Об Оптиной пустыне - духовном сердце русского старчества расскажет субботний выпуск программы "Свет души"
24 ОКТЯБРЯ 2019 (Четверг) 13:19:08 "Всякая душа ищет тепла сердечного, ласки, утешения, безгрешности. В самую сущность русскости входит мечта о совершенстве, жажда приблизиться к нему, помысел о "спасении души", вздох о Божием, готовность преклониться перед праведником"…С этим устремлением, высказанным некогда Иваном Ильиным, как столетия назад, едут паломники в Оптину пустынь - духовное сердце русского старчества. Пустынью в старину называли места уединённых монашеских поселений. По одной из версий название "Оптина" происходит от слова "общее", то есть монастырь был общим, где подвизались монахи и монахини. Подобные монастыри были упразднены в середине XVI века. По другой версии Оптина – слово, которое происходит от имени раскаявшегося разбойника. Он был грозным предводителем большой шайки и обитал в дремучем лесу, где теперь расположен город Козельск. Однажды по неизвестным причинам разбойник оставил товарищей и принял монашеский постриг. В иночестве он получил имя Макарий. Именно поэтому пустынь в 14-15 столетиях называлась Макарьевской. Однако, к середине 18 века оказалась в полном запустении. Оптина пустынь расположена в трёх верстах от Козельска, старинного городка Калужской губернии, на правом берегу Жиздры, некогда глубокой и полноводной реки, текущей вдоль векового леса. Стены монастыря, голубые главы церквей с золотыми крестами величаво выступают на фоне громадного и тёмного бора. Глубокая тишина леса нарушается лишь шорохом падающих веток и птичьими голосами. Воздух напоен дивным ароматом. Сразу при входе в обитель посетитель бывает захвачен необычайной атмосферой покоя и мира, словно открывается дверь в XIV и XV века, и оттуда веет стариной, благочестивой Русью, словно души древних подвижников и молитвенников, и их тихие келии раскрывают перед вами свой внутренний мир… Такой открывалась Оптина пустынь взору паломника 19 века. И сейчас, с холмистых окраин Козельска, она предстаёт в первозданной красе. Несколько минут - и мы у врат обители, поднимаемся к старинному Введенскому собору, где ныне почивают мощи старцев Амвросия и Нектария Оптинских. Однако, старчество здесь начиналось со скита, расположенного неподалёку от монастыря. Именно благодаря старчеству Оптина пустынь стала духовной лечебницей для душ, потерявших или не нашедших смысла жизни, ищущих вразумления, утешения и духовного руководства. Значительная часть оптинского братства пришла под кров этой обители, привлекаемая жаждой старческого окормления, и нашла здесь при помощи старцев душевный покой и спасение. Старец Варсонофий пришёл в Оптину, став послушником в 46 лет. Он говорил: "И в миру можно спастись, однако, Бога не забывать, но в монастыри идут для достижения высшего совершенства. Правда, здесь больше искушений, но зато даётся помощь от Господа, и больше, чем в миру. Один святой желал увидеть, как Господь помогает инокам, и ему было видение: он видел инока, окружённого целым сонмом ангелов с горящими светильниками. В монастыре - труды, но и высокие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего представления. Трудно положить начало благое, но когда оно уже положено, то становится легче и отраднее работать Богу, потому что окрыляет надежда на спасение". Да и большинство богомольцев искало в Оптиной пустыни не только молитвенного утешения, но и разрешения своих сомнений, а нередко и тяжёлых жизненных драм из уст её мудрых старцев и через их молитвы и наставления. Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем Оптиной пустыни и её старцев. О своём первом посещении обители в июне 1850 года он писал: "Я заезжал на дороге в Оптинскую пустынь и навсегда унёс о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится в самом наружном служении… Нигде я не видел таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живёт: их лица сказывали сами всё. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарною простотою обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько вёрст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание: всё становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше". Отличительной чертой старчества Оптиной пустыни было то, что оно составляло жизненный нерв общего строя обители. Старец здесь стоял не одиноко, не изолированно от внутреннего строя обители, но во главе его; без его совета в обители не предпринималось ничего сколь-нибудь важного; пользуясь общим уважением, он духовно объединял все лучшие силы обители. Великий старец преподобный Гавриил (Зырянов), полагавший начало подвижничества в Оптиной пустыни, впоследствии вспоминал: "Да, мы чувствовали себя так, как в среде святых, и ходили со страхом, как по земле святой... Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они по духу были равны между собой: никто не был ни больше, ни меньше, а были все одно: одна душа и одна воля — в Боге". Слушайте программу "Свет души" 26 октября в 7.30 и 20.30 на Первом национальном канале Белорусского радио./ sobor.by/ Фото pravmir.ru (просмотров 1975) |
Новости разделов: