В день памяти святителя Георгия Конисского, 6 августа, в Могилеве освятят Спасо-Преображенский храм
28 ИЮЛЯ 2015 (Вторник) 16:08:49 Чин великого освящения и Божественную литургию возглавит митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении архиереев Белорусской Православной Церкви. Начало богослужения в 8.45Справка: Святитель Георгий Конисский родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине, Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре. В 1745 году назначен учителем пиитики (стихотворства) в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха. С 1747 года — профессор богословия и философии, префект (инспектор и эконом) академии. С 1751 года — архимандрит киевского Братского монастыря. С 1752 года — ректор академии. 20 августа 1755 года в киевском Софийском соборе митрополитом Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского. В 1762 году присутствовал в Москве на коронации Екатерины II. С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения Белоруссии к России) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа. 22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. Скончался 13 февраля 1795 года. Погребен в Спасской церкви г. Могилева. Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносивший новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киеве изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова), "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников". Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог" — говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников — "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат". Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения. Архиепископу Георгию пришлось приложить много труда для сохранения своей паствы в верности православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографии. Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого православного населения Польши от тиснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу. В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западнорусских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше. Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов. Когда Могилевская епархия отошла к России, то по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II был разрешен переход униатов в православие. В течение трех лет к православию присоединилось 112 578 униатов. Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации святителя Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор (Садковский) был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год сделан епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии. Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. Много писал. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве, и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственность масонства — этого "просвещения, во тьме деемого". Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж в защиту православия и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался". Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо своему приемнику с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, изготовил также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком она должна была быть помещена на его гробнице. Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к правде, мужеству и верности долгу. Труды святителя Георгия: - О должностях пресвитеров приходских (руководство приходскому духовенству). 1776. - Исторические известия о епархии Могилевской. 1775. - Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в обществе истории и древностей Российских. 1847. № 8. - Слова и речи. Могилев, 1892. - Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. 1767. - О воскресении мертвых (трагедия), интермедии. // Древняя и Новая Россия. 1878. Ч. 3. Тропарь, глас 3. Столп православия и учитель благочестия был еси, святителю отче наш Георгие. Многи скорби и гонения претерпел еси, богомудро паству свою управляя, ко спасению всех наставил еси. Церкви Белорусския похвало и града Могилева украшение, моли Христа Бога, да утвердит отечество наше в благочестии и спасет души наша. mogeparhia.by/ sobor.by/ (просмотров 4513) |
Новости разделов: