Протоиерей Сергий Лепин: "Продавать ладанки как средства спасения ни в коем случае нельзя"
6 ЯНВАРЯ 2018 (Суббота) 12:13:22 Часто в церковных лавках, а особенно на церковных выставках можно увидеть в продаже ладанки. Как правило, это небольшой мешочек с некоторым предметом внутри, освящённый на мощах. Надпись на нём может гласить "Ладанка ограждает от духов нечистых и несёт в себе чудотворную силу от святых мощей, на которых она освящена. Вещественная святыня как милость Божия роду человеческому – для отгнания врагов видимых и невидимых"…Как это понимать, может ли ношение некоторого предмета спасать человека от злых духов - на вопросы о ладанках Sobor.by ответил доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин. - Отец Сергий, помогите разобраться в ладанках. С одной стороны, наличие при себе освященных предметов или изображений святых может лишний раз направлять ум человека к богомыслию и к молитве, но то, как позиционируются ладанки, не может не смущать (учитывая, что написано на этикетках к ним)! Что греха таить, большинство людей воспринимают ладанку как оберег... - Так, речь идёт о банальном обереге (амулете) – языческом рудименте в нашей практике. Предполагается, что какая-то вещица будет висеть на шее и просто приносить счастье. Уже минимум в начале двадцатого века о ладанках писали в церковной печати, как о суеверии, основанном как на народном веровании в то, что бесы "боятся ладана", так и на вере в целительную силу ладана. Например, в 1877 г. "Руководство для сельских пастырей" специально отмечало, что священнику не следует давать ладан прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений. Ещё митрополит Киевский Евгений (Болховитинов; † 1837) совершенно однозначно относил ладанки к амулетам, когда писал: "Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками (по-гречески филактерии), потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки". Нередко в ладанках не было вообще никакого ладана! Чего в неё только не зашивали: и чеснок, и кусочек пуповины, "священные" травы и кусочки древесины, кожу рептилий и пресмыкающихся, свитки с молитвами и заклинаниями, кусочек земли с родины – от "чар", болезней, как средство любовной магии и пр. Мешочек с непонятным содержимым как средство хранения "чудотворной силы от святых мощей" - звучит как какой-то бред… Ага, этакий "power bank"… Ну, ребята, так же нельзя! - Если ладанки продаются в церковных лавках, логично предположить, что польза от них всё же есть – в чём она? - Вспомнился Маяковский: "Если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?". Конечно, польза есть! Особенно продавцам. Какая может быть польза купившему её? Ну, не знаю... Может, меньше денег останется на алкоголь и сигареты. Разумеется, психологически можно объяснить наличие мнимой пользы от амулетов, которые помогают справиться с неуверенностью и страхами, но я уверен, что уж пусть лучше неуверенность и страх, чем ложное упование и тщетная надежда. В лучшем из возможных смыслов, по-моему, ладанку и прочие "освящённые косыночки", "лепесточки" и пр. в этом духе можно воспринимать просто как трогательные памятные сувениры, напоминающие нам о наших трепетных чувствах, пережитых, например, нами в том или ином паломничестве. Продавать их как средства спасения, исцеления и какие-то фантастические вместилища благодати ни в коем случае нельзя. Я ничего не имею против сувениров – я против обмана простого доверчивого люда и соблазнения тех, кто потом, глядя на всю эту "православную" ярмарочную вакханалию, уходят в секты. - В чём разница между ношением ладанки и ношением креста, помимо того, что наличием креста мы исповедуем себя христианами? - Как это ни печально, но ношение креста тоже может быть суеверным – если и он, крест, воспринимается как оберег: вещица, которая сама по себе и без нашей вовлечённости что-то там втихую "отгоняет". Вера в "автоматические" защитные свойства любого имеющего "магическую силу" предмета предполагает ненужность молитвы, поста, морали, банальной осторожности и рассудительности. Крест на груди верующего и добродетельного человека является видимым исповеданием себя учеником Христовым, взявшим крест свой и последовавшим за Ним (см.: Лк.9:23, Лк.14:27), а также осязаемым напоминанием о необходимости сораспяться со Христом (см.: Гал.2:19), умереть вместе с Ним для мира и вместе с Ним совоскреснуть для Новой жизни. Крест только тогда "демонов язва", когда он – "верных утверждение". Если даже "слово о кресте… для нас, спасаемых, - сила Божия" (1Кор.1:18), то мешочки непонятно с чем – это просто… мешочки непонятно с чем. Мы спасены не мешочками! Ношение ладана как "лекарства" или "чертополоха" основано на незнании смысла употребления ладана за богослужением и келейной молитвой. Если бесов (бесплотных духов) можно было бы победить вкусно пахнущим дымком, а то и просто куском смолы, то, может, зря пришёл и умер Сын Божий? Ношение текста молитвы и даже креста при себе просто в качестве оберега не имеет никакого отношения к православному учению о спасении и молитве. "Дети! храните себя от идолов. Аминь" (1Ин.5:21). Читайте также: Для чего освящают веточки вербы и зачем их хранят целый год? >> Протоиерей Сергий Лепин: Категорически рекомендуется освящать на Пасху прежде всего свое сердце >> / sobor.by/ (просмотров 3676) |
Новости разделов: