Смартфон - родительский помощник или инструмент деградации ребенка?

 
  
25 АВГУСТА 2025 (Понедельник) 13:41:26
Уже достаточно давно не является секретом тот факт, что смартфоны стали своего рода "ядом" для человеческого мозга, тем более это утверждение относится к детям.

У святителя Тихона Задонского по вопросу воспитания детей есть такие слова:

"Юность, как сама собою ко всякому злу склонная, требует прилежного руководства, доброго воспитания и наставления: но вместо сего сретает ее злоядовитый родительских нравов соблазн… Горе – юным детям от сего соблазна! Но сугубое горе – родителям, которые, вместо полезного учения, злым примером, как ядом, юные сердца заражают!"

Если зайти в общественный транспорт, то можно увидеть, что подавляющее большинство людей смотрит в экраны, а еще многие из нас сегодня не только не засыпают без смартфонов, но даже в туалет ходят с ними. Какой же тогда пример мы являем своим детям?! О негативном влиянии "черных зеркал" можно говорить много, но давайте кратко упомянем известные на данный счет факты и подумаем, что делать.

Речь и раннее когнитивное развитие: "цена" потерянных диалогов

В дошкольном возрасте мозг ребенка стремительно наращивает словарь и навыки двустороннего общения. Любые практики, которые вытесняют живой диалог со взрослым, провоцируют отставание в развитии речи. Систематические исследования в данном направлении показывают прямую связь между ранним использованием смартфонов и увеличением экранного времени с понижением показателей речевого развития. Еще в 2016-м году Американской академией педиатрии был сделан следующий вывод:

"Замена живого общения пассивным экранным потреблением напрямую замедляет освоение языка".

Отметим, что большой телевизор на достаточном удалении от детских глаз – не решение проблемы, так как негативное влияние наблюдается при общем экранном времени независимо от типа используемого устройства. Все дело в том, что смартфон попросту не отвечает ребенку. Чем дети реже слышат взрослую речь, тем реже сами вокализируют и меньше участвуют в чередовании реплик – а именно эти "обмены" критически важны для формирования языка. Важно и то, как экраны используют сами родители. Когда взрослый регулярно отвлекается на телефон во время взаимодействия с ребёнком, у детей чаще наблюдаются трудности с эмоциональной регуляцией, повышается тревожность и развиваются проблемы с поведением – все это факторы, которые косвенно тормозят также и когнитивный прогресс мозга.

Внимание и исполнительные функции

Проблемы с концентрацией внимания и способностью усваивать материал в первую очередь касаются подростков. В 2019–2020-м гг. в таких достаточно авторитетных изданиях, как "JAMA Pediatrics" и "Child Development", были опубликованы несколько статей с результатами лонгитюдных[1] исследований, которые показали, что пресловутая мультизадачность (это в большей мере касается компьютерных игр) напрямую влияет на снижение показателей рабочей памяти и способности к когнитивному контролю, а подростки, проводившие перед экраном более 7 часов в день, вдвое чаще демонстрировали признаки дефицита внимания. Еще психолог К. Розен из Калифорнийского университета отмечает, что дети и подростки, постоянно переключающиеся между мессенджерами и социальными сетями, развивают "паттерн поверхностной обработки информации", что негативно сказывается на их обучении.

Сон как невидимый посредник когнитивных проблем

Связь "экран → хуже сон → хуже когнитивные показатели" подтверждается множеством исследований. У детей (да и у взрослых тоже) использование смартфона перед сном смещает время засыпания, сокращает длительность и ухудшает качество сна, а недостаток сна предсказуемо бьёт по памяти, вниманию и обучению. Мобильные устройства здесь особенно "эффективны" в силу портативности, интерактивности и ярких уведомлений. В качестве заметки для позитивного личного примера отметим, что устойчивые вечерние "ритуалы" без гаджетов – один из самых действенных способов профилактики когнитивных проблем, связанных со сном.

Учебные достижения

Прямая связь между количеством часов со смартфоном и школьными оценками менее очевидна, но она все же есть. Многочисленные исследования в данном направлении показали, что запрет на использование экранов во время учебы и выполнения домашних заданий повышает успеваемость, особенно у отстающих учеников. Нейропсихолог Дэвид Рок как-то отметил:

"Каждое переключение внимания с учебного задания на смартфон стоит мозгу нескольких минут когнитивного восстановления".

Психическое здоровье и когнитивные последствия

В обзоре Элизабет Шоен, опубликованном в 2020-м г. в журнале "Frontiers in Psychology", сделан очень характерный вывод:

"Чрезмерное использование смартфона связано с повышенным риском тревожных и депрессивных симптомов, а через них – с падением концентрации и мотивации к обучению".

Кажется, что даже этой цитаты достаточно, чтоб по данному вопросу расставить для себя все точки на "i".

"Не только время": значение контекста, контента и возраста

Ученые, занимающиеся затронутой нами проблематикой, подчеркивают, что само по себе наличие экрана не одинаково вредно. Риск возрастает при

- раннем старте (0–3 года),

- переносе экранов на время сна и еды,

- преобладании пассивного или быстро переключающегося контента,

- дефиците со-просмотра и обсуждения со взрослым,

- высоком уровне мультизадачности.

Что делать?

Есть такая штука, как цифровая гигиена, – ее правила полезны для всех, тем более для детей, поэтому давайте выделим те из них, что относятся к нашей теме:

- До полутора, а лучше до 2 лет – без экранов, кроме видеосвязи с родственниками.

- С 2 до 5 – не более 1 часа качественного контента в день, лучше в формате совместного просмотра с обсуждением новых слов и сюжета.

- Сон – приоритет: никаких смартфонов минимум за час до отбоя; устройства вне спальни; уведомления на ночь выключить.

- Еда и общение – "без экранов": это поддерживает язык и навыки саморегуляции.

- Семейный медиаплан: пропишите "где, когда и как" можно пользоваться устройствами; обсудите альтернативы (активная игра, чтение, офлайн-хобби).

- Снижение "техно-вмешательства" у взрослых: во время игры и разговора с ребёнком смартфон нужно откладывать, это повышает плотность речи и качество привязанности.

- Контроль контента и уведомлений: у подростков – настройка "тихих окон", минимизация пушей, поощрение "однозадачности" при учёбе.

Ответственность за воспитание наших детей мы несем в первую очередь перед Богом. Смартфон – это не безобидная игрушка. В целом влияя на развитие ребенка, он неизбежно влияет и на его духовную жизнь. Памятование того, о чем было здесь сказано, и соблюдение простых правил помогут нам хотя бы в этой области избежать грозного обличения святителя Тихона, приведенного в начале этой небольшой заметки.

Протоиерей Владимир Долгих

/ sobor.by/ https://pravoslavie.ru/172096.html

(просмотров 632)





Новости разделов:

Церковь и общество

5 ДЕКАБРЯ 2025 (Пятни
В субботу в приходе святителя Николая Японского выступит хор "Полифоника"
3 ДЕКАБРЯ 2025 (Среда
В Минске открылась инклюзивная выставка «Краски говорят»
2 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
Рождественский фестиваль "Радость" будет проходить в Минске 26 декабря - 6 января
2 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
Состоялось награждение победителей Республиканского конкурса «Свет милосердия». Фоторепортаж
1 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
Важные события церковного календаря на неделю с 24 по 30 ноября
1 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
Погрузиться в мир веры, молитвы и тишины: вышел фильм «Оптина Белой Руси» к 20-летию Амвросиевского женского монастыря
29 НОЯБРЯ 2025 (Субб
Клирик прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» провел беседу для учащихся СШ № 179 города Минска
28 НОЯБРЯ 2025 (Пятн
У православных начался Рождественский пост
28 НОЯБРЯ 2025 (Пятн
ТВ "Союз". Территория прихода храма "Всех скорбящих Радость" в Минске в ближайшие годы значительно преобразится
27 НОЯБРЯ 2025 (Четв
ТВ "Союз". Премьера документального фильма «Святитель Тихон. Патриарх Всероссийский" вызвала интерес у минчан
27 НОЯБРЯ 2025 (Четв
В Минске состоятся показы документального фильма «Верные» о последних днях жизни святых Царственных страстотерпцев и преданных им людей
26 НОЯБРЯ 2025 (Сред
2 декабря в Минске откроются XI Белорусские образовательные Рождественcкие чтения «Просвещение и современность: формирование личности и вызовы времени»

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004 - 2025.