BEL ENG DEU FRA



Постное письмо № 39. Великая Среда. Слёзы мироносицы

 
  
12 АПРЕЛЯ 2017 (Среда) 13:28:48
О наступающих тревожных днях и глубоком молчании – архимандрит Савва (Мажуко).

Когда я впервые оказался в Троице-Сергиевой лавре, я понял, чего хочу от жизни. Мне было шестнадцать, и я, наконец, увидел живого канонарха. Это просто царь! Король богослужения! В длинной монашеской мантии величественно и свободно он идёт вдоль иконостаса от клироса к клиросу, возглашая гласы и стихиры. Завораживающая красота!

– Глас первый. Господи, воззвах Тебе, услыши мя.

И хор послушно отвечает "королю". Потом поются стихиры. Но не так, как на приходе, а по строчке: канонарх пропевает строку, хор вторит, и так все стихиры. Без спешки. Со вкусом. С достоинством.

Услышать канонарха и умереть! Почему такое никому не приходило в голову?

Лавра славилась своими канонархами. Голосистые. Стройные. Выдержанные. По-своему стильные. Но это – люди. У них тоже есть свои истории и даже свой фольклор.

В первый день поста все строгие и молчаливые. А на клиросе весёлая возня: кому канонаршить стихиры вечерни. Никто не хочет. Канонархи разбегаются или манкируют. Наконец, выталкивают Макария. Шагает величественно по солее. Не просто кланяется – "творит метание". И на всю церковь возглашает "стыдные" строки:

– Всякий грех содеях.

Хор повторяет строчку "на глас вторый".

– Всех превзыдох блудом.

Хор продолжает, едва сдерживая смех: Макарий опять во всём "признался".

Однако есть стихира, которую канонархи ждут целый год. Возглашать её – честь настолько высокая, что отдаётся эта привилегия самым заслуженным и уважаемым певцам. Это знаменитая стихира Страстной Среды, написанная инокиней Кассией, которая жила в IX веке близ Константинополя.

Содержание стихиры – исповедь мироносицы-блудницы, которая в среду, в самый канун событий в Гефсиманском саду, вошла в дом Симона прокажённого и, разбив сосуд с драгоценным миром, выкупала в нём ноги Спасителя и отёрла их своими волосами. Молча. Со слезами. Не произнесла ни слова.

Почему это частное событие покаяния мы признаём значительным?

Потому что значительным его сделал Сам Христос, вложив в исповедальное помазание миром пророческое значение: "Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению" (Мф. 26:12).

Страстная седмица пронизана изобильным символизмом. Бесплодная смоковница – дерево, превратившееся в притчу, внезапно переосмысленные биографии Иосифа прекрасного и многострадального Иова, тридцать сребреников Иуды, которые были получены в этот день – и не деньги вовсе, и заплачены более тысячи лет назад. Море образов!

За столом сидят ни о чём не подозревающие люди. Они строят планы. Апостолы думают, куда их Учитель пойдёт на следующей неделе. Симон думает о своём. И блудница, избранная Господом первой мироносицей, превратившаяся в пророчицу, не осознающую, что совершает настоящее прорицание в действии, в ожившей притче.

Меня всегда завораживало её молчание. Почему она молчит? Не говорит ни слова. Но между ними что-то происходит – между невольной мироносицей и Спасителем.

Инокиня Кассия угадала эти интонации. Поэтому её стихира – гениальное произведение не только церковной поэзии, но и богословия.

Есть люди, которые учат эту стихиру наизусть и потом поют или читают как покаянную молитву или как глубокое духовное упражнение. Не обязательно учить. Просто спойте на восьмой глас, как стихиру "Владычице, приими молитвы раб Твоих":

Господи, яже во многия грехи впадшая жена,

Твое ощутившая божество,

мироносицы вземше чин,

рыдающи, миро Тебе прежде погребения приносит.

Увы мне глаголющи!

Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна,

Мрачное же и безлунное рачение греха.

Приими моя источники слёз,

Иже облаками производяй моря воду.

Приклонися к моим воздыханием сердечным,

Приклонивый небеса неизречённым Твоим истощанием!

Да облобыжу пречистеи Твои нозе

И отру сия паки главы моея власы,

Ихже в раи Ева по полудни

Шумом уши огласивши, страхом скрыся.

Грехов моих множества,

И судеб Твоих бездны кто изследит?

Душеспасче Спасе мой!

Да мя Твою рабу не презриши,

Иже безмерную имеяй милость.

Это длинная стихира, длина которой не утомляет, так пропитаны смыслом и подлинной молитвой каждая строчка.

"Твоё ощутившая божество". Это о женщине, которая была реальной грешницей. То, что о ней говорили, не было клеветой. Одна из стихир называет её женой "злосмрадной и осквернённой". Этой женщиной гнушались. И она хорошо знала, что заслужила ещё большее порицание. Но не мудрые и начитанные фарисеи открыли, что перед ними Бог, а вот эта падшая и скверная жена, она безошибочно узнала, Кто перед ней. И она не пустилась в разговоры, в просьбы или хвалу. Она сделала то, что подсказало ей сделать сердце, "мироносицы вземше чин". И Господь именно её, падшую и гнусную, избрал в свои первые мироносицы, именно ей доверил Своё пречистое тело к погребению.

Строчка, которой можно заменить целые тома по христианской этике: "Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха".

Кипение греха, водоворот страсти – настолько мрачное состояние, что в нём гаснет даже свет луны – безлунное усердие страсти.

Инокиня Кассия в молодости, как девушка из благородной семьи и хорошего образования, была в числе кандидаток в невесты императору Феофилу. Тщеславный император знакомился с невестами, демонстрируя свою учёность. Подойдя к Кассии, он сказал:

– Не женщина ли стала причиной падения?

Кассия не смутилась и "вернула" вопрос:

– Не от женщины ли пришло в этот мир спасение?

Такая умная жена Феофилу была не нужна. Кассия и не старалась. Ей по сердцу была монашеская жизнь, и, отдав долг постылого сватовства, она спокойно поселилась в монастыре, где сочиняла не только изысканные богословские тексты, но и музыку.

Однако легенда так просто не отпускает. Говорят, что Феофил справлялся о судьбе умной инокини и однажды даже зашёл к ней в келлию. Кассия как раз что-то сочиняла, но услышав стук в дверь, убежала в сад. Феофил вошёл и стал читать недописанный свиток. Это была стихира мироносицы-блудницы, оборвавшаяся на фразе о Еве: "шумом уши огласивше". Император обмакнул перо в чернила и приписал: "страхом скрыся".

Красивая история. Было ли так на самом деле, неважно. Главное, перед нами гениальный богословский текст, который является памятником и эталоном созерцания Страстной седмицы.

Время сгущается. Иуда уже пошёл к первосвященникам. Сребреники уже отогрелись в его ладонях. Тайные ученики готовят горницу для последней вечери. Апостолы в беспечности слушают неожиданно суровые речи Учителя. Братья Зеведеи все ещё планируют занять места поближе к будущему Царю. Занят своими мыслями Понтий Пилат, не подозревающий, что его, мелкого и незначительного интригана, зачем-то запомнит история. Только что приехал в город Ирод и пытается отдышаться после долгого пути. Симон Киринейский, отец Александра и Руфа, может быть, уже пошёл на поле или только собирается. В мрачной темнице неистово сверкают белки глаз загнанного в угол Вараввы. Пётр в необъяснимой тревоге проверяет меч у себя на поясе. И совсем безмолвно стоит на мраморном столике умывальная чаша Пилата. И никто не глядит в сторону неказистого ствола мёртвого дерева, который лежит в пыли во дворе легионеров. Много лиц, речей, намерений. И всё глохнет в неодолимом молчании тревожных дней.

www.pravmir.ru / sobor.by/

(просмотров 2187)





Новости разделов:

Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
Новости
Архив новостей :