Состоятся торжества, посвященные памяти святой Софии Слуцкой

 
  
26 МАРТА 2025 (Среда) 11:34:20
1 апреля Церковь празднует память белорусской святой - праведной Софии, княгини Слуцкой.

В этом году отмечается 10-летие принесения честной стопы святой Софии Слуцкой в Слуцк, а также 335-летие со дня мученической кончины и 270-летие со дня принесения святых мощей в Слуцк младенца Гавриила Белостокского и Слуцкого.

Программа торжеств

08:00-09:30 - крестный ход от кафедрального собора святого Архангела Михаила г. Слуцка (ул. Социалистическая, 90) к храму преподобного Паисия Святогорца г. Слуцка (ул. Магистральная, 15). Крестный ход проследует по улицам: Социалистическая, 14 Партизан, Ивановского, Чехова.

09:45 - встреча Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, управляющего Слуцкой епархией в храме преподобного Паисия Святогорца (ул. Магистральная, 15).

10:00 - Божественная литургия.

Житие

Праведная София, княгиня Слуцкая (1612) память 19 марта / 1 апреля

Тропарь: Блаженная мати Софие, нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог; поминающе твое праведное житие, тя молим испросити телесем нашим здравие и душам спасение.

Праведная София была последней княгиней славного рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда из рода Рюриковичей. Некоторые из этого рода сидели на Киевском престоле, другие были князьями Новгорода Великого. Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких был внук Ольгерда Олелько Владимирович.

Блаженная София родилась 1 мая 1585 года. В том же году скончалась ее мать, а 6 мая следующего года умер и отец, князь Юрий Семенович. Опеку над сиротой приняли на себя дальние родственники: сначала Жмудский староста Юрий Ходкевич, взявший ее с собою в Вильно, а затем Виленский каштелян, Брестский староста Иероним Ходкевич.

Оба опекуна юной Софии задолжали князьям Радзивиллам значительные денежные суммы и хотели использовать свою опеку: за счет громадных имений единственной прямой наследницы богатого рода отделаться от долгов, умножив при этом собственное состояние. По этим соображениям Ходкевич и князья Радзивиллы заключили письменную сделку относительно выдачи княжны Софии по достижении ею совершеннолетия за Януша Радзивилла, князя Несвижского, сына Виленского воеводы князя Христофора Радзивилла.

Князю Янушу позволено было видеться с юной Софией, жившей тогда в виленском доме Ходкевичей. Княжне было тогда одиннадцать лет; она считалась невестой Несвижского князя.

По прошествии некоторого времени Радзивиллы внезапно наложили запрещение на имение Ходкевичей Копыль под Оршей в счет оплаты старого долга. Разгневанные должники немедленно воспретили свидания князя Януша с княжной Софией; ни та, ни другая сторона не думала уступать, все готовились к межродовой войне. Радзивиллы собрали 6000 человек вооруженной пехоты и конницы, укрепили пушками свой дворец. Ходкевичи в свою очередь выставили 24 пушки и вооружили 2000 человек своей челяди. В самом центре города готовилось страшное кровопролитие, однако отправленные королем посланцы сумели предотвратить готовящееся сражение и склонить обе стороны к миру.

Новая мировая сделка была заключена на следующих условиях: аннулированы все денежные претензии Радзивиллов к Ходкевичам, которым были также выданы свидетельства о правильности ведения дел по опеке над имением княжны Софии.

Когда княжна достигла возраста, позволявшего вступить в брак, Януш Радзивилл обратился 20-го дня июля 1600 года к Римскому папе с прошением о разрешении ему как католику заключить брак с княжной Софией Слуцкой, остающейся в Православии и поставившей непреложное условие, чтобы дети от этого брака были непременно православными.

Бракосочетание княжны Софии Юрьевны с князем Янушем Радзивиллом состоялось 1 октября 1600 года по православному обряду в одном из соборов Бреста. По некоторым сведениям, обстоятельства этого межродового и межконфессионального союза и, в частности, обязательство воспитания будущих детей обоего пола в православной вере, впоследствии стали объектом краткой переписки между Константинопольским патриархом и Римским папой.

Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года.

В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку, давшие жителям города возможность сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия.

В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Своего мужа в бытность его католиком настойчиво убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении благочестивых (то есть православных) принуждать к унии. Грамота была выдана, и эта важнейшая попытка княгини Софии юридически обеспечить защиту интересов Православия увенчалась полным успехом. Благодаря великим усилиям благочестивой ревнительницы Православия город Слуцк остался единственным городом Северо-Западного края, который мужественно выдержал жестокий гнет униатов, будучи твердыней веры, завещанной предками, сохранив целостность, чистоту и неприкосновенность учения, освятившего земли русские в 988 году.

Влияние праведной княгини было столь велико, что даже муж ее князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. В одной из них сказано: "...церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены".

Спустя некоторое время княгиня Людвига Радзивилл издала подобную грамоту: "Изъяснив всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времен построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Белицком, Заблудовском, Невельском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои, всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви восточной, а потому настоящею привилегиею своею утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных; на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния в эти церкви не должна быть вводима никаким насильственным или измышленным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров к владыкам их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю эту привилегию точно и неприкосновенно соблюдать".

Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Как паломница путешествовала высокоименитая братчица в самые отдаленные храмы в дни храмовых праздников.

Благодаря деятельности княгини Софии, Слуцк еще при жизни этой великой угодницы Божией получил особенное значение в религиозном отношении для всего Северо-Западного края, сохранив в чистоте и неприкосновенности Православие. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси.

Умерла блаженная София 19 марта 1612 года от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

/ sobor.by/ По материалам https://sluck-eparchiya.by/2025/03/23/v-g-sluczke-projdut-prazdnichnye-torzhestva-posvyashhyonnye-dnyu-pamyati-svyatoj-pravednoj-sofii-knyagini-sluczkoj/

(просмотров 352)





Новости разделов:

Церковь и общество

26 АПРЕЛЯ 2025
26 апреля – годовщина аварии на Чернобыльской АЭС
25 АПРЕЛЯ 2025
Почему Пасха празднуется 40 дней?
23 АПРЕЛЯ 2025
ТВ "Союз". Православные верующие Беларуси отпраздновали Светлое Христово Воскресение
23 АПРЕЛЯ 2025
24 апреля состоится двухдневный крестный ход из Могилева в Белыничи, посвященный Пасхе и в честь Белыничской иконы Божией Матери
23 АПРЕЛЯ 2025
В Ганцевичах пройдет фестиваль православных духовных песнопений «Малиновый звон Пасхи»
23 АПРЕЛЯ 2025
Пасхальный крестный ход пройдет от Крупок до Борисова
23 АПРЕЛЯ 2025
Объявлен седьмой конкурс семейного творческого проекта «Празднование 80-летия Великой Победы вместе. Память на века»
19 АПРЕЛЯ 2025
Сегодня Великая суббота Страстной седмицы: Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад
18 АПРЕЛЯ 2025
18 апреля - день памяти убиенных монахов Оптиной пустыни
18 АПРЕЛЯ 2025
Великая пятница: воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа
18 АПРЕЛЯ 2025
20 апреля смотрите прямую трансляцию Пасхального богослужения из Свято-Духова кафедрального собора
18 АПРЕЛЯ 2025
Расписание богослужений в храмах Минской епархии в Великую Субботу и праздник Христова Воскресения
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.