BEL ENG DEU FRA

Святитель Григорий Палама: всякому христианину надлежит подвизаться в молитве всегда
11 МАРТА 2017 (Суббота)

 
  
 Предлагаем вам во вторую неделю Великого поста, посвященную памяти святителя Григория Паламы, прочесть фрагмент одного из творений святителя - повествования "О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться".

Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет; все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве. Ибо смотрите, что святейший Патриарх Константинопольский Филофей пишет в житии св. Григория Солунского. – Имел святитель сей друга возлюбленного, Иова по имени, человека простейшего, но многодобродетельного, с коим беседуя однажды, владыка сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда, и молиться непрестанно, как заповедует Апостол Павел обще всем христианам: "непрестанно молитеся" (1 Сол. 5:17), – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь, и имел попечение о всем царстве своем: "предзрех Господа предо мной выну" (Пс. 15:8), т.е. всегда мысленно зрю Господа предо мной в молитве моей. И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух.

    Говоря это и многое другое другу своему Иову, святитель прибавил еще, что повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов и мирян, и мудрых и простых, и мужей, и жен, и детей, и побуждать их молиться непрестанно. Слышавшему сие старцу Иову показалось это новым делом, и он начал спорить, говоря святителю, что молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мiра и сует его, а не мирян, кои имеют столько забот и дел. Святитель привел новые свидетельства в подтверждение сей истины и новые неопровержимые ее доказательства, но старец Иов не убедился и ими. Тогда святой Григорий, избегая многословия и любопрепирательства, замолчал, после чего каждый пошел в келью свою. Когда потом Иов молился наедине в келье своей, является ему Ангел, посланный от Бога, "иже хочет всем спасться и в разум истины придти" (1 Тим. 2:4), и укорив его, зачем спорил со святым Григорием и противился явному делу, от коего зависит спасение христиан, возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своем чтоб не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий. Тогда простейший старец Иов тотчас поспешил к святому Григорию, и припадши к ногам, просил прощения в противоречии ему и любопрительности, и открыл ему все, что сказал ему Ангел Господень.

    Видите теперь, братия мои, как имеют долг все обще христиане, от мала до велика, молиться всегда умной молитвою: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя!" так, чтоб ум их и их сердце навык имели всегда изрекать священные слова сии. Убедитесь же, сколько благоугождается сим Бог и сколько великое от сего происходит благо, как Он, по безмерному Своему человеколюбию, Ангела небесного послал объявить нам, чтоб никто более никакого не имел в сем сомнения. Но что говорят миряне? – Мы обременены делами и заботами житейскими: как возможно нам молиться непрестанно? Отвечаю им, – что Бог не заповедал нам ничего невозможного, а все только такое, что мы можем делать. Почему и это можно исполнить всякому, ревностно ищущему спасения души своей. Ибо если б это было невозможно, то было бы невозможно для всех вообще мирян, и тогда не нашлось бы столько и столько лиц, кои среди мiра исправляли сие дело непрестанной молитвы, как следует, из коих да будет представителем многих других такого рода лиц отец святого Григория Солунского, дивный оный Константин, который при всем том, что вращался в среде придворной жизни, назывался отцом и учителем царя Андроника, и занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество и множество рабов, – жену и детей, – при всем том столь был не отлучен от Бога, и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорил с ним царь и придворные вельможи о царственных делах, и нередко раза по два и более спрашивал об одном и том же; чем другие вельможи, не зная причины того, смущались и его укоряли, что так скоро забывает дело и повторительными вопросами обременяет царя. Но царь, зная причину того защищал его и говорил: "у Константина есть свои думы, которые не дают ему иной раз со всем вниманием относиться к делам нашим".

    Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мiре, всецело были преданы умной молитве, как уверяют исторические о них записи. – Итак, братия мои христиане, умоляю вас и я вместе со святым Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы. Подражайте тем, о коих я сказывал, и сколько возможно последуйте им. Сначала это может показаться вам очень трудным, но будьте уверены, как бы от лица Вседержителя Бога, что самое сие имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможет вам преодолеть все затруднения, а с продолжением времени вы навыкнете сему деланию и вкусите, сколь сладко имя Господне.

    Тогда опытно познаете, что дело сие не только не невозможно и не трудно, но и возможно и легко. Почему святой Павел, знавший лучше нас великое благо, какое доставит сия молитва, заповедал нам непрестанно молиться. Не стал бы он обязывать нас к сему, если б это было крайне трудно и невозможно, зная наперед, что в таком случае мы, не имея возможности исполнить то, неизбежно оказывались бы ослушниками его и преступниками заповеди его, и через то делались достойными осуждения и наказания. А это не могло быть в намерении Апостола.

    К тому же поимейте во внимание и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, – именно – молиться умом. А это мы всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душой молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящаем на служение Богу, и никогда не отстает от этого духовного дела умной молитвы, как заповедует нам и Богочеловек Иисус, говоря в святом Евангелии: "ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне" (Мф. 6:6). Клеть души есть тело; двери наши суть пять чувств телесных. Душа входит в клеть свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мiрским, но находится внутрь сердца нашего. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться к внешним чувственным вещам, и ум наш таким образом остается свободным от всякого пристрастия мiрского и сокровенной умной молитвою соединяется с Богом Отцом своим. "И Отец твой, видяй втайне воздаст тебе яве", прилагает Господь. Видит, ведающий все сокровенное, Бог умную молитву и воздает явными дарами великими.

azbyka.ru

Фото взято с сайта palama.ru.

/ sobor.by/

(просмотров 1111)




Новости разделов:

Просвещение

18 ОКТЯБРЯ 2017
Священник и бывший преподаватель философии – о том, чего не хватает системе образования
4 ОКТЯБРЯ 2017
12-13 октября пройдёт Международная научная конференция "Государство, общество и Церковь в Беларуси"
4 ОКТЯБРЯ 2017
В Минской духовной академии состоится презентация книги о храме в Сынковичах
4 ОКТЯБРЯ 2017
6-7 декабря в Минске пройдут «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)»
2 ОКТЯБРЯ 2017
«Начистоту» – всем ли понятно православное богослужение?
29 СЕНТЯБРЯ 2017
В кафедральном соборе Борисова открываются духовно-просветительские курсы
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Лекция профессора Георгия Митрофанова "Православная Российская Церковь между февралём и октябрём 1917 года" прошла в Минске
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Американский священник: Мы чтим Богородицу в день Её рождения, потому что хотим приблизиться к Сыну Божьему
18 СЕНТЯБРЯ 2017
"В этой заповеди - весь закон и пророки". Проповедь прот. Игоря Коростелёва
15 СЕНТЯБРЯ 2017
20 сентября в Минске - лекция «Древний Минск в археологическом и церковно-историческом прошлом»
14 СЕНТЯБРЯ 2017
18 сентября в МинДА - лекция прот. Георгия Митрофанова «Православная Российская Церковь между февралём и октябрём 1917 года»
10 СЕНТЯБРЯ 2017
"Все призваны Богом к вечной жизни". Проповедь митрополита Антония Сурожского на притчу о брачном пире
  Церковные праздники

9 ОКТЯБРЯ 2017
Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднует сегодня Церковь
3 ОКТЯБРЯ 2017
Память святого благоверного князя Олега Брянского празднует сегодня Церковь
29 СЕНТЯБРЯ 2017
Память святой мученицы Людмилы, княгини Чешской празднует сегодня Церковь
26 СЕНТЯБРЯ 2017
"Крест - хранитель всея вселенныя". Святитель Иоанн Шанхайский - о празднике Воздвижения Креста Господня
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Рождество Пресвятой Богородицы празднует сегодня Церковь
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Американский священник: Мы чтим Богородицу в день Её рождения, потому что хотим приблизиться к Сыну Божьему
19 СЕНТЯБРЯ 2017
Сегодня Церковь вспоминает чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех
6 СЕНТЯБРЯ 2017
Квэст у гонар святога Серафіма Жыровіцкага адбудзецца сёння ў Мінску
6 СЕНТЯБРЯ 2017
Память преподобномученика Серафима Жировичского отмечает сегодня Церковь
28 АВГУСТА 2017
В Минске торжественно отметили явление Минской иконы Божией Матери на реке Свислочь
28 АВГУСТА 2017
28 августа Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы
27 АВГУСТА 2017
"Не будем страшиться смерти". Слово св. Алексия Мечева на праздник Успения Пресвятой Богородицы
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.