Сегодня святая Церковь чтит день памяти святителя Варсонофия, епископа Тверского

 
  
24 АПРЕЛЯ 2025 (Четверг) 12:41:22
Свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской, чу­до­тво­рец Ка­зан­ский, ро­дил­ся око­ло 1495 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия. При Кре­ще­нии мла­де­нец по­лу­чил имя Иоанн. От­ли­ча­ясь тру­до­лю­би­ем и по­нят­ли­во­стью, от­рок лег­ко овла­дел гра­мо­той, осво­ил чте­ние Псал­ти­ри и цер­ков­ное пе­ние на­столь­ко, что мог не толь­ко сам чи­тать и петь, но и по­мо­гать дру­гим.

В 1512 го­ду крым­ские та­та­ры под пред­во­ди­тель­ством Ах­мат Ги­рея и Бур­нат Ги­рея хо­ди­ли в по­ход на Ря­зань, но «не успев ни­что­же во взя­тии гра­да Ря­за­ни», про­шли быст­рым и неожи­дан­ным опу­сто­ши­тель­ным рей­дом по бе­ре­гам Оки. В чис­ле мно­гих и Иоанн сем­на­дца­ти­лет­ним от­ро­ком был уве­ден в плен. Мно­го при­шлось тер­петь в пле­ну юно­ше, но в су­ро­вых ис­пы­та­ни­ях ве­ра Хри­сто­ва, еще в ро­ди­тель­ском до­ме глу­бо­ко уко­ре­нив­ша­я­ся в серд­це, при­нес­ла плод сто­ри­цей. Упо­вая на Гос­по­да, бу­ду­щий свя­ти­тель мо­лил­ся и пел при­хо­див­шие на па­мять псал­мы, жил, как жи­вет по­слуш­ник в мо­на­сты­ре, непри­мет­но на­вы­кая по­слу­ша­нию, незло­бию и тер­пе­нию. Спал Иоанн со­всем ма­ло, к еде по­чти не при­тра­ги­вал­ся, от­ли­чал­ся усер­ди­ем и кро­то­стью, тру­дил­ся без пре­ко­сло­вия и по­то­му рас­по­ло­жил к се­бе да­же оже­сто­чен­ные серд­ца ино­вер­цев, ко­то­рые, неволь­но при­знав его до­сто­ин­ства, ста­ли об­ра­щать­ся с ним мяг­че и снис­хо­ди­тель­нее, неже­ли с дру­ги­ми.

По­сте­пен­но бла­го­да­ря неза­у­ряд­ным спо­соб­но­стям он овла­дел раз­го­вор­ным та­тар­ским язы­ком до та­кой сте­пе­ни, что по про­ше­ствии двух лет мог не толь­ко хо­ро­шо го­во­рить, но и пи­сать по-та­тар­ски. Плен про­дол­жал­ся три го­да. С боль­шим тру­дом со­брав необ­хо­ди­мую сум­му, свя­щен­ник Ва­си­лий вы­ку­пил сво­е­го сы­на Иоан­на из та­тар­ской нево­ли. Бла­жен­ный Иоанн воз­вра­тил­ся до­мой, од­на­ко серд­це его уже охла­де­ло на­все­гда к непо­сто­ян­ным зем­ным ра­до­стям и уте­хам. Со­глас­но неко­ле­би­мо­му ре­ше­нию, со­зрев­ше­му в ду­ше юно­ши еще в пле­ну, он по­ехал в Моск­ву, где в Спас­ском Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние, дав Бо­гу обе­ты дев­ства, по­слу­ша­ния и нес­тя­жа­ния. Но­во­по­стри­жен­но­го ино­ка на­рек­ли Вар­со­но­фи­ем.

Стро­гой и бо­го­угод­ной жиз­нью инок Вар­со­но­фий пре­успе­вал в по­дви­гах доб­ро­де­те­ли и мо­лит­вы. В Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре бы­вал на­ез­да­ми свя­ти­тель Ака­кий, епи­скоп Твер­ской (1522–1567), род­ной млад­ший брат пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го и по­стри­жен­ик Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря, ар­хи­пас­тырь доб­рый и бла­го­че­сти­вый, удо­сто­ен­ный от Бо­га да­ра про­зор­ли­во­сти. Он неод­но­крат­но пред­ска­зы­вал пре­по­доб­но­му Вар­со­но­фию, быв­ше­му еще в сане иеро­ди­а­ко­на, что имен­но он станет неко­гда пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ака­кия на Твер­ской ка­фед­ре. О доб­ро­де­тель­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия ста­ло из­вест­но мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му Ма­ка­рию, ко­то­рый воз­вел свя­то­го Вар­со­но­фия в сан игу­ме­на Ни­ко­ло-Пеш­нош­ской Ме­фо­ди­е­вой пу­сты­ни, ос­но­ван­ной в 1461 го­ду уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го пре­по­доб­ным Ме­фо­ди­ем (па­мять 14 июня) в 15 вер­стах от Дмит­ро­ва. В ста­ри­ну пу­стынь эта име­но­ва­лась «Ни­ко­ла на Пес­ну­ше».

В 1553 го­ду в па­лом­ни­че­стве (в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное из­бав­ле­ние от смер­ти) на пу­ти в Ки­рил­лов Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь Пеш­нош­скую оби­тель по­се­тил царь Иоанн Гроз­ный с се­мей­ством. Он об­ра­тил вни­ма­ние на опыт­но­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни, по­бы­вав­ше­го в пле­ну и све­ду­ще­го в та­тар­ском язы­ке и нра­вах. По­это­му ко­гда в 1555 го­ду в Ка­за­ни от­кры­ва­ли но­вую епар­хию, вме­сте со свя­ти­те­лем Гу­ри­ем, пер­вым ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским, был на­прав­лен в Ка­зань и свя­той Вар­со­но­фий из Пеш­нош­ской оби­те­ли в сане ар­хи­манд­ри­та для ос­но­ва­ния там мо­на­сты­ря.

26 мая 1555 го­да пер­во­свя­ти­те­ли Ка­за­ни тор­же­ствен­но от­пра­ви­лись в путь. Из Моск­вы по ре­кам Москве, Оке и Вол­ге путь до Ка­за­ни длил­ся два ме­ся­ца. В вос­кре­се­нье 27 июля 1555 го­да свя­ти­тель Гу­рий с игу­ме­ном Пеш­нош­ским Вар­со­но­фнем и игу­ме­ном Успен­ско­го Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря Гер­ма­ном при­бы­ли в Ка­зань. С кре­ста­ми и хо­руг­вя­ми бы­ли встре­че­ны они в Ка­зан­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре мест­ным ду­хо­вен­ством и на­се­ле­ни­ем. Вме­сте со свя­тым Вар­со­но­фи­ем в Ка­зань при­бы­ли ино­ки, по­стри­жен­и­ки Пеш­но­ши: Ти­хон, Фе­о­до­рит, Иов, Ан­д­ро­ник, Силь­вестр, а так­же инок Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря Си­ме­он. Уже в сле­ду­ю­щем, 1556 го­ду пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий ис­пол­нил воз­ло­жен­ное на него по­ру­че­ние и устро­ил Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь в Ка­зан­ском крем­ле. Им был освя­щен пер­вый ка­мен­ный теп­лый храм в мо­на­сты­ре во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Рат­но­го, а впо­след­ствии – и глав­ный храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.

Тай­но от всех он про­дол­жал но­сить вери­ги для из­ну­ре­ния пло­ти. Мо­на­стырь в ско­ром вре­ме­ни сде­лал­ся сре­до­то­чи­ем ду­хов­ной жиз­ни быв­шей та­тар­ской сто­ли­цы. Через несколь­ко лет чис­ло ино­ков в нем до­хо­ди­ло до ста че­ло­век. Свя­той Вар­со­но­фий об­ра­щал та­тар в пра­во­слав­ную ве­ру, че­му нема­ло спо­соб­ство­ва­ло пре­вос­ход­ное зна­ние им та­тар­ско­го язы­ка. Бла­го­да­ря ис­це­ле­ни­ям раз­лич­ных неду­гов имя его ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ка­за­ни. И нема­ло боль­ных, при­хо­див­ших к нему за вра­че­ва­ни­ем, скло­ня­лись к при­ня­тию хри­сти­ан­ской ве­ры. По смер­ти епи­ско­па Твер­ско­го Ака­кия (1567) свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, вы­звал свя­то­го Вар­со­но­фия в Моск­ву и воз­вел его в сан епи­ско­па Твер­ско­го.

Ис­тин­ным све­тиль­ни­ком был свя­ти­тель Вар­со­но­фий для сво­ей паст­вы, не сло­ва­ми од­ни­ми, но всем су­ще­ством сво­им ука­зуя спа­си­тель­ный путь Хри­стов. Несмот­ря на вы­со­кий свя­ти­тель­ский сан, он про­дол­жал быть сми­рен­ным по­движ­ни­ком, ка­ким был в Пеш­нош­ской оби­те­ли и в Ка­за­ни. Но­чи про­во­дил он в мо­лит­ве, дни в тру­дах и за­бо­тах, от­ды­хая, шил кло­бу­ки и да­рил ино­кам и епи­ско­пам, непре­стан­ной мо­лит­вой усерд­но вра­че­вал те­лес­ные и ду­шев­ные бо­лез­ни об­ра­щав­ших­ся к нему. В то вре­мя на­ча­лись для Рос­сии тяж­кие ис­пы­та­ния – царь Иоанн Гроз­ный, муд­ро и бла­го­че­сти­во пра­вив­ший Рос­си­ей, стал ужа­сом и би­чом для сво­их под­дан­ных, на­саж­дая так на­зы­ва­е­мую «оприч­ни­ну». Тверь не при­над­ле­жа­ла оприч­нине и по­то­му не поль­зо­ва­лась бла­го­склон­но­стью ца­ря. С ужа­сом и него­до­ва­ни­ем ви­дел свя­ти­тель Вар­со­но­фий, как его друг Гер­ман, ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский (па­мять 6 но­яб­ря), неко­гда поль­зо­вав­ший­ся ува­же­ни­ем ца­ря, был вы­зван из Ка­за­ни в Моск­ву для воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та, од­на­ко по­сле то­го, как на­пом­нил ца­рю ти­хи­ми и крот­ки­ми сло­ва­ми, что тот даст от­вет на су­де Бо­жи­ем за свои же­сто­ко­сти, был из­гнан и умер в за­то­че­нии. Мно­го страш­ных со­бы­тий про­шло пред оча­ми свя­ти­те­ля Вар­со­но­фия за че­ты­ре го­да его ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния. Глу­бо­ко со­кру­шал­ся о сво­ей пастве свя­ти­тель Вар­со­но­фий. Ощу­щая стар­че­скую немощь, он в 1571 го­ду уда­лил­ся на по­кой в ос­но­ван­ную им в Ка­за­ни оби­тель. Пять лет про­вел он в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре на по­кое, в мо­лит­ве и уеди­не­нии, где при­нял ве­ли­кую схи­му. Ко­гда он не мог по немо­щи сам хо­дить в цер­ковь, лю­бя­щие уче­ни­ки по­мо­га­ли ему по­се­щать храм Бо­жий, зная его лю­бовь к Бо­го­слу­же­нию.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Вар­со­но­фий 11 ап­ре­ля 1576 го­да и был по­гре­бен в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским Ти­хо­ном. В 1595 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Иова (1588–1607) по­стро­ен в этом мо­на­сты­ре но­вый храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. При стро­и­тель­ство хра­ма бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­ти­те­лей Ка­зан­ских Гу­рия и Вар­со­но­фия.

Жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­лей Гу­рия и Вар­со­но­фия со­став­ле­но бы­ло свя­щен­но­му­че­ни­ком Пат­ри­ар­хом Ер­мо­ге­ном.

/ sobor.by/
(просмотров 708)





Новости разделов:

Церковные праздники

5 ДЕКАБРЯ 2025 (Пятни
Церковь чтит память святых апостолов от 70-ти: Архиппа, Филимона и мученицы равноапостольной Апфии
4 ДЕКАБРЯ 2025 (Четве
Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы
3 ДЕКАБРЯ 2025 (Среда
Церковь чтит память преподобного Григория Декаполита
2 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
Пророка Авдия вспоминает сегодня Церковь
1 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
Мученика Платона вспоминает сегодня Церковь
30 НОЯБРЯ 2025 (Воск
Церковь чтит память преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия
28 НОЯБРЯ 2025 (Пятн
Церковь чтит память преподобного Паисия Величковского
27 НОЯБРЯ 2025 (Четв
Сегодня день памяти апостола Филиппа
25 НОЯБРЯ 2025 (Втор
Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, вспоминает сегодня Церковь
21 НОЯБРЯ 2025 (Пятн
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных
20 НОЯБРЯ 2025 (Четв
Сегодня празднование иконы Божией Матери "Взыграние" (Угрешской)
19 НОЯБРЯ 2025 (Сред
Сегодня Церковь вспоминает преподобного Варлаама Хутынского

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004 - 2025.