Постное письмо № 39. Великая Среда. Слёзы мироносицы
12 АПРЕЛЯ 2017 (Среда) 13:28:48 О наступающих тревожных днях и глубоком молчании – архимандрит Савва (Мажуко).Когда я впервые оказался в Троице-Сергиевой лавре, я понял, чего хочу от жизни. Мне было шестнадцать, и я, наконец, увидел живого канонарха. Это просто царь! Король богослужения! В длинной монашеской мантии величественно и свободно он идёт вдоль иконостаса от клироса к клиросу, возглашая гласы и стихиры. Завораживающая красота! – Глас первый. Господи, воззвах Тебе, услыши мя. И хор послушно отвечает "королю". Потом поются стихиры. Но не так, как на приходе, а по строчке: канонарх пропевает строку, хор вторит, и так все стихиры. Без спешки. Со вкусом. С достоинством. Услышать канонарха и умереть! Почему такое никому не приходило в голову? Лавра славилась своими канонархами. Голосистые. Стройные. Выдержанные. По-своему стильные. Но это – люди. У них тоже есть свои истории и даже свой фольклор. В первый день поста все строгие и молчаливые. А на клиросе весёлая возня: кому канонаршить стихиры вечерни. Никто не хочет. Канонархи разбегаются или манкируют. Наконец, выталкивают Макария. Шагает величественно по солее. Не просто кланяется – "творит метание". И на всю церковь возглашает "стыдные" строки: – Всякий грех содеях. Хор повторяет строчку "на глас вторый". – Всех превзыдох блудом. Хор продолжает, едва сдерживая смех: Макарий опять во всём "признался". Однако есть стихира, которую канонархи ждут целый год. Возглашать её – честь настолько высокая, что отдаётся эта привилегия самым заслуженным и уважаемым певцам. Это знаменитая стихира Страстной Среды, написанная инокиней Кассией, которая жила в IX веке близ Константинополя. Содержание стихиры – исповедь мироносицы-блудницы, которая в среду, в самый канун событий в Гефсиманском саду, вошла в дом Симона прокажённого и, разбив сосуд с драгоценным миром, выкупала в нём ноги Спасителя и отёрла их своими волосами. Молча. Со слезами. Не произнесла ни слова. Почему это частное событие покаяния мы признаём значительным? Потому что значительным его сделал Сам Христос, вложив в исповедальное помазание миром пророческое значение: "Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению" (Мф. 26:12). Страстная седмица пронизана изобильным символизмом. Бесплодная смоковница – дерево, превратившееся в притчу, внезапно переосмысленные биографии Иосифа прекрасного и многострадального Иова, тридцать сребреников Иуды, которые были получены в этот день – и не деньги вовсе, и заплачены более тысячи лет назад. Море образов! За столом сидят ни о чём не подозревающие люди. Они строят планы. Апостолы думают, куда их Учитель пойдёт на следующей неделе. Симон думает о своём. И блудница, избранная Господом первой мироносицей, превратившаяся в пророчицу, не осознающую, что совершает настоящее прорицание в действии, в ожившей притче. Меня всегда завораживало её молчание. Почему она молчит? Не говорит ни слова. Но между ними что-то происходит – между невольной мироносицей и Спасителем. Инокиня Кассия угадала эти интонации. Поэтому её стихира – гениальное произведение не только церковной поэзии, но и богословия. Есть люди, которые учат эту стихиру наизусть и потом поют или читают как покаянную молитву или как глубокое духовное упражнение. Не обязательно учить. Просто спойте на восьмой глас, как стихиру "Владычице, приими молитвы раб Твоих": Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая божество, мироносицы вземше чин, рыдающи, миро Тебе прежде погребения приносит. Увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, Мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слёз, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, Приклонивый небеса неизречённым Твоим истощанием! Да облобыжу пречистеи Твои нозе И отру сия паки главы моея власы, Ихже в раи Ева по полудни Шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, И судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой! Да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость. Это длинная стихира, длина которой не утомляет, так пропитаны смыслом и подлинной молитвой каждая строчка. "Твоё ощутившая божество". Это о женщине, которая была реальной грешницей. То, что о ней говорили, не было клеветой. Одна из стихир называет её женой "злосмрадной и осквернённой". Этой женщиной гнушались. И она хорошо знала, что заслужила ещё большее порицание. Но не мудрые и начитанные фарисеи открыли, что перед ними Бог, а вот эта падшая и скверная жена, она безошибочно узнала, Кто перед ней. И она не пустилась в разговоры, в просьбы или хвалу. Она сделала то, что подсказало ей сделать сердце, "мироносицы вземше чин". И Господь именно её, падшую и гнусную, избрал в свои первые мироносицы, именно ей доверил Своё пречистое тело к погребению. Строчка, которой можно заменить целые тома по христианской этике: "Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха". Кипение греха, водоворот страсти – настолько мрачное состояние, что в нём гаснет даже свет луны – безлунное усердие страсти. Инокиня Кассия в молодости, как девушка из благородной семьи и хорошего образования, была в числе кандидаток в невесты императору Феофилу. Тщеславный император знакомился с невестами, демонстрируя свою учёность. Подойдя к Кассии, он сказал: – Не женщина ли стала причиной падения? Кассия не смутилась и "вернула" вопрос: – Не от женщины ли пришло в этот мир спасение? Такая умная жена Феофилу была не нужна. Кассия и не старалась. Ей по сердцу была монашеская жизнь, и, отдав долг постылого сватовства, она спокойно поселилась в монастыре, где сочиняла не только изысканные богословские тексты, но и музыку. Однако легенда так просто не отпускает. Говорят, что Феофил справлялся о судьбе умной инокини и однажды даже зашёл к ней в келлию. Кассия как раз что-то сочиняла, но услышав стук в дверь, убежала в сад. Феофил вошёл и стал читать недописанный свиток. Это была стихира мироносицы-блудницы, оборвавшаяся на фразе о Еве: "шумом уши огласивше". Император обмакнул перо в чернила и приписал: "страхом скрыся". Красивая история. Было ли так на самом деле, неважно. Главное, перед нами гениальный богословский текст, который является памятником и эталоном созерцания Страстной седмицы. Время сгущается. Иуда уже пошёл к первосвященникам. Сребреники уже отогрелись в его ладонях. Тайные ученики готовят горницу для последней вечери. Апостолы в беспечности слушают неожиданно суровые речи Учителя. Братья Зеведеи все ещё планируют занять места поближе к будущему Царю. Занят своими мыслями Понтий Пилат, не подозревающий, что его, мелкого и незначительного интригана, зачем-то запомнит история. Только что приехал в город Ирод и пытается отдышаться после долгого пути. Симон Киринейский, отец Александра и Руфа, может быть, уже пошёл на поле или только собирается. В мрачной темнице неистово сверкают белки глаз загнанного в угол Вараввы. Пётр в необъяснимой тревоге проверяет меч у себя на поясе. И совсем безмолвно стоит на мраморном столике умывальная чаша Пилата. И никто не глядит в сторону неказистого ствола мёртвого дерева, который лежит в пыли во дворе легионеров. Много лиц, речей, намерений. И всё глохнет в неодолимом молчании тревожных дней. www.pravmir.ru / sobor.by/ (просмотров 2187) |
Новости разделов: