BEL ENG DEU FRA



Протоиерей Сергий Лепин. "Ты знал всё". История Иуды Искариота

 
  
17 АПРЕЛЯ 2020 (Пятница) 17:30:56
Несмотря на весь негатив, в том числе и богослужебный, с которым сопряжено осмысление личности этого персонажа, наверное, многим из нас становилось… как-то, что ли, немного жалко этого предателя: разве можно быть более несчастным, чем он?

Жалость – это хорошо, но и с этим чувством главное не переборщить – как и с любым другим. Однако размышления о бедном Иуде иногда заходят слишком далеко.

Мне неоднократно приходилось сталкиваться даже с обвинениями самого Господа – дескать, Тот коварно использовал Иуду в Своих планах, лишив его возможности умереть в числе "обычных" неосведомленных грешников, к которым относились и относятся миллионы. Вместо неотличимого членства в безликом множестве неверующих или даже отпавших и отрекшихся Христос, якобы, "манипулируя", "заставляет" своего ученика сыграть эксклюзивную мерзейшую в истории роль, определившую тому место в самых недосягаемых адских глубинах.

Помните либретто рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда"? Его автор вкладывает в уста Иуды такие страшные слова:

"Но ты знал все с самого начала.
Бог мой! Я никогда не пойму,
Почему Ты выбрал меня для этого преступления.
Для Твоего кровавого грязного преступления.
Ты убил меня! Ты убил меня!"...
Брр. Аж мурашки по коже.

Давайте поставим два вопроса. Первый: разве был Иуда самым плохим человеком за всю историю существования людей? Второй: неужели Христу, знающему все наперед, необходимо было предательство Иуды для выполнения Своего плана? Разве предательство и погибель Иуды – неустранимая конструктивная часть нашего Спасения?

Во-первых. Богослужебные осуждения Иуды – это то же, что и призывы бегать Содома и Гоморры и угонзать в Сигор: метафора. Мы не знаем, каким был Иуда человеком, но мы знаем, что его поступок воистину ужасен. Низость его предательства мы оцениваем с высоты его апостольского призвания: ведь Иуда был в числе избранных двенадцати, получивших власть исцелять болезни, воскрешать мертвых, изгонять нечистых духов (Мф.10:8); он был тем, кто последние три с лишним года провел в непосредственной близости с Иисусом. Кому больше дано, с того больше… если и не спрашивают, то ожидают. Одно дело, когда с грубейшими ошибками пишет учитель труда, и совсем другое – когда министр образования. Но нам, все же, важно заметить, что Господь не отдавал Иуду на растерзание нашего суда. Христос ведь нигде не сказал что-то типа "Да судите его сами, как хотите! Он ваш!".

Но Иуду осуждает Сам Христос такими словами: "Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться" (Мк.14:21). Но слова "горе вам!" услышал из уст Господа не только Иуда. А "лучше не родиться", думаю, это оценочная поговорка, поскольку, если бы это "онотолгически" было так, то Иуда и вправду бы не родился. Бог не ошибается.

И еще. Мой среднестатистический читатель имеет достаточный возраст и жизненный опыт, чтобы согласиться с тем, что даже хорошие люди могут быть способными на сребролюбие, предательство и малодушие. Более того, я уверен, что вообще все люди способны на любой грех – вопрос лишь в (не)сложившихся условиях для этого.
"Неверный в малом неверен и во многом": каждый грех заключает в себе все другие в том смысле, что все они суть разные проявление одного и того же зла. Разнятся только симптомы и степень их выраженности.

Во-вторых. Мы переходим ко второму вопросу. Христос пришел на землю умереть за грехи человечества. Он не является жертвой случайных неблагоприятных ситуаций. Господь добровольно отдает свою жизнь, играя, как это может показаться, в поддавки со смертью и тлением: "Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин.10:17-18). Христос на то и пришел, и если вы против, то вы – сатана (см.: Мф.16:23). Христу надлежит быть убитым и в третий день воскреснуть – об этом Сын Божий говорит ученикам заблаговременно и неоднократно (Мф.16:21, 17:23, 20:19, Мк.8:31, 9:31, 10:34, Лк.9:22, 18:33, 24:7).

Христос, взявший на Себя грехи всего мира, не мог не умереть, поскольку "возмездие за грех – смерть" (Рим.6:23), "Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения" (Евр.9:22). Мог ли сам способ убийства Христа быть иным? Теоретически да, но технически обстоятельства должны были бы соответствовать указанным нюансам в пророчествах (например, кости должны были бы остаться целыми). Но опять же, пророчества вторичны: они тоже были бы другими, если бы смерть была другой – в данном случае изменения будущего меняют прошлое, и, пребывая в некотором диапазоне, вероятная амплитуда изменений не меняют сути темы греха и искупления.

Мог ли Господь избрать других учеников для реализации своего замысла о Спасении? Конечно, мог! Ни в ком из апостолов не было ничего "сверхъестественно" и спасительного, без чего у Христа бы ничего не получилось. На их месте могли оказаться другие лица так же, как в Ракове сегодня мог бы быть другой настоятель, регент, кассир и пр. Те, на кого упала силоамская башня, не были самыми грешными (Лк.13:4), рыба, во рту которой апостолы нашли статир (Мф.17:27), не была самой вкусной, осел, на котором Господь въезжает в Иерусалим, не был самым умным, а апостолы не были самыми святыми и единственными. Им выпал жребий, и при необходимости жребий отпавшего Иуды был сразу передан другому (Деян.1:26). Господь промыслительно избрал "кого надо", но я не уверен, что здесь нужно мыслить в категориях "кто на свете самый-самый". Если сегодня вы избрали посещение больницы, а не магазина, то это не значит, что врачи лучше, чем продавцы. Если вам нужна отвертка, то вы берете отвертку, но не потому, что отвертки круче, чем овощерезки. И у меня есть друзья – я не думаю, что они самые лучшие люди на земле. Они – просто друзья, они – мои, и я – их. И Господь не устраивал кастингов и конкурсов: Он просто шел по берегу, зная, что спасение рода человеческого состоится при любой погоде.

На месте Иуды технически мог оказаться другой (и окажется потом). Все призванные к евангельскому служению (в том числе и Дева Мария!) могли отказаться, а некоторые и отказались: например, богатый юноша, отказавшийся сразу (Мф.19:21) или многие из учеников его, которые перестали ходить за Иисусом спустя некоторое время после призвания (Ин.6:66). Отказаться они отказались, но… Евангелие же все равно состоялось, правда? Логика: если Промысл Божий уподобить сложному суждению, то оно будет тождественно истинным: целиком принимать только истинное значение независимо от логического смысла (истинности или ложности) простых суждений, из которых оно состоит.

Призыв Бога не отменял свободу человека, но, напротив, требовал от призываемых определенной способности к ее осуществлению (помните про "прежде похоронить отца" (Мф.8:21). В противном случае призываемые были бы несвободными и просто обреченными на выполнение определенных функций марионеток, что не так. Если бы не было Иуды, то, возможно, это бы повлияло на некоторые непринципиальные частности евангельской истории, но ее суть осталась бы той же: Господь все равно был бы убит в результате так или иначе осуществленной измены или предательства – просто, хотя бы потому, что всякий грех есть измена и предательство Бога, и всякий грешник есть изменник и предатель. Христос не мог умереть не от предательства – иначе от чего бы Ему было умирать? А если и не умирать ему за грех и от греха, то зачем тогда воплощаться? Иуда мог бы быть Васей, или вовсе быть представленным группой лиц. Возможно, что Христа предал бы не сребро- а често- или сластолюбец или любитель чего-то еще. На эту должность подходит всякий х(икс)-любец. В том числе и я, и вы.

Мы видим, как на протяжении всей евангельской истории апостолы изменяются. Нам было бы очень интересно узнать, с чего начал свое следование за Христом Иуда, и проследить за его динамикой. Может, он предварительно был склонен к вооруженному грабежу, а стал мелким воришкой – я не знаю. Но я знаю, что Господь нещадно обличал недостатки своих учеников. Уверен, что он обличал недостатки и Иуды так же, как он обличал наглость и властолюбие Иакова и Иоанна (Мк.10:35-45), самоуверенность Петра, маловерие Фомы... Он предупреждал его, чем все может закончится, и дал ему все, чтобы это не случилось.

То, что все апостолы печально спрашивают "не я ли, Господи?" (Мф.26:22), свидетельствует о том, что в принципе каждый из них понимал, что может оказаться предателем, разве что кроме Петра... Никто не увидел в разоблачении Иуды что-то такое особенное, ни на что не похожее из бывшего ранее: Вечеря продолжилась, и Иуда оставался еще некоторое время среди апостолов и причастился Тела и Крови со всеми. Возможно, ученики подумали, что сегодня Иуда просто получил "неуд" – с кем из них не бывало?

И reductio ad absurdum, так сказать. Если считать Иуду неизбежной и необходимой жертвой, то мы, зная, что смерть Иисуса не была "потерей" и "бесславием", но напротив была приобретением и прославлением, неизбежно придем к тому, что Христос приносит в жертву не Себя, а Иуду, который единственно во всей этой истории что-то потерял: себя – полностью и необратимо.
А вот, первосвященники и старцы - вот, кто "поимел" Иуду! Иуда, раньше всех понявший, что Господь устраивает Свое Царство "не от века сего", не "в сие время" и не так, как он рассчитывал, захотел просто "соскочить с темы" и через разоблачение и выдачу Иисуса получить хоть какую-то компенсацию утерянного за последнее время. По-видимому, Иуда не хотел смерти Иисуса, и архиереи заверили его, что "только разберутся", и все закончится максимально лайтово. Или, зная не понаслышке о способностях своего бывшего Учителя, предатель просто думал, что Христу ничего не угрожает...

Однако, "увидев, что Он осужден", Иуда раскаивается – не в том, что отрекся, а в том, что поверил новым партнерам по бизнесу: и стал причиной "крови неповинной" – он же ведь вор, а не убийца! "Мокрые" дела не по его части. И... Иисуса жаль: все же, столько вместе дорог пройдено! Как теперь с этим жить?… Да и не маленьким же был , этот Иуда! Разве можно было так слепо верить архиереям? попробуй не повеситься потом.../ sobor.by/ Живой журнал
(просмотров 552)





Новости разделов:

Просвещение

29 СЕНТЯБРЯ 2020
Встреча с главным специалистом в области исследования подвига и прославления новомучеников состоялась в Минске
25 СЕНТЯБРЯ 2020
13 ноября состоятся VII Туровские Епархиальные Образовательные Чтения
18 СЕНТЯБРЯ 2020
Успейте записаться на Миссионерские курсы при Минской духовной академии: запись до 20 сентября
17 СЕНТЯБРЯ 2020
В Могилеве проходит выставка, посвященная жизни и духовному пути Государя Николая II и его семьи
14 СЕНТЯБРЯ 2020
В Минской духовной академии состоится ежегодная научная конференция
8 СЕНТЯБРЯ 2020
Открывается набор на миссионерские курсы при Минской духовной академии
24 АВГУСТА 2020
Мирянская богословская коллегия при Покровском соборе города Гродно объявляет набор на новый учебный год
8 ИЮНЯ 2020
"Дерзайте! Идите вперед! Преодолевайте трудности, совершенствуйтесь!" Владыка Вениамин напутствовал выпускников
18 МАЯ 2020
Международные Кирилло-Мефодиевские чтения переносятся на осень
18 МАЯ 2020
Социальные мастерские прихода продолжают информационную поддерживающую помощь родителям
17 АПРЕЛЯ 2020
Протоиерей Сергий Лепин. "Ты знал всё". История Иуды Искариота
11 АПРЕЛЯ 2020
Псково-Печёрский монастырь подготовил онлайн-выставку к 110-летию архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.