BEL ENG DEU FRA



В фейсбуке запустили великопостный марафон для мам «Госпожа поста»

 
 
 
 
 
  
10 МАРТА 2020 (Вторник) 20:12:22
"Пока мы не обзавелись детьми, мы могли ходить в храм и переживать все дни Великого поста вместе с Церковью, могли быть включены в уставные правила, круг чтений, молитв, богослужений. Мы даже могли постничать "как монаси", голодать в первые дни, есть "варенье и олею" к концу недели. Логика поста работала в нас, преображая душу, мы ощущали единство с общиной и всей Церковью… А сейчас ты мать - непраздная, рождающая, кормящая грудью, следящая, бдящая, утешающая, обучающая - ты выпадаешь из церковного круга и попадаешь в круг чадородный. 

Как объединить оба эти круга? В каком времени и пространстве их возможно хоть как-то пересечь? Малыши не понимают молчания богослужений, их логики и дисциплины. А если ты родила в пост, то вряд ли сможешь поститься и выстаивать долгие бдения. Твои бдения - не над молитвенником, а над колыбелью", - такие слова адресует участникам марафона “Госпожа поста” (группа "Пост вместе с мамой") в Fасеbook директор центра “Матуля” матушка Вероника Сердюк.

Почему марафон? Потому что Великий пост - это достаточно длинная "дистанция" - 7 недель. Каждый  день здесь публикуются небольшие статьи, посвящённые великопостным событиям. Что говорит о них Священное Писание, как это коррелирует с нашей современной жизнью? Мамы найдут здесь советы, как преобразить свой дом на время поста, как создать неповторимую атмосферу и настроение. И конечно, интересные истории, наблюдения, рецепты и лайфхаки от многодетной мамы со стажем. Подробности в нашем интервью.

- Матушка Вероника, вот уже несколько лет перед Рождественским и Великим постом оживает жизнь в вашей группе "Пост вместе с мамой". Расскажите, как возникла эта идея?

- Идея продиктована личным опытом. Я сама прочувствовала, как меняется жизнь воцерковлённой женщины до и после родов. Многие мамы переживают не просто социальный вакуум, но даже шок: настолько всё меняется. И образ жизни, и её ритм, другими становятся приоритеты, появляются новые обязанности. Роль женщины совершенно меняется, как меняется и её церковная жизнь. Но ведь ей так хочется быть со всеми вместе и в праздники, и в пост. И вот здесь должно прийти понимание, что Семья – это действительно Малая Церковь, создавать которую предстоит маме. Только пространство этой церкви будет распространяться на кухню, столовую, спальню, прихожую. И теперь, когда у меня уже пятеро детей, и из года в год я переживаю с ними это время, я понимаю, что пост - один из лучших периодов в годовом круге. И вот вместе с другими мамами, которые присоединились к нашей группе, я не устаю искать краски, вкусы, мелодии, делающие это время и это пространство любимым и незабываемым.

- В этом году Вы дали своей группе новое название -  марафон "Госпожа поста", и сопровождаете его изображением необычной куклы. Расскажите, пожалуйста, что это за кукла и какова её роль в этой истории?

- По образованию я культуролог и режиссёр массовых и народных праздников. Мне очень интересна народная культура, и проводя встречи с матерями в рамках проекта "Пост вместе с мамой", я искала визуальные способы олицетворения поста. Я находила интересные календари, которые придумывают мамы для детей в разных странах, и наткнулась на греческий традиционный календарь в виде куклы с семью ножками. Она называется "Кира сорокости", что означает "госпожа поста", или "госпожа четыредесятицы". Каждая ножка символизирует одну неделю. Когда-то этих кукол готовили из теста, и дети каждую неделю отгрызали по ножке. Сейчас их делают из бумаги или шьют, а потом вывешивают на кухне, чтобы дети видели, сколько времени осталось до Пасхи. Эти ножки на пуговичках, и каждую неделю одна из них отстёгивается. Есть очень интересный вариант (как раз он и размещён во главе нашей группы), когда платье куклы расписано ключевыми датами поста. И я думаю, что в следующем году мы сделаем в этом ключе и нашу, беларусскую "Гаспадыню посту". Красивые куклы в других платьях  у нас уже есть, но параллельно мы делаем свои календари, в которых перечисляем все воскресенья и даты, когда надо приготовить традиционную выпечку: булочки на 40 мучеников Севастийских, лесенку на Иоанна Лествичника, крестики на Крестопоклонную неделю, лазарчики на Воскресение Лазаря. Всё это делается, чтобы дома создавалась культура переживания поста. Чтобы молодые матери, которые вынуждены оставаться с детьми дома, могли ощутить себя вместе со всей Церковью.

- А откуда пришла идея постного календаря и как ещё она воплощается в жизнь?

- Календари поста пришли к нам с запада. Наиболее известные - это адвент-календари с кармашками, в которых на каждый день размещено что-то сладкое для ребёнка, какой-то подарочек или интересное задание. Есть также календари в виде венка с 4 свечками - по количеству постных недель. Адвент - это название рождественского поста в Католической Церкви, и традиция адвент-календаря очень распространена там, но постепенно её перенимаем и мы.

Группу, или марафон, "Пост вместе с мамой" я провожу уже несколько лет. И начинали мы с материнских встреч накануне православных постов в Минской духовной академии. Там вместе с мамами мы делали свои календари. Очень прижился у нас календарь в виде раскраски с изображением событий постного периода. Мы также делали вместе украшения на Пасху и Рождество: венки, открытки, вытинанки. Это был такой кружок молодых мам, куда они могли приехать вместе с грудничком, положить его в автокресло рядом с собой и отвести душу за приятным занятиям и в общении с такими же мамами. А потом в нашей группе "Пост вместе с мамой" мы выкладывали фотографии украшенного жилища.

- Вы сказали, что интересуетесь народной культурой. А какие раньше у нас, в Беларуси, были традиции, связанные с великопостным периодом?

- В Великий пост было принято петь духовные песни. Были специальные песнопения, посвящённые Феодору Тирону, песня Божией Матери, стоящей у Креста, Её диалог с Сыном. Это было связано и с пассиями, но также являлось и частью народной культуры. Интересные традиции были связаны с Днём памяти 40 мучеников Севастийских. В народном календаре этот день совпадает с днём весеннего равноденствия, с которого у наших предков начинался год. Юноши и девушки, дети ходили в поля звать весну или залазили на крышу и подбрасывали свежеиспечённых "жаворонков" – булочки в виде птичек,  пели "Жавароначкі прыляціце!".

- Я слышала, что под Белостоком сохраняется традиция в этот день выпекать лапы аиста. С ними дети раньше шли к аистиным гнёздам, поднимали печенье вверх и задабривали аиста: "Бусел, бусел, на лапу, прынясі браціка ў хату!"

- Красивая традиция, очень нам подходит. К сожалению, очень много таких интересных обычаев утрачивается. Это связано с тем, что раньше беларусская культура была аграрной. На селе сейчас живёт всего 20% населения, и эта культура исчезает. Но удивительное дело, эти традиции сохраняются в Церкви, потому что церковный круг богослужений из года в год неизменно повторяется, Церковь постится. И чтобы приобщить детей к этой культуре, помочь им полюбить это время, мы прибегаем к культуре народной.

- А что ещё в этот период будет интересно детям?

- Дети отличаются от взрослых тем, что у них совершенно конкретное мышление. Они хорошо воспринимают картинку, запах, вкус.И понимая это, мама может создавать семейные постные или праздничные традиции. У нас есть  писатели, которые с дореволюционных времён описали свои детские воспоминания. Это Иван Сергеевич Шмелёв и Василий Акимович Никофоров-Волгин. Помните, о чём они рассказывают в своих книгах? Эти детские воспоминания  не столько о молитве, сколько о том, как мама в этот период меняла шторы, скатерти, устраивала постную обстановку. А перед Пасхой всё поменялось снова. Как они ездили закупаться постной снедью, как выглядели эти продукты и блюда, как они пахли, какой у них был вкус, цвет, размер, как они хранились, откуда привозились, как готовились. И мы тоже стараемся иметь в запасе рецепты блюд, которые готовим только в пост. Например, какие-то сладости.Я, например, пеку постный бискотти и делаю апельсиновые конфеты.

- Насколько создание особой атмосферы в дни постов и религиозных праздников, семейные традиции в эти дни важно для ребёнка?

- Всё это делается для того, чтобы создавалась защитная атмосфера. Чтобы ребёнок вспоминал своё детство с теплотой, с радостью и пост воспринимал как время особого очарования. Это как мамина колыбельная, воспоминания о которой человек проносит всю жизнь икоторая приносит ему умиротворение и успокоение.

/ sobor.by/ Беседовала Анна Галковская
(просмотров 565)





Новости разделов:

Интервью

26 МАЯ 2020
«Только не пишите пафосно, я ничего такого не делаю». О волонтёрах
5 МАЯ 2020
Психолог Людмила Логунова: современные мальчики в большей степени ориентированы на семью, чем девочки
1 МАЯ 2020
"Всегда со светящимися глазами. Синего цвета, как небо!". В Минске простились с отцом Геннадием Бутько
20 АПРЕЛЯ 2020
"Спасибо тем, кто был со мной этой ночью в храме". Прот. Сергий Лепин о праздновании Воскресения Христова во время эпидемии
18 АПРЕЛЯ 2020
Вероника Сердюк: Лучшее средство от паники - помощь ближнему, которому хуже, чем нам
9 АПРЕЛЯ 2020
О любви к салу, экологических привычках и откровенных разговорах. Интервью с блогером и волонтёром Татьяной Станкевич
24 МАРТА 2020
Митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето): о митрополите Филарете, собственном пути к Богу и жизни после воссоединения с Московским Патриархатом
22 МАРТА 2020
Протоиерей Николай Коржич: одна из важнейших составляющих служения митрополита Филарета — это миротворчество
21 МАРТА 2020
Монахиня Сергия (Бульчик): в историю каждой епархии, каждого возрождённого монастыря имя владыки Филарета может быть вписано большими золотыми буквами
21 МАРТА 2020
Игумения Евдокия (Левшук): в 80-е годы на поступление в монастырь была очередь
20 МАРТА 2020
Айцец Сергій Гардун: я быў на самай першай службе мітрапаліта Філарэта ў Мінску
11 МАРТА 2020
Протоиерей Павел Сердюк: Мы должны создавать положительный образ брака как союза мужчины и женщины
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.