BEL ENG DEU FRA

Врач и писатель Людмила Лазута: Семья — самое безопасное место для счастья человека

 
  
5 ДЕКАБРЯ 2019 (Четверг) 17:29:50
Есть книги, которые читаешь как будто пьёшь родниковую воду. После прочтения всё как-то становится на свои места и появляются силы жить дальше. В них не всегда есть захватывающий сюжет, и они ничего в нас не переворачивают с ног на голову, а, наоборот, упорядочивают и гармонизируют… Недавно мне попали в руки два таких издания: “Iмгненні” і “Вузкімі сцежкамі”. Теперь они стоят на полке над рабочим столом. Когда мне надо переключиться, вспомнить о главном и глотнуть чистоты — я открываю рассказы, погружаюсь в описания природы, настоящих человеческих чувств и словно возвращаюсь к себе… В чём секрет таких книг? Об этом говорим с их автором, врачом, преподавателем Белорусского государственного медицинского университета Людмилой Павловной ЛАЗУТОЙ.

— Людмила Павловна, сколько у Вас уже книг?

— Пока изданы две: "Імгненні" и "Вузкімі сцежкамі" и есть опубликованные рассказы в периодических СМИ и литературных сборниках.

— Вы врач с большим стажем. Более того, человек, много лет занимавший административную должность. И вдруг автор таких тонких произведений. Как так получилось?

— В жизни всему бывает своё время. Не всё подвластно человеческим планам. В определённой жизненной ситуации просто почувствовала, что необходимо остановиться, оглянуться и мысленно вернуться в ту пору жизни, когда вокруг были родные люди, было много любви и жизненных сил. Я не принуждала себя писать, мне просто очень хотелось рассказать о красоте родных мест, о живущих там разных по характерам, но одинаково чудесных людях, об очень тонкой и, на первый взгляд, совсем незаметной нравственной стороне их жизни… Свой первый рассказ я направила на конкурс российского журнала "Домашний очаг". Вскоре мне позвонила редактор и посоветовала: "Продолжайте писать". Рассказ опубликовали.

Эти слова стали дополнительным стимулом, и со временем рассказов становилось всё больше. Ощущала поддержку уже взрослых моих детей, которые в том числе активно информировали меня о разных литературных конкурсах.

Один из таких конкурсов ежегодно проводит Крымский Издательский Дом. Очередным, в 2017 году, был "Я. Моя семья. Моя Родина. Мои святыни". Тема показалась мне очень близкой и своевременной. Объединив сюжеты нескольких своих рассказов, отправила на суд жюри. Из 500 участников было определено 10 лауреатов, среди которых я стала пятой. И здесь произошла интересная история. Текст конкурсного рассказа отправлял по электронной почте мой сын и сделал ошибку в контактных данных, указав не тот номер телефона. В течение нескольких месяцев меня не могли найти… А отыскали вот как. Однажды мне позвонила знакомая из Академии наук и сообщила приятную новость: во время своей московской командировки встретилась с давней подругой, редактором одного из изданий, которая рассказала, что уже несколько месяцев не может найти лауреата конкурса КИД из Минска и показала ей мой рассказ с моими же данными. Та всплеснула руками и сказала: "Так это же наш доктор!". Так я узнала об успешном участии в этом литературном конкурсе…

— Откуда у Вас этот дар?

— Как и всё в этом мире – Бог послал добрых родителей и хороших учителей. В нашей маленькой деревенской школе работала семья Юшкевичей: историк и преподаватель языка и литературы. Очень многим из нас они помогли понять себя, чтобы выбрать направление личного развития. Я уже тогда очень любила писать сочинения. Мой папа, хотя и был простым человеком, тоже очень хорошо знал и любил литературу. Покойный брат писал стихи, а троюродный брат, служивший в Афганистане, пишет книги воспоминаний.

— Из Вашего рассказа "Дочки-матери" я поняла, что Вы работали врачом-педиатром, сейчас преподаёте в медицинском университете. Сфера профессиональных интересов часто преломляется в Вашем творчестве, или, наоборот, в своих рассказах Вы пишете совершенно о другом, отдыхая от рутины?

— Я работала школьным врачом в одной из минских школ, до этого заведовала отделением Гродненской областной детской больницы. Ещё раньше была участковым врачом. В 1992 году меня назначили главным врачом строящейся детской поликлиники. Думала, временно, т.к. никогда не видела себя на административной должности, а осталась на 20 лет. Вы представляете, сколько встреч с разными людьми и их судьбами подарила мне жизнь! И когда пришёл "запенсионный" возраст, у меня появились внуки, я поняла, что уже очень устала от напряжённой ответственности, хотелось иметь больше времени на занятия для души, попробовать себя ещё в каком-то деле. Приняла непростое для меня решение и написала заявление на увольнение. Без перерыва на отдых, сразу согласилась на преподавательскую деятельность в медуниверситете, вспомнив, что на распределении после шестого курса мне можно было оставаться работать на кафедре педиатрии. Вот и приступила…через 35 лет, только на другую кафедру. Прощаясь с близким и любимым коллективом поликлиники, попросила отпустить меня легко и почему-то сказала: "Свой "служебный" роман с поликлиникой я уже написала. Теперь хочу начать писать новые страницы в новой главе о жизни". Тогда выразилась образно, не более того, но вскоре действительно стала много писать: уже через полтора года издала свою первую книгу и принесла на суд коллег.

Ещё в поликлинике приходилось писать на тему ЗОЖ, и одну из статей отправила в издание "Здоровье и успех". Позвонила редактор и весело назвала меня литератором. Тогда я с радостью поняла, что это моё занятие ещё кому-то нужно.

Однажды дочь принесла объявление о наборе в литературное объединение. На заседаниях авторы читали свои произведения, мы их обсуждали. Прочла и я рассказы, получила хорошие отзывы. Руководитель дал несколько важных практических советов, чтобы придать больше жизни и динамики повествованию. Учла его рекомендации, и вскоре действительно вышла моя книга, большинство экземпляров которой я подарила своим друзьям, часть купила библиотека. Тогда же писала публицистические заметки, в которых просто рассуждала о волнующих меня вопросах, с которыми встречалась в практике врача: семье, воспитании детей, влиянии на них современных жизненных идеалов.

— Я знаю, что Вы не только говорили о наболевшем в рассказах, но и тесно работали с подростками…

— Да. У нас в поликлинике был открыт Центр дружественного отношения к подросткам, который после долгих коллективных размышлений и советов назвали "Вместе". Перенимали опыт коллег из Санкт-Петербурга, а те — у шведов. Поездка в Швецию была организована и для нас. Мы должны были посмотреть на работу этих центров и решить, сможем ли мы использовать их опыт. Это было хорошее общение. Мы много разговаривали, нам много показали. На последней встрече, во время обмена мнениями, я поблагодарила хозяев за возможность получения опыта в создании таких молодёжных центров и откровенно сказала, что некоторые направления этой работы нам совсем не подходят.

— Почему?

— Я всегда считала, что в "воспитательном" общении с современной молодёжью красной линией должно идти знание о здоровьесберегающем поведении. Здоровый образ жизни невозможен без здоровой нравственной составляющей. И совсем не в обучении подростков способам безопасных сексуальных отношений виделась нам главная задача. Мы разработали своё положение о центре и направлениях его работы. На функциональной основе я была его руководителем. К тому времени прошла специализацию по психологии и часто участвовала в непосредственной работе со школьниками. Ребята нам доверяли. Мы гарантировали условия анонимности и доступности. Ситуации иногда бывали сложные, тяжёлые. Страшно и больно было за детей, на долю которых выпадали серьёзные жизненные испытания. Если бы вы знали, с какими проблемами сталкиваются наши подростки… Это и взаимоотношения с родителями и, если семья неполная, взаимоотношения с пришедшим в семью новым мужчиной, потом вторым, третьим. Это и проблемы школьные, и нездоровье, и зависимости, и психологические травмы…

По уставу центра мы работали конфиденциально. Подростки убеждались в этом, стали появляться повторно со старыми и новыми проблемами, приводили друзей. Благодаря этому опыту у меня сложились сборные образы будущих героев рассказов. Один из них — "Дочки-матери". Он о том, как девушка, забеременевшая в 16 лет, принимала трудное решение, связанное с рождением ребёнка.

В героях рассказов я стала искать невидимые зёрна, которые были посеяны давно и прорастали в них, помогая в трудных ситуациях. Писала о красоте мест моего детства, о юности, о близких мне людях, о наших матерях. Моя мама справилась с состоянием безнадёжности от тяжёлой болезни, активно прожила ещё более 12 лет. И даже успела получить Орден Святой Ольги.

— Это очень высокая церковная награда. Решение о награждении принимает Патриарх …

— Да, и она получила её за то, что в том числе и её усилиями было положено начало восстановления Слонимского Преображенского Собора.

— Вы росли в религиозной семье?

— Когда жили в деревне, дети в семье знали лишь "Отче наш", а мама, я думаю, осознанно верила всегда. Они с папой были в венчанном браке. А потом в округе не было ни одной действующей церкви. Когда умер отец, мы перебрались жить в Слоним. И когда храмы были открыты, разрешили звонить в колокола, я пошла на свою первую исповедь в Жировичский монастырь. Она во мне всё перевернула… До этого я не задумывалась о сути греховности и считала, что праведная жизнь заключается в соблюдении 10 заповедей, совсем не подозревая об их глубине.… Православный календарь 1992 года, ставший в то время первой духовной литературой, прочла за сутки, размышляла над текстами к каждому дню. Со временем тема веры отразилась и в моём творчестве.

— Какие у Вас творческие планы сейчас?

Недавно я получила гриф Издательского Совета Белорусской Православной Церкви на издание книги, адресованной детям и подросткам "Мы разам". В ней пять рассказов на белорусском языке о красоте и надёжности жизни в семье, о радости встреч, о любви к животным. Это художественные рассказы, которые, мне кажется, будут интересны и для семейного чтения. Сюжеты были навеяны общением с внуками, их друзьями. Видела, что волнует детей, и писала об этом. Есть там рассказ "Золотая рыбка". Его замысел возник после того, как мы с внучкой встретили девочку, которая просила о помощи для лечение брата. Эта ситуация привела к написанию рассказа.

Ещё один рассказ "Карані", или "Аддай мне твой боль" — под таким названием он был впервые опубликован. Это о том, как, с Божьей помощью, дед спасал своего внука. И здесь тоже на первом месте стоят семья, род, наши корни. Рассказ "У Бога всего много" — о мальчике, который хотел накормить на праздники свою семью и угостить соседей, которым жилось тяжело. Это всё простые житейские истории. Мне хочется, чтобы и сквозь эту призму добра дети смотрели на мир и видели его в ярких красках. Учились быть отзывчивыми, чуткими и благодарными. Сужу и по себе: меня до сих пор окутывают теплом и добром воспоминания о пожилых соседях, старших родственниках, которые окружали меня заботой и вниманием в детстве. Они и сейчас дают подсказки для правильных решений. В них тот нравственный стержень, на который опираешься потом всю жизнь.

— Почему эту книгу Вы посвящаете детям?

— По моим наблюдениям, дети наши, часто оторванные от земли, от природы, "потерявшиеся" в гаджетах, на самом деле тянутся ко всему естественному, а значит, семейному, настоящему. Семья — самое безопасное место для счастья человека. А детское сердце очень чуткое. Книга может быть интересной и для подростков, и для семейного чтения.

— Книга написана на белорусском языке…

— Большинство моих произведений написаны на родном белорусском языке, а некоторые просто переведены уже на русский впоследствии, потому что, например, конкурс русскоязычный, или издание, которое хочет опубликовать рассказ, тоже русскоязычное. Меня очень волнует вопрос языка, и начинала я писать по-белорусски. I тое, што я пішу, зыходзіць ад сэрца, і ёсць пачуцці і думкі, якія пераказаць так дасціпна і трапна магчыма толькі па-беларуску. І нездарма яна нам падараваная, наша мова. Маё дзяцінства прайшло ў ласцы матчыных словаў. “Дачушка” — гэта так чулліва, так і грэе да гэтага часу. І зараз у малых гарадах, у вёсках мова гучыць часцей, чым у шматлюддзі сталіцы.

Трэба нам усім быць вельмі ўважлівымі і ўстойлівымі, каб у мітусні не згубіць сувязь між трыма вялікімі словамі: Мова, Маці, Радзіма.

— Вы часто убеждаетесь в том, что сделали правильный выбор, начав писать?

— Вот недавно умер мой сосед 92 лет. Я выросла у него на глазах. Часто прибегала к его мудрым советам. Очень интересный был человек. Написала о нём, когда он был ещё жив, и всё было свежо в памяти. И сейчас, когда его не стало, память о нём жива. И я рада, что мне удалось запечатлеть его образ. Таких людей нужно помнить.

— Что Вас сейчас волнует?

— Мы мало говорим на родном языке, многие мои студенты уже не знают, что такое каникулы у бабушки в деревне. Не видели наших традиций, многие живут в неполных семьях … Но при этом у нас замечательная, отзывчивая, думающая молодёжь. Я отвечаю за идеологическую и воспитательную работу со студентами. И мы обсуждаем животрепещущие темы, пытаемся разобраться в сути проблем. Например, когда мы говорим с ними о демографии. Почему же у нас кризис? Вот и ищем пути к снижению смертности и повышению рождаемости не только с точки зрения возможностей современной медицины. Говорим, а часто и спорим, о недопустимости абортов. Вы удивитесь, но многие из них даже не осознают глубину проблемы, не понимают, что аборт — это убийство ребёнка и не представляют, что этот путь — в никуда. И для них часто открытием является, когда мы в рамках этой проблемы размышляем о настоящей семье, браке, целомудрии и семейных традициях. После такого общения на встречах в общежитиях, на занятиях с волонтёрами кто-то уходит окрылённым, как будто свои внутренние часы сверил, разрешил внутреннюю проблему. Кто-то — с очень серьёзным лицом (признак начала внутренней работы) и никто – равнодушным. Возможно, что равнодушные просто не приходят на такие встречи, но тех, кто готов к такому общению, всё больше. Иногда приходится стулья в зале доставлять — не хватает мест.

В прошлом году ко Дню Матери мы предложили студентам написать слова благодарности — письма мамам. Не ожидали, что так много молодых людей откликнется. Один парень посвятил свою открытку бабушке. Казалось бы, они уже выросли и стали независимы, не чувствительны к таким вещам. Нет, мы ошибаемся, когда так думаем и перестаём обсуждать с ними эти тонкие темы, ожидая от них только деловых достижений и успехов.

— Вы с такой теплотой говорите о своих студентах. Всю жизнь лечили людей и организовывали их лечение, а теперь с радостью учите…

— У меня есть рассказ "Кем быть?" о выборе профессии. Там я рассказываю о том, как после школы девушка стояла перед выбором: в пед. или в мед? Большую часть жизни я работала в практической медицине, сейчас преподаю. И это мне очень нравится, я радуюсь, когда вижу, что в глазах студента засветился интерес к предмету. Студенты, как и дети, ждут от нас искренности. Примеры из большой практики и опора на факты помогают устанавливать хороший уровень доверия в общении с учебной группой.

— С этого года в школах можно преподавать факультатив по основам семейной жизни. Как Вы к этому относитесь?

— Тенденция нужная и важная, но как его организуют? Кто будет преподавать? Это ведь, прежде всего, нравственно-этические вопросы. В районных центрах, где нет такой текучести кадров, наверное, это возможно. Там ещё сохранились некоторые традиционные направления, благодаря преемственности между старым и новым поколением педагогов: это и отношения между коллегами, и верность профессии, и даже внешний вид, в чём, несомненно, на мой взгляд, отражаются и внутренние ценности человека. В минских школах сейчас можно увидеть педагога в мини-юбке и ботфортах. А ведь дети, особенно старшеклассники, прежде всего обращают внимание на внешний вид человека и, оценив, не всегда сразу его правильно принимают. Много усилий приложить придётся для взаимопонимания.

Только в школе, только образовательным предметом невозможно научить "правильной" семье. Нам "всем миром", не откладывая, надо включаться в работу, начиная с себя: оглянуться, посмотреть вокруг глазами детей.

Вот зачем, к примеру, нашим детям и внукам, молодым людям видеть в метро биллборды, на которых изображены женщины в белье с томным взглядом и призывом "Будь желанной и смелой" или "Раскрой своё либидо" с координатами тех, кто поможет в этом? И место выбрано как раз на выходе из метро, перед студенческим городком. Или ещё пример: телереклама подгузников для взрослых. Какой бы трогательной и искренней она не хотела казаться, не нужно рассказывать, что бабушка, душа семьи, наставница, самая уважаемая женщина рода, нуждается в подгузниках. На мой взгляд, совсем не этими сторонами нужно на "весь народ" показывать достойную старость. Ведь взрослым членам семьи и самим бабушкам эта реклама не нужна, их учить не надо: они и так всё понимают. И дети в умной семье всё поймут и всему научатся, повзрослев. Да они и сейчас гораздо более тонко понимают, чем мы рассчитываем, но нам недосуг это в них разглядеть. Опираюсь на факты: в ЦДП "Вместе" мы несколько раз проводили тестирование старшеклассников, даже выполнили со студентами научную работу на тему ранжирования ценностей подростками. И увидели это по их анкетам: семья, взаимопонимание и любовь у подавляющего большинства на первом месте.

А вот такая реклама, на мой взгляд, размывает у наших детей границы между допустимым и невозможным для общественного места, сглаживая грани между нравственностью и дозволенностью. И разве не понимают этого взрослые люди, которые дают разрешения на размещение такой рекламы в неподходящих для них местах? Не понимают, что "капля камень точит"? А сколько художественных красот о нашей красивой стране на этих занятых местах могло попасть в поле зрения минчан и гостей, даря минуты гордости от причастности к ним, радости и покоя? Как хорошая музыка, которую играют молодые исполнители в переходах метро, снимая с лиц прохожих озабоченность и усталость…

Людмила Павловна, Ваши книги дарят ощущение покоя и настоящей жизни. Пейзажи в Ваших рассказах живые: читаешь — и ощущаешь запах осени с опавшей листовой, или лета — с ароматом луговых цветов, слышишь плеск воды… Настоящее о настоящем… Они возвращают в детство, когда мы и были самыми настоящими. Такую книгу — тихую, спокойную, ненадрывную, в которой нет выводов, но при этом мудрость в каждой строчке, хочется иметь и перечитывать, "каб не страціць жывое штосьці". Спасибо Вам за них и пишите больше. Ваше призвание лечить, так пусть Ваше слово лечит, успокаивает и вдохновляет ещё многие поколения. Желаю Вам много читателей!

/ sobor.by/ pro-life.by. Беседовала Анна Галковская.

(просмотров 625)





Новости разделов:

Интервью

24 МАРТА 2020
Митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето): о митрополите Филарете, собственном пути к Богу и жизни после воссоединения с Московским Патриархатом
22 МАРТА 2020
Протоиерей Николай Коржич: одна из важнейших составляющих служения митрополита Филарета — это миротворчество
21 МАРТА 2020
Монахиня Сергия (Бульчик): в историю каждой епархии, каждого возрождённого монастыря имя владыки Филарета может быть вписано большими золотыми буквами
21 МАРТА 2020
Игумения Евдокия (Левшук): в 80-е годы на поступление в монастырь была очередь
20 МАРТА 2020
Айцец Сергій Гардун: я быў на самай першай службе мітрапаліта Філарэта ў Мінску
11 МАРТА 2020
Протоиерей Павел Сердюк: Мы должны создавать положительный образ брака как союза мужчины и женщины
10 МАРТА 2020
В фейсбуке запустили великопостный марафон для мам «Госпожа поста»
15 ФЕВРАЛЯ 2020
О планах и перспективах молодёжной работы – интервью с иереем Николаем Шульминым
13 ФЕВРАЛЯ 2020
Христианин из Китая: к Православию я пришёл через пение
21 ЯНВАРЯ 2020
Антон и Виктория Макарские: чем дальше, тем сильнее учимся слышать друг друга
6 ДЕКАБРЯ 2019
Священник Александр Гук: многодетные острее чувствуют чужую боль
5 ДЕКАБРЯ 2019
Врач и писатель Людмила Лазута: Семья — самое безопасное место для счастья человека
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.