О «швейцарском ноже» для преподавателей Закона Божьего и новых мультимедийных пособиях – интервью с отцом Ильёй Кокиным
7 МАЯ 2014 (Среда) 16:20:46 В конце апреля в ряде епархий Белорусской Православной Церкви прошли семинары для педагогов воскресных школ, проводил которые диакон Илья Кокин – автор целого ряда мультимедийных пособий и учебников для православных учебных заведений и воскресных школ, автор сценариев к мультфильмам «Истории Ветхого Завета» и «Князь Владимир», консультант многих проектов телеканала «Радость моя». В день проведения семинара в Центре духовного просвещения и социального служения Иконы «Всех скорбящих Радость» Белорусского Экзархата мы встретились с отцом Ильёй и попросили рассказать его о новых мультимедийных пособиях для педагогов воскресных школ, о том, выйдут ли долгожданные «Истории Нового Завета», и о том, какие новые творческие проекты увидят свет в ближайшем будущем. Подробности в интервью. - Отец Илья, где Вы cейчас служите? - Последние два года служу в Москве, в храме иконы Божией Матери «Казанская», на Калужской площади. До этого 11 лет прослужил в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе. Этот храм очень древний, никогда не закрывался. Он хорошо известен москвичам благодаря чтимому образу св. Трифона с частицей мощей. - Вы педагог по образованию или по призванию? - Специально я педагогику не изучал, хотя мой диплом и даёт право преподавать религиоведение. Я закончил Московскую духовную семинарию и академию, защитил диссертацию по богословию. Потом окончил Богословско-религиоведческий факультет академии Натальи Нестеровой, получил диплом религиоведа и защитил диссертацию по культурологии. - Как давно Вы стали преподавать? - Я три года преподавал сравнительное религиоведение в Российском Православном Университете в честь св. Иоанна Богослова. Сейчас он переехал в новое красивое здание на Лубянке, а тогда ютился в здании бывшего детского сада. Там была очень хорошая, домашняя атмосфера, очень тёплые отношения со студентами, которые сохранились до сих пор. Там я три года преподавал на факультете журналистики. Это был совершенно бессребренический труд. Получая зарплату, мы шли с коллегами-педагогами в кафе, и тут же её проедали. Но это был очень интересный опыт преподавания, совершенно для меня новый. Я тогда работал ради того, чтобы этот опыт приобрести. Потом я из этого университета ушёл работать на телеканал ”Радость моя”. Это был 2005 год, и на какое-то время с педагогикой я распростился. А потом батюшка из моего прежнего храма, духовник частной школы “Ретро”, спросил, не хочу ли я попробовать свои силы в работе с детьми. Я приготовил несколько тем, собрали детей из нескольких классов, и мы с ними провели несколько бесед, которые показали, что это будет интересно и мне, и детям. И вот уже 4 года я преподаю в этой школе. - Я знаю, что Вы писали тексты для известных православных мультфильмов, таких как «Истории Ветхого Завета», «Князь Владимир». Мне кажется, такая работа не из простых. Надо постоянно держать руку на пульсе, не забывая, что с твоим текстом будет работать мультипликатор, что текст должен хорошо восприниматься на слух, давая маленькому зрителю необходимые сведения, и при этом не утомляя его. Как осуществляется эта работа? - Дело в том, что я работаю только на стадии создания текста, а там уже талант режиссёров должен проявиться, чтобы этот текст адаптировать под видеоряд, под звук. Но, естественно, я стараюсь учитывать, чтобы текст не был тяжёлым для восприятия на слух, потому, что одно дело читать стихи в книге, где можно позволить себе сложные конструкции. А когда предполагается, что стихотворный текст будет восприниматься на слух, он должен быть более лёгким, более певучим, более ажурным. Эти моменты мы старались учитывать. - Все стихи к мультфильму «История Ветхого Завета» написали Вы сами? - Не все. Там 37 серий, из которых по моим сценариям сделано примерно 12. - Кто ещё из авторов работал над текстом? На мой взгляд, тексты сделаны очень талантливо. - Два первых стихотворения написала Яна Курмангалина. Она и задала такой лёгкий, очень детский по своему строю стихотворный размер. Несколько следующих сценариев писал я. Когда я понял, что в таком объёме писать не могу, я попросил матушку Наталью Пономарёву, жену священника из храма в Переяславской Слободе. Она профессиональный словесник, поэтесса, член Союза писателей, и у неё очень легко это пошло. Она автор большинства текстов. А ещё на каком-то этапе подключилась моя тёща, Ирина Бессарабова. - Маленькие и большие зрители ждут «Истории Нового Завета». Вы можете их чем-то обрадовать? - На протяжении нескольких лет мы мечтали о продолжении, хотели, чтобы и Новый Завет был таким же образом преподнесен детям. Было написано уже несколько сценариев, два из них написал я. Сейчас канал «Радость моя» переживает не самые простые времена, и пока, к сожалению, производство по большей части приостановлено, и этот проект не смог запуститься. Но в учебник, который вы тоже здесь видите, три стихотворения по евангельским притчам вошли. - Жалко… - Понимаете, перед нами встала очень непростая задача: надо же Христа показывать, Он главный герой Евангельской истории. И если протестанты на это решаются достаточно легко, то у нас на этот счёт были сомнения. Мы не знали, насколько это будет правильно, и не будет ли это слишком дерзко. Поэтому было принято решение сделать тематический план, в котором были бы представлены исключительно евангельские притчи. Мы разработали тематический план из 25 тем, несколько притч уже были переработаны в качестве сценариев. Надеемся, что этот проект просто ждёт своего часа, потому, что он действительно востребован, действительно люди ждут, спрашивают, когда будет продолжение и будет ли вообще. - Этот мультфильм – хорошее подспорье для педагогов воскресных школ, особенно тех, кто работает с самыми младшими школьниками. Я знаю, что дети смотрят его с большим удовольствием. Моя шестилетняя дочь за два года уже не раз его пересмотрела и всякий раз демонстрирует своим друзьям… - Да, он пришёлся по душе многим детям. И мои собственные, когда были маленькие, тоже с удовольствием его смотрели. Надо сказать, это просто была попытка верующих людей, которые любят Священное Писание, любят детей, познакомить вторых с первым. На самом деле, мультипликационная составляющая была выделена позже, мультики по истории Ветхого Завета были частью проекта “Остров Открытий”. В каждой серии этого проекта есть телевизионная часть, когда дети общаются, происходит какая-то ситуация, конфликтная или просто что-то вызывает у них интерес. Потом появляется кто-то из старшего поколения, такой вот герой-резонёр (это или священник, или кто-то из родителей как-то пытается разрешить эту ситуацию), и в этот момент перебрасывается мостик к какой-то Библейской истории. А дальше шёл мультик. То есть материал был выстроен по принципу передачи “Спокойной ночи, малыши». Уже позднее мультфильмы выделились в отдельный проект. - Знаю, что у Вас есть и другие интересные проекты, ориентированные на применение в воскресных школах и классах с изучением Основ православной культуры. Расскажите о них. - Сначала я расскажу про проект “Дорога к храму”. Этот проект был осуществлён нашим телеканалом с Отделом религиозного образования и катехизации. В прошлом году он победил на всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». В этом проекте представлено сорок видеороликов, которые сгруппированы по десяти темам. Мы взяли за основу учебник С. Куломзиной. Это темы: Бог, личность, семья, церковь, молитва и так далее, к каждой из которых даётся четыре телепередачи в соответствии с возрастом зрителей (5-7 лет, 7-10 лет, 10-13 и 13-17 лет). Пособие состоит из пяти DVD-дисков (продолжительность видео на них более восьми часов) и буклета, в котором даны подводки к каждой теме, то есть расставлены смысловые акценты, которые желательно сделать в разговоре с детьми. В буклете также даётся описание тех проектов, которые здесь представлены. - А что можно почерпнуть из дисков? Это видеоуроки? -Нет, это не уроки, это своеобразный дайджест. Здесь в качестве повода для разговора с ребёнком взяты различные передачи телеканала «Радость моя», относящиеся к той или иной теме, – о Боге, о Церкви, о семье. В прошлом году на Рождественских чтениях в храме Христа Спасителя было решено провести презентацию этого проекта в формате открытого урока. Мы пригласили детей из школы «Ретро» и предложили преподавателям-участникам чтений 45-минутный открытый урок, на котором было освящено несколько тем, которые были проиллюстрированы видеоматериалами передач, вошедших в этот проект. - Я слышала хорошие отзывы о вашем мультимедийном проекте «Закон Божий». Что это за проект, и почему он так нравится педагогам? - В нынешнем году победителем в конкурсе «За нравственный подвиг учителя в номинации «Лучший издательский проект» стал наш мультимедийный проект «Закон Божий». Он насчитывает более 260 серий. Изначально мы за основу взяли классический учебник отца Серафима Слободского, начали его экранизировать, но вскоре поняли, что язык отца Серафима не совсем хорошо ложится на экранный формат. Было решено привлечь современных авторов, которые могли бы уже современным языком изложить темы, которые входят в курс Закона Божия. В этом курсе есть блоки, посвящённые Истории Ветхого Завета, Нового Завета, церковной истории и христианской вере. Из этого огромного цикла, который делался на протяжении нескольких лет, было взято 55 тем, которые составляют квинтессенцию православной традиции. Первый из 5 дисков посвящён теме Символа веры (это 10 серий), второй диск посвящён православным таинствам, третий - церковным праздникам, два последних диска – житиям святых. Эта своего рода швейцарский нож для преподавателя Закона Божия и Основ православной культуры, потому что здесь дано самое основное для того, чтобы познакомить человека с православной традицией. На последних Рождественских чтениях мне было доверено провести презентацию этого проекта. Презентация проходила в торжественной атмосфере в огромном зале церковных соборов в храме Христа Спасителя. - Мультимедийное пособие - это здорово, но всё-таки в учебном процессе, наверное, оно носит вспомогательный характер, привносит разнообразие в учебный процесс, помогает запомнить и, возможно, систематизировать материал. Но традиционно мы ориентированы на книги. Среди Ваших проектов есть такие пособия? - Да, я привёз новинку – учебное пособие, которое вышло в феврале этого года. Это мой авторский учебник, который называется «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа». В этом учебном пособии есть собственно учебник, Хрестоматия дополнительного чтения и рабочая тетрадь. Курс делится на 4 части в соответствии с годовым учебным планом. Первые две части посвящены Евангельской истории. Первая часть называется «Бог стал человеком, вторая – «Евангельские чудеса», третья «Смерть и воскресение», четвёртая часть полностью посвящена учению Христа и евангельской этике. Первый урок из этого раздела называется «Закон и благодать», в нём сравниваются Ветхий Завет и Новый Завет. Второй урок - «Внешнее и внутреннее» - посвящен разговору о том, в чём заключается Богоугождение. Мы видим на примере такого религиозного учения, как фарисейство, что заповеди, которые были даны в Ветхом Завете, связанные именно с внешним благочестием, порой были доведены до абсурда, и мы из уст Христа слышим критику в адрес фарисеев именно за это. Господь нам показал, что подлинное благочестие – это та внутренняя работа, которая происходит в сердце человека. В Евангелии акцент делается на внутреннюю, сердечную работу. Следующая тема - «Богатство земное и небесное». Бытовало мнение, что если человек ведёт благочестивую жизнь, то Господь подаёт ему богатство и изобилие. Но Христос своим собственным примером показал, что это совсем не обязательно, что можно быть благочестивым и при этом бедным. В этом главе рассказывается о том, что является подлинным богатством, богатством духовным. Здесь раскрывается мысль, которую Господь сформулировал следующим образом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Дальше идут главы, посвящённые темам поста, молитвы и любви как вершин христианской благодетели. Последние темы связаны с учением о Промысле Божием. Помимо непосредственно текстов уроков, в учебнике есть ещё много дополнительных материалов. Он хорошо иллюстрирован: даны иконы, фотографии, лучшие образцы западной религиозной живописи. Сюда включено много дополнительных статей по теме урока: это и святоотеческий комментарий, и выдержки из житий святых, и какие-то научные акты, гипотезы. Например, к теме Рождества даётся статья, посвящённая научным гипотезам относительно природы Вифлеемской звезды, какие-то исторические факты, притчи. После некоторых уроков даются дополнительные тематические развороты. Например, несколько разворотов объединены одним названием «История одного шедевра». Здесь идёт рассказ о знаменитых полотнах, относящихся к тому или иному евангельскому сюжету, рассказывается об истории создания этих картин, о судьбе художника, о переплетениях его судьбы с сюжетом картины. К теме, посвящённой Воскресению Христову, относятся два разворота, которые посвящены ветхозаветным пророчествам о Христе, которые поражают своей точностью, несмотря на то, что были написаны за много веков до пришествия Христа. Например, пророчества Захарии о том, что Спаситель будет продан за 30 сребреников, и так далее. Даётся также рассказ о Туринской плащанице. После каждого урока рекомендуется дополнительное чтение. Здесь есть богослужебные тексты, относящиеся к церковным праздникам, посвящённым тому или иному евангельскому событию. Много духовной поэзии - классической и современной. Даются отрывки из Евангелия (потому что одно дело знакомится с евангельской историей со слов учителя и совсем другое – знакомство с подлинным текстом), выдержки из проповедей, приводится художественная классическая проза. Учебник состоит из двух частей, есть ещё и рабочие тетради. Их особенность в том, что они выполнены в цвете, все иллюстрации, все задания и их принцип оригинальные. Они были специально разработаны для этого курса. Я сотрудничал с Московским институтом открытого образования, лабораторией, которая занимается внедрением учебного проектирования. Здесь мы применили современные педагогические методики. Всё сделано ярко, рассчитано на стимуляцию образного мышления, творческого подхода. В конце каждой четверти даётся отдельный опросный урок, оформленный особым образом, и он делится на две части. Первая часть даётся в игровой форме и рассчитана на командную работу, развитие сплочённости, приобретение навыков работы в команде. Второй раздел - это письменный опрос. Есть здесь несколько настоящих игр. Например, морской бой, пазлы, есть оригинальный комикс по притче о Блудном сыне, где требуется раскрасить и подписать диалоги. К 40-му уроку относится разворот, посвящённый единицам измерения, которые применялись в евангельские времена. - И как можно играть в морской бой на таких уроках? - Здесь у нас есть корабли, которые символизируют собой какую-то страсть: четырёхпалубник - гордость, трёхпалубник - уныние и т. д. Можно играть с соседом по парте и помогать ему бороться со страстями. Ещё расскажу о таком интересном, на мой взгляд, задании, которое посвящено 10 казням египетским. Фрагменты с изображением событий надо вырезать и наклеить в нужном порядке. Таким образом, у нас получится игровое поле. Здесь есть 3 змеи: хорошая, символизирующая жезл Ааронов, которая перебрасывает игрока вперёд, и 2 плохие, символизирующие жезлы языческих жрецов. Они отбрасывают игроков обратно. По cвоему опыту знаю, что у детей часто возникает вопрос, почему Ветхий Завет такой жестокий? И я думаю, что этот негативизм проще всего преодолеть в игровой форме. В этом и цель этого задания. - Судя по тому, что я вижу, это не просто пособие, а скорее даже энциклопедическое издание, которое будет интересно и взрослому, который захочет углубить свои знания. Но всё-таки если ориентироваться на детскую аудиторию, на какой возраст рассчитан этот материал? - На обложке написано, что пособие рассчитано на детей среднего школьного возраста. В гимназии, с которой мы сотрудничаем, этот материал проходят в 6-м классе, я даю этот материал в 8-9 классах. - Отец Илья, Вы проводите семинары для учителей воскресных школ в различных епархиях, где делитесь опытом, рассказываете о том, как правильно применять те или иные пособия. Знаю, что те педагоги, которые знакомы с Вами заочно по мультимедийным пособиям, ждут этих семинаров. Расскажите о том, как они проходят. - Вчера в Бобруйске был самый длинный семинар – он длился 4 часа. Обычно семинары проходят следующим образом. Первая часть - открытый урок, посвящённый демонстрации пособия. Приглашаются дети, и я провожу урок, рассчитанный примерно на час. Во второй части я рассказываю про проект «Закон Божий» - по сути дела, это повторение презентации, которая была на Рождественских чтениях. Это получасовая беседа на тему православного брака с использованием видеоматериалов пособия “Закон Божий”. Демонстрируются два видеоролика: о таинстве брака и о святой блаженной Ксении Петербургской. После этого идёт рассказ об учебном пособии “Жизнь и учение Христа». Иногда вставляем круглый стол о проблемах, с которыми сталкиваются православные педагоги в школе. Какие-то вещи я пытаюсь рассказать из своего небольшого опыта: как создать нужную атмосферу на уроке, какой должна быть подача материала, какие ошибки допускают педагоги, – такого рода вещи мы обсуждаем. В последней части иногда бывает беседа или лекция. Сейчас я обычно читаю лекцию на тему “Страх Божий и страх человеческий” - о современной материалистической психологии. У нас есть сайт, посвящённый проекту «Закон Божий.ру”. Там есть видеоархив, где выложены серии, которых нет на дисках. На сайте телеканала “Радость моя” выложены все проекты: цикл передач “Академия занимательных наук”, «Занимательная астрономия», «Занимательная биология», «Занимательная география», «Занимательная словесность», «Занимательная математика» и др. Есть много тем по военной истории: «Аты-баты. Военная история России», «1418 дней и ночей» и т. д. - Какие проекты в ближайшей перспективе? - Мы сейчас готовим заявку на создание сайта для преподавателей Закона Божьего и Основ православной культуры, где будут выложены современные педагогические методики с описанием их истории и принципов. Они будут продемонстрированы на материале курса «Основы православной культуры». Мы планируем сделать получасовые видеоролики открытых уроков с комментариями методистов. Сейчас мы проводим анкетирование, в том числе и я на своих семинарах, чтобы люди оставили свои данные. И когда сайт запустится, Бог даст, мы сможем делать рассылку, чтобы желающие подписывались и пользовались материалами сайта. В этом проекте могут участвовать педагоги, у которых есть свои интересные наработки. - Отец Илья, для педагогов, которые захотят приобрести Ваши пособия, но по каким-то причинам не смогут посетить семинары, где это можно сделать? - В интернет-магазине “Доброе слово”. - Спасибо. / sobor.by/ Беседовала Анна Галковская (просмотров 8160) |
Новости разделов: