускной
25 МАЯ 2017
Ученики православных классов 44-ой школы посетили богослужение в Свято-Петро-Павловском соборе
5 МАЯ 2017
С 26 июня по 2 июля на базе Минской духовной семинарии пройдут занятия Летнего богословского института
12 АПРЕЛЯ 2017
Cвященнослужитель: не украшайте пасхальную снедь изображениями креста, Господа и Богородицы
4 АПРЕЛЯ 2017
Постное письмо № 29 Саввы Мажуко: Стыдно ли быть рабом Божиим
17 МАРТА 2017
Ребенок шумит в храме: как быть родителям и окружающим?
10 МАРТА 2017
Как поститься с детьми? Отвечает священник
6 МАРТА 2017
Писатель Николай Гаврилов: "Уже с десяток лет у меня 2 настольные книги"
24 ФЕВРАЛЯ 2017
Как отмечают праздники в школе, где изучают основы православной культуры
18 ЯНВАРЯ 2017
В монастыре Вильнюса монахиня создаёт церковные видеопроекты для детей
6 ЯНВАРЯ 2017
Рождественский декор своими руками: делаем ангела из бумажных салфеток
23 ДЕКАБРЯ 2016
Радыёпраграма "Святло душы" расказала пра "песняра Вілейшчыны" Івана Лашутку
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.