В год 750-летия кончины св. Александра Невского поэты и композиторы Полоцка представили произведения памяти благоверного князя
4 ФЕВРАЛЯ 2013 (Понедельник) 14:21:05 В рамках литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности» в библиотеке имени Янки Купалы Полоцкой ЦБС состоялся литературно-исторический вечер «Благоверный князь, святой воин Александр Невский», посвящённый 750-летию со дня преставления святого благоверного князя Александра Невского. Это дата будет широко отмечаться Русской Православной Церковью. Мудрый правитель, отважный воин, кроткий христианин, святой заступник. Могут ли эти противоречивые, на первый взгляд, определения относятся к одному человеку? Какую память о нём хранит история нашего Отечества? Можно ли считать, что имя святого князя Александра Невского неразрывно связано с городом Полоцком? На эти и многие другие вопросы ответил настоятель прихода храма Святого Архангела Михаила города Новополоцка священник Александр Шахович. Несомненно, Полоцк и Новгород Великий имеют не только историческую, но и духовную связь. Известно, что 1239 году святой Александр женился на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. С благословением на брак князю Александру была передана из Полоцка Эфесская икона Божией Матери. Венчание совершено было в Торопце. Там же князь устроил свадебный пир, а вернувшись в Новгород, устроил второй свадебный пир для новгородцев... В Житии святого благоверного князя Александра названы также шесть воинов, особо отличившихся во время битвы на Неве. В их числе упоминаются ловчий князя Александра — Яков Полочанин. Отрадно отмечать, что вместе с новгородцами за родную землю сражался отважный воин из Полоцкой земли… Духовное единение Полоцка и Новгорода было отмечено и в стихотворении, посвящённом Александру Невскому новополоцкой поэтессы Людмилы Мехедко: Княжа праваслаўны і ўгоднік Божы, Князем наўгародскім стаў у пятнаццаць год, Быў высокі ростам і такі прыгожы, Голасам-трубою гучна зваў народ. Княжыў справядліва ў мудрасці, мілосці, Вольным наўгародцам крыўды дараваў, І вучыў нічога не рабіць у злосці, З зайздрасцю і гневам ты не сябраваў. Ды напалі шведы – і ў часы ліхія, Упаўшы на калені, у дзевятнаццаць год, Са слязьмі маліўся ў Святой Сафіі: “Уратуй нас, Божа, збаў нас ад нягод!” Перамог ты шведаў – і празваны Неўскім. Зноў з табой святыя – і Барыс і Глеб, Даў адпор на Чудскім – рыцарам нямецкім – Вымалі нам, княжа, малітоўны хлеб! Княжа дабраверны, Аляксандр Неўскі, Памажы, угоднік, я цябе прашу, Знаменскай іконай, вобразом Эфескім, Лаўрскаю малітвай уцеш маю душу. Полоцкий композитор Галина Лифанова представила вниманию слушателей свою музыкальную дилогию «Александр Невский», в которой с необыкновенной художественной силой музыкальными средствами изображён образ князя-воина и непобедимый дух православного русского воинства. Вот как рассказала об этом произведении сама Галина Юрьевна: «Александр Невский» – это дилогия, то есть музыкальное произведение, состоящее из двух частей. Первая часть «А и было дело на реке Неве…» посвящена победе русских воинов над шведами в Невской битве. Вторая часть изображает картину Ледового побоища. Не совсем обычно то, что в одном произведении звучат слова разных авторов. «А и было дело на реке Неве…» - этот текст использовал Сергей Прокофьев в своей кантате «Песня об Александре Невском». Известно, что в данном произведении композитор обратился к словам советского поэта Владимира Луговского и к словам народной песни… В основе второй части - стихи из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище». Если говорить о том, какими музыкальными средствами я изображаю Русь, дух русского народа и образ князя-воина, то это прежде всего напевность, ритмические фигуры и гармонические ходы, свойственные русской народной музыке. Вступление и окончание первой части выдержано в духе русской протяжной песни. Это повествование о славном подвиге народа. Музыка звучит широко, величаво и утверждает спокойствие народа и уверенности в защищенности и помощи Божией. Основной раздел этой части имеет переменный метр, свойственный народной музыке. И эта асимметрия придаёт музыке напряжённость и ощущение непрерывного движения… Вторая часть моей дилогии – «Ледовое побоище» представляет собой балладу. Музыка звучит грузно и порой грозно, но в мелодике и гармонии заложены оптимизм и ликование. В момент кульминации внезапно появляется новый мотив, довольно мягкий и печальный по характеру. Хотя слова этого эпизода совсем не мягкие и даже страшные: Под ними лошади тонули, Под ними дыбом лёд вставал, Их стремена на дно тянули, Им панцирь выплыть не давал. Лирический характер музыки здесь не случаен. Это выражение сострадания побежденному войску и каждому отдельному погибшему человеку, будь он немец или русский – всё равно. Ливонцев жаль тем более. Поскольку эти люди гибли как солдаты своего отечества, верные воинскому долгу, но гибли не за правое дело. И в конце баллады возвращается героический мотив, как будто говорящий словами самого благоверного Александра Невского: Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Особенно интересным на вечере было выступление представителя народного театра исторического костюма «Полацкi звяз» Олега Ярославцева, артистически исполнившего своё патриотическое стихотворение «На Руси перед Богом люди стоят»: На Руси перед Богом люди стоят, Устремляя в прошлое внимательный взгляд. Видишь: поле битвы, в нём предки стоят, Из-под шлемов глаза, как звёзды горят, И каждый, кто встал в строй – свят! На Руси перед Богом люди стоят За своих любимых и матерей, За безбрежную синь васильковых полей. И значенья нет, кто в битве сильней, Наша сила – стойкость – попробуй пробей! На Руси перед Богом люди стоят, Как стоял под Москвой неизвестный солдат. Велика Россия, но не шагу назад! И встают все! Павшие! Плечом к плечу в ряд, Смотрят нам в глаза и говорят: На Руси, перед Богом, люди – стоят! «Не в силе Бог, а в правде» – с этими словами повёл князь Александр своих воинов на Невскую битву. Вот это стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского воинства. Таким был и святой благоверный князь Александр Невский – отважный воин, талантливый полководец, хранитель православной веры и святой заступник земли Русской. / sobor.by/ Ольга Бакунович (просмотров 8457) |
Новости разделов: