BEL ENG DEU FRA



Постное письмо Саввы Мажуко № 27. Воспитываем силу воли

 
  
31 МАРТА 2017 (Пятница) 13:03:30
Каждый раз я должен просыпаться в пять часов утра, чтобы пойти на братский молебен. Так начинается утро в монастыре. Это самый тяжкий подвиг для меня как преданного друга подушек и кроваток.

Сижу на кровати, как ёжик в тумане. Надеваю носок. Безвольно. Горько. С обречённостью глубоко несчастного человека.

– А какой смысл? Там – темно, холодно, а я поздно лёг и поздно уснул. От недосыпания столько болезней! И преступлений! Совсем я себя не щажу! А потом – сходишь ты туда, помолишься, и целый день будешь "неваляшкой" и ничего не сможешь делать, всё будет валиться из рук.

– Нет, ну что подумают братья? Надо идти. – Надевается второй носок.

– Вот-вот, подумай о братьях. Ты же знаешь, какой ты, когда не выспишься – чистый Бармалей с пулемётами. Сердитый, надутый. Так должен выглядеть батюшка?

– Ну, ведь всё равно уже проснулся. – Попытка встать с кровати.

– Да. Иди. Конечно. Только кого ты сделаешь этим счастливее?

– Надо идти. У Леночки операция. Надо помолиться. – Включаю свет.

– А есть разница – когда молиться, в котором часу? Кстати, есть ещё десять минут. Можно переставить будильник. Ты даже не в состоянии разобраться с будильником, как ты пойдёшь в церковь?

– Так ведь на улице вот – свежо. Птицы поют. – Поиски зубной щетки.

Подобные диалоги с настоящим накалом страстей и разгулом лукавства происходят постоянно, и не всегда я оказываюсь на высоте.

Но есть одна фраза, которая помогает мне справиться: "Савва, это не обсуждается". Работает не всегда, но поддерживает. И всякий раз благодарю Бога за то, что я не католический падре, ведь тогда бы ещё и бриться утром пришлось. Вот это бы меня точно убило. Во всех смыслах.

Диалоги с "созерцанием носков" я вспомнил, потому что мне приходится прилагать огромные усилия к тому, на что их стыдно и жалко тратить. Идти или не идти? Делать или не делать? Участвовать или нет? Может, зубы почистить потом? Может, пообедать раньше? Постоянное напряжение выбора, которое истощает силы человека, изнуряет его. Выбор – занятие крайне утомительное. Он буквально высасывает все силы, не оставляя порой даже на донышке, так что, сделав выбор, человек порой не находит сил осуществить то, что он выбрал. Требуется восстановление. Приходиться ждать и копить силы. А жизнь утекает. Времени всё меньше. Задуманное не делается. Мы "созерцаем носки".

Какой выход? Есть три стратегии. Первая и самая популярная: "спрятаться в домик", убегать всякий раз, когда нужно принимать решение, прикидываться, юродствовать, сваливать на других. Проверено жизнью – стратегия проигрышная и способствует быстрой деградации человека.

Второй вариант: всякий раз ответственно делать выбор, мужественно вступать в состязание с искушением. Подходит не всем. Только очень сильные люди сгодятся на такие битвы. Кстати, надолго их тоже не хватает. У обычного человека такой режим приводит к депрессии, отчаянию, периодическим срывам. Просто не хватает сил постоянно жить в этом сверхчеловеческом ритме.

Третий путь: определив приоритеты своей жизни, доверить привычке максимально возможное число повседневных дел и хлопот, умышленно автоматизировать свою жизнь. Приняв решение один раз и навсегда, осуществлять его бездумно, не колеблясь, не позволяя вариантов. Только в этом случае удаётся высвободить силы для решения задач, которые того стоят. Упорядочить свою жизнь. Привести её в порядок. Найти приемлемый для себя ритм жизни. Сделать этот выбор однажды и навсегда. Как говорила одна старушка, "жить по порядку".

Выбор – утомительное занятие. Ситуация выбора изнуряет человека. Навык – бережёт силы.

Может быть, оттого мы и такие вялые и слабые, хотя находимся в цветущем возрасте и в относительном здоровье и благополучии. Всё оттого, что жизнь наша не упорядочена. Встаём, как получится, завтракаем на ходу, смотрим на детей скользящим, "сканирующим" взглядом – нет сил сфокусироваться, – торопимся, всё куда-то летим и вечно не успеваем.

Жить "по порядку" – не просто. Во-первых, этот порядок надо ещё найти. Найти самому, а это серьёзный труд. Серьёзный, но благодарный. Найти ритм и закрепить.

По кенигсбергскому философу Канту жители города сверяли часы. Просыпался ровно в пять утра, выпивал чашку чая и выкуривал трубку, предаваясь размышлениям. С семи до одиннадцати читал лекции. Затем долго обедал, общаясь с друзьями. В три часа выходил на прогулку и навещал друга, с которым общался ровно до семи вечера (в выходные до девяти), возвращался домой и ровно в десять вечера укладывался спать. Это точнейший распорядок, которого Кант строго придерживался, нормировав раз и навсегда и количество выпитого чая, и число выкуренных трубок. Это жёстко, но только так он мог высвободить силы, необходимые ему для напряженного умственного труда.

Свой ритм жизни Кант нашёл и закрепил не раньше сорокалетнего возраста. До этого времени он находился в поиске и экспериментировал. Если вы заняты серьёзным делом, требующим полной отдачи, вам придётся найти свой ритм и строго ему следовать. Ритм, который будет именно вам по размеру, впору. Не всё, что было полезно Канту, подойдёт, скажем, многодетной маме или гомельскому батюшке.

Христианин по определению должен большое внимание уделять своей внутренней духовной жизни. Это занятие требует больших сил. Спасение – занятие затратное.

Открыв аскетические книги, мы заранее, по пионерскому обычаю, готовимся к воспитанию силы воли, а отцы настойчиво нам говорят о воспитании привычки.

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

Постоянно жить усилием воли удавалось лишь личностям героическим, и то недолго. Необходимость всякий раз совершать выбор изматывает человека, убивает в нём силы жить. Воспитание привычек и терпеливое им следование, наоборот, даёт силы и для труда, и для любви, и для творчества.

Дело не в скорости, а в навыке. "Советский премьер" Алексей Николаевич Косыгин ездил по Москве со скоростью сорок километров в час. По Москве! Премьер! И всё успевал. И успел сделать невероятно много, не имея мобильных телефонов и интернета. Конечно, сейчас мы так ездить не сможем – настигнут и прибьют коллективно. Дело не в скоростях, а в воспитании привычки, в мужестве "жить по порядку".

www.pravmir.ru / sobor.by/

(просмотров 2948)





Новости разделов:

Просвещение

28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
5 МАРТА 2022
Вручены дипломы церковным звонарям - выпускникам 44 набора отделения звонарей МДУ
  Церковь и общество

18 МАЯ 2024
Когда о семье говорят по-семейному
18 МАЯ 2024
«Счастье – в детях»: в Бобруйске стартовал международный фестиваль в поддержку семьи, материнства и детства
18 МАЯ 2024
Районное родительское собрание на тему "Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и защита их в сети Интернет"!
18 МАЯ 2024
В Бобруйске подвели итоги конкурса детских рисунков "Пасхальная радость"
17 МАЯ 2024
19 мая в бобруйском театре имени Дунина-Марцинкевича состоится спектакль «Сказ о Петре и Февронии». Вход свободный!
17 МАЯ 2024
Встретим праздник вместе
16 МАЯ 2024
Объявлен открытый конкурс литературных произведений для детей и юношества «Книга мне – книга во мне»
15 МАЯ 2024
17 мая 2024 года в рамках ХХХ Международных Кирилло-Мефодиевских чтений состоится ХХ научно-практическая конференция «Духовное возрождение общества и православная книга»
15 МАЯ 2024
ПРОГРАММА научно-практической конференции ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА
13 МАЯ 2024
"История прихода в датах". 2010 год: Митрополит Минский и Слуцкий Филарет вручил главе Департамента финансовых расследований КГК Беларуси икону апостола Павла
13 МАЯ 2024
14 мая – Радоница
12 МАЯ 2024
13-28 мая в приходе святителя Луки Крымского в Минске будет пребывать чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Локотская
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.